Конституционные основы политической системы белорусского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2015 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является выявление конституционных основ политической системы белорусского общества.
Цель работы предполагает постановку и решение следующего круга задач:
дать общую характеристику политической системы, конституционного строя;
выделить основные функции и элементы;
определить основы конституционного строя Республики Беларусь;
дать характеристику, проанализировать структуру Конституции Республики Беларусь;
проанализировать конституционные основы политической системы Республики Беларусь, в том числе на примере Гомельской области.

Файлы: 1 файл

КП.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

 

Политическая система Республики Беларусь в значительной степени определяется Конституцией Республики Беларусь, рядом конституционных законов и иными правовыми актами. При этом основы политического устройства закреплены именно в Конституции.

Конституция Республики Беларусь, как и конституции подавляющего числа других стран, устанавливает основные принципы и положения, на которых строится государство. Среди них – тип политической системы, основные принципы государственного и административно-территориального устройства, разделение властей и принципы их взаимоотношений.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с модернизацией политической системы современного белорусского общества. Юридические механизмы изменения политической системы в Республике Беларусь являются важным инструментом стабилизации общественного развития в условиях формирования гражданского общества и становления правового государства, в котором процедура принятия политических решений протекает в строго установленных законом рамках. Изучение конституционно-правового аспекта политической системы Беларуси позволяет выявить основы конституционного развития белорусского общества.

Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, возникающие в сфере конституционного регулирования политической системы белорусского общества.

Предмет исследования курсовой работы – политическая система белорусского общества.

Целью настоящей курсовой работы является выявление конституционных основ политической системы белорусского общества.

Цель работы предполагает постановку и решение следующего круга задач:

  1. дать общую характеристику политической системы, конституционного строя;
  2. выделить основные функции и элементы;
  3. определить основы конституционного строя Республики Беларусь;
  4. дать характеристику, проанализировать структуру Конституции Республики Беларусь; 
  5. проанализировать конституционные основы политической системы Республики Беларусь, в том числе на примере Гомельской области.

Базой написания работы послужили положения разнообразных нормативных правовых актов Республики Беларусь и учебные пособия по данной тематике.

При изучении поставленных задач были использованы различные методы: формально-юридический метод, метод системного анализа, комплексного исследования, сравнительный метод

 

Глава 1

Политическая система, её понятие, функции и элементы

 

 

1.1 Сущность политической системы  и ее основные функции

 

При рассмотрении политической системы, ее понятий функции и элементов были рассмотрены и использованы работы следующих авторов: Г.А. Василевича, Д.М. Демичева, Р.В. Енгибаряна, В.Н. Кивеля, Н.М. Кондратович, А.И. Курак, Т.С. Масловской.

Все структурные элементы политики не существуют обособленно, независимо друг от друга, а составляют систему − совокупность, все части которой взаимосвязаны: изменение хотя бы одной части приводит к изменениям во всей системе. Элементы политической системы упорядочены, взаимозависимы и образуют определенную системную целостность.

Термин "политическая система" был введен в конституционное право болгарской Конституцией 1971 года. В подавляющем большинстве других новых законов он не употребляется, но все они регулируют те или иные звенья, стороны, элементы политической системы: государство, политический режим, часто − политические партии, иногда политическую идеологию. Поэтому политическая система традиционно является объектом изучения конституционного права, хотя длительное время изучались лишь ее отдельные стороны и только в последние два — два с половиной десятилетия она стала объектом изучения как комплексный конституционно-правовой институт [2, c.106].

Политическая система - упорядоченная совокупность норм, институтов, организаций, идей, а также отношений и взаимодействий между ними, в ходе которых реализуется политическая власть.

Политическая система - комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти.

Понятие политическая система более емкое, чем понятие "государственное управление", поскольку охватывает все лица и все институты, участвующие в политическом процессе, а также неформальные и неправительственные факторы и явления, влияющие на механизм выявления и постановки проблем, на выработку и реализацию решений в сфере государственно-властных отношений. В самом широком толковании в понятие "политическая система" включается все то, что имеет отношение к политике.

Политическая система характеризуется:

  1. политической идеологией;
  2. политической культурой;
  3. политическими нормами, традициями и обычаями.

Политическая система осуществляет следующие функции:

  1. конверсии, то есть преобразования общественных требований в политические решения;
  2. адаптации, то есть приспособления политической системы к изменяющимся условиям общественной жизни;
  3. мобилизации людских и материальных ресурсов (денежных средств, избирателей) для достижения политических целей.
  4. охранительная функция − защита общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей и принципов;
  5. внешнеполитическая − установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами;
  6. консолидирующая − согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп;
  7. распределительная − создание и распределение материальных и духовных ценностей.

Политическая система должна выполнять соответствующие задачи, которые направлены на устойчивое социально-экономическое развитие страны. Такими основными задачами политической системы могут быть:

  1. определение стратегии и тактики развития общества с учетом интересов всех социальных групп общества;
  2. мобилизация всех ресурсов(трудовых, природных, материальных, духовных, интеллектуальных) для реализации поставленных целей;
  3. распределение материальных и духовных ценностей в соответствии с трудовым вкладом, интересами и потребностями членов общества;
  4. согласование разнообразных интересов социальных групп и государства;
  5. осуществление законотворческой, исполнительной, судебной и контролирующей деятельности;
  6. обеспечение внутренней и внешней безопасности страны;
  7. формирование политического сознания и высокой культуры граждан;
  8. контроль за выполнением законов и установленных правил, пресечение действий, нарушающих общественный порядок [3, c.163].

 

1.2 Элементы политической системы

 

В каждом конкретном обществе формируется своя специфическая политическая система, поскольку составляющие ее элементы − традиции, институты, политические ценности − в разных обществах различны. Политика − это открытая система, то есть она активно взаимодействует с другими сферами жизни общества − экономической, духовной, социальной, влияя на них и испытывая ответное влияние.

Существуют различные основания для выделения основных элементов политической системы:

  1. организационно-институциональная − это организации (социальные группы, революционные движения и так далее) и институты − парламентаризм, партии, государственная служба, судопроизводство, гражданство, президентство и тому подобное;
  2. нормативно-регулятивная − политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;
  3. коммуникативная − отношения, связи и формы взаимодействия участников политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;
  4. культурно-идеологическая − политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология [5, c.58].

Организационно-институциональная подсистема. Политическая организация − организованная группа людей, действующих совместно ради достижения определенной политической цели, например: политическая партия; общественно-политическое движение; инициативная группа граждан, выдвигающих кандидата в депутаты; общественное объединение, оказывающее влияние на государственную политику; ячейка революционеров и так далее. Можно также выделить организации, которые имеют политические цели, однако эти цели для них не являются основными (например, профсоюзы или церковь). Некоторые организации не имеют явных политических целей (клуб грибников), но при определенных условиях могут выступить в качестве политических организаций.

Политический институт − более сложный элемент политической системы, представляющий собой устойчивый вид социального взаимодействия, регулирующий определенный участок политической сферы жизни общества. Институт выполняет важную функцию (или несколько функций), значимую для всего общества, формируя при этом упорядоченную систему социальных ролей и правил взаимодействия.

Примерами политических институтов служат парламентаризм, институт государственной службы, институты исполнительной власти, институт главы государства, президентство, монархия, судопроизводство, гражданство, избирательное право, политические партии и так далее. Основным институтом в политической системе выступает государство.

К коммуникативному компоненту политической системы общества относятся отношения, связи, формы взаимодействия и общения, которые складываются входе политической деятельности [8, c.98].

Для реализации своих политических целей участники политической деятельности (институты, организации, большие социальные общности, отдельные лица) должны выстраивать различные отношения между собой и социальной средой. Связи, формы взаимодействия и общения, которые складываются в этом процессе, представляют коммуникативную подсистему политической системы общества. Например, это взаимодействие парламентских комитетов; связи, возникающие между партиями и государственными органами; отношения между органами исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти; общение государства с населением.

Каналы связи играют важную роль в коммуникативной подсистеме, по ним информация о потребностях населения передается от населения к государству (это могут быть открытые слушания, комиссии по расследованию, социологические опросы, результаты выборов) и обратно − от государства к населению (здесь важную роль играют СМИ, которые знакомят население с политическими решениями, принятыми законами).

Нормы политического взаимодействия включают в себя политические, правовые и моральные нормы, а также обычаи и традиции.

В культурно-идеологический компонент политической системы включены политические идеи, взгляды, представления, убеждения и чувства участников политической деятельности. Условно в культурно-идеологическом компоненте может быть выделен политико-психологический уровень, касающийся преимущественно поведенческих аспектов политики, и политико-идеологический уровень, сфокусированный на политической теории [6, c.144].

Политическая психология сконцентрирована на поведении отдельных лиц, групп и целых обществ, а также на их мотивации, настроениях, мнениях, чувствах, эмоциях, убеждениях, заблуждениях и так далее. Особое значение здесь имеют психология толпы, харизма лидеров, манипуляция массовым сознанием.

Политическая идеология включает в себя политические идеи, концепции, теории, учения. Центром политико-идеологического уровня является политическая культура.

Под политической культурой понимают составную часть духовной культуры человечества, включающую в себя совокупность политических знаний, ценностей и моделей поведения, а также политический язык, символы и традиции государственности.

Все элементы политической системы, находясь в постоянном взаимодействии, способствуют выполнению важных социальных функций:

  1. определение перспективных направлений социального развития;
  2. оптимизация движения общества к своим целям;
  3. распределение ресурсов;
  4. согласование интересов различных субъектов; приобщение граждан к активному участию в политике;
  5. разработка норм и правил поведения членов общества;
  6. контроль над выполнением норм, законов и правил;
  7. обеспечение стабильности и безопасности в обществе.

В политическую систему входят следующие институты:

  1. государство и его органы;
  2. политические партии;
  3. общественно-политические движения;
  4. группы давления, или группы интересов [4, c.189].

Государство − основной системообразующий элемент, оно объединяет все остальные элементы политической системы в единое целое. Государство обладает властью и способностью принуждать. Не всегда оно функционирует в политической системе как единое целое. В ходе политической борьбы отдельные органы государства могут приобретать самостоятельное значение (в результате противоборства политических сил): например, армия, которая совершает государственный переворот.

Важна роль государства и бюрократии как самостоятельных субъектов в осуществлении власти, наряду с партиями, роль которых также достаточно существенна.

Партия − организация, объединяющая граждан одинаковых политических взглядов для борьбы за власть или для реализации во власти своей программы. Правовое положение политической партии и общественной организации регулируется законом о политических партиях, законом об общественных организациях и другими нормативно-правовыми актами. Политические партии не финансируются за счет государства, политические партии не имею права заниматься предпринимательской деятельностью, кроме распространения своих программ и своей символики. Политические партии создаются по территориальному принципу.

Партия − идеологическая организация. Идеология (философия) партии − совокупность идей, которыми она руководствуется в своей деятельности.

Информация о работе Конституционные основы политической системы белорусского общества