Конституционный контроль в рф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

Настоящая работа представляет собой описание и анализ действующего законодательства Российской Федерации, определяющего статус, функции, сущность, роль, место и принципы организации Конституционного суда России.
В задачи работы входит:
– определение понятия конституционного контроля и его места в системе власти современного правового государства;
– определение полномочий Конституционного суда Российской Федерации как специализированного органа конституционного контроля и рассмотрение некоторых проблем текущей практики конституционного судопроизводства;
– описание процедуры избрания членов Конституционного суда, их полномочий и обязанностей;
– описание организации деятельности Конституционного суда;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ…………………………………………………………….
ГЛАВА 2 ОБРАЗОВАНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ .
ГЛАВА 3 СОСТАВ И ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА…………………………………
ГЛАВА 4 ПОЛНОМОЧИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА………………………………………………………………….
ГЛАВА 5 РЕШЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА……………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..

Файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 50.35 Кб (Скачать файл)

В деятельности Конституционного Суда нашел свое отражение и важнейший  конституционный принцип – уважение прав и свобод человека и гражданина. Это относилось как к делам  по проверке Конституционности различных  правовых актов, так и делам по индивидуальным жалобам граждан.

События сентября-октября 1993 года прервали относительно плавное  течение политического процесса в стране. Указ Президента от 21 сентября 1993 года №1400 «О поэтапной Конституционной  реформе в Российской Федерации» прекратил осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации.

Под угрозу было поставлено и существование Конституционного Суда, который признал указ Президента №1400 неконституционным и поддержал  Верховный Совет. В Указе Президента от 7 октября 1993 года №1614 «О Конституционном  Суде Российской Федерации» было сказано, что Конституционный Суд «оказался  в глубоком кризисе. Дважды в течение 1993 года он своими поспешными действиями ставил страну на грань гражданской  войны»[4].

Конституционному суду в  прямой форме было запрещено «созывать  заседания до принятия новой Конституции  Российской Федерации».

В результате референдума 12 декабря 1993 года был одобрен проект новой Конституции Российской Федерации, который подтвердил за Конституционным  Судом право на самостоятельное  существование, хотя его компетенция, порядок формирования и состав были значительно изменены.

А еще через 7 месяцев 21 июля 1994 года вступил в силу Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» ставший точкой отсчета нового этапа существования данного органа государственной власти.

Первая статья действующего закона определяет Конституционный  Суд Российской Федерации как  «судебный орган Конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством  Конституционного судопроизводства.

В соответствии со статьями 4 и 9, определяющими состав суда и  порядок его формирования в конце 1994 года был начат процесс формирования полного состава Конституционного Суда, завершившийся в феврале 1995 года.

Тем самым было положено начало реальному функционированию модели Конституционного строя России, базирующегося на принципе народовластия, как основе государства, федерализме  государственном суверенитете, правах и свободах человек, как высшей ценности, верховенстве права, политическом плюрализме, разделении властей, многообразии форм экономической деятельности, полноправном участии России в мировом сообществе.

 

 

 

ГЛАВА 3

СОСТАВ И ПОРЯДОК  ОБРАЗОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

Полномочия, порядок образования  и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией РФ (ст. 125, 128, и Федеральным Конституционным законом о Конституционном Суде РФ от 21 июля 1994 г.)

Согласно действующему законодательству Конституционный Суд РФ состоит  из 19 судей[5], назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Конституционный Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее 3/4 от общего числа судей[6].

Представление Президента РФ готовится и вносится с соблюдением  установленного порядка.

Совет Федерации рассматривает  вопрос о назначении на должность  судьи Конституционного Суда РФ в  срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления  Президента РФ. Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность  в индивидуальном порядке тайным голосованием.

Назначенным на должность  судьи Конституционного Суда РФ считается  лицо, получившее при голосовании  большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.

Федеральным конституционным  законом «О Конституционном Суде устанавливается, что судьей Конституционного Суда может быть квалифицированный  юрист с безупречной репутацией в возрасте не моложе 40 лет и со стажем работы по юридической профессии не менее 15 лет. Судья Конституционного Суда назначается на срок 12 лет. Назначение на эту должность на второй срок не допускается. Предельный возраст пребывания в должности судьи – 70 лет. Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в который истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется семьдесят лет.

В состав Конституционного суда входят две палаты, включающие в себя соответственно 9 и 10 судей. Персональный состав палат определяется путем  жеребьевки, порядок проведения которой  устанавливается Регламентом Конституционного суда.

Конституционный суд РФ рассматривает  и разрешает дела в пленарных  заседаниях и заседаниях палат. В  пленарных заседаниях участвуют  все судьи, в заседаниях палат  – судьи, входящие в их состав. Пленарный  состав палат не должен оставаться неизменным более, чем 3 года подряд. В состав одной палаты не могут входить Председатель и заместитель Председателя Конституционного суда.

В пленарном заседании  Конституционный суд может рассмотреть  любой вопрос, входящий в его компетенцию, однако есть и такие дела, которые  Суд может рассматривать исключительно  на пленарных заседаниях. К делам  подобного рода относятся:

– Дела о соответствии Конституции Российской Федерации конституций республик и устав субъектов РФ;

– Толкование Конституции Российской Федерации;

– Вынесение заключений о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

– Утверждение посланий Конституционного суда;

– Решение вопросов о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения[7].

В ходе пленарных заседаний  Конституционный суд также избирает Председателя, заместителя Председателя, судью-секретаря Конституционного суда; формирует персональные составы  палат Конституционного Суда; принимает  Регламент Конституционного суда и  вносит в него изменения и дополнения; устанавливает очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях, а  также распределяет дела между палатами; принимает решения о приостановлении  или о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда, а также  в случае необходимости – о  досрочном освобождении от должности  Председателя, его заместителя или  судьи-секретаря Конституционного суда и т.д.

В заседаниях палат Конституционный  суд решает дела, отнесенные к ведению  Конституционного суда и не подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях. В их число входят дела о соответствии Конституции Российской Федерации  следующих нормативных актов:

– федеральных законов, нормативных актов Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

– законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти России и органов государственной власти ее субъектов;

– договоров между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов РФ, а также договоров между органами государственной власти самих субъектов Российской Федерации;

– не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации[8].

Конституционный суд в  заседаниях палат по рассмотрению жалоб  на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность  закона, примененного или подлежащего  применению в конкретном деле.

В пленарном заседании  Конституционного суда тайным голосованием большинством голосов от общего числа  судей избирается Председатель –  сроком на три года, заместитель  Председателя и судья-секретарь  Конституционного суда.

Председатель Конституционного суда РФ выполняет следующие функции:

– руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного суда, созывает их и заседательствует на них;

– вносит на обсуждение Конституционного суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях;

– представляет Конституционный суд в сношениях с государственными органами и организациями; выступает от имени Конституционного суда;

– осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного суда.

Председатель Конституционного суда издает приказы и распоряжения Суда.

В обязанности заместителя  Председателя Конституционного суда входит осуществление некоторых функция  Председателя Суда по его уполномочию, а также обязанностей, возложенных  на него Судом.

Судья-секретарь Конституционного суда осуществляет непосредственное руководство  работой аппарата Конституционного суда; доводит до сведения соответствующих  органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным судом, и  информирует Суд об их исполнении и т.д.

После возобновления деятельности Конституционного суда в 1995 г. структура его аппарата была усовершенствована. В ней можно выделить две составляющие части: первая из них – это так называемый аппарат судей. При каждом судье состоят три работника, призванных помогать непосредственно ему и ему подчиненных (Аппарат Председателя суда, его заместителя и судьи-секретаря по численности выше.)

Вторая часть аппарата – это секретариат, состоящий  из ряда управлений (Управление конституционного надзора, Управление конституционных  программ частного права, Управление международного права и т.д.)[9].В их задачи входит первичное ознакомление с поступившими обращениями, подготовка экспертных заключений по принятым к рассмотрению делам, подготовка аналитических материалов. В секретариате имеются также подразделения, занимающиеся организацией судебных заседаний, контролем за исполнением решений Конституционного суда, обеспечением суда необходимой правовой информацией. Секретариат Конституционного суда осуществляет информационно-справочную, аналитическую работу, а также рассматривает обращения в суд в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями.

Общая численность секретариата – около 150 штатных единиц.

По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный суд  принимает Регламент Конституционного суда. В нем устанавливаются: порядок  определения персонального состава  палат Конституционного суда, порядок  распределения дел между ними, порядок определения очередности  рассмотрения дел в пленарных  заседаниях и в заседаниях палат  и т.д.

Говоря об организации  деятельности Конституционного суда РФ, следует еще упомянуть о наличии  в современном конституционном  законодательстве такого института  как особое мнение судьи Конституционного суда[10]. Особое мнение судьи, не совпадающее с общим решением Конституционного суда, публикуется вместе с решением Суда. Но, если следовать Федеративному конституционному закону о Конституционном суде РФ (76,78), Суд, при обнародовании принятого решения, не связан с представлением судьей его собственного мнения, ибо на Суд возлагается обязанность немедленно публикации только решения Конституционного суда. Российские правоведы, однако, считают, что публикация особого мнения судьи была бы желательна, так как эта мера дает возможность познакомиться не только с взглядами на проблему конкретного представителя судебных органов, но и способствует дальнейшему развитию всего судопроизводства на демократических началах[11].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4

ПОЛНОМОЧИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, определенные в Законе, можно подразделить на 7 групп.

Важнейшими являются полномочия Конституционного Суда по проверке соответствия Конституции Российской Федерации  иных правовых актов. Ст. 125 устанавливает, что подобный контроль производится Конституционным Судом по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Основанием для запроса  в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке Конституционности  правовых актов или их отдельных  положений могут служить либо мнение заявителя о том, что они  не являются подлежащими действию из-за неконституционности, либо его мнение о том, что они подлежат действию, вопреки официальнопризнанному решению федеральных органов государственной власти или высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации или их должностных лиц об отказе принять и исполнить эти акты, из-за их несоответствия Конституции Российской Федерации (ст. 85).

Во вторую группу полномочий Конституционного Суда Российской Федерации  входит разрешение споров о компетенции  органов государственной власти различного уровня. Сюда относятся  споры между различными федеральными органами государственной власти, споры  между федеральными органами государственной  власти и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, а также споры между высшими  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации.

Информация о работе Конституционный контроль в рф