История международной защиты прав ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 22:00, реферат

Описание работы

Цель заключается в раскрытие изучаемой темы, а именно "Международная защита прав ребенка".
В рамках достижения поставленной цели мной сформулированы следующие задачи:
1.Раскрыть историческое развитие концепции прав ребенка;
2.Отразить программу ЮНИСЕФ направленные на разъяснение обществу и правительствам проблем развития детей;
.Описать взаимосвязь программы сотрудничества с приоритетами Республики Беларусь и ЮНИСЕ

Файлы: 1 файл

123.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

Республика Беларусь ратифицировала Конвенцию 1950г. от 28 июля 1990 года. Европейский Суд по правам человека состоит из числа членов, равного числу государств - членов Совета Европы, поскольку в состав Суда от каждого государства может входить только один гражданин. Члены Суда избираются Парламентской Ассамблеей сроком на девять лет.

Право на индивидуальное обращение в Европейский Суд по правам человека принадлежит всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства, в отношении которых органы государства или государственные учреждения допустили действия, нарушающие права и свободы, закрепленные Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Главное и необходимое условие обращения - реальный факт нарушения государством, его органами или учреждениями прав и свобод личности.

Судопроизводство в Европейском Суде отличается от рассмотрения дел национальными судами и состоит из нескольких стадий:

признание приемлемости жалобы;

урегулирование ее на уровне государства-заявителя;

непосредственное рассмотрение;

исполнение решения, принятого Судом.

Для признания жалобы приемлемой необходимо выполнение ряда условий: во-первых, предметом жалобы, что вытекает из ст. 34 Конвенции, могут быть только права, гарантируемые ею или ее Протоколами;

во-вторых, жалоба может исходить только от самого потерпевшего. Даже в том случае, когда жалобу подает объединение лиц, каждый должен доказать свои конкретные требования;

в-третьих, жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом;

в-четвертых, жаловаться можно только на те нарушения Конвенции, которые имели место после даты ратификации Конвенции;

в-пятых, для того чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты.

Европейский Суд не принимает: анонимные жалобы; жалобы, являющиеся по существу теми же, которые уже были рассмотрены Судом ранее, и не содержащие новой, относящейся к делу информации; жалобы, составляющие предмет другой процедуры международного разбирательства и урегулирования.

Среди основных проблемных сфер, в которых Страсбургские органы до сих пор осуществляли защиту прав ребенка, можно назвать следующие:

а) ювенальная юстиция и арест (ст. 5 и 6 Европейской конвенции о правах человека);

б) образование (ст. 2 протокола N 1 к Конвенции);

в) свобода совести, право свободного выражения мнений и свобода ассоциаций (ст. 9, 10, 11 Европейской конвенции, ст. 13, 14, 15 Конвенции ООН о правах ребенка);

г) жестокое обращение и безнадзорность (ст. 3 и 8 Европейской конвенции);

д) дети-иммигранты и беженцы (ст. 3, 5 и 8 Европейской конвенции).

Европейский Суд по правам человека не является инстанцией по отношению к судебной системе государства - участника Конвенции. Поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Суд рассматривает только конкретные жалобы для того, чтобы установить, действительно ли имело место нарушение Конвенции.

Согласно п. 2 ст. 46 Конвенции окончательное постановление Суда направляется Комитету министров Совета Европы, который осуществляет надзор за его исполнением. В силу данного положения решение Суда влечет за собой определенные обязательства для государства-ответчика.

Государства-участники должны соответствующим образом трансформировать свои правовые системы с целью обеспечить существование возможностей пересмотра и возобновления производства по делу в связи с решением Европейского Суда по правам человека. Лица, чьи права были нарушены, и эти нарушения установлены Европейским Судом, должны иметь право обратиться с необходимым ходатайством в компетентный суд или иной внутринациональный орган.

Следует отметить, что, кроме Европейского Суда по правам человека, действует еще Суд Европейского Союза (Люксембург), который принимает только иски граждан государств - членов Союза и также может рассматривать дела в отношении детей[20, с. 378-392].

По нашему мнению, защита, таким образом, прав ребенка на международном уровне может осуществляться в различных формах, посредством различных механизмов и различных органов и организаций. Основная проблема в этой области заключается в рекомендательном характере большинства принимаемых решений и отдаленности деятельности многих органов от реальной жизни и реальных прав конкретных лиц. Тем не менее нарастающее внимание общественности к проблемам защиты прав человека в целом и прав детей в частности является той движущей силой, которая способна повысить эффективность существующих механизмов защиты прав человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучить научную и учебную литературу по данной теме исследования, мы пришли к следующим выводам:

Мы можем отметить, что, в начале 21 века Конвенция о правах ребенка является основополагающим международным документом, регулирующим права детей в современном мире.

А также отметим, что в Республике Беларусь проживают 2016 тыс. детей в возрасте до 18 лет, что составляет 21,7 процента от общей численности населения. Обеспечение приоритета их интересов является одним из условий устойчивого развития будущего Беларуси. Значительный вклад в решение многих острых проблем детства внесла президентская программа "Дети Беларуси".

В последние годы произошли большие изменения, касающиеся вопросов жизнеобеспечения, защиты прав и интересов детей.

Меры, принятые Правительством по внедрению новых альтернативных форм жизнеустройства детей-сирот, обеспечивающих их право жить и воспитываться в семьях, способствовали уменьшению численности этих детей в интернатных учреждениях. По сравнению с 2000 годом их количество снизилось на 8 процентов. Усилены механизмы защиты прав усыновляемых детей, в том числе в случае международного усыновления.

Созданы механизмы отслеживания изменений в положении детей, степени обеспечения выполнения норм Конвенции о правах ребенка.

С 1999 года в режиме мониторинга ежегодно подготавливается национальный доклад о положении детей в Республике Беларусь.

Приняты нормативные правовые документы по вопросам совершенствования государственной поддержки семей, воспитывающих детей, системы адресной социальной помощи. Получила дальнейшее развитие система учреждений социального обслуживания, предоставляющих широкий спектр услуг семьям и детям. Увеличилось количество специалистов, занимающихся вопросами охраны детства.

Вместе с тем, несмотря на достигнутые позитивные результаты в реализации президентской программы "Дети Беларуси", сохраняется ряд проблем, требующих решения.

Требуются меры по совершенствованию системы социальной поддержки семей с детьми, а также по укреплению здоровья детей. Число абсолютно здоровых детей составляет 32,5 процента, а удельный вес детей, имеющих хроническую патологию, - 13,3 процента. Необходимо продолжить работу по повышению качества медицинской помощи детям и беременным женщинам, проведению целевой диспансеризации детского населения, принятию дополнительных мер по расширению контингента оздоравливаемых детей, снижению уровня детской инвалидности. Основные усилия в этой сфере должны быть сосредоточены на профилактических мерах по предупреждению инвалидности, на обеспечении массового обследования новорожденных в целях выявления на ранней стадии отклонений в развитии и принятии необходимых мер медицинской реабилитации, на обеспечении детей-инвалидов техническими реабилитационными средствами, на оказании помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов.

Сложной проблемой является и распространенность асоциальных форм поведения детей и подростков. В 2009 году инспекциями по делам несовершеннолетних выявлены и поставлены на учет 21 308 подростков-правонарушителей, а также 3,2 тыс. родителей, которые своим антиобщественным поведением способствуют совершению преступлений их детьми.

Кроме того, требуют особого внимания дети, вернувшиеся из учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, освободившиеся из исправительных учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы. Слабое развитие материально-технической базы этих учреждений не позволяет проводить программы социальной и трудовой реабилитации подростков на современном уровне.

Проблема социального сиротства является одной из наиболее острых. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детских домах и школах-интернатах не дает возможности полноценно подготовить таких детей к самостоятельной жизни. В связи с этим на первый план выдвигается задача совершенствования условий для воспитания детей-сирот в приемных, опекунских, патронатных семьях, их усыновления.

Остается нерешенным ряд вопросов, связанных с производством высококачественного, конкурентоспособного, экологически чистого детского питания для детей первых лет жизни, расширением его ассортимента, удешевлением и обеспечением доступности для различных категорий семей.

Наличие указанных проблем подтверждает необходимость продолжения работы по их поэтапному решению в рамках новой президентской программы "Дети Беларуси" на 2006-2010 годы (далее - президентская программа).

право ребенок правительство беларусь

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

право ребенок правительство беларусь

1.Александров, А.Э. Международная  защита детей //Пер. с болгарского /В.В. Сергеенкова [и др]; под ред. - С. Петербург София, 1979. - 216 с.

.Бекяшев, К.А. Международное  публичное право: Сборник документов/ К.А. Бекяшев, Д.К. Бекяшев, Б.Н. Гашев[и  др]; под ред. Бекяшев К.А. - Москва, 1998. - 412 с.

3.Государственное право зарубежных стран: Курс лекций. / Чудаков М.Ф. - Минск, 2009.

4.Государственное право  зарубежных стран: учеб. пособие  для вузов / Чудаков М.Ф. - Минск, 2001 - 572 с.

5.Карташкин, В.А. Международная  защита прав человека/ В.А. Карташкин - Москва:, 1976. - 89 с.

6.Колосов, Ю.М. Международные  стандарты в области прав человека  и проблемы советского законодательства /Ю.М. Колосов/ Советский журнал международного  права. - 1991. № 2. Режим доступа: <#"justify">11.Мельникова, Э.Б. Ювенальная юстиция / Э.Б. Мельникова/ Фонд НАН.- Москва, 1999 -367 с.

12.Национальный  Интернер-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац.центр  правовой информ. Респуб. Беларусь. - Минск, 2008. - Режим доступа:, Материалы  свободной энциклопедии "Википедия", #"justify">13. О модельном законе "Об основных прав ребенка в государстве" - Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников содружества независимых государств от 16 октября 1999г. № 14-9.

. О подписании  Конвенции о правах ребенка - Постановление  Совета министров Белорусской ССР от 25 января 1990г. N 21.

. О правах  ребенка - Закон Республики Беларусь  от19 ноября 1993г. N 2570-XII // Ведомости Верховного  Совета Республики Беларусь. - 1993г. N 33, 430 с.

. О Президентской  программе "Дети Беларуси" на 206-2010 годы - Указ Президента Республики Беларусь от 15 мая 2006г. № 318// Нац. реестр правовых актов. - 05.06.2006, № 86, рег. № 1/7590 от 22.05.2006.

. О проведении  переговоров по проекту свободного  плана действий правительства  Республики Беларусь и детского  фонда ООН "ЮНИСЕФ" на 2003-2005 годы и его подписании - Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 октября 2003г. № 1256// Нац. реестр правовых актов. - 13.10.2003 № 112, рег. № 5/13121 от 07.10.2003.

. О ратификации  Конвенции о правах ребенка - Постановление Верховного совета Республики Беларусь от 28 июля 1990 г. N 217-XII.

19. Решетников, Ф.М. Правовые системы стран мира: / Ф.М. Решетников //Справочник. М.: Юрид. лит., 2003 - 324 с.

. Сорокин, С.С. Конвенция ООН "О правах ребенка" /С.С. Сорокин/ Научно-практический комментарий // Российская юстиция. 1999 - № 6 - 824с.

21. Томилов, А.Ю. Международно-правовые нормы об  опеке и попечительстве над  несовершеннолетними /А.Ю. Томилов - Челябинск, 2000. - 114 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА

 

("Судовы веснiк", 1995 г., N 3, с. 29)

Факультативный протокол к Конвенции, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, принят Генеральной Ассамблеей ООН 25 мая 2000 г. (о присоединении Республики Беларусь к данному Факультативному протоколу -- см. Закон от 03.12.2001 N 65-З.

Государства -- участники настоящей Конвенции, считая, что в соответствии с принципами, провозглашенными в Уставе Организации Объединенных Наций, признание присущего достоинства, равных и неотъемлемых прав всех членов общества является основой обеспечения свободы, справедливости и мира на Земле,

принимая во внимание, что народы Организации Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе,

признавая, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека и в Международных пактах о правах человека провозгласила и согласилась с тем, что каждый человек должен обладать всеми указанными в них правами и свободами без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иные обстоятельства,

напоминая, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь,

убежденные в том, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества,

признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания,

Информация о работе История международной защиты прав ребенка