Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 18:20, курсовая работа
Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.
Характеризуя политическую основу зарубежных стран, необходимо особо оговорить, что анализ соответствующих социально-экономических категорий в государствоведении носит вспомогательный характер и необходим, прежде всего, для правильного понимания политической организации общества и служебной роли соответствующих политических и правовых учреждений.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Понятие конституционного строя……………………………………5
Политическая система общества…………………………………………..9
Социальная и экономическая системы общества……………………….15
Глава II. Конституции современных зарубежных стран: классификация и основные особенности………………………………………………………...19
2.1 Основные черты конституционного строя США………………………..22
2.2 Основные черты конституционного строя Великобритании…………..27
2.3 Основные черты конституционного строя Франции…………………...29
2.4 Основные черты конституционного строя Германии…………………..33
Заключение……………………………………………………………………..40
Список использованной литературы………
- политическая функция: конституция закрепляет устройство государства, служит правовой основой политической системы и основных политических институтов, существующих в стране;
- идеологическая функция: конституция, являясь наиболее авторитетным законом, оказывает воспитательное воздействие на людей; закрепляет права и свободы человека, исходя из общепризнанных мировых ценностей и стандартов, которые не должны нарушаться;
Все писанные конституции обладают определенным набором стандартов. Они включают в себя преамбулу (вводные положения), в которой излагаются цели конституции, условия ее издания и др.; основную часть, то есть само содержание конституции, состоящее из разделов, подразделов, глав, подглав, статей, частей, параграфов, в которых содержатся положения общественного и государственного устройства, основных прав и свобод личности, системы государственной власти, в том числе: Парламента, главы государства, Правительства, судов, организации власти на местах; заключительные положения, в которых устанавливается порядок вступления в силу конституции, отдельные переходные положения, процедура изменения конституции.
В некоторых конституциях зарубежных стран имеются дополнительные положения или приложения. В ряде стран имеются поправки к конституции, которые на включены в основную часть, а существуют как приложение (например в Конституцию США внесено 26 поправок).
2.1. Основные черты конституционного строя США.
Конституция США является старейшей из действующих в современном мире письменных конституций. Она была принята Федеральным Конвентом 17 сентября 1787 г., на двадцатом году независимости США.
Целью Конституции США, как это провозглашается в ее преамбуле, является образование более совершенного Союза; утверждение правосудия; обеспечение внутреннего спокойствия; организация совместной обороны; содействие общему благосостоянию и обеспечение благ свободы.
Конституция США определяется
система органов
Конституция США по своему характеру относится к так называемым жестким конституциям, поскольку она изменяется в более сложном порядке, чем обычные законы. Поправки и дополнения к ней могут быть приняты либо двумя третями голосов членов обеих палат Конгресса, либо Конвентом, созываемым по требованию двух третей законодательных собраний штатов. Поправки и дополнения вступают в силу после их ратификации тремя четвертями законодательных собраний штатов либо тремя четвертями Конвентов, специально созываемых для этого в штатах.
За более чем 200 лет действия американской конституции в нее было внесено 27 поправок, хотя предложено было несколько тысяч таких поправок.
По своей структуре Конституция США состоит из преамбулы, 7 статей и 27 поправок. Статья I состоит из 10 разделов и посвящена законодательной власти; статья II состоит из 4 разделов и посвящена Президенту и исполнительной власти; статья III, состоящая из 3 разделов, посвящается судебной власти и статья IV, состоящая из 4 разделов – основам федеративного устройства. Статьи V, VI, VII посвящены порядку принятия поправок к Конституции, верховенству права, обязанности всех поддерживать Конституцию и нормам, регулирующих вступление Конституции в силу.
Первые 10 поправок к Конституции США вступили в силу в 1791 году и связаны с закреплением основных прав и свобод. Эти поправки вошли в историю как Билль о правах.
Билль о правах содержит следующие основные положения:
- недопущение издания законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее свободное вероисповедание, ограничивающих свободу слова и печати, право народов мирно собираться и обращаться к Правительству с петициями;
- право народа хранить и носить оружие;
- запрещение солдатам в мирное время помещаться на постой в какой-либо дом без согласия владельца;
- закрепление права народа на охрану личности, жилища, бумаг, имущества от необоснованных обысков или арестов;
- закрепление основных
принципов судопроизводства и
некоторых гражданских свобод. В
частности, устанавливались
- устанавливалось право
на скорый и публичный суд
беспристрастных присяжных
К Биллю о правах непосредственно
примыкает ряд последующих
- запрет рабства (поправка XIII);
- невозможность судебного
наказания без надлежащей
- расширение избирательных прав (поправки XIX, XXIV, XXVI).
Ряд поправок касается избирательных прав граждан, например, поправка XV запрещает расовую дискриминацию на выборах; поправка XIX предоставляет избирательное право женщинам (эта поправка была принята в 1920 г.); поправка XXIII предоставляет право избирать выборщиков для выборов Президента жителями федерального округа Колумбия; поправка XXIV запрещает ограничивать право голоса вследствии неуплаты какого-либо избирательного или иного налога; поправка XXVI, принятая в 1971 г., предоставляет право участвовать в голосовании гражданам с 18 лет.
Американский федерализм.
По форме государственного устройства США являются федерацией, которая объединяет в настоящее время 50 штатов. В состав государства входит федеральный округ Колумбия со столицей США городом Вашингтоном и несколько самоуправляющихся островных территорий (Гуам, Вирджинские острова и др.) и Пуэрто-Рико, имеющий статус «свободно присоединившегося государства». Каждый штат имеет свою территорию, но в своей совокупности они образуют единую территорию США, которой в соответствии с Конституцией вправе распоряжаться Конгресс США.
Американская федерация является договорной. Она была создана 13 штатами, первоначально согласившимися на конфедерацию с сохранением своего суверенитета. Так в 1781 году штаты приняли конституционный документ «Статьи о конфедерации», который был пересмотрен и заменен Конституцией США.
Разграничение полномочий федерации и штатов происходит следующим образом. Конституция США (раздел 8, ст. I) установила перечень предметов ведения, относящихся к исключительной компетенции Конгресса. Все остальные предметы ведения относятся к компетенции штатов. В поправке 10 говорится, что «полномочия, не предоставленные Конституцией и пользование которыми не возбранено отдельным штатом, остаются за штатами или за народом». К ведению штатов относятся принятие своей конституции и законов, в том числе уголовных, гражданских; проведение выборов (в том числе проведение выборов Президента и Конгресса США); регулирование внутриштатной торговли; организация здравоохранения, образования, дорожного строительства; установление местных налогов; установление системы местного и системы судебных органов штата; охрана общественного порядка и др.
Вместе с тем Конституция США содержит норму (раздел 10 ст. I), ограничивающие полномочия штатов. Так ни один штат не может вступать в договоры, союзы и конфедерации; чеканить монету; выпускать кредитные билеты; принимать законы, нарушающие обязательства по договорам, а также жаловать дворянские титулы. Ни один штат не может без согласия Конгресса облагать пошлинами или сборами импорт или экспорт товаров, устанавливать какие-либо тоннажные сборы; содержать в мирное время войска или военные корабли; входить в соглашения или заключать договоры с другим штатом или иностранным государством, а также вступать в войну, если только он не подвергнется насилию или не находится в такой непосредственной опасности, при которой промедление недопустимо.
Важным является положение, зафиксированное в разделе 4 ст. IV, о том, что Соединенные Штаты гарантируют каждому штату республиканскую форму правления и охрану каждому из них от нападения извне, а по просьбе Законодательного собрания или исполнительной власти – и от внутренних насилий. На основании этой нормы Конгресс США в 1795 г. принял закон, которым предоставил Президенту право применять военную силу для подавления восстаний и беспорядков в любом из штатов. Причем решение Президента о введении войск на территорию штата не подлежит судебному пересмотру, что является своеобразным видом федеральной интервенции. Это право неоднократно использовалось Президентом. Только после Второй мировой войны оно использовалось 9 раз.
Конституционно-правовой статус штатов определяется Конституцией США и федеральными законами и конкретно регулируется в Конституции и законах самого штата. Каждый штат имеет систему своих органов государственной власти, которая действует в соответствии с принципом разделения властей. Каждый гражданин штата является одновременно гражданином США, каждый штат является равноправным.
2.2 Основные черты конституционного строя Великобритании.
В Великобритании нет писаной формы единого акта Конституции. Поэтому часто бывает сложно разграничить предметы конституционного регулирования. Традиционно к предмету конституционного права относят:
В Великобритании действует Конституция как совокупность законов, прецедентов и конституционных соглашений.
Принято выделять следующие характерные черты Конституции:
К источникам британской Конституции относятся: статуты, судебные прецеденты, конституционные соглашения.
Статусы охватывают акты Парламента и акты делегированного законодательства. Статуты, как часть конституции, подразделяются следующим образом:
Судебные прецеденты, содержащие нормы конституционного права, создавались в ходе обычной судебной практики при рассмотрении судом конкретных дел. В основном это решения Верховного суда, Апелляционного суда и Палаты лордов.
Конституционные соглашения, в которых регулируются важные вопросы государственной жизни, относятся к конституционным обычаям или к обычному праву. К числу конституционных соглашений можно отнести соглашения, регламентирующие отношения между монархом и Кабинетом министров; отношения между палатами Парламента и некоторые другие.
К числу источников британского конституционного права некоторые авторы относят научные доктрины, труды авторитетных юристов.
2.3. Основные черты конституционного строя Франции.
Францию не случайно называют
«лабораторией конституции», а французов
«великими потребителями
В преамбуле Конституции провозглашается приверженность Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и преамбуле Конституции 1946 г. В соответствии с решением Конституционного совета Франции, принятым в 1970 г., за Декларацией и преамбулой была признана такая же юридическая сила, что и за основным текстом Конституции 1958 г., и они стали органической частью этой Конституции.
Структурно Конституция Франции состоит из преамбулы, которая содержит также первую статью, в которой Франция провозглашается неделимой, светской, социальной, демократической республикой; обеспечивает равенство перед законом всех граждан без различия происхождения расы и религии; утверждает все вероисповедания.
Конституция содержит 17 разделов, включающих 89 статей, два раздела отменены (раздел XIII О сообществе (был отменен конституционным законом от 4 августа 1995 г.) и раздел XVII (отменен тем же законом). Раздел I. О суверенитете; Раздел II. Президент Республики; раздел III Правительство; раздел IV Парламент
Далее идут: преамбула Конституции Французской Республики 1946 г. и Декларация прав человека и гражданина, принятая Национальным собранием 26 августа 1789 г.
В Конституции нет специального раздела, посвященного правам человека. Содержится лишь несколько статей по этим вопросам. Например, статья 1 фиксирует равенство перед законом; свобода образования политических партий провозглашается в статье 4; свобода личности устанавливается в статье 66. Большинство прав и свобод регулируется Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. и преамбулой Конституции 1946 г.
Информация о работе Конституции современных зарубежных стран: классификация и основные особенности