Гуманитарное право России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 13:53, контрольная работа

Описание работы

Многие социальные проблемы, веками занимавшие человеческий ум, получили свое разрешение: лечение болезней, прогнозирование погоды, обмен информацией, создание мощных средств производства, исследование человеком космического пространства и Луны, поиск и добыча природных ископаемых из недр земли и морского дна, получение солнечной энергии, создание и эксплуатация атомных реакторов и т.д. Другие еще ждут своего разрешения и урегулирования. Среди таких проблем значительное место занимает устранение вооруженных конфликтов из современных общественных отношений.
В войнах и других актах вооруженного насилия на протяжении ХХ столетия погибло 140 — 150 млн. человек, из которых одна треть приходится на Россию.

Содержание работы

Введение
1. Возникновение и развитие гуманитарного права
1.1 История возникновения международного гуманитарного права
1.2 Источники гуманитарного права
2. Гуманитарное право России
2.1 Система гуманитарного права России
Заключение
Список источников и литературы

Файлы: 1 файл

МГП. Контрольная.docx

— 88.61 Кб (Скачать файл)

План:

Введение

1. Возникновение и развитие гуманитарного  права

1.1 История возникновения международного  гуманитарного права

1.2 Источники гуманитарного права

2. Гуманитарное право России

2.1 Система гуманитарного права России

Заключение

Список источников и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Многие социальные проблемы, веками занимавшие человеческий ум, получили свое разрешение: лечение болезней, прогнозирование погоды, обмен информацией, создание мощных средств производства, исследование человеком космического пространства и Луны, поиск и добыча природных ископаемых из недр земли  и морского дна, получение солнечной  энергии, создание и эксплуатация атомных  реакторов и т.д. Другие еще ждут своего разрешения и урегулирования. Среди таких проблем значительное место занимает устранение вооруженных  конфликтов из современных общественных отношений.

В войнах и других актах  вооруженного насилия на протяжении ХХ столетия погибло 140 — 150 млн. человек, из которых одна треть приходится на Россию.

Государства, начиная с 1868 г. активно начали разрабатывать систему норм международного права с целью ограничения воюющих в средствах и методах ведения войны, защиты гражданского населения, определения статуса воюющих, военнопленных, интернированных, правового положения лиц, находящихся под защитой специальных норм, а также отдельных категорий лиц, на которых данная защита не распространяется, и т.д. С самых первых дней активную роль в этом нормотворческом процессе заняла Российская Империя, а имя и энтузиазм русского юриста-международника Федора Мартенса известно широкому кругу современных юристов.

Можно утверждать, что современный  период развития общества характеризуется  существенными достижениями в области  регулирования вооруженных конфликтов и защиты жертв войны. Были разработаны  и приняты конкретные международные  договоры в рассматриваемой сфере. Это, прежде всего Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг. о законах и обычаях войны, Женевский протокол 1925 г. о запрещении применения химического и бактериологического оружия и ряд других соглашений о запрещении или ограничении различных видов оружия, Женевские конвенции 1949 гг. и Дополнительные протоколы к ним 1977 г.

Разработанная и действующая  система норм современного международного права, регулирующая правоотношения в  период войны, позволяет говорить об отдельной отрасли — международном гуманитарном праве, применяемом в период вооруженных конфликтов. Это обстоятельство, с одной стороны, служит импульсом для дальнейшего развития и правового оформления принципов и норм, определяющих критерии поведения воюющих, защиту жертв войны и т.д., а с другой стороны, государства-участники соглашения принимают на себя обязательства привести свое национальное право в соответствие с заключенными международными договорами. В случае несоответствия нормы внутригосударственного законодательства положениям международного договора приоритет отдается последнему.

Две эти точки зрения взаимообусловлены  и взаимосвязаны и должны рассматриваться  в совокупности. Во время вооруженных  конфликтов более всего страдают ни в чем не повинные женщины, дети, старики. Значение гуманитарных норм, их применение становится все актуальнее, ибо они направлены на защиту жертв  войны.

Нормы международного гуманитарного  права обязывают воюющих охранять интересы жертв войны, обращаться с  ними при всех обстоятельствах гуманно  и предоставлять им в максимально  возможной мере и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход. Между ними не должно проводиться  никакого различия, независимо от цвета  кожи, религии, пола, национального  происхождения, политических, религиозных  и других убеждений. Причем такая  защита обеспечивается не только в  случае войны, но и в ходе всякого  иного вооруженного конфликта между  государствами, даже если одна из них  не признает состояния войны.

Практика послевоенного  урегулирования взаимоотношений между  государствами показывает, что перемирие  и капитуляция не способны полностью  восстановить мир и прекратить состояние  войны. Только подписание мирного договора полностью восстанавливает мир  и определяет правовое положение  субъектов международного права.

Настоящее исследование не охватывает всех существующих проблем  международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных  конфликтов. В нем делается упор на базовые вопросы, важность которых  вытекает из опыта первой и второй мировых войн. Проводится сравнительный  анализ Гаагских и Женевских конвенций, других международных договоров  и законодательства России. Вот почему в центре нашего внимания оказались  такие вопросы, как содержание, функции  и принципы международного гуманитарного  права, систематизация его источников, международно-правовые институты начала и окончания войны.

1. Возникновение  и развитие гуманитарного права

1.1. История и развитие международного  гуманитарного права

Народы всего мира устали жить в  обстановке международной напряженности  и конфликтов, внутренних беспорядков  и различного рода национально-освободительных  войн, уносящих ежегодно тысячи человеческих жизней.

С момента своего существования  человечество помнит о неисчислимых жертвах и колоссальном материальном ущербе, нанесенным ему стихийными бедствиями. Но ни одно стихийное бедствие не может сравниться с ужасами  и жестокостью, мучениями и страданиями, голодом и разрухой, уничтожением десятков, сотен тысяч и даже миллионов  людей оборонительной, захватнической или национально-освободительной  войной.

Более полувека тому назад отгремели  залпы Великой Отечественной  и Второй мировой войны, однако, все  эти годы в мире возникали различного рода военные конфликты, уносящие человеческие жизни. И сегодня мир не спокоен: Афганистан, Таджикистан, Конго, Турция, Израиль, Палестина, Босния, - вот далеко не полный перечень так называемых горячих точек.

В связи со сказанным место и  роль международного гуманитарного  права - как права, вступающего в действие с момента начала войны, трудно оценить, потому, как оно призвано контролировать и гуманизировать вооруженный конфликт, способствовать выживанию и спасению как можно большего количества людей каждой из конфликтующих сторон, так как самое дорогое право человека - это его право на жизнь.

Гуманитарное право - важнейшая  часть международного публичного права, оно взывает к гуманитарным чувствам и стремится обеспечить защиту человека во время войны. Международное гуманитарное право - это совокупность международных правовых норм, основанных на договорах или обычаях, специально предназначенных для урегулирования гуманитарных проблем, являющихся прямым следствием вооруженных конфликтов международного или немеждународного характера.

Эти правила по гуманитарным соображениям ограничивают право сторон, принимающих  участие в вооруженном конфликте, использовать любые средства и методы ведения военных действий, они  также предназначены для защиты лиц и объектов, которые могут пострадать или страдают в результате конфликта.

Международное гуманитарное право имеет короткую, но богатую  событиями историю. Лишь во второй половине XIX века нации пришли к соглашению относительно норм права, необходимых, чтобы избежать ненужных страданий в войнах. Однако, было бы неправильно утверждать, что с основанием Красного Креста в 1863 году и принятием первой Женевской конвенции в 1864 году было положено начало международному гуманитарному праву. В действительности так же, как во всех обществах, как бы примитивны они не были, существуют негласные правила, регулирующие повседневную жизнь, так и все войны имеют либо неопределенные, либо точно сформулированные правила, регулирующие поведение воюющих сторон от начала до окончания военных действий.

Жан Пикте писал: «Не претендуя  на то, что оно в состоянии положить конец войнам, гуманитарное право  стремится уменьшить чрезмерную жестокость войны. Взаимные интересы воюющих  сторон в свою очередь побуждают  их соблюдать определенные «правила игры» при военных действиях».

Другими словами, с того времени, как  разразился первый военный конфликт, воюющие стороны установили правила  его ведения, тем самым ограничивая  насилие. Эти правила также называют гуманитарными правилами.

Одним из примеров, который уместно  здесь привести, является древний  обычай, запрещающий отравлять колодцы. Для завоевателя отравление колодцев на захваченной территории сделало  бы это завоевание бессмысленным, так  как территория, лишенная питьевой воды, была бы для него бесполезна. А  для местного населения отравление воды в своих собственных колодцах было бы равносильно коллективному  самоубийству. Поэтому предотвращение такого вероломного акта было в интересах  обеих противоборствующих сторон.

Другим правилом, практиковавшимся в древние времена, было так называемое «Божье перемирие», когда военные  действия временно прекращались, что  давало возможность оказать помощь раненым или провести переговоры об окончательном прекращении огня. Тот факт, например, что пленного врага предпочитали освобождать за выкуп, а не убивать, также несколько смягчал жестокость войны.

В соответствии с еще одним правилом ведения войны, или гуманитарным правилом, которое воюющие стороны  постепенно вынуждены были принять, надлежало щадить женщин и детей. Действительно, целью военных действий в подобных ситуациях было не только завоевание новой территории, но и  взятие рабов. Захватив рабов, завоеватель  получал свежую рабочую силу, кроме  того, пленники служили средством  для обмена. Сохранение жизни беременной женщины с практической точки  зрения означало, что в будущем  прибавится еще один воин, если, конечно, родится мальчик. Примером этому  служили янычары, элитная гвардия  турецких войск, которые были сыновьями  рабынь.

Воюющие стороны в лучшем случае заключали соглашение, содержащее ряд  гуманитарных положений, касавшихся, например, раненых или пленных. Но оно имело  силу только на время одного сражения, т.е. сфера применения такого соглашения была ограничена во времени и пространстве.

В заключение можно сказать, что  все правила, касавшиеся ведения  военных действий, и другие правовые положения, появившиеся одновременно с возникновением первых конфликтов, фактически были «правом войны», хотя они не были известны под этим названием. Это право постепенно развивалось  на протяжении всей истории человечества, адаптируясь к различным видам  цивилизации, формируясь под воздействием этики и права в целом, а  также под влиянием развития военной  техники. Таким образом, хотя оно  и предшествовало Конвенции 1864 года, оно было фрагментарно, но не урегулировано  и применялось несистематически.

Одной из величайших заслуг Анри Дюнана и других основателей МККК и Движения Красного Креста было создание необходимых  условий для появления гуманитарного  права, которое должно было быть логичным, международным, постоянным, современным, применялось бы всегда и при всех обстоятельствах и было бы известно всем. В этом они были первыми, и  их деятельность явилась переломным моментом в истории человечества. Таким образом, Красный Крест  и современное гуманитарное право  возникли одновременно.

Женевская конвенция 1864 г. положила начало быстрому развитию международного гуманитарного  права. Впервые государства взяли  на себя обязательства, вытекающие из долгосрочного соглашения, и признали общую ценность правил защиты жертв вооруженных конфликтов. Другими словами, отныне эти государства были связаны общим международным договором, применимым всегда и при всех обстоятельствах.

Отныне раненым и больным  солдатам оказывалась помощь и предоставлялся уход без какого-либо неблагоприятного различия, независимо от того, к какой  стороне они принадлежали. Медицинский  персонал, оборудование и имущество  обрели защиту. Они стали обозначаться отличительным знаком - красным крестом  на белом фоне.

Конвенция 1864 г., состоявшая всего  из десяти статей, стала первым этапом длительного исторического процесса, в ходе которого были приняты следующие  документы, которые постепенно совершенствовали международное гуманитарное право.

МГП объективно содействует гуманизации  ведения вооруженной борьбы.

Россия стояла у истоков современного гуманитарного права. Более века прошло со дня принятия Санкт-Петербургской  гуманитарной декларации, в которой  впервые были сформулированы фундаментальные  принципы недопущения излишних человеческих страданий и сведение к минимуму материального ущерба в войне.

Все гуманитарное право возникло в  результате колоссального творческого  импульса, полученного в Женеве в 1964 г., а первая глава права войны  была написана в Санкт-Петербурге в 1868 году. Встревоженный изобретением нового вида оружия - разрывных пуль, царь Александр II, ранее уже продемонстрировавший свои гуманитарные воззрения, отменив  крепостное право, созвал конференцию  с целью «смягчить, насколько  это возможно, бедствия, причиняемые  войной». Это привело к принятию Санкт-Петербургской декларации от 11 декабря 1868 г., участниками которой  до настоящего времени являются 17 государств. Декларация запретила не только применение разрывных пуль, но и любых снарядов весом до 400 граммов либо взрывающихся, либо начиненных взрывчаткой - воспламеняющимся веществом. Что придает Санкт-Петербургской  декларации такое большое значение, так это ее Преамбула, которая  сразу и с удивительной прямотой выдвинула первый принцип права  войны:

«Принимая во внимание, что... единственная законная цель, которую должны иметь  государства во время войны, состоит  в ослаблении военных сил противника..., что для достижения этой цели достаточно выводить из строя наибольшее, по возможности  число людей, что эта цель будет  превышена использованием видов  оружия, которое без пользы увеличивает  страдания людей или делает их смерть неизбежной, ... использование  таких видов оружия поэтому противоречило  бы законам гуманности». Можно отметить, что Декларация также отражает намерение  подписавших ее сторон вновь встретиться  в будущем для решения вопроса  о запрещении других «негуманных» видов  вооружений. Если учесть реалии нынешнего, богатого региональными конфликтами  мира, мира переполненного бессмысленной  жестокостью, то эти слова - цитата из современного международного документа.

Информация о работе Гуманитарное право России