Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 22:00, реферат
Цель заключается в раскрытие изучаемой темы, а именно "Международная защита прав ребенка".
В рамках достижения поставленной цели мной сформулированы следующие задачи:
1.Раскрыть историческое развитие концепции прав ребенка;
2.Отразить программу ЮНИСЕФ направленные на разъяснение обществу и правительствам проблем развития детей;
.Описать взаимосвязь программы сотрудничества с приоритетами Республики Беларусь и ЮНИСЕ
ВВЕДЕНИЕ
Степень изученности темы. В основу лежит изучение защиты прав ребенка, который условно была отнесена на необходимость законодательно обеспечить охрану здоровья детей, защиту их прав, которая побудила Лигу Наций принять Женевскую декларацию прав ребенка в 1924 году. Где были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей, и которыми данными нормативными документами было подробно изучены вопросы, касающейся международной защиты прав ребенка.
Выбранная мною тема очень актуальна на сегодняшний день.
В первую очередь тем, что у меня есть маленький ребенок, сын Бенедикт 2008 года рождения. И ещё я ранее столкнулась с этой проблемой, где я сома отстаивала права своего ребенка по вопросам жилищного законодательства, т.к. ранее районный исполнительный комитет хотел выселить моего ребенка в "некуда". Я отстояла права своего ребенка, и в силу того что я учусь в Академии при Президенте РБ где мне помогла моя база знания. На сегодняшний день хорошо ориентируюсь в аналитических вопросах по защите и интересах детей, и по этому, могу говорить о том, что в Беларуси достаточно нормативных документов регулирующие по защите наших детей, но они носят лишь, к сожалению "рекомендательный" характер.
Во-вторых, данная тема была раскрыта многими юристами и политологами различных стран. Кроме того, имеет интересную схему развития, которую можно представить (с некоторыми оговорками) в следующих образах.
Объектом исследования являются международная защита прав ребенка.
Предметом исследования выступает международная защита прав ребенка используемые на социально-правовую помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Цель заключается в раскрытие изучаемой темы, а именно "Международная защита прав ребенка".
В рамках достижения поставленной цели мной сформулированы следующие задачи:
1.Раскрыть историческое
развитие концепции прав
2.Отразить программу ЮНИСЕФ
направленные на разъяснение
обществу и правительствам
.Описать взаимосвязь
4.Выявить на каком
5.Добавить в приложении дополнительную информацию.
Методологической основой исследования, для решения поставленных цели изадач работы, является совокупность различных общетеоретических и практических методов: обобщение, сравнительно-правовой метод, анализ литературных источников и информационно-правовой и иные методы исследования.
Однако осознаю, что не все в курсовой работе удалось в полной мере, однако рассчитываю и буду благодарна за все предложения и замечания в свой адрес (с уважением, Марьяна).
Важнейшей политической, социальной и экономической задачей Республики Беларусь является всесторонняя гарантированная защита государством и обществом детства, семьи и материнства нынешнего и будущих поколений.
I. ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА
ПРАВА РЕБЕНКА (Rights of children) - это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признается каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения[10, с.67].
Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребенка были выделены в особую категорию. В начале 20 века права детей, как правило, рассматривались в контексте существующих проблем использования детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. Необходимость законодательно обеспечить охрану здоровья детей, защиту их прав побудила Лигу Наций принять Женевскую декларацию прав ребенка в 1924[8, с.321].
Следующим важным шагом стало принятие ООН в 1959 Декларации прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. В ней отмечалось, что "Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения". Документ состоит из 10 положений (принципов, как они назывались в Декларации), признание и соблюдение которых должно позволить "обеспечить детям счастливое детство".
Конвенция о правах ребенка[4, с.254].
К концу 1970-х уровень развития общества, положение детей, новые проблемы - показали, что одних декларативных принципов недостаточно. Требовались документы, в которых бы на основе юридических норм были закреплены меры и способы защиты прав детей. В этих целях в 1974 была принята Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов, в 1986 - Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном (принимающая семья - соотечественники) и международном (принимающая семья - иностранцы) уровнях[2, с.49 ].
В течение 10 лет (с 1979 по 1989) специалисты многих стран мира, участвовавшие в Комиссии ООН по правам человека, разрабатывали текст нового положения о правах ребенка, в котором бы максимально учитывались все стороны жизни ребенка в обществе. Этот документ получил название Конвенции о правах ребенка, и был принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года.
К 2002 документ ратифицировало 191 государство. Все они каждые 5 лет предоставляют в Комитет ООН по правам ребенка отчеты о том, какие шаги предпринимаются в их странах для обеспечения защиты прав ребенка, какие сложности возникают при реализации тех или иных положений Конвенции, каковы пути решения этих проблем. На основе предоставленной информации Комитет по правам ребенка готовит экспертную оценку и рекомендации для каждой страны: на что стоит обратить особое внимание, какие проблемы необходимо решать в первую очередь, какие существуют методы их решения и т.п[10, с.59].
Помимо этого, диалог между международным экспертным сообществом, международными и национальными организациями по защите прав детей ведется за рамками ООН - на специальных международных встречах.
Так представительная международная встреча на высшем уровне прошла 29-30 сентября 1990 в Нью-Йорке. На ней была принята Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 1990-e годы. Кроме того, был выработан План действий по осуществлению этого документа. Он включил в себя практические мероприятия, направленные на:
улучшение условий жизни детей и повышение их шансов на выживание путем расширения доступа к медицинскому обслуживанию для женщин и детей;
сокращение распространения поддающихся профилактике заболеваний;
создание более широких возможностей для получения образования;
решение продовольственной проблемы; защита детей, оказавшихся в зонах чрезвычайных ситуаций[1, с.27].
В мае 2002 в Нью-Йорке состоялась специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН по проблемам детей. В ней принимали участие члены правительств 150 стран мира, а также около 3000 представителей международных детских правозащитных организаций. На этой сессии были подведены итоги 11 лет действия Конвенции по правам ребенка. Около 155 стран подготовили доклады о действиях по выполнению положений Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
При подведении итогов были отмечены положительные сдвиги в решении проблем, обозначенных на встрече 1990. Вместе с тем, участники сессии отметили, что важнейшие проблемы в области защиты прав детей до сих пор остаются нерешенными.
Для успешного решения этих проблем на Генеральной сессии Ассамблеи ООН в мае 2002 года была принята декларация Мир, пригодный для жизни детей, где определены основные принципы дальнейшего развития системы защиты прав детей во всем мире, а также план действий по ее реализации[6].
Основные положения декларации можно условно разделить на три группы:
создание наиболее благоприятных условий на начальном этапе жизни для всех детей (сюда входят проблемы детской смертности, питания, медицинской помощи, развитие системы социальных услуг и т.п.). Особое внимание отводится проблеме ВИЧ-инфицированных детей и профилактике распространения этого вируса среди детей и молодежи;
обеспечение качественного базового образования для всех детей;
предоставление всем детям, особенно подросткам, возможностей для деятельного участия в жизни их общин (возможности активного участия в жизни общества детей-инвалидов, создание в государствах систем и программ, позволяющих им получать образование, профессию, посещать общественные места, участвовать в культурной и социальной жизни общества) [13].
Подводя итоги, мы можем отметить, что, в начале 21 века Конвенция о правах ребенка является основополагающим международным документом, регулирующим права детей в современном мире. Что касается встреч на международном уровне - то помимо практической оценки реализации положений Конвенции в тех или иных странах и выработки плана дальнейших действий с учетом актуальных проблем современного общества, они выполняют еще одну важную задачу - акцентируют внимание международного сообщества на проблемах защиты прав детей.
Юнисеф.
Важную роль в решении проблем детей на международном уровне играет ЮНИСЕФ (UNICEF) - Детский фонд ООН.
II. ЮНИСЕФ ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО В СОДЕЙСТВИИ РЕАЛИЗАЦИИ В ИНТЕРЕСАХ ВСЕХ ДЕТЕЙ БЕЛАРУСИ ПРАВ, ИЗЛОЖЕНЫХ В КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ РЕБЕНКА
Правительством Республики Беларусь и Детским фондом ООН, называемым далее ЮНИСЕФ, представляет собой продолжение сотрудничества, начатого в 1997 году. Взаимные обязательства по осуществлению прав детей, изложенные в Конвенции ООН о правах ребенка, были положены в основу Сводного плана действий. В целях реализации конкретных программ и проектов в рамках настоящего Сводного плана действий заключаются соглашения между ЮНИСЕФ и соответствующим республиканским органом государственного управления[17].
В развитых странах программы ЮНИСЕФ направлены на разъяснение обществу и правительствам проблем развития детей в развивающихся странах. Ведется сбор средств для осуществления программ помощи, в которых активно участвуют добровольцы.
Жестокое обращение с детьми (child abuse). Одной из глобальных проблем в области защиты прав детей признается проблема жестокого обращения с детьми[20, с.243].
Свою деятельность ЮНИСЕФ строит на принципах сотрудничества. Сотрудничества с властью, общественными организациями, другими международными фондами и организациями.
Правовой основой для взаимоотношений и сотрудничества между Правительством Республики Беларусь и ЮНИСЕФ является Соглашение между Организацией Объединенных Наций и Республикой Беларусь относительно создания Переходного отделения ООН в Минске, подписанное уполномоченными представителями Сторон 15 мая 1992 года на создание Свободного плана действий. Этот сводный план действий рассматривается о сотрудничестве между Правительством Республики Беларусь и Детским фондом ООН и одобрением Исполнительным советом ЮНИСЕФ новых программных циклов[22].
Положение детей
Правительство Республики Беларусь ратифицировало Конвенцию о правах ребенка в 1990 году. Первый доклад страны был представлен в Комитет ООН по правам ребенка в 1995 году. Первый текущий отчет, который должен был быть представлен в сентябре 1997 года, был закончен и представлен Министерством иностранных дел при техническом содействии ЮНИСЕФ в начале 1999 года. В 1995 году была одобрена Национальная программа действий (НПД) по защите прав ребенка. В январе 1998 года Президентом страны была утверждена президентская программа "Дети Беларуси". НПД предполагает осуществление таких мероприятий, как распространение информации о правах ребенка, гармонизация национального законодательства с положениями Конвенции о правах ребенка и помощь детям в особо трудных обстоятельствах. Президентская программа определяет пять основных направлений: дети-инвалиды, дети-сироты, дети Чернобыля, развитие социального обслуживания семьи и детей, развитие индустрии детского питания. Для поддержки этих инициатив был создан специальный президентский фонд. Беларусь стала одной из первых стран бывшего Советского Союза, где был принят Закон о правах ребенка. Закон не только закрепляет правовой статус детей, но также определяет принципы государственной политики в отношении детей и ответственность государственных органов по защите прав и интересов детей. Тем не менее, создание эффективного механизма для реализации прав ребенка осложняется экономическими трудностями и некоторыми вопросами социального характера. В 1996 году была создана Национальная комиссия по правам ребенка. Однако государственные средства на функционирование Комиссии не выделяются, в результате чего ее деятельность носит ограниченный характер. Разрыв региональных экономических и торговых связей после распада Советского Союза существенно повлиял на белорусскую экономику.
Система отправления правосудия в отношении несовершеннолетних в Беларуси нуждается в реформировании. Республика Беларусь, как участник Конвенции о правах ребенка, приняла на себя обязательства по соблюдению международных норм "ювенального правосудия". Правительство намерено сотрудничать с ЮНИСЕФ в целях обеспечения содействия данному процессу[19].
Цели программы
В соответствии с основополагающими принципами Конвенции о правах ребенка, Конвенции об устранении всех форм дискриминации в отношении детей, стратегических направлений, а также с учетом сложившегося в стране положения детей были утверждены нижеследующие цели программы:
·охрана здоровья и поддержка гармоничного развития младенцев и детей в раннем детстве посредством распространения масштабов грудного вскармливания;
·особая защита прав детей, проживающих в государственных интернатных учреждениях, сирот, инвалидов;
Информация о работе История международной защиты прав ребенка