Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 23:08, реферат
Актуальность. На постсоветском пространстве, несмотря на все исторические и культурные различия, сохраняется немало общего, что и служит основой для формирования различных межгосударственных объединений. К таковым относится и Евразийское Экономическое сообщество. Однако, несмотря на объективную необходимость, конкретная практика объединения сталкивается с целым рядом трудностей, решение которых возможно только при условии предварительного научного анализа как проблем, так и перспектив развития.
1. История создания ЕврАзЭС…………………………………………………...5
2. Характеристика пространства сотрудничества……………………………....9
3. Мотивация участия стран в ЕврАзЭС……………………………………….15
4. Перспективы и проблемы эволюции ЕврАзЭС……………………………20
Заключение…………………………………………………………………….....28
Список использованной литературы……………………………………….......30
Вместе
с тем тлеющий конфликт в газовой
сфере между Россией и
Россия сама стремится получить выигрыш от транзита, осуществляемого через ее территорию странами Сообщества. В связи с этим она пока не готова ввести железнодорожный транзит по внутренним тарифам или принять единый транзитный тариф ЕврАзЭС с преференциальными тарифами для стран-участниц, тем более, что это противоречит принципам ВТО.
Для России сегодня, и особенно в будущем, большое значение имеет привлечение рабочей силы из стран Сообщества. В России, по некоторым оценкам, работает 300 тыс. граждан Киргизии и около 800 тыс. граждан Таджикистана.
Однако неконтролируемый приток мигрантов создает напряженность на региональных рынках труда.
Соглашения о безвизовом въезде-выезде, заключенные Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном с Китаем, Ираном, Пакистаном, Турцией и рядом других государств, с которыми Россия не имеет таких соглашений, создают широкие предпосылки для нелегальных пересечений границы. Так, на российско-казахстанскую границу приходится 2/3 ввозимых в Россию наркотиков.
Города Троицк, Карталы, Омск, Самара, Новосибирск, Барнаул превратились в крупные транзитные пункты по переправке наркотиков из Центральной Азии вглубь России и другие страны. Необходимость обеспечения безопасности южных рубежей сегодня в известной мере понижает экономическую и геополитическую эффективность участия России в ЕврАзЭС.
Динамика ЕврАзЭС в ближайшие годы будет во многом определяться предстоящей волной вступления его членов в ВТО. В этой связи весьма важно согласие стран – участниц Сообщества принять за основу российскую переговорную позицию по вступлению в ВТО.
Сохранение
преференций во взаимных отношениях
стран «пятерки», изъятое из принятого
в ВТО режима наибольшего
Вступление в ВТО, означает унификацию торговых норм и либерализацию экономики, в результате которой возрастает активность корпоративных структур. Членство в ВТО расширяет возможности для взаимопроникновения бизнеса в экономику. Применение принципа «национального режима», ограничение двусторонних преференций, унификация законодательства качественно изменяют правовую основу региональных интеграционных процессов. Это особенно важно в связи с ускорившимся в последние годы формированием транснациональных предпринимательских структур стран Сообщества – международных финансово-промыш-ленных групп, корпораций, совместных предприятий. В рамках этих структур заметно упрощается регулирование цен и расчетов, достигается однородность экономических условий, что содействует общему выравниванию в странах-партнерах13.
Членство в ВТО, безусловно, усилит внешнюю экспансию национальных компаний, но совершенно не обязательно, что ее главным направлением будут страны ЕврАзЭС. Здесь неизбежно возникают вопросы соотношения прибыли и рисков, которое может быть значительно благоприятнее вне пространства Сообщества14.
Важным фактором, влияющим на динамику ЕврАзЭС, безусловно, является ЕС. Его влияние прослеживается по нескольким направлениям. Первое связано с развитием сотрудничества стран Сообщества с ЕС, который является крупнейшим торговым партнером России, Казахстана и Киргизии и главным источником для всех стран-участниц иностранных инвестиций.
Членство в ВТО позволит активизировать работу по созданию зоны свободной торговли товарами и услугами ЕС и тех стран, которые имеют с ним соглашения о партнерстве и сотрудничестве.
Если
стремление к углубленному партнерству
с ЕС будет оказывать
На деятельность ЕврАзЭС значительное влияние может оказать появление новой региональной группировки в составе Белоруссии, Казахстана, России и Украины. Еще в 2003 г. президентами этих стран было подписано соглашение о поэтапном формировании Единого экономического пространства, в рамках которого предусматривается создание независимой межгосударственной Комиссии по торговле и тарифам. Предполагается, что в ее компетенции будут вопросы либерализации торговли товарами, установление импортных и экспортных пошлин, формирование режима торговли услугами в отдельных секторах и унификации конкурентной политики, основанных на принципах и правилах ВТО.
В экономическом
плане эта организация более
предпочтительна для
Судьба нового образования зависит от позиции Украины, которая заинтересована лишь в зоне свободной торговли со своим важнейшим торговым партнером – Россией (и в меньшей степени с Белоруссией). Не вполне однозначна позиция Белоруссии, которая не готова к такому углублению сотрудничества, которое может ограничить ее независимость.
В рамках ЕврАзЭС также не могут быть решены проблемы безопасности стран-участниц. Россия, Казахстан и другие центральноазиатские участники Сообщества ужесточают режим пограничного и миграционного контроля с целью укрепления безопасности. Но в этом отношении их возможности ограничены, поскольку безвизовый режим и мягкий таможенный режим являются главными инструментами деятельности этой группировки. Дальнейшее ужесточение режима трансграничного движения поставит под сомнение целесообразность существования ЕврАзЭС.
Важную роль в обеспечении безопасности в центрально-азиатском регионе играет ОДКБ. Однако потенциал угроз в данном регионе превосходит материальные и политические возможности этой организации и России как ее главного звена. В связи с этим вполне закономерно появление в странах региона сил антитеррористической коалиции и активная деятельность по формированию ШОС. Если ОДКБ чисто военно-политическая организация, то ШОС, изначально нацеленная на укрепление безопасности в центре Евразии, согласно принятым программным документам, будет постепенно диверсифицировать свою деятельность17.
Китай более чем солидный партнер России в вопросах укрепления центрально-азиатской безопасности. Но от него в силу его глобального веса, безусловно, исходит угроза сокращения геополитического влияния России в регионе Центральной Азии. Аналогичная угроза исходит также от США и других стран Запада.
Параллельная деятельность организаций со сходными целями и с близким составом участников неизбежно будет создавать неопределенность в деятельности ЕврАзЭС. В нашем представлении судьбу Сообщества будут определять успехи или неудачи интеграционного проекта «большой четверки» и ШОС. При успешном развитии проекта ЕЭП потеряет актуальность формирование таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. В этом случае ЕврАзЭС будет эволюционировать в региональную организацию с чертами «мягкого регионализма». В этом случае также вполне возможно вступление Киргизии и Таджикистана в ЕЭП на правах ассоциированных членов.
Если при этом будет успешно развиваться экономическая составляющая деятельности ШОС, то это может вылиться в создание ЗСТ в составе ЕврАзЭС, Китая и Узбекистана. В этом случае ЦАС и ЕврАзЭС как бы растворятся в ШОС.
При неудаче
проекта ЕЭП и медленном
Более развитый северный субрегион Сообщества при равенстве нормативно-правовых условий будет увеличивать спектр своих преимуществ по сравнению с южным субрегионом. Так, предполагаемая унификация инвестиционного законодательства и создание нормативно равных условий для предпринимательской деятельности, для доступа на рынки стран иностранных инвестиций на крайне неоднородном пространстве Сообщества будет означать, что риски и эффективность предпринимательской и инвестиционной деятельности в его разных частях будут неодинаковы. Капитал будет стремиться в те страны и регионы стран, где риски ниже, а ожидаемая прибыль выше, где более образованная и квалифицированная рабочая сила, где лучше инфраструктурные условия и стабильнее политический режим.
Иными словами, весьма вероятным результатом создания единого экономического пространства в нормативно-правовом понимании станет усиление социально-экономических контрастов в рамках Сообщества. В этих условиях неизбежен рост нежелательной миграции с юга на север, торговой контрабанды и оборотов наркоторговли. Для противодействия этому необходимо обеспечить стабильное увеличение числа рабочих мест на юге. Но национальные финансовые ресурсы недостаточны для решения этой проблемы18.
Рост социальной дифференциации между странами и их регионами существенно затруднит реализацию таких мероприятий, как гармонизация национальных систем обеспечения минимальных социальных стандартов, обеспечение взаимодействия национальных валютно-финансовых систем, проведение согласованной структурной перестройки экономики. В условиях роста социальной дифференциации будет сложно соблюдать принцип взаимной выгоды, который записан в документах ЕврАзЭС.
В современных условиях достижения
науки и технологий в значительной
степени определяют динамику экономического
роста и уровень
Межгосударственная политика в области развития новейших отраслей экономики (инновационная политика) в государствах-членах ЕврАзЭС должна быть ориентирована на исполнение международных норм и правил, определяющих развитие национальных инновационных систем, создание условий их интеграции в единое экономическое пространство.
Анализ инновационного и
инвестиционного потенциалов
По показателю конкурентоспособности по оценкам экспертов Давосского форума Россия, Белоруссия и Казахстан занимают 58 - 61 места, а Армения, Таджикистан и Кыргызстан 93, 117 и 119 места соответственно. По индексу "инновации и факторы развития" Россия имеет 77 место, Казахстан - 84, а Армения, Таджикистан и Кыргызстан занимают 103, 108 и 121 места.
Это свидетельствует о том, что инновационная деятельность в государствах ЕврАзЭС отстает от стран с развитой экономикой.
Возможности преодоления указанных тенденций возможны лишь при условии интеграции научно-технического, инновационного и кадрового потенциалов государств ЕврАзЭС.
Основа интеграции должна
быть ориентирована на более эффективное
использование ресурсного, инвестиционного,
научно-технического, инновационного
и образовательного потенциала определяющего
уровень достижений в области
научных исследований, опытно-экспериментальных
разработок, иных видов деятельности,
связанных с развитием
Российская Федерация располагает значительным научным инновационным потенциалом, имеет существенные результаты и достижения в области нано-, биотехнологий, атомной энергетики, аэрокосмических технологий, средств связи и информационных технологий. Формируется национальная инновационная система, обеспечивающая меры государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности.
Масштабы российского
потребительского рынка потенциально
позволяют развивать систему
производств, ориентированных на потребление
конкурентоспособной
Потенциал Республики Казахстан
обеспечивает условия для развития
инновационной
Республика Беларусь в
настоящее время располагает
развитым транспортно-коммуникационным
потенциалом, имеет в своем распоряжении
высокотехнологичные