Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 23:57, контрольная работа
В связи с вышеизложенным интересно определить источники международного частного права.
«Под источниками права принято понимать внешние формы права. "В правовой доктрине формы, с помощью которых государственная воля становится правовой нормой, обозначаются условным термином "источники права"»
Введение. 3стр
1. Конституция Российской Федерации и международное частное право. 4стр
1.1. Конституция РФ – важнейший внутренний источник международного частного права. 4стр
1.2. Конституция РФ и Федеральный закон “О международных договорах Российской Федерации”. 5стр
1.3. Гражданско-правовые отношения с иностранным элементом. 6стр
1.4. Внешняя политика и международные отношения. 6стр
2. Международные договоры Российской Федерации. 7стр
2.1. Понятие международного договора 7стр
2.2Трансформация норм международного договора. 7стр
2.3. Международно-правовые принципы. 9стр
2.4. Условия трансформации международного договора в источник международного частного права. 10стр
2.5. Защита прав человека в международное частное право. 13стр
2.6. Развитие международное частного права. 14стр
3. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации — источники международного частного права. 15стр
3.1. Регулирование частноправовых отношений. 15стр
3.2. Комплексные и отраслевые законодательные акты. 16стр
3.3 Материально-правовые нормы международного частного права. 18стр
4. Гражданский кодекс Российской Федерации и вопросы кодификации законодательства о международном частном праве. 20стр
5. Обычаи 21стр
Заключение. 25 стр
Список использованных источников 27стр
Развернутое
определение принципов
Международный договор становится договором Российской Федерации, включается в ее правовую систему и приобретает значение источника права при соблюдении следующих условий.
Во-первых, необходимо согласие Российской Федерации на обязательность для нее международного договора. Такое согласие может быть выражено путем подписания договора, обмена документами, образующими договор, ратификации договора, его утверждения, принятия, присоединения к договору либо применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились стороны. Решения о согласии на обязательность для Российской Федерации международных договоров принимаются органами государственной власти в соответствии с их компетенцией (ст. 6 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации"). Конституционные нормы об опубликовании законов и о порядке применения нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (ч. 3 ст. 15) имеют прямое отношение и к международным договорам РФ.
Во-вторых, требуется, чтобы международный договор вступил в силу в порядке и сроки, предусмотренные в договоре или согласованные между сторонами (ст. 24 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.)7.
В части 4 ст. 15 Конституции РФ указано: если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. До принятия в 1993 г. Конституции РФ правило о приоритете применения международного договора по отношению к закону закреплялось в отдельных российских (ранее — союзных) нормативных актах применительно к определяемым ими сферам законодательства, но в столь широком объеме ни в эти акты, ни в состав ранее действовавших конституционных норм не включалось.
Конституция РФ 1993 г. впервые придала упомянутому правилу общее для всей правовой системы Российской Федерации значение, подняв его на уровень положений, составляющих основы конституционного строя. Положения главы 1 Конституции, к которой относится и ст. 15, не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией.
Норма о приоритете применения международного договора приводится в Федеральном законе "О международных договорах Российской Федерации" (ст. 5), Гражданском кодексе РФ (ст. 7), иных федеральных законах.
Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" (ст. 14) предусматривает, что в соответствии с Конституцией ратификация международных договоров РФ осуществляется в форме федерального закона. В частности, подлежат ратификации международные договоры, исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом. В форме федерального закона .может осуществляться утверждение, принятие международного договора и присоединение к международному договору.
В составе международных договоров РФ, выступающих источниками норм международного частного права, значительный объем составляют договоры, заключенные СССР. С прекращением существования СССР Россия продолжает осуществлять права и обязательства, предусмотренные многими такими договорами.
С 24 декабря 1991 г. Российская Федерация продолжает членство бывшего СССР в Организации Объединенных Наций и, начиная с этой даты, несет в полном объеме ответственность по всем правам и обязательствам СССР согласно Уставу ООН и многосторонним договорам, депозитарием которых является Генеральный секретарь ООН.
Нота МИД
РФ главам дипломатических
Рассмотрение круга международных договоров РФ, выступающих источниками международного частного права, необходимо начать с договоров, предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина.
Исходное начало договорных норм о статусе личности составляют положения Устава ООН. В ст. 1 Устава в качестве цели ООН называется осуществление международного сотрудничества в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии, а в ст. 55 Устава говорится об оказании Организацией Объединенных Наций .содействия всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., положения которой приобрели значение обычных норм международного права, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, первый и второй Факультативные протоколы к Международному пакту о гражданских и политических правах, .образующие так называемый Международный билль о правах человека, а также некоторые другие международные договоры и договоренности развивают и конкретизируют сформулированные в Уставе ООН требования к соблюдению и уважению прав человека, формируют стандарты, из которых должно исходить национальное законодательство.
В современном международном праве сложилась развернутая система договоров, призванная присущими международному праву средствами защищать человека и гражданина от различных посягательств на его права и свободы. Эта система, помимо уже названных выше документов, включает и такие многосторонние международные договоры, как Конвенция о правах ребенка 1989 г., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г., Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г.
Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г., итоговые документы Мадридской и Венской встреч представителей государств — участников СБСЕ, документы совещаний Конференции СБСЕ по человеческому измерению, другие международные акты, принятые в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, обозначили параметры, которым призваны соответствовать подходы государств к проблемам статуса личности.
Событием большого политического и правового значения явилось присоединение Российской Федерации к Уставу Совета Европы. Российским парламентом принят Федеральный закон о присоединении Российской Федерации к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Европейская Конвенция определила механизм обеспечения соблюдения Сторонами обязательств, вытекающих из Конвенции, в настоящее время этот механизм включает Европейскую Комиссию по правам человека, Европейский суд по правам человека и Комитет министров. Согласно Уставу Совета Европы (ст. 3) каждый член Совета Европы должен признавать принцип верховенства права и принцип, в соответствии с которым все лица, находящиеся под его юрисдикцией, должны пользоваться правами человека и основными свободами, и искренне и активно сотрудничать во имя достижения цели Совета.
В связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод и в целях обеспечения эффективной защиты интересов Российской Федерации при рассмотрении дел в Европейском суде по правам человека учреждена должность Уполномоченного Российской Федерации при Европейском суде по правам человека9. К основным функциям Уполномоченного отнесена защита интересов Российской Федерации при рассмотрении в Европейском суде по правам человека дел, возбужденных против Российской Федерации на основании упомянутой Конвенции.
Российская Федерация не участвует в таких многосторонних договорах, оказывающих заметное влияние на развитие международного частного права, как, например. Конвенция о международном факторинге 1988 г., Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978 г. ("Гамбургские правила"), Соглашение о международных железнодорожных перевозках грузов 1978 г. (КО-ТИФ), Конвенция ООН о международной смешанной перевозке грузов 1980 г., Женевские чековые конвенции 1931 г., Гаагская конвенция о праве, применимом к агентским соглашениям, 1978 г., Европейская конвенция о некоторых международных аспектах банкротства 1990 г10
Между тем
отношения с участием субъектов
российского права, включая предпринимателей,
могут оказаться при
Международный договор, заключенный без участия Российской Федерации, может быть частью иностранной правовой системы, к которой отсылает российская коллизионная норма. Положения такого договора могут найти свое отражение в условиях контракта, заключенного с российским партнером.
В России нет закона о международном частном праве, и роль ведущего законодательного акта в этой области выполняют Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 года, раздел VII которых ("Правоспособность иностранных граждан и юридических лиц. Применение гражданских законов иностранных государств и международных договоров") продолжает действовать на территории РФ в перспективах принятия закона о международном частном праве и его возможном соотношении с частью третьей Гражданского кодекса РФ, в которой намечается предусмотреть нормы международного частного права, будет сказано в последующем. Заметим лишь, что требующие заполнения "пустоты" в регулировании частноправовых отношений с иностранным элементом объясняют не только имеющиеся в этой области существенные пробелы, но и случаи дублирования отдельных правил. Так, порядок установления содержания иностранного права регулируется Основами гражданского законодательства (ст. 157), Семейным кодексом РФ (ст. 166), Арбитражным процессуальным кодексом РФ (ст. 12), оговорка о публичном порядке — Кодексом торгового мореплавания Союза ССР 1968 г. (ст. 15), Основами гражданского законодательства (ст. 158), Семейным кодексом РФ (ст. 167), исполнение поручений иностранных судов — Гражданским процессуальным кодексом РСФСР (ст. 436), Арбитражным процессуальным кодексом РФ (ст. 215).
Характеристика современного российского законодательства как законодательства переходного периода с его трудностями и противоречиями, поисками, нерешенными проблемами распространяется, очевидно, и на правовые акты, которые принято относить к сфере международного частного права.
Все еще отсутствуют законы о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, о свободных экономических зонах, об иммунитете государства и его собственности (см. ст. 127 Гражданского кодекса РФ). В глубоком обновлении нуждается Закон РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР". Устарели некоторые правила Гражданского процессуального кодекса РСФСР, регламентирующие порядок разрешения споров с участием иностранцев. Не предусматриваются нормы о международном частном праве в действующем Кодексе законов о труде.
Верховенство закона — важнейшее начало, которому должны соответствовать состав и иерархия внутренних источников международного частного права, содержание и порядок применения включаемых в них норм.
Законодательство Российской Федерации о международном частном праве состоит из федеральных законов. Являясь отраслевыми или комплексными актами, они решают — как правило, наряду с другими требующими законодательного урегулирования вопросами — также вопросы международного частного права. Приведем не являющийся исчерпывающим перечень таких законов: Гражданский кодекс Российской Федерации; Семейный кодекс Российской Федерации; "О гражданстве Российской Федерации"; "Об актах гражданского состояния"; "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"; "О беженцах"; "О вынужденных переселенцах"; Основы законодательства Российской федерации об охране здоровья граждан; "Об акционерных обществах"; "Об обществах с ограниченной ответственностью"; "О производственных кооперативах"; "О сельскохозяйственной кооперации"; "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР"; "О товарных биржах и биржевой торговле"; "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации"; "О несостоятельности (банкротстве)"; "О торгово-промышленных палатах в российской Федерации"; "Об общественных объединениях"; "О свободе совести и о религиозных объединениях"; "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"; Основы законодательства Российской Федерации об охране труда; "О занятости населения в Российской Федерации"; "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"; "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования"; "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"; "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"; "Об организации страхового дела в Российской Федерации"; "О товариществах собственников жилья"; "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства"; "О недрах"; "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"; "О континентальном шельфе Российской Федерации"; Лесной кодекс Российской Федерации; "Об иностранных инвестициях в РСФСР"; "О соглашениях о разделе продукции"; "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"; Таможенный кодекс Российской Федерации; "О валютном регулировании и валютном контроле"; "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг"; Воздушный кодекс Российской Федерации; "О связи"; "О геодезии и Картографии"; Основы законодательства Российской Федерации о культуре; "Об образовании"; "О средствах массовой информации"; "О вывозе и ввозе культурных ценностей"; Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах; "Об авторском праве и смежных правах"; "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных"; Патентный закон; "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров"; "О правовой охране топологий интегральных микросхем"; "Об основах градостроительства в Российской Федерации"; "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации"; "О Государственной границе Российской Федерации"; "Об оружии"; "О племенном животноводстве", "О селекционных достижениях".