Конституционные основы политической системы белорусского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2015 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является выявление конституционных основ политической системы белорусского общества.
Цель работы предполагает постановку и решение следующего круга задач:
дать общую характеристику политической системы, конституционного строя;
выделить основные функции и элементы;
определить основы конституционного строя Республики Беларусь;
дать характеристику, проанализировать структуру Конституции Республики Беларусь;
проанализировать конституционные основы политической системы Республики Беларусь, в том числе на примере Гомельской области.

Файлы: 1 файл

КП.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

По идеологическим принципам партии делятся на:

  1. консервативные;
  2. либеральные;
  3. демократические;
  4. социал-демократические;
  5. социалистические;
  6. коммунистические;
  7. националистические [9, c.147].

Партия обладает постоянной организационной структурой и руководящими кадрами, обязательно имеет устав и оформленное членство. Партия имеет программу с конкретными предложениями, которые она намеревается реализовать, придя к власти, либо осуществляет как правящая партия.

Цель партии − завоевать и удерживать государственную власть. Если организация такой цели не ставит, то она не политическая партия. Политические партии обычно представляют интересы определенных социальных групп.

По отношению к политической системе партии делятся на системные и несистемные. Системные образуют часть данной политической системы и действуют по правилам, руководствуясь ее законами. Системная партия борется за власть законными методами, то есть принятыми в данной системе, на выборах. Несистемные партии не признают данную политическую систему, борются за ее изменение или устранение — как правило, насильственным путем. Обычно они нелегальные или полулегальные.

Роль партии в политической системе определяется ее авторитетом и доверием избирателей. Именно партии формулируют политику, осуществляемую государством, когда данная партия становится правящей. В демократических системах, как правило, происходит ротация партии: из правящих они переходят в оппозиционные, а из оппозиционных − снова в правящие. По количеству партии политические системы классифицируются следующим образом: однопартийные — авторитарные или тоталитарные: двухпартийные; многопартийные (последние преобладают) [5, c.247].

Членами политических партий не могут быть госслужащие, лицо, избранное на пост президента приостанавливает свое членство в политической партии.

Общественно-политические движения занимают в политических системах незначительное место. По своим целям движения сходны с политическими партиями, но они не имеют устава и оформленного членства.

Группы давления, или группы интересов − профсоюзы, организации промышленников, крупные монополии(особенно транснациональные), церковь, средства массовой информации и другие институты — организации, которые не имеют целью прийти к власти. Их цель − оказать такое давление на власть, чтобы она удовлетворила их конкретный интерес — например, снизила налоги.

Все перечисленные структурные элементы, государственные и негосударственные институты действуют, как правило, в соответствии с определенными политическими нормами и традициями, которые выработаны в результате большого опыта. Среди политических традиций можно отметить проведение митингов, демонстраций с политическими лозунгами, встречи кандидатов и депутатов с избирателями [9, c.134].

Таким образом, в главе было рассмотрено понятие политической системы, ее основные функции, элементы, дана классификация политическим систем. Из вышеуказанного можно сделать вывод, что политическая система - комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих общественных отношения во взаимодействии между собой, в ходе которых реализуется политическая власть. Политическая система является достаточно сложным комплексом элементов, в которую входят: политические организации, институты, каналы связи, нормы политического взаимодействия, политические идеи, взгляды, представления, убеждения и чувства участников политической деятельности.

Основным политическим институтом в системе является государство.

 

 

Глава 2

Понятие и характерные черты конституционного строя в Республике Беларусь и его основы.

 

 

2.1 Понятие конституционного строя и основы конституционного строя

 

В главе были использованы работы следующих авторов Г.А. Василевича, А.В. Ясинской-Казаченко, В.Н. Кивеля, Н.М. Кондратовича.

В отечественной юридической литературе термин "конституционный строй" появился после распада Союза Советских Социалистических Республик, поскольку в советское время использовался (в том числе на конституционном уровне) иной термин – "общественный строй". Некоторые авторы рассматривают конституционный и общественный строй как тождественные понятия. В то же время отдельные исследователи полагают, что конституционный строй имеет более узкое значение и является частью общественного строя.

В государствоведении используется термин "конституционный строй", который уже своим названием подчеркивает его принадлежность к конституционному праву. Категория же "общественный строй" ближе к философии и вообще к общенаучным категориям. В то же время следует отметить, что в литературе нередко и сегодня продолжает применяться понятие "общественный строй" [2, c.187].

Понятие конституционного строя необходимо рассматривать в двух аспектах: формальном и содержательном. С позиций формального подхода конституционный строй можно определить как устройство государства и общества в соответствии с конституцией. Однако при этом необходимо учесть и содержательный аспект конституционного строя, насколько демократично данное государство, поскольку современная концепция конституционного права исходит из того, что государство признается конституционным не только по факту наличия конституции, но и по степени ее демократичности, по тому, как она соблюдается.

Таким образом, исходя из формального и содержательного аспектов понимания сущности конституционного строя, можно дать ему следующее определение. Конституционный строй – это способ организации государства, установленный в нем порядок, при котором гарантируется соблюдение такого объема основным прав и свобод человека и гражданина, который соответствует общепризнанным международным стандартам, а государство действует в соответствии с конституцией и иным законодательством. В литературе приводятся и иные определения конституционного строя. В работе А.Г. Василевича, приводится пример известного российского государствоведа М.В.Баглая, который под конституционным строем понимает "порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией". Однако, существующие дефиниции конституционного строя по своей сути не противоречат друг другу, в них идет речь об одном и том же, только с использованием различных словесных формулировок [1, c.256].

Структура конституционного строя складывается из четырех основных элементов, которые представляют собой системы общественных отношений в соответствующих сферах жизни общества. Такими системами являются:

  1. политические отношения (в т.ч. в области внешней политики);
  2. экономические отношения;
  3. социальные отношения (в узком смысле слова);
  4. духовно-культурные отношения.

Эта классификация в значительной мере условна. Не всегда можно провести четкую грань, например, между отношениями экономическими и социальными, а политический фактор присутствует практически в большинстве общественных отношений, отнесенных к другим группам. Иными словами, изучая понятие и содержание структурных элементов конституционного строя, следует иметь в виду, что некоторые общественные отношения могут одновременно относиться к двум (и более) его классификационным группам.

Каждый из элементов конституционного строя тесно взаимодействует с остальными элементами, причем это именно взаимодействие, а не одностороннее воздействие одного вида отношений на другой вид отношений.

Поскольку конституционный строй включает все общественные отношения, складывающиеся в обществе, то в его закреплении участвуют не отдельные правовые нормы и даже не отрасли права, а все законодательство. Ведущее же место среди правовых норм, регулирующих конституционный строй, принадлежит нормам Конституции. Это обусловлено тем, что Конституция обладает высшей юридической силой и является базой текущего законодательства [6, c.154].

 

2.2 Конституция Республики Беларусь: содержание, структура

 

Слово"конституция" происходит от латинского constitutio–установление, строение. Действующая Конституция Республики Беларусь 1994 года является главным, основным законом государства. На ее основе формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов. Определение Конституции как Основного закона означает наделение ее высшей юридической силой по сравнению с другими законодательными актами государства. Данное название использовалось в предыдущих Конституциях нашей республики, оно также широко употребляется в мировой практике. К примеру, Конституция ФРГ 1949 года называется Основным законом. Обозначение Конституции Республики Беларусь как Основного закона содержится в ее преамбуле. Большинство конституций мира содержат два компонента:

  1. способы организации государственной власти;
  2. провозглашение и гарантии прав и свобод граждан. Так, специфика Конституции Франции 1958 года заключается в том, что помимо основного текста Конституции к ней присоединена Декларация прав и свобод человека и гражданина 1789 года [16, c.226].

Отличительными чертами действующей Конституции Республики Беларусь являются:

  1. политический плюрализм;
  2. закрепление в качестве экономической основы многообразия форм собственности;
  3. установление равенства государства и гражданина, наличие у них взаимных обязательств;
  4. закрепление в качестве вектора для развития текущего законодательства приоритета общепризнанных принципов международного права;
  5. верховенство права;
  6. разделение и взаимодействие властей;
  7. прямой характер действия норм Конституции [5, с. 124].

Конституция воздействует на развитие правовой системы, определяет правотворческую компетенцию государственных органов, в ней определяются как объекты, так и границы правового регулирования. В Конституции закрепляются виды нормативных актов и их соподчиненность.

Верховенство по отношению ко всем иным правовым актам - важнейшее юридическое свойство Конституции. Соответствующие правила (о верховенстве Конституции) закрепляются в самом Основном Законе. Приоритет Конституции по отношению к иным актам также подкрепляется спецификой ее принятия, изменения или отмены.

В Преамбуле Конституции сформулированы основные идеи и принципы, которыми должны руководствоваться народ и власть в процессе государственного строительства и общественного развития. Это ответственность за настоящее состояние и будущее Беларуси; осознание себя полноправным субъектом мирового сообщества, неотъемлемое право на самоопределение; опора на многовековую историю развития белорусской государственности; утверждение прав и свобод каждого гражданина; обеспечение гражданского согласия и незыблемых устоев народовластия и правового государства.

В первом разделе Конституции "Основы конституционного строя" дается характеристика белорусского государства как унитарного демократического социального правового, закреплена взаимная ответственность гражданина и государства.

Во втором разделе "Личность, общество, государство" закрепляются личные, политические, социально-экономические и культурные права и свободы граждан, определяются обязанности граждан, ответственность государства перед обществом и личностью, его обязанность обеспечить материальные гарантии и возможности для полного осуществления прав и свобод граждан. 

Третий раздел "Избирательная система. Референдум" закрепляет основные принципы избирательной системы, устанавливает порядок проведения республиканских и местных референдумов. 

В четвертом разделе "Президент, Парламент, Правительство, Суд" определяются статус и полномочия Президента; порядок формирования, состав, компетенция, формы и методы деятельности органов государственной власти, определяется структура судебной власти и принципы осуществления правосудия в республике.

Пятый раздел "Местное управление и самоуправление" определяет, через какие структуры гражданами осуществляется местное управление и самоуправление, их статус и полномочия. 

В шестом разделе "Прокуратура. Комитет государственного контроля" содержатся нормы, регламентирующие деятельность двух государственных органов − Прокуратуры и Комитета государственного контроля. 

В седьмом разделе "Финансово-кредитная система Республики Беларусь" устанавливается, что на территории республики проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная и валютная политика, определяется порядок формирования доходов бюджета, осуществление общегосударственных расходов, составления, утверждения и исполнения бюджетов и государственных внебюджетных фондов.

Восьмой раздел "Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения" определяет место и роль Конституции, формирование всей правовой системы с учетом иерархии нормативных актов, а также раскрывает вопросы действия Конституции и порядок ее изменения [7]. 

"Заключительные и переходные положения" содержатся в последнем, девятом, разделе Конституции. В нем обозначены правовые средства для обеспечения перехода к реализации тех норм, которые не могут быть исполнены сразу с введением в действие Конституции, а также содержатся нормы, посвященные особенностям формирования, сохранения полномочий ранее созданных и вновь предусмотренных государственных органов.

Конституция Республики Беларусь воплотила в себе преемственность и опыт многовекового исторического пути Беларуси, ознаменовала новый этап в политическом и социально-экономическом развитии страны. Она основывается на неотъемлемом суверенном праве белорусского народа иметь свою государственность и быть полноправным субъектом мирового сообщества. В Конституции Республики Беларусь нашел отражение опыт конституционного строительства таких государств, как Австрия, Бельгия, Дания, Италия, США, Франция, ФРГ, Швеция и других стран с учетом особенностей условий развития нашего общества и его исторических традиций [5, с. 120]. 

Белорусская Конституция гарантирует каждому гражданину свободы и права, необходимые для созидательного труда, достойной жизни и гармоничного всестороннего развития личности.

Таким образом можно сделать следующие выводы конституционный строй представляет собой объемное, широкое понятие, поскольку он включает в себя все стороны жизни общества и государства. Под основами конституционного строя понимаются главные устои государства – его основные принципы, которые призваны обеспечить ему характер конституционного государства. Вместе с тем, отмечая основополагающий характер норм первого раздела Конституции Республики Беларусь, следует говорить об этом с определенной условностью, поскольку Основной Закон не закрепляет их особый статус и юридические свойства. В главе были также проанализирована структура и основные черты действующей Конституции РБ 1994 года. 

Информация о работе Конституционные основы политической системы белорусского общества