Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 19:41, курсовая работа
Целью моей работы является исследование и изучение вопросов, касающихся избирательного процесса в зарубежных странах: понятие, субъекты, структура, стадии, а также информационное обеспечение и финансирование выборов.
При выполнении своей работы, в основном я опирался на учебную литературу, статьи и монографии по истории конституционного права зарубежных стран.
Введение……………………………………………………………………..3
1. Понятие и структура, субъекты избирательного процесса в конституционном праве зарубежных стран. Система законодательства о проведении выборов в зарубежных странах…………............................5
2. Стадия назначения выборов в Зарубежных странах; формирование избирательных округов и участков; составление списков избирателей; формирование органов, организующих проведения выборов в зарубежных странах………………………………………………………..9
3. Выдвижение и регистрация кандидатов при проведении выборов в зарубежных странах………………………………………………………18
4. Информационное обеспечение и финансирование выборов в зарубежных странах…………………………………………………...….21
5. Голосование; определение и опубликование результатов выборов в зарубежных странах; вступление в должность избранных кандидатов………………………………………………………………...23
Заключение………………………………………………………………..31
Список используемой литературы…………………
Для проведения избирательной компании территория страны обычно делится на избирательные округа. Порядок разделения территории на избирательные округа имеет весьма важное политическое значение, ибо от этого могут зависеть результаты выборов. Избирательный округ – это избирательная единица, объединяющая избирателей определённой территории или коллектива для выборов одного или нескольких депутатов, или должностных лиц. 13 При многостепенных выборах такими единицами могут стать нижестоящие представительные органы, при косвенных – избирательные коллегии. Число и нарезка избирательных округов по выборам в парламент обычно определяются законом, иногда правительством (Италия), специальными комиссиями (Канада); по выборам в органы местного самоуправления – актами этих органов.14
По количеству избираемых депутатов избирательные округа различаются на одномандатные (униноминальные), многомандатные (полиноминальные). Значительно реже предусматривается единый общенациональный округ. В одномандатном избирается один депутат, в многомандатном – несколько депутатов, в общенациональном – все депутаты (например, 120 депутатов Кнессета Израиля).
В зависимости от
Порядок образования избирательных округов подробно регламентируется законами. Однако порядок образования избирательных округов для выборов парламентов выносится нередко даже на конституционный уровень. Так в конституции Португалии есть отдельная статья (ст. 149), называемая «Избирательные округа». Достаточно подробно регулируется образование избирательных округов Конституцией Австрии (ст. 23а, 26, 95, 117) и конституцией Швеции (§ 6 гл. 3). 16
Обычно законодательство предписывает необходимость создания равных округов с тем, чтобы равное число депутатов избиралось от равного числа избирателей или населения. Но в некоторых странах широкое распространение получила такая практика образования избирательных округов, которая нарушает принцип равного представительства. Подобные манипуляции с избирательными округами получили название избирательной географии или избирательной геометрии (в США – джерримендеринг). Органы уполномоченные производить разделение территории на избирательные округа, делают это таким образом, чтобы сознательно увеличить представительство одних районов в ущерб другим (например, представительство сельских регионов в ущерб промышленным). Партия находящаяся у власти, стремится выкроить избирательные округа так, чтобы обеспечить себе завышенное представительство.
Избирательная география получила широкое распространение в США (например, иногда городские округа в 3 – 4 раза превышали по своей численности сельские округа). В 1962 г. Верховный суд США в решении по делу Бейкер против Кара признал такую практику незаконной и постановил, что все избирательные округа должны нарезаться «существенно равными» в соответствии с принципом «один человек – один голос».17
Избирательный округ подразделяется на избирательные участки, представляющие территориальный единицы, обслуживаемые одним пунктом для голосования. Избирательный участок – это пункт голосования, куда приходят избирателя, чтобы выразить свою волю, и где производится первичный подсчёт поданных голосов.18 По другим источникам избирательный участок – это специальная избирательная единица, часть территории избирательного округа, создаваемая для подачи и подсчёта голосов избирателей.19 По избирательным участкам проводится регистрация избирателей; они же являются основной ячейкой в пределах которой соответствующие органы политических партий проводят непосредственную обработку избирателей. Избирательные участки создаются в определённые законодательством временные сроки, их списки опубликовываются. Избирательный участок охватывает, обычно, небольшое число жителей (на выборах в парламент не более нескольких тысяч человек), в больницах, на судах, находящиеся в плавании, в гористых местностях могут создаваться и более мелкие избирательные участки. Как правило, избирательный участок меньше избирательного округа. На территории округа располагается несколько, а иногда и много избирательных участок. Однако в больших населённых пунктах при выборах органов местного самоуправления участок может охватывать несколько избирательных округов, которые включают кандидатов, выдвинутых группами домов или улиц.20 Образование избирательного участка даёт возможность приблизить места голосования к избирателям, создать удобства для голосования и подсчёта голосов.21
Во Франции избирательными участками
являются коммуны – низовые единицы
политико-административного
Далее формируются избирательные органы – это обычно избирательные комиссии, в некоторых странах избирательные трибуналы, избирательные советы, гражданский регистр, т.е. орган, который ведёт списки избирателей. Эти органы ведают организацией и проведением выборов, обеспечивают контроль за соблюдением избирательного законодательства, определяют результаты выборов. Иными словами на них возлагается задача по подготовке и проведению выборов. Избирательная компания не может обойтись без участия и руководства избирательных органов.23 Избирательные органы могут формироваться судами, например, в Коста-Рике, парламентом – в Узбекистане, правительством – в Австрии, органами местного самоуправления (местные избирательные комиссии на Украине), вышестоящими избирательными комиссиями (если не созданы другими органами). Члены этих комиссий рассматриваются как должностные лица, хотя в некоторых странах (например в Германии) они, по крайней мере, их часть, работают на общественных началах.
Избирательные комиссии могут быть: общегосударственными,
территориальными, окружными и участковыми.
Полномочия общегосударственной комиссии
(обычно она называется центральной или
национальной) распространяется на всю
страну. В федеративных государствах свои
комиссии создаются в субъектах федерации.
Территориальные избирательные комиссии
образуются в административно-
Главные задачи участковой избирательной комиссии – составление полного списка избирателей, проведение голосования, подсчёт голосов. Участковая избирательная комиссия регистрирует избирателей. Регистрация избирателей является необходимым условием для составления списков избирателей. Регистрация проводится органами в сроки, которые устанавливаются законом. Регистрация избирателей в различных странах осуществляется по разному. Она подразделяется на обязательную (Великобритания, Германия, Италия, Швейцария и др.) и добровольную (США, Франция и др.).24 Победителя участковые избирательные компании не определяют, для этого свои протоколы они предоставляют в вышестоящую избирательную комиссию. Также все эти комиссии выполняют и другие функции, такие как контроль за соблюдением законности выборов, организация избирательной кампании и т.д.25
Также избирательные комиссии и другие избирательные органы бывают постоянными (Испания), временными, создаваемыми лишь на период выборов (Италия). Центральные комиссии иногда, в странах тоталитарного социализма, бывают временными, образуемыми только на период выборов, после подсчёта голосов, определения победителей и выдачи документов об избрании прекращают свою работу. Окружные и участковые комиссии, как правило, имеют временный характер. Территориальные комиссии бывают и постоянными, и временными. Центральная избирательная комиссия создаётся указами президента, постановлениями парламента, правительства, реже - верховным судом. Во многих странах центральная избирательная комиссия в качестве специального органа не создаётся, её роль выполняет министерство внутренних дел (Италия, Франция и др.).
В странах англосаксонского права роль окружных избирательных комиссий иногда выполняют единолично должностные лица – шерифы графств, а участковых – чиновники по выборам (регистраторы, участковые инспекторы и др.). Однако на всех уровнях при выдаче бюллетеней, подсчёте голосов, определении итогов голосования присутствуют представители кандидатов, политических партий, прессы.26
Помимо регистрации кандидатов, распределения, выделенных бюджетных средств, подведения итогов выборов, центральная избирательная комиссия издаёт инструкции, разъяснения и иные акты, которые могут иметь нормативное значение для местных избирательных комиссий при проведении избирательной кампании.
Участковые избирательные комиссии формируются по-разному. Они могут состоять из служащих органов местного самоуправления или формироваться исполнительными комитетами местных представительных органов (страны тоталитарного социализма).
Во многих странах руководители избирательных органов обладают важными единоличными властными полномочиями в избирательном процессе. Например в Великобритании председатель окружной избирательной комиссии должен извещать о выборах, регистрировать кандидатов, созывать избирателей, принимать избирательные налоги, решать о допустимости кандидатур, объявлять о выдвинутых кандидатах, назначать председателей избирательных участков, следить за соблюдением тайны голосования, устанавливать результаты голосования, проверять правильность подсчёта голосов и др.27
По общему правилу голосовать могут только лица, включенные в список избирателей. Лица, имеющие временные удостоверения на право голосования (например, в связи с командировкой), заносятся в дополнительный список избирателей и только после этого получают бюллетень. Лишь в отдельных странах, например в Сирии, нет списка избирателей, достаточно предъявить удостоверение личности, в котором делается отметка, что избиратель проголосовал. В некоторых других странах, где велика неграмотность и списки составляются не повсеместно, избиратель ставит свой отпечаток большого пальца, который затем окрашивается несмываемой в течение минимум недели краской. В большинстве стран ведение списков избирателей относится к компетенции муниципальных властей (Нидерланды, Польша), в латиноамериканских странах для этого существует особая служба -- национальный или гражданский регистр, в Израиле списками ведает министерство внутренних дел, в Швеции -- налоговое управление. В список избирателей могут быть включены лишь лица, удовлетворяющие избирательным цензам (квалификациям), которые, как уже отмечалось, имеют свои особенности в каждой стране. В Великобритании списки избирателей составляют чиновники-регистраторы, в отдельных странах Латинской Америки -- специально назначенные комиссии (там, где нет службы гражданского регистра). Эти списки передаются затем органам, которые проводят голосование, в большинстве стран -- участковой комиссии. Она проводит проверку списков, для чего необходимо предъявить соответствующие документы (во многих англосаксонских странах, где нет паспортов для внутреннего употребления, а есть только международные паспорта, используются самые разные документы).При составлении списков, их проверке и уточнении участковыми избирательными комиссиями, чиновниками-регистраторами и другими органами используются два способа: обязательная регистрация и необязательная. Обязанность или отсутствие обязанности регистрации относится не к избирателю, а к комиссии или чиновнику-регистратору. При системе необязательной регистрации чиновник не включает автоматически избирателя в список, он делает это только по инициативе последнего. Избиратель сам должен обратиться с соответствующим заявлением, если он хочет быть включенным в список избирателей (Испания, Мексика, США). При системе обязательной регистрации (Великобритания, Индия, Италия) избиратель автоматически включается в список, регистратор (комиссия) обязан разыскать всех лиц, имеющих избирательные права, и включить их в этот список. Лицам, включенным в список, выдается специальная карточка избирателя (часто -- с отпечатками пальцев и фотографией, иногда с учетом возможности электронного голосования). Списки избирателей бывают либо постоянными, и тогда от пересматриваются через 10-12 лет, либо периодическими, заново составляемыми к каждым выборам.28
3. Выдвижение
и регистрация кандидатов при
проведении выборов в
Выдвижение кандидатов – это
определение круга лиц, из
Обычно о возможных кандидатах известно задолго до объявления выборов, но официальное их выдвижение и регистрация начинаются только со дня назначения выборов, указанного в акте о назначении выборов или в избирательном законе.
Только после регистрации
Кандидат может быть выдвинут различными способами:
-самовыдвижение, т.е. подача в надлежащий орган личного заявления, подписанного самим кандидатом. Иногда требуется, чтобы такое заявление было скреплено подписями установленного числа избирателей (Вьетнам, Франция). В ряде стран для регистрации кандидата требуется дополнительно внесение избирательного залога (определённой денежной суммы). В таком случае к заявлению должна быть приложена квитанция об уплате избирательного залога. Размеры избирательного залога не слишком обременительны, но всё же весомы. В Англии при выборах в парламент он составляет 500 фунтов стерлингов; во Франции для претендента на депутатский мандат – 1 тыс. франков, на пост Президента Республики – 10 тысяч франков. Избирательный залог направлен против «безответственных», несерьёзных кандидатов. Внесённый избирателем избирательный залог возвращается, если кандидат будет избран или наберёт определённое число голосов избирателей по округу ( в Англии не менее 5%).31
- партийное выдвижение, т.е. официальное представление от имени партии или путём подачи петиции, подписанной определённым числом избирателей (Австрия, Португалия, Египет). Этот способ получил широкое распространение. Непосредственно закреплён на уровне конституций ряда стран. Например, Конституция Польши 1997 г. В ст.100 устанавливает: «Кандидатов в депутаты и сенаторы могут выдвигать политические партии и избиратели». Кандидатуры от партии выдвигаются центральными или местными партийными органами либо партийными съездами и собраниями. Окончательно вопрос решается руководством партии. Этот способ выдвижения абсолютно необходим при пропорциональной и частично смешанной избирательной системах. В некоторых странах кандидат на общегосударственных выборах может быть выдвинут только крупными партиями (Словакия, Мексика). Эта мера направлена против чрезмерной дробности списков кандидатов, обилия партий и имён;32