Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 13:53, контрольная работа
Многие социальные проблемы, веками занимавшие человеческий ум, получили свое разрешение: лечение болезней, прогнозирование погоды, обмен информацией, создание мощных средств производства, исследование человеком космического пространства и Луны, поиск и добыча природных ископаемых из недр земли и морского дна, получение солнечной энергии, создание и эксплуатация атомных реакторов и т.д. Другие еще ждут своего разрешения и урегулирования. Среди таких проблем значительное место занимает устранение вооруженных конфликтов из современных общественных отношений.
В войнах и других актах вооруженного насилия на протяжении ХХ столетия погибло 140 — 150 млн. человек, из которых одна треть приходится на Россию.
Введение
1. Возникновение и развитие гуманитарного права
1.1 История возникновения международного гуманитарного права
1.2 Источники гуманитарного права
2. Гуманитарное право России
2.1 Система гуманитарного права России
Заключение
Список источников и литературы
Сейчас, когда уже изобретены и куда более жестокие, чем разрывные пули, средства ведения войны, нам, отмечая значение Санкт-Петербургской конвенции, есть все же смысл задуматься о двух вещах.
Во-первых, о том, сколь богата и
поучительна российская история. В
том числе и в области
Во-вторых, стоит задуматься о существе дела. Больше ста лет тому назад люди поняли довольно простую истину: война - достаточное зло и трагедия сама по себе. И не стоит дополнительно усиливать страдания тех, кто захвачен ее вихрем. Эта истина как никогда актуальна сегодня, когда в ходе нынешних конфликтов - будь то бывшая Югославия, Ближний Восток, Сомали, Нагорный Карабах, Грузия или Таджикистан, - везде мы сталкиваемся с беспримерной и бессмысленной жестокостью по отношению прежде всего к мирным жителям (по данным международных организаций, беззащитные и безоружные люди составляют около 90% жертв современных региональных конфликтов).
Женевская и Санкт-Петербургская конференции положили начало кодификации права войны на современном этапе. За ними последовали две мирные конференции в Гааге, главной целью которых было достижение соглашений о методах и средствах ведения войны.
В 1898 г. царь Николай II созвал в Гааге
первую Конференцию по миру, имевшую
целью ограничить бедствия, вызываемые
войной, и запретить новые виды
вооружений. Это породило большие
надежды, но представители 26 стран, встретившись
18 мая 1899 г., быстро оставили идею сокращения
вооружений и запрещения использования
взрывчатых веществ и подводных
лодок. Тем не менее, на Конференции
было принято решение о запрещении
«метания снарядов с воздушных шаров,
использования удушающих газов»
Главной же целью Конференции было сформулировать «Положение о законах и обычаях сухопутной войны».
Вторая Гаагская конференция 1907 года принимает еще восемь соглашений, одним из которых было соглашение о военнопленных. Как в 1899, так и в 1907 году в соглашение была включена статья о законах и обычаях сухопутной войны.
История сохранила имя ее автора - русского юриста и дипломата Ф.Ф. Мартенса. В статье говорится о том, что «народы и воюющие стороны находятся под защитой и руководствуются принципами международного права такими, какими они установлены обычаями, принятыми цивилизованными народами, законами гуманности и требованиями совести». Эта статья особенно важна, поскольку она утверждает, что существует нечто выше права, к чему само право обязано апеллировать в любое время, при любых обстоятельствах.
Гаагское положение
С тех пор право войны постоянно совершенствовалось для обеспечения лучшей защиты жертв и изменения в соответствии с реалиями новых конфликтов и войн. Оно создавалось на основе трех главных направлений: 1) «Женевское право», представленное международными конвенциями и протоколами, принятыми под эгидой Международного комитета Красного Креста, основной целью которых является защита жертв конфликта; 2) «Гаагское право», основанное на результатах мирных конференций, проходивших в столице Нидерландов в 1899 и 1907 годах, на которых в основном обсуждались допустимые средства и методы ведения войны; 3) усилия Организации Объединенных Наций по обеспечению соблюдения прав человека в период вооруженных конфликтов и по ограничению применения конкретных видов оружия.
Поскольку международное гуманитарное право развивалось так же, как и все международное право, его источники ничем не отличаются от источников последнего (рис.1).
Итак, основным источником международного гуманитарного права являются международные двухсторонние и многосторонние договоры между государствами, действующие согласно правилам договорного права.
На второе место следует поставить обычаи; основные нормы международного права войны приобрели характер правового обычая, получили собственное название и самостоятельность, хотя впоследствии они неоднократно кодифицировались в различных конвенциях и других правовых документах.
Общие принципы права, как они определены в ст. 38 Устава Международного Суда, также оказывают свое воздействие на право войны, и применяются также, как и в других отраслях международного публичного права.
Среди вспомогательных источников этого права международная юриспруденция предоставляет значительные возможности для его толкования и прогрессивного развития.
Прежде всего речь идет о решениях международных судов, а также о юридической практике национальных судов применительно к международно-правовым нормам, отраженным во внутренних законодательствах государств, применяющих их.
Что касается международных судов, то среди них следует различать суды, применяющие международное право войны как часть всего международного права, то есть так, как это делает Международный Суд в Гааге, и суды, созданные на временной основе (ad hoc) для рассмотрения несоблюдения и нарушения правил ведения войны в конкретных случаях, как, например, трибуналы, учрежденные союзниками после Второй мировой войны для суда над руководителями стран «оси». Уставы этих трибуналов определенно предписывали проверять соответствие поведения преступников нормам права войны (военные преступления).
В соответствии с системой
мер, применяемых к виновным в
серьезных нарушениях Женевской
конвенции, государства получают возможность
применять непосредственно
Что касается доктрины, она
также рассматривается как
Сейчас существует доктрина,
специально посвященная толкованию
и реализации действующего гуманитарного
права, так называемая «доктрина
Международного комитета Красного Креста».
Как мы увидим позже, речь идет о
совокупности правил, которые выработал
Комитет для придания единообразия
своей международной
Еще одним источником международного гуманитарного права являются документы, принятые в рамках Международных конференций Красного Креста (уставы, резолюции, декларации и т.д.), разнообразие которых обусловлено особенностью структуры этого органа, в котором, наряду со всеми организациями Движения Красного Креста и Красного Полумесяца (национальные общества, Лига обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и МККК), полноправно участвуют государства-участники Женевской конвенции с правом решающего голоса.
3. Система гуманитарного права России
Система гуманитарного права России состоит из двух разделов, определенных в соответствии с их договорными источниками: Гаагского права и Женевского права. В этом отношении система гуманитарного права РФ идентична общепризнанной системе международного гуманитарного права.
Однако, в общемировой практике первоначальное различие между Гаагским и Женевским правом постепенно стирается, так как различие между ними, по сути, обусловленное различием в самой их природе, представляется важным для практического понимания гуманитарного права. Подобные изменения происходят и в гуманитарном права РФ, так как, по сути, являясь участником международных отношений наше государство является и субъектом международного гуманитарного права и должно адекватно реагировать на его изменения.
Гаагское право, как одна из подотраслей обусловливает права и обязанности воюющих сторон при проведении военных операций и ограничивает выбор средств нанесения ущерба, а также устанавливает понятия оккупации и нейтралитета. Цель этого права - регулировать военные действия, и в соответствии с этим оно частично основано на понятиях военной необходимости и сохранения государств. Поэтому оно адресовано в основном командирам всех уровней и через них должно доводиться до всех военнослужащих в порядке подчинения.
Типовое Гаагское право включает в
себя: а) Гаагские конвенции о законах
и обычаях сухопутной войны, войны
на море, войны в воздушном
Женевское право, или собственно гуманитарное
право, которое более широко применяется
РФ и участниками которого является
наше государство, именно Женевское
право является основной подотрослью
гуманитарного права РФ. Оно относится:
к жертвам вооруженных
Смешанное право, является третьей
подотрослью гуманитарного
Задачей гуманитарного права РФ является регулирование военных действий в целях облегчения приносимых ими тягот и лишений. Поэтому гуманитарное право имеет своей конечной целью: свести к минимуму гибель людей и разрушение материальных ценностей; обеспечить уважительное (доверительное) отношение к нему при любых обстоятельствах.
Гуманитарное право
· военных действий в целом;
· ведения боевых действий вооруженными силами;
· поведения комбатантов в бою;
· поведения гражданских властей и лиц во время войны;
· поведения по отношению к лицам и объектам во время войны, обращения с жертвами войны;
· управления оккупированной территорией и поддержания порядка (право военной оккупации);
· взаимоотношений между воюющими и нейтральными государствами (право нейтралитета).
Гуманитарное применяется с самого начала военных действий , когда имеют место: война, т.е. вооруженный конфликт между государствами; оккупация территории одного государства другим; длительные и согласованные военные операции в пределах границ одного государства.
При возникновении одного из этих условий МГП вступает в действие через посредство:
обычного права, которое налагает обязательства на все государства (это в одинаковой степени относится и к положениям договоров, признаваемых теперь в качестве обычного права; к этой категории относятся многие из Гаагских положений);
Женевских конвенций (1949 г.), которые
после их ратификации практически
всеми государствами мира могут
рассматриваться в качестве универсального
права (Конвенции применимы к
любым войнам и вооруженным конфликтам
между участниками Конвенций, а
также при оккупации их территории,
в том числе и не встречающей
сопротивления; военная необходимость
или любая другая причина не могут
служить оправданием