Источники международного частного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 23:57, контрольная работа

Описание работы

В связи с вышеизложенным интересно определить источники международного частного права.
«Под источниками права принято понимать внешние формы права. "В правовой доктрине формы, с помощью которых государственная воля становится правовой нормой, обозначаются условным термином "источники права"»

Содержание работы

Введение. 3стр
1. Конституция Российской Федерации и международное частное право. 4стр
1.1. Конституция РФ – важнейший внутренний источник международного частного права. 4стр
1.2. Конституция РФ и Федеральный закон “О международных договорах Российской Федерации”. 5стр
1.3. Гражданско-правовые отношения с иностранным элементом. 6стр
1.4. Внешняя политика и международные отношения. 6стр
2. Международные договоры Российской Федерации. 7стр
2.1. Понятие международного договора 7стр
2.2Трансформация норм международного договора. 7стр
2.3. Международно-правовые принципы. 9стр
2.4. Условия трансформации международного договора в источник международного частного права. 10стр
2.5. Защита прав человека в международное частное право. 13стр
2.6. Развитие международное частного права. 14стр
3. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации — источники международного частного права. 15стр
3.1. Регулирование частноправовых отношений. 15стр
3.2. Комплексные и отраслевые законодательные акты. 16стр
3.3 Материально-правовые нормы международного частного права. 18стр
4. Гражданский кодекс Российской Федерации и вопросы кодификации законодательства о международном частном праве. 20стр
5. Обычаи 21стр
Заключение. 25 стр
Список использованных источников 27стр

Файлы: 1 файл

КР межднар право2.docx

— 54.54 Кб (Скачать файл)


 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

 

Юридический институт

Кафедра гражданского права и процесса

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

По дисциплине: Международное частное право           

На тему: "Источники международного частного права".

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка V курса

группа №453-2/5-5

Трутнева  Я. С.

 

 

Проверила:  Румянцева В.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Санкт-Петербург

2013 г.

 

 

 

Содержание:

 

Введение. 3стр

1. Конституция  Российской Федерации и международное  частное право. 4стр

1.1. Конституция  РФ – важнейший внутренний  источник международного частного  права. 4стр

1.2. Конституция  РФ и Федеральный закон “О  международных договорах Российской  Федерации”. 5стр

1.3. Гражданско-правовые  отношения с иностранным элементом. 6стр

1.4. Внешняя  политика и международные отношения. 6стр

2. Международные  договоры Российской Федерации. 7стр

2.1. Понятие  международного договора 7стр

2.2Трансформация  норм  международного договора. 7стр

2.3. Международно-правовые  принципы. 9стр

2.4. Условия  трансформации международного договора  в источник международного частного  права. 10стр

2.5. Защита  прав человека в международное  частное право. 13стр

2.6. Развитие  международное частного права. 14стр

3. Федеральные  законы и иные нормативные  правовые акты Российской Федерации  — источники международного частного  права. 15стр

3.1. Регулирование  частноправовых отношений. 15стр

3.2. Комплексные  и отраслевые законодательные  акты. 16стр

3.3 Материально-правовые  нормы международного частного  права. 18стр

4. Гражданский  кодекс Российской Федерации  и вопросы кодификации законодательства  о международном частном праве. 20стр

5. Обычаи 21стр

Заключение. 25 стр

Список  использованных источников 27стр

 

Введение.

 

Международное частное  право регулирует отношения (гражданско-правового  характера в широком смысле слова), возникающие в  условиях международной  жизни; имеет свой предмет и свой метод регулирования; является отраслью частного права, отраслью внутригосударственного права. Международное частное право  тесно связано с гражданским  правом – многие институты международного частного права являются как бы продолжением институтов гражданского (семейного, трудового) права, в определенной мере производны от этих институтов, но в силу своего международного “происхождения”, “внутреннего”  и “внешнего” своеобразия не сливаются  с ними и не растворяются в них.

Международное частное  право тесно связано с международным  правом, но не является его частью.

В связи с вышеизложенным интересно определить источники международного частного права.

«Под источниками права принято понимать внешние формы права. "В правовой доктрине формы, с помощью которых государственная воля становится правовой нормой, обозначаются условным термином "источники права"»1.

Содержание международного частного права определяется системой его источников, к которым в Российской Федерации относятся ее Конституция, международные договоры и законодательство, а также признаваемые в Российской Федерации обычаи.

 

 

1. Конституция Российской Федерации  и международное частное право.

1.1. Конституция  РФ – важнейший внутренний  источник международного частного  права.

В ряду внутренних источников международного частного права важнейшим является Конституция РФ. Следующие конституционные  нормы имеют ключевое значение для  формирования основ международного частного права.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Требования Конституции: законы подлежат официальному опубликованию; любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они неопубликованы официально для всеобщего сведения.

Основные  права и свободы человека признаются в Конституции РФ (ст. 17) неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения. Являясь непосредственно действующими, права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Положения главы 2 "Права и свободы человека и гражданина" составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации, в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства. Исходным является положение о равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Российская  Федерация гарантирует своим  гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Главное, что характеризует правовое положение  иностранных граждан и лиц без гражданства — уравнивание их в правах и обязанностях с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

«Обращает на себя внимание формула ч. 1 ст. 17 Конституции ("...согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией"), в которой отсылка к общепризнанным принципам и нормам международного права предшествует упоминанию Конституции»2.

Общепризнанные  принципы и нормы международного права — а именно с ними сверяется сегодня движение России к демократическому правовому государству — наряду с международными договорами РФ рассматриваются в Конституции как составная часть российской правовой системы. Разумеется, это привносит новые, более высокие, основывающиеся на общечеловеческом наследии и международных стандартах требования ко всем другим компонентам системы, включая законотворческую и правоприменительную деятельность.

1.2. Конституция  РФ и Федеральный закон “О  международных договорах Российской  Федерации”.

Разработанный на основе конституционных положений  и норм международного права Федеральный  закон "О международных договорах Российской Федерации"3 исходит из значения международных договоров как существенного элемента стабильности международного правопорядка, функционирования правового государства. Стабильность в межгосударственных отношениях — важнейший фактор устойчивого развития деловых контактов граждан и организаций различных стран, международного общения в целом.

Не соответствующие  Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению. Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии. Конституции РФ не вступивших в силу международных договоров РФ.

В отношении  международного договора, который содержит правила, требующие изменения отдельных положений Конституции РФ, установлен особый порядок выражения согласия на его обязательность для Российской Федерации. Решение о согласии на обязательность такого международного договора для Российской Федерации возможно, в форме федерального закона только после внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ или пересмотра ее положений в установленном порядке.

Если международным  договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

1.3. Гражданско-правовые  отношения с иностранным элементом.

Гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство отнесено к ведению Российской Федерации; в ведении Федерации находится и федеральное коллизионное право (п. "о" и "п" ст. 71 Конституции РФ). По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ принимаются в соответствии с федеральными законами. В результате российское материальное, коллизионное и процессуальное право, применяемое к гражданско-правовым отношениям с иностранным элементом, формируется на федеральном уровне и является единым для страны, для всех субъектов Федерации. Тем самым создаются важные предпосылки для обеспечения единообразных условий функционирования гражданского оборота и участия в нем иностранных граждан и иностранных юридических лиц.

1.4. Внешняя политика  и международные отношения.

Предметами  ведения Российской Федерации являются ее внешняя политика, международные  отношения, Международные договоры и внешнеэкономические отношения.

Основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими  и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности определяются Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"'. К принципам государственного, регулирования внешнеторговой деятельности Закон отнес, в частности, приоритет экономических мер государственного регулирования этой деятельности, равенство ее участников и их недискриминацию, защиту государством прав и законных интересов участников внешнеторговых связей.

2. Международные договоры Российской  Федерации.

2.1. Понятие международного  договора

В Федеральном  законе "О международных договорах  Российской Федерации" понятие международного договора РФ определено на основе Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. и Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или международными организациями 1986 г. Под международным договором РФ понимается международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

2.2 Трансформация  норм  международного договора.

Доктрина  трансформации норм международного договора, сводятся в кратком изложении  к следующему:

1) международно-правовая  норма приобретает юридическую силу в сфере внутригосударственной в результате ее трансформации в норму внутригосударственного права;

2) трансформация  норм международного договора  во внутригосударственное право осуществляется в различных правовых формах, посредством издания различных внутригосударственных актов;

3) выбор той  или иной формы трансформации  зависит от содержания международного  договора и характера регулируемых отношений;

4) норма национального  права, явившаяся продуктом трансформации,  применяется в качестве lex specialis по отношению к иным внутригосударственным нормам;

5) "трансформированная" норма отличается определенной  автономией в системе внутригосударственных  норм, что объясняется связью этой нормы с породившим ее международным обязательством;

6) «при трансформации международный договор как акт международного права остается формой правовой связи заключивших его государств»4.

В связи с  принятием Конституции Российской Федерации 1993 г. возникла необходимость  заново осмыслить проблемы соотношения  международного и внутреннего права. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

При изучении механизма действия международных  договоров РФ, относимых к источникам международного частного права, нельзя не принимать во внимание их особенности. Порождая, как и любые другие международные договоры, обязательства для заключивших их субъектов международного права, они содержат нормы, реализация которых обеспечивается в конечном счете в сфере отношений граждан и юридических лиц. С включением таких международных договоров РФ в состав российской правовой системы правила этих договоров приобретают функции внутренних правовых норм и могут применяться к частноправовым отношениям не меняя своей изначальной природы, оставаясь международно-правовыми нормами. Иными словами, обращение к правовой функции "трансформации" для объяснения механизма применения международно-правовой нормы к внутренним отношениям оказывается (поскольку термином "трансформация" обозначается преобразование международно-правовой нормы во внутригосударственную) излишним.

Помимо международных  договоров РФ составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права.

2.3. Международно-правовые  принципы.

«Устав ООН объединил международно-правовые принципы высшего порядка, обладающие качествами jus cogens. Однако не все принципы современного международного права нашли отражение в Уставе. Как пишет А.Н. Талалаев, "...в силу особенностей международного права не существует обязательного нормативного акта, который содержал бы перечень общепризнанных принципов и норм международного права. В отношении основных его принципов также нет единства... Все это создает и будет создавать в дальнейшем трудности при применении судами и другими государственными органами и лицами формулы "общепризнанные принципы и нормы международного права", употребленной в 15-й, 17-й и других статьях Конституции России"»5.

«На состоявшейся в сентябре 1995 г. Всероссийской научно-практической конференции, обсуждавшей проблемы взаимодействия российской правовой Системы и международного права, в выступлениях участников конференции отмечалось, что "общепризнанные международные принципы и нормы" и международные договоры РФ занимают в ее правовой системе "подчиненное место по отношению к Конституции Российской Федерации" и "при коллизии с законом общепризнанные принципы и нормы обладают тем же приматом применения, что и договоры"»6.

Информация о работе Источники международного частного права