Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 18:20, курсовая работа
Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.
Характеризуя политическую основу зарубежных стран, необходимо особо оговорить, что анализ соответствующих социально-экономических категорий в государствоведении носит вспомогательный характер и необходим, прежде всего, для правильного понимания политической организации общества и служебной роли соответствующих политических и правовых учреждений.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Понятие конституционного строя……………………………………5
Политическая система общества…………………………………………..9
Социальная и экономическая системы общества……………………….15
Глава II. Конституции современных зарубежных стран: классификация и основные особенности………………………………………………………...19
2.1 Основные черты конституционного строя США………………………..22
2.2 Основные черты конституционного строя Великобритании…………..27
2.3 Основные черты конституционного строя Франции…………………...29
2.4 Основные черты конституционного строя Германии…………………..33
Заключение……………………………………………………………………..40
Список использованной литературы………
Декларация 1789 г. провозглашает и утверждает следующие права человека и гражданина:
В преамбуле Конституции 1946 г были провозглашены следующие экономические, политические и социальные принципы:
2.4. Основные черты конституционного строя Германии.
В августе 1948 г. на совещании министров юстиции всех западногерманских земель, которое проходило на острове Херрехимзее и получило название «конституционного конвента», было принято решение о создании специального органа для подготовки проекта конституции западногерманского государства. Таким органом стал Парламентский совет, в состав которого вошли депутаты ландтагов всех западногерманских земель пропорционально численности представленных в земельных Парламентах политических партий. В составе совета было 65 делегатов.
Парламентский совет 8 мая 1949
г. принял текст Основного закона,
12 мая его санкционировали
2 октября 1990 г. к ФРГ
присоединилась ГДР, и с этого
момента Основной закон стал
Конституцией объединенной
Основной закон ФРГ подвергался многочисленным изменениям. В него внесено более 160 изменений и дополнений. В настоящее время Основной закон состоит из преамбулы, 11 разделов, включающих 146 статей. В преамбуле Основного закона говорится, что германский народ принял в силу своей учредительной власти настоящий Основной закон. Далее констатируется, что немцы в землях (указывается 16 земель) достигли единства и свободы Германии на основе свободного самоопределения. Тем самым действия Основного закона распространяется на весь германский народ.
Первый раздел посвящен основным правам. Второй раздел «Федерация и земли» содержит закрепление основ конституционного строя; дается характеристика германского государства; определяются принципы взаимоотношений Федерации и земель; закрепляется право на местное самоуправление, а также конституционные основы внешней политики и участия ФРГ в развитии Европейского Союза. Разделы III – VI посвящены организации и деятельности федеральных органов государственной власти: Бундестагу, Бундесрату, Федеральному президенту, Федеральному правительству. Введен новый раздел IV-а, определяющий статус совместного комитета. В разделах VII, VIII, VIII-a регламентируется законодательная и исполнительная деятельность Федерации, определяются общие задачи Федерации и земель. Раздел IX посвящен судебной власти. Раздел X посвящен финансам, в нем содержится подробное регулирование финансовых отношений между Федерацией и землями, а также доходов и расходов Федерации. Раздел X-a регламентирует меры на случай состояния обороны. Раздел XI посвящен переходным и заключительным положениям . Основной закон устанавливает порядок его изменения. Они могут быть произведены только законом, требующим одобрения 2/3 голосов депутатов Бундестага и 2/3 голосов членов Бундесрата.
Охрана Конституции
Особенности германского федерализма.
Германия традиционно относится по форме своего осударственного устройства к федерации. По характеру Германия сегодня является конституционной федерацией. Объединение земель явилось не результатом договора или соглашения, а следствием принятия Основного закона.
Вопросам Федерации специально посвящен II раздел «Федерация и земли». Однако эти вопросы затрагиваются практически во всех разделах Основного закона. Важным является положение части 3 ст. 79 о том, что изменения Основного закона, затрагивающие разделение Федерации на земли, принципы сотрудничества земель в законодательстве или принципы, установленные в статьях 1 и 20, не допускаются. ФРГ построена по принципу территориальной федерации. Ее субъектами являются 16 земель, перечень которых дан в преамбуле Основного закона.
Взаимоотношения Федерации и земель строятся на следующих основных конституционных принципах:
- конституционное устройство
в землях должно
- закрепляется презумпция
компетенции земель (осуществление
государственных полномочий и
решение государственных задач
относятся к ведению земель, если
Основной закон не
- закрепляется приоритет
федерального права перед
- устанавливается обязанность учреждений Федерации и земель оказывать друг другу взаимную правовую и административную помощь (ст. 35);
- на всей территории
Федерации должен
- распространение равных
гражданских прав и
- в высших федеральных
учреждениях должны
- в случаях, если земля
не выполняет федеральные
В разделе VII «Законодательство Федерации» устанавливаются основные положения, связанные с разграничением компетенции между Федерацией и землями.
Различаются следующие виды
законодательной компетенции: исключительная
законодательная компетенция
Согласно ст.73 в исключительной
законодательной компетенции
К конкурирующей законодательной компетенции Федерации согласно ст. 74 относятся следующие вопросы: гражданское, уголовное право, исполнение приговоров, судоустройство, судопроизводство, адвокатура, нотариат, юридическая консультация, акты гражданского состояния, право союзов и собраний, право иностранцев на пребывание и постоянное проживание, дела беженцев и перемещенных лиц, государственное социальное обеспечение, хозяйственное право, трудовое право; производство и использование ядерной энергии в мирных целях, регулирование помощи учащимся и содействие научным исследованиям, содействие производству в сельском и лесном хозяйстве, сделки по поводу земельных участков, земельное право, жилищное дело, устройство населенных пунктов, обеспечение больниц, охрана снабжения продовольствием, предметами потребления, морское судоходство, дорожное движение, автотранспорт, поддержание местных дорог и ряд других вопросов.
В этой сфере земли имеют
право законодательствовать лишь тогда
и постольку, когда и поскольку
Федерация не пользуется посредством
закона своей законодательной
В соответствии со статьей 75 Федерация вправе издавать основополагающие предписания (типовое законодательство Федерации) по следующим вопросам: правовое положение лиц, состоящих на государственной службе земель, общие принципы в области высшего образования, общее правовое положение печати и кино; охотничье дело, охрана природы и поддержание ландшафтов, отведение земель, организация территории и водоснабжения, регистрация жителей и выдача удостоверений личности, охрана немецкого культурного наследия от вывоза за границу.
Федерация издает по этим вопросам рамочные предписания, а земли обязаны издать законы земель.
Все, что не относится
к исключительной компетенции Федерации,
конкурирующей компетенции и
к основам законодательства, входит
в предметы ведения земель, то есть
относится к исключительной компетенции
земель. В ведение земель, в частности,
находятся конституционное
Земли исполняют федеральные законы как свои собственные. При этом они сами регулируют создание ведомств и процедуры управления (ст. 83, ч. 1 ст. 84).
Информация о работе Конституции современных зарубежных стран: классификация и основные особенности