Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 23:57, контрольная работа
В связи с вышеизложенным интересно определить источники международного частного права.
«Под источниками права принято понимать внешние формы права. "В правовой доктрине формы, с помощью которых государственная воля становится правовой нормой, обозначаются условным термином "источники права"»
Введение. 3стр
1. Конституция Российской Федерации и международное частное право. 4стр
1.1. Конституция РФ – важнейший внутренний источник международного частного права. 4стр
1.2. Конституция РФ и Федеральный закон “О международных договорах Российской Федерации”. 5стр
1.3. Гражданско-правовые отношения с иностранным элементом. 6стр
1.4. Внешняя политика и международные отношения. 6стр
2. Международные договоры Российской Федерации. 7стр
2.1. Понятие международного договора 7стр
2.2Трансформация норм международного договора. 7стр
2.3. Международно-правовые принципы. 9стр
2.4. Условия трансформации международного договора в источник международного частного права. 10стр
2.5. Защита прав человека в международное частное право. 13стр
2.6. Развитие международное частного права. 14стр
3. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации — источники международного частного права. 15стр
3.1. Регулирование частноправовых отношений. 15стр
3.2. Комплексные и отраслевые законодательные акты. 16стр
3.3 Материально-правовые нормы международного частного права. 18стр
4. Гражданский кодекс Российской Федерации и вопросы кодификации законодательства о международном частном праве. 20стр
5. Обычаи 21стр
Заключение. 25 стр
Список использованных источников 27стр
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
Юридический институт
Кафедра гражданского права и процесса
Контрольная работа
По дисциплине:
Международное частное право
На тему: "Источники международного частного права".
Выполнила: студентка V курса
группа №453-2/5-5
Трутнева Я. С.
Проверила: Румянцева В.Г.
г.Санкт-Петербург
2013 г.
Содержание:
Введение. 3стр
1. Конституция
Российской Федерации и
1.1. Конституция
РФ – важнейший внутренний
источник международного
1.2. Конституция
РФ и Федеральный закон “О
международных договорах
1.3. Гражданско-правовые
отношения с иностранным
1.4. Внешняя
политика и международные
2. Международные
договоры Российской Федерации.
2.1. Понятие международного договора 7стр
2.2Трансформация норм международного договора. 7стр
2.3. Международно-правовые принципы. 9стр
2.4. Условия
трансформации международного
2.5. Защита прав человека в международное частное право. 13стр
2.6. Развитие
международное частного права.
3. Федеральные
законы и иные нормативные
правовые акты Российской
3.1. Регулирование
частноправовых отношений.
3.2. Комплексные и отраслевые законодательные акты. 16стр
3.3 Материально-правовые нормы международного частного права. 18стр
4. Гражданский
кодекс Российской Федерации
и вопросы кодификации
5. Обычаи 21стр
Заключение. 25 стр
Список использованных источников 27стр
Международное частное право регулирует отношения (гражданско-правового характера в широком смысле слова), возникающие в условиях международной жизни; имеет свой предмет и свой метод регулирования; является отраслью частного права, отраслью внутригосударственного права. Международное частное право тесно связано с гражданским правом – многие институты международного частного права являются как бы продолжением институтов гражданского (семейного, трудового) права, в определенной мере производны от этих институтов, но в силу своего международного “происхождения”, “внутреннего” и “внешнего” своеобразия не сливаются с ними и не растворяются в них.
Международное частное
право тесно связано с
В связи с вышеизложенным интересно определить источники международного частного права.
«Под источниками права принято понимать внешние формы права. "В правовой доктрине формы, с помощью которых государственная воля становится правовой нормой, обозначаются условным термином "источники права"»1.
Содержание международного частного права определяется системой его источников, к которым в Российской Федерации относятся ее Конституция, международные договоры и законодательство, а также признаваемые в Российской Федерации обычаи.
В ряду внутренних источников международного частного права важнейшим является Конституция РФ. Следующие конституционные нормы имеют ключевое значение для формирования основ международного частного права.
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Требования Конституции: законы подлежат официальному опубликованию; любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они неопубликованы официально для всеобщего сведения.
Основные права и свободы человека признаются в Конституции РФ (ст. 17) неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения. Являясь непосредственно действующими, права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Положения главы 2 "Права и свободы человека и гражданина" составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации, в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства. Исходным является положение о равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
Главное, что характеризует правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства — уравнивание их в правах и обязанностях с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.
«Обращает на себя внимание формула ч. 1 ст. 17 Конституции ("...согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией"), в которой отсылка к общепризнанным принципам и нормам международного права предшествует упоминанию Конституции»2.
Общепризнанные принципы и нормы международного права — а именно с ними сверяется сегодня движение России к демократическому правовому государству — наряду с международными договорами РФ рассматриваются в Конституции как составная часть российской правовой системы. Разумеется, это привносит новые, более высокие, основывающиеся на общечеловеческом наследии и международных стандартах требования ко всем другим компонентам системы, включая законотворческую и правоприменительную деятельность.
Разработанный на основе конституционных положений и норм международного права Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации"3 исходит из значения международных договоров как существенного элемента стабильности международного правопорядка, функционирования правового государства. Стабильность в межгосударственных отношениях — важнейший фактор устойчивого развития деловых контактов граждан и организаций различных стран, международного общения в целом.
Не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению. Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии. Конституции РФ не вступивших в силу международных договоров РФ.
В отношении международного договора, который содержит правила, требующие изменения отдельных положений Конституции РФ, установлен особый порядок выражения согласия на его обязательность для Российской Федерации. Решение о согласии на обязательность такого международного договора для Российской Федерации возможно, в форме федерального закона только после внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ или пересмотра ее положений в установленном порядке.
Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство отнесено к ведению Российской Федерации; в ведении Федерации находится и федеральное коллизионное право (п. "о" и "п" ст. 71 Конституции РФ). По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ принимаются в соответствии с федеральными законами. В результате российское материальное, коллизионное и процессуальное право, применяемое к гражданско-правовым отношениям с иностранным элементом, формируется на федеральном уровне и является единым для страны, для всех субъектов Федерации. Тем самым создаются важные предпосылки для обеспечения единообразных условий функционирования гражданского оборота и участия в нем иностранных граждан и иностранных юридических лиц.
Предметами
ведения Российской Федерации являются
ее внешняя политика, международные
отношения, Международные договоры
и внешнеэкономические
Основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности определяются Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"'. К принципам государственного, регулирования внешнеторговой деятельности Закон отнес, в частности, приоритет экономических мер государственного регулирования этой деятельности, равенство ее участников и их недискриминацию, защиту государством прав и законных интересов участников внешнеторговых связей.
В Федеральном законе "О международных договорах Российской Федерации" понятие международного договора РФ определено на основе Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. и Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или международными организациями 1986 г. Под международным договором РФ понимается международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
Доктрина трансформации норм международного договора, сводятся в кратком изложении к следующему:
1) международно-правовая норма приобретает юридическую силу в сфере внутригосударственной в результате ее трансформации в норму внутригосударственного права;
2) трансформация норм международного договора во внутригосударственное право осуществляется в различных правовых формах, посредством издания различных внутригосударственных актов;
3) выбор той
или иной формы трансформации
зависит от содержания
4) норма национального
права, явившаяся продуктом
5) "трансформированная"
норма отличается определенной
автономией в системе
6) «при трансформации международный договор как акт международного права остается формой правовой связи заключивших его государств»4.
В связи с
принятием Конституции
При изучении механизма действия международных договоров РФ, относимых к источникам международного частного права, нельзя не принимать во внимание их особенности. Порождая, как и любые другие международные договоры, обязательства для заключивших их субъектов международного права, они содержат нормы, реализация которых обеспечивается в конечном счете в сфере отношений граждан и юридических лиц. С включением таких международных договоров РФ в состав российской правовой системы правила этих договоров приобретают функции внутренних правовых норм и могут применяться к частноправовым отношениям не меняя своей изначальной природы, оставаясь международно-правовыми нормами. Иными словами, обращение к правовой функции "трансформации" для объяснения механизма применения международно-правовой нормы к внутренним отношениям оказывается (поскольку термином "трансформация" обозначается преобразование международно-правовой нормы во внутригосударственную) излишним.
Помимо международных договоров РФ составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права.
«Устав ООН объединил международно-правовые принципы высшего порядка, обладающие качествами jus cogens. Однако не все принципы современного международного права нашли отражение в Уставе. Как пишет А.Н. Талалаев, "...в силу особенностей международного права не существует обязательного нормативного акта, который содержал бы перечень общепризнанных принципов и норм международного права. В отношении основных его принципов также нет единства... Все это создает и будет создавать в дальнейшем трудности при применении судами и другими государственными органами и лицами формулы "общепризнанные принципы и нормы международного права", употребленной в 15-й, 17-й и других статьях Конституции России"»5.
«На состоявшейся в сентябре 1995 г. Всероссийской научно-практической конференции, обсуждавшей проблемы взаимодействия российской правовой Системы и международного права, в выступлениях участников конференции отмечалось, что "общепризнанные международные принципы и нормы" и международные договоры РФ занимают в ее правовой системе "подчиненное место по отношению к Конституции Российской Федерации" и "при коллизии с законом общепризнанные принципы и нормы обладают тем же приматом применения, что и договоры"»6.