Императивные и диспозитивные нормы международного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 18:58, контрольная работа

Описание работы

Международная практика исходит из реальности существования универсальных норм. Согласно принципу добросовестного выполнения обязательств, «каждое государство обязано добросовестно выполнять свои обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права». В решениях Международного Суда ООН имеется множество ссылок на «общие нормы международного права». Главными отличительными признаками универсальных норм являются глобальность действия, всеобщая обязательная сила, создание и отмена их международным сообществом в целом.

Содержание работы

1. Императивные и диспозитивные нормы международного права
1.1. Общие понятия и анализ императивных и диспозитивных норм международного права
1.2. Заключение
2. Международный договор: понятие, виды, стороны договора
2.1 Понятие, юридическая природа и виды международных договоров
2.2 Стороны и структура международного договора
2.3 Заключение
3. Понятие и источники международного воздушного права
3.1 Понятие международного воздушного транспорта
3.2 Источники международного воздушного права
3.3. Современные подходы к обеспечению страховой защиты при использовании воздушного транспорта
3.4 Пример возникновения спорной ситуации в вопросе применения воздушного международного права
3.5 Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Контрольная работа международное.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

Закон 1995 г. выделяет следующие виды договоров Российской Федерации:

  • межгосударственные (международные), заключаемые от имени Российской Федерации;
  • межправительственные, заключаемые от имени Правительства РФ;
  • межведомственные, заключаемые от имени федеральных министерств.

Постановлением  Правительства РФ от 7 февраля 2003 г. № 79 утверждено Положение «О подготовке и подписании международных межправительственных актов, не являющихся международными договорами Российской Федерации». Эти акты подписываются Правительством РФ с правительствами иностранных государств либо с международными организациями или с их органами. Международные акты составляются в форме деклараций, меморандумов, совместных заявлений, планов и программ сотрудничества. Они не должны содержать юридически обязывающих положений, но в них могут допускаться ссылки на обязательства, принятые сторонами по международным договорам. В указанном Положении говорится о принимаемых мерах по выполнению таких актов органами исполнительной власти. При необходимости в этих целях могут создаваться соответствующие нормативные и иные правовые акты.

Объектом международного договора являются отношения субъектов международного права по поводу материальных и нематериальных благ, действий и воздержаний от действий. Любой объект международного права может быть объектом международного договора.

Сами государства  определяют, что должно быть объектом международного договора. Как следует из международной практики, любой вопрос, как относящийся к международным делам, так и входящий во внутренние дела государства, может стать объектом международного договора. Однако государства воздерживаются от того, чтобы объектом договоров становились вопросы, составляющие исключительно внутреннюю компетенцию государств. Как правило, объект договора отражается в наименовании договора.

Под целью международного договора понимается то, что стремятся  осуществить или достигнуть субъекты международного права, заключая договор. Договор является тем средством, с помощью которого государства и другие субъекты международного права осуществляют поставленную перед собой цель.

Цель обычно определяется в преамбуле либо в  первых статьях договора. Так, в преамбуле и в ст. 1 Устава ООН сформулированы цели принятия Устава и создания ООН.

 

2.2 Стороны и структура международного договора

 

Сторонами в международных  договорах являются субъекты международного права, которые обладают договорной правоспособностью. Каждое государство обладает правоспособностью заключать договоры (ст. 6 Венской Конвенции о праве международных договоров 1986 г.). В свою очередь, правоспособность международной организации заключать договоры регулируется правилами этой организации (ст. 6 Венской конвенции 1986 г.). Под правилами понимаются, в частности, «учредительные акты организации, принятые в соответствии с ними решения и резолюции, а также установившаяся практика этой организации» (п. 1 ст. 1 Венской конвенции 1986 г.). В статьях 1 Венских конвенций 1969 и 1986 гг. используются такие понятия, как «участвующее в переговорах государство», «участвующая в переговорах организация», «договаривающееся государство», «договаривающаяся организация», «участник», «третье государство» и «третья организация».

Участвующее в переговорах  государство – это государство, которое принимало участие в  составлении и принятии текста международного договора. Договаривающееся государство  – это государство, которое согласилось  на обязательность для него договора независимо от того, вступил ли договор в силу. Государства, которые не являются участниками международного договора, принято называть третьими государствами.

Государства в  силу своего суверенитета имеют полную правоспособность, на основании чего государства сами решают, быть им участниками  определенного международного договора или нет. При решении вопроса  об участии определенного государства  в конкретном международном договоре ставится в зависимость заинтересованность государства в отношении объекта и цели договора.

Объектом международного договора являются отношения субъектов  международного права по поводу материальных и нематериальных благ. Целью международного договора является то, что стремятся осуществить или чего достигнуть субъекты международного права, заключая договор.

Наряду с  государствами договорной правоспособностью  обладают и международные межправительственные организации. Однако договорная правоспособность международных межправительственных организаций ограничена. Так, международные межправительственные организации могут заключать международные договоры с международными организациями и государствами лишь в тех пределах, которыми они ограничены учредительными документами.

Нации и народы, борющиеся за независимость, также  могут быть сторонами в международных  договорах. Чаще нации и народы, борющиеся  за независимость, заключают международные  договоры по вопросам образования самостоятельных  государств.

К структуре договора относятся его составные части, такие как название договора, преамбула, основная и заключительная части, подписи сторон.

Преамбула является важной частью договора, поскольку  в ней часто формулируется  цель договора. Кроме того, преамбула используется при толковании договора.

Основная часть  договора делится на статьи, которые  могут быть сгруппированы в разделы (Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.), главы (Устав ООН) или части (Чикагская конвенция о между-народной гражданской авиации 1944 г.). В некоторых договорах статьям, а также разделам (главам, частям) могут даваться наименования.

В заключительной части излагаются такие положения, как условия вступления в силу и прекращения договоров, язык, на котором составлен текст договора, и т. д.

Международные договоры часто имеют приложения в виде протоколов, дополнительных протоколов, правил, обменных писем  и т. д. Приложения могут являться неотъемлемой частью договора, если об этом прямо указывается в самом  тексте договора.

Язык договора. Язык, на котором составляется текст договора, определяется самими договаривающимися сторонами. Двусторонний договор составляется, как правило, на языках обеих договаривающихся сторон, хотя в то же время они могут выбрать и какой-либо другой язык. Иногда помимо двух языков договаривающихся сторон они составляют текст и на третьем (нейтральном) языке. Этот текст лежит в основе толкования текста договора. Многосторонние договоры составляются на языках, которые определяются договаривающимися сторонами. Установилась практика составления договоров, заключаемых под эгидой ООН, специализированных учреждений ООН или других международных организаций, на официальных языках этих организаций.

Тексты договора на разных языках являются аутентичными и имеют одинаковую юридическую силу.

 

2.3 Заключение

 

Работа над  Венскими конвенциями о праве  международных договоров 1969 и 1986 гг. исторически явилась объективно закономерной. Необходимость выработки  подобных актов назрела именно к  тому моменту, когда перед человечеством  встали глобальные проблемы, имеющие жизненное значение для судеб цивилизации. Речь идёт об охранеокружающей среды, о воздушном и космическом пространстве, Мировом океане, ресурсах планеты, о гонке вооружений, о необходимости покончить с голодом, нищетой, об использовании достижений научно-технического прогресса на благо всего человечества. Стало очевидным, что ни одно государство не в состоянии решить эти проблемы в одиночку. Только международное сотрудничество с учетом интересов всех при полной свободе выбора участников международного сообщества путей своего развития позволит решать эти проблемы и идти по пути прогресса.

Международный договор должен стать основным инструментом правового регулирования международных отношений. Именно поэтому уделяется так много внимания вопросам регламентации заключения, исполнения международных договоров. В огромной степени от юридической техники, разработанности процедурных тонкостей будет зависеть практическая реализация идей. Разрешение проблем заключения международных договоров будет одним из важнейших шагов на пути к новому международному правопорядку.

 

 

    1. Понятие и источники международного воздушного права

 

3.1 Понятие  международного воздушного транспорта

 

Представление о том, что есть современное международное  воздушное право, дает его обширная нормативная база, состоящая из:

- универсальной  Конвенции о международной гражданской  авиации 1944 г. (Чикагская конвенция  1944 г.);

- соглашений  о коммерческих правах: Соглашения  о транзите при международных  воздушных сообщениях 1944 г. (или «о двух свободах» воздуха) и Соглашения о международном воздушном транспорте 1944 г. (или о «пяти свободах» воздуха), относящихся к регулярным международным воздушным сообщениям;

- конвенций  об унификации правил, содержащихся  в Конвенции для унификации правил, касающихся международных воздушных перевозок, 1929 г. (Варшавская конвенция 1929 г.), и заменяющая ее Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999 г. (Монреальская конвенция 1999 г.). Эти Конвенции устанавливают режим единообразного применения перевозчиками части правил международных воздушных перевозок при осуществлении международных воздушных сообщений. В эту группу входит также Конвенция об ответственности за ущерб, причиненный воздушным судном третьим лицам на поверхности, 1952 г. (Римская конвенция 1952 г.);

- конвенций  по борьбе с угоном и захватом  самолетов: Конвенции о преступлениях  и некоторых других актах, совершаемых  на борту воздушного судна, 1963 г. (Токийская конвенция 1963 г.), Конвенции  о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. (Гаагская конвенция 1970 г.), Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г. (Монреальская конвенция 1971 г.), Протокола о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, 1988 г., дополняющего Монреальскую конвенцию 1971 г., Конвенции о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1991 г.;

- конвенции  об унификации норм, гарантирующих  защиту финансовых интересов кредиторов при лизинге воздушных судов: Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования и Протокола по авиационному оборудованию к ней 2001 г. (Кейптаунская конвенция 2001 г.).

Важную часть  нормативной базы действующего международного воздушного права образуют региональные соглашения:

  • многостороннее Соглашение о коммерческих правах при нерегулярных воздушных сообщениях в Европе 1956 г.;
  • Соглашение о порядке установления тарифов при регулярных воздушных сообщениях между членами Европейской конференции гражданской авиации (ЕКГА) 1967 г.;
  • Соглашение о коммерческих правах при нерегулярных воздушных сообщениях членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) 1971 г.;
  • Соглашение о процедурах установления тарифов внутриевропейских регулярных перевозок между членами ЕКГА 1987 г.;
  • Соглашение о распределении емкости на внутриевропейских регулярных воздушных сообщениях между членами ЕКГА 1987 г., Декларация Ямусукро о новой африканской политике в области воздушного транспорта 1988 г. (пересмотрена в сентябре 1994 г.);
  • решение 297 Комиссии Картахенского соглашения по претворению в жизнь Акта Каракаса 1991 г., подписанного пятью государствами Андского пакта (Боливией, Венесуэлой, Колумбией, Перу и Эквадором), в котором устанавливается политика «открытого неба» в области воздушного транспорта.

Особое место  в системе международного воздушного права занимают двусторонние соглашения о воздушном сообщении, количество которых - около трех тысяч. Их роль исключительна велика: вся всемирная сеть международных воздушных сообщений построена на этих соглашениях, и только они решают, как и каким образом воздушные суда одних государств могут осуществлять международные полеты и перевозки в другие государства.

Долгое время  полеты гражданской авиации за пределами государственной территории регулировались ст. 12 Чикагской конвенции 1944 г. Теперь такие полеты над исключительной экономической зоной, открытым морем, международными проливами и архипелажными водами регулируются также Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.

Круг регулируемых указанными договорами вопросов деятельности международного воздушного транспорта весьма широк и многообразен. В  них решаются вопросы международных  полетов над государственной  территорией и за ее пределами, осуществления международных авиаперевозок, установления и эксплуатации международных воздушных сообщений, деятельности международных авиационных организаций, борьбы с захватом и угоном самолетов. Несмотря на разнообразное и многоплановое нормативное содержание, современное международное воздушное право не является простой совокупностью принципов и норм или частью международного права, как оно иногда характеризуется в юридической литературе. В этом случае международное воздушное право предстало бы как простое объединение специфических принципов и норм.

Однако такой  подход вступает в противоречие с  широко распространенной в теории и  практике международного права точкой зрения о том, что международное  воздушное право входит в систему  международного права. Этим признается, что международное право является системой и из этого следует, что образующие ее отрасли также обладают системными свойствами и не могут представлять собой лишь часть международного права. Очевидно, что международное воздушное право является особой подсистемой системы международного права, которая подчинена решению главной задачи - правовому обеспечению деятельности международного воздушного транспорта и поддержанию безопасных, эффективных и экономичных международных воздушных сообщений в соответствии с положениями Чикагской конвенции 1944 г.

Таким образом, под международным воздушным  правом (далее – МВП) следует понимать систему принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и международными авиационными организациями по поводу использования воздушным транспортом воздушного пространства над государственной территорией и за ее пределами в целях осуществления регулярных и нерегулярных полетов и выполнения воздушных перевозок по установленным между государствами международным воздушным сообщениям.

Информация о работе Императивные и диспозитивные нормы международного права