Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 11:52, курсовая работа
В современном мире существуют две основные модели конституционного контроля. Первая модель заключается в том, что конституционный контроль осуществляют суды общей юрисдикции. Такую модель принято называть «американской», так как впервые она получило свою реализацию именно в США. Вторая модель преобладает в европейских странах. Конституционное правосудие осуществляется специальным органом - конституционным судом. В федеративных государствах создаются, кроме федеральных конституционных, суды субъектов, которые являются самостоятельными и обладают собственными компетенциями. Именно эта модель конституционного контроля применяется в ФРГ.
Согласно Конституции
земли федеральный орган
Федеральный Конституционный Суд ФРГ становится как бы судом земли, но по конкретному кругу вопросов и при определенных условиях. При этом по отношению к данной земле, ее органам, должностным лицам и гражданам он не утрачивает качеств федерального суда и в необходимых случаях при соблюдении установленных правил рассматривает споры, включая публично-правовые, в пределах данной земли (п. 4 ч. 1 ст. 93 Конституции ФРГ), но через призму Основного закона Германии. В соответствующем споре сам заявитель определяет, в каком качестве выступает Федеральный Конституционный Суд: как федеральный либо как земельный.
В качестве основных черт европейской модели можно выделить:
Поскольку «европейская»
модель предполагает создание особых
органов судебного
Последние предполагают, что осуществление того или иного конституционного контрольного полномочия является обязательной частью той или иной государственно-правовой процедуры (например, отрешения от должности высшего должностного лица). При этом для реализации такого полномочия, как правило, требуется обращение заинтересованного органа государственной власти, в редких случаях осуществляется по инициативе самого Конституционного Суда;
При этом Конституционный Суд, давая оценку конституционности нормы, не наделен правом непосредственно отменять или пересматривать решения судов общей юрисдикции, хотя его постановления, безусловно, влияют на осуществление производства в этих судах и подлежат исполнению ими на основе реализации обычных судебных процедур;
Таким образом, европейская» модель судебного конституционного контроля в отличие от американской всегда подразумевает известную дистанцированность конституционно-контрольной деятельности от обычного правосудия.
Положительной чертой этого
является то, что особые организационные
условия осуществления
Недостатком «европейской»
модели является необходимость для
заинтересованных лиц, управомоченных
законом (прежде всего для граждан),
затрачивать дополнительные усилия
(организационные, материальные и другие)
для обращения в
Заключение
Рассмотренный в настоящей работе перечень вопросов, касающихся особенностей конституционного контроля в ФРГ, позволяет сформулировать следующие выводы.
Конституционный контроль (конституционный надзор) - особый вид правоохранительной деятельности в государстве, заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данной страны.
Основная цель конституционного контроля, - обеспечивать охрану прав человека.
В мире существуют две основные модели конституционного правосудия.
Первая модель заключается в том, что конституционный контроль осуществляют суды общей юрисдикции. Такую модель принято называть «американской».
Вторая модель преобладает в европейских странах. Конституционное правосудие осуществляется специальным органом - конституционным судом. В федеративных государствах создаются, кроме федеральных конституционных, суды субъектов, которые являются самостоятельными и обладают собственными компетенциями.
Этой модели присущи свои достоинства и недостатки. Главная особенность «европейская» модель всегда подразумевает известную дистанцированность конституционно-контрольной деятельности от обычного правосудия. Эта модель имеет целый ряд достоинств, в частности, позволяет решать конституционно-правовые вопросы безотносительно к конкретному делу, использовать различные процедуры конституционного производства, формулировать общеобязательные решения; решения выносятся квалифицированными судьями.
Недостатком
«европейской» модели является необходимость
для заинтересованных лиц, управомоченных
законом, затрачивать дополнительные
усилия для обращения в
Сравнивая рассмотренную модель, с российской моделью конституционного контроля, стоит отметить, что Российская Федерация, также как и ФРГ пошла по пути создания системы конституционного контроля, отличительной чертой которой, является создание конституционного контроля в виде Конституционного Суда РФ.
Основная
функция Конституционного Суда РФ (также
как и Конституционного Суда ФРГ)
- осуществление конституционного контроля,
и он наделен рядом специфических
признаков: это судебный орган (ст. 118,
125 Конституции); вершит правосудие (ст.
118 Конституции); имеет особую, не присущую
ни одному органу компетенцию (ст. 125 Конституции);
осуществляет судебную власть посредством
коллегиального рассмотрения дел (ст.
5 Федерального конституционного закона
"О Конституционном Суде Российской
Федерации"); разрешает дела посредством
принятия актов, обязательных для исполнения
(ст. 6 Закона "О Конституционном
Суде Российской Федерации"); выносит
окончательное решение и
Порядок назначения в России судей управомоченных на осуществление конституционного контроля, срок их полномочий, компетенция органов конституционного контроля, отличается от «американской» и «европейской» моделей. В соответствии с Конституцией РФ этот орган состоит из 19 судей (ст. 125). Судьи не избираются парламентом, а назначаются. Согласно пункту "е" ст. 83 кандидатуры для назначения на должности судей представляются Президентом РФ, а само назначение судей Конституционного Суда в соответствии со ст.102 (п. "ж" ч. 1) Конституции осуществляется Советом Федерации.
Конституционная юстиция в России, также как и в ФРГ, наряду с Конституционным Судом РФ включает в себя конституционные (уставные) суды субъектов Федерации. Они создаются и упраздняются законами субъектов РФ.