Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 09:43, курсовая работа
Один из важнейших постулатов современной цивилизации гласит: государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и содействовать благополучию. Но как обеспечить баланс свободы и власти? Ведь если свобода оказывается вне прочной государственности, она легко может выродиться в анархию и вседозволенность, а если государственность строится на отказе от свободы, человек попадает в оковы тоталитарного гнета.
Введение…………………………………………………………………………..………3
Глава 1. Понятие и система источников конституционного права….………….….…5
1.1. Понятие источника конституционного права ……………..........................……….5
1.2. Система источников конституционного права …………….…………..………....10
Глава 2. Характеристика источников конституционного права.………………....….16
2.1. Конституция РФ………………………………………….…………...…………….16
2.2. Закон как источник конституционного права………….……………….………....19
2.3. Подзаконные нормативные правовые акты – источники конституционного права…………………………………………………………………...…………...…......23
2.4. Международные договоры как источник конституционного права……………..26
2.5. Судебные решения(преценденты)………………………....……...……………….29
2.6. Решения референдума РФ…………………………………………….…………….33
2.7. Федеративные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий, соглашения между субъектами……………………………………………...………….35
2.8. Регламенты Федерального Собрания РФ……………………….…………...…….37
2.9 Акты бывшего СССР и РСФСР, сохранившие своё действие……………...…….37
Заключение………………………………………………………..…………………….39
Список использованной литературы………………
Пост Президента РСФСР также был учрежден по результатам всероссийского референдумом 17.03.1991.
27 Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993, № 42
28 Любарев А.Е. Опубликовано в журнале "Политика и общество", 2005, № 2, с. 70-82
2.7. Федеративные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий, соглашения между субъектами
К источникам конституционного права относят федеративные договора о разграничении предметов ведения и полномочий. Конституция РФ устанавливает, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий (ч.3 ст.11 Конституции РФ). В соответствии с ч.5 ст. 1 ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ”29 федеративные договоры и иные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации должны быть заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Общие принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий путем заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - договоры о разграничении полномочий) и принятия федеральных законов устанавливаются настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 3 выше указанного ФЗ. 1. Федеральными законами, договорами о разграничении полномочий, соглашениями о передаче осуществления части полномочий между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - соглашения), конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации не могут передаваться, исключаться или иным образом перераспределяться установленные
29 ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ” от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 17.12.2009 N 319-ФЗ)
Конституцией Российской Федерации предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (далее - предметы совместного ведения), а также предметы ведения субъектов Российской Федерации. В случае противоречия Конституции Российской Федерации положений указанных актов действуют положения Конституции Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
2. Субъекты Российской
Федерации вправе осуществлять
собственное правовое
3. Если орган государственной власти субъекта Российской Федерации полагает, что федеральный закон не соответствует Конституции Российской Федерации, нормативный правовой акт федерального органа государственной власти не соответствует положениям Конституции Российской Федерации, федеральных законов или договоров о разграничении полномочий, устанавливающим разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, спор о компетенции либо вопрос о соответствии федерального закона Конституции Российской Федерации, соответствии нормативного правового акта федерального органа государственной власти Конституции Российской Федерации, федеральным законам или договорам о разграничении полномочий разрешается соответствующим судом. До вступления в силу решения суда о признании федерального закона или отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации, нормативного правового акта федерального органа государственной власти или отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации, федеральным законам или договорам о разграничении полномочий принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, противоречащих соответствующим положениям федерального закона, нормативного правового акта федерального органа государственной власти, не допускается.
В практику РФ всё шире входят внутренние договоры и соглашения. Важным источником конституционного права остаётся Федеративный Договор от 31 марта 1992 г., которым были закреплены основы взаимоотношений РФ и её субъектов. Другой пример: Договор между РФ и Республикой Татарстан 1994 г., которым было проведено разграничение предметов ведения и взаимное делегирование полномочий между органами государственной власти Федерации и Республики Татарстан. Ряд субъектов Федерации заключили между собой соглашения по конкретным вопросам, в которых содержатся отдельные конституционно - правовые нормы.
2.8. Регламенты Федерального Собрания РФ
Источниками отрасли конституционного права являются Регламенты палат Федерального Собрания. Эти акты принимаются каждой палатой только для организации своей деятельности и не требуют утверждения другой палатой и подписи Президента. Этим они отличаются от законов. Регламенты регулируют круг вопросов, связанных с организацией работы палат, осуществлением законодательного процесса (создание комиссий и комитетов, порядок прохождения законопроектов и т.д.). Это нормативные акты с узкой сферой применения.
2.9. Акты бывшего СССР и РСФСР, сохранившие своё действие
Незавершённость к настоящему
времени процесса формирования на основе
новой конституции системы
Сохраняют своё правовое значение ряд законов и постановлений, принятых Съездом народных депутатов и Верховным Советом СССР и РСФСР, а также постановлений Совета Министров СССР и РСФСР, хотя по мере принятия новых законов и других правовых актов число их постоянно убывает.
В настоящее время действует огромное количество законов бывшего РСФСР и СССР, вот некоторые из них:
- ЗАКОН РФ "О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ" от 11.10.1991 N 1738-1 (ред. от 26.06.2007)
- ЗАКОН РФ "О НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 21.03.1991 N 943-1 (ред. от 27.11.2010)
- ЗАКОН РФ "О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ" от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 09.02.2009)
Заключение
Таким образом, источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно - правовые нормы.
Источники конституционного
права имеют исключительно
Цель достигнута, поставленные задачи решены.
Список использованной литературы
Информация о работе Источники конституционного права как отрасли права