Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 17:12, курсовая работа
Настоящая работа представляет собой описание и анализ действующего законодательства Российской Федерации, определяющего статус, функции, сущность, роль, место и принципы организации Конституционного суда России.
В задачи работы входит:
– определение понятия конституционного контроля и его места в системе власти современного правового государства;
– определение полномочий Конституционного суда Российской Федерации как специализированного органа конституционного контроля и рассмотрение некоторых проблем текущей практики конституционного судопроизводства;
– описание процедуры избрания членов Конституционного суда, их полномочий и обязанностей;
– описание организации деятельности Конституционного суда;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ…………………………………………………………….
ГЛАВА 2 ОБРАЗОВАНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ .
ГЛАВА 3 СОСТАВ И ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА…………………………………
ГЛАВА 4 ПОЛНОМОЧИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА………………………………………………………………….
ГЛАВА 5 РЕШЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА……………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..
Возбуждать подобные дела могут любые участвующие в споре стороны, перечисленные в п. 3 ст. 125 Конституции Российской Федерации. Формой обращения в подобных случаях является ходатайство.
Наделение Конституционного Суда Российской Федерации данными полномочиями служит интересам единства Российской Федерации и защиты прав субъектов в составе Российской Федерации. Споры о компетенции Конституционный суд рассматривает, руководствуясь исключительно установленным в Конституции Российской Федерации принципом разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и разграничения полномочий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Третью группу составляют
полномочия, связанные с толкованием
Конституции. Именно Конституционному
Суду предоставлено право
Ни один другой орган государства
кроме Конституционного Суда не может
давать официального и обязательного
для федеральных органов
К важнейшим полномочиям
Конституционного Суда Российской Федерации
относятся полномочия, связанные
с рассмотрением
Существуют 2 основания для подобного обращения:
1) если закон затрагивает
права и свободы граждан,
2) если закон должен
быть применен или был в
применении в конкретном деле,
которое было начато или
Конституционный Суд может
рассматривать вопросы
Обращаться в Конституционный Суд с запросом о конституционности закона может суд любой инстанции в тех случаях, когда закон, конституционность которого ставится под сомнение, применяется или может применяться в определенном деле. Причем до тех пор, пока Конституционный Суд не вынесет свое постановление производство по делу или выполнение вынесенного судом решения приостанавливается.
Шестую группу полномочий Конституционного Суда составляют полномочия, связанные с отрешением от должности Президента Российской Федерации. Суд лишь дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Седьмая группа включает в себя полномочия, связанные со сферой правотворчества. Конституционный Суд Российской Федерации согласно п. 1 ст. 104 Конституции Российской Федерации и п. 6 ст. 3 Закона пользуется правом законодательной инициативы по вопросам своего ведения[14].
Как уже было сказано выше, данный перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен Конституцией Российской Федерации, федеративными договорами и Федеральным Конституционным Законом.
ГЛАВА 5
РЕШЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
Статья 71 выделяет несколько
видов решений: это постановление,
заключения и определения. Решения
могут быть приняты как в пленарных
заседаниях, так и на заседаниях
палаты. Постановления и заключения
– это итоговые решения. Постановления
Конституционного Суда выносятся по
результатам разбирательства
Все иные акты Конституционного Суда, принимаемые в ходе конституционного судопроизводства, называются определениями. Они связаны с организацией работы Конституционного Суда, с обеспечением проведения его заседаний. Решение вопросов об избрании Председателя Суда, его заместителя, судьи – секретаря, об утверждении в должности руководителей подразделений Секретариата суда, об одобрении Регламента, формировании палат, о принятии к производству конкретных дел, о назначении судей-докладчиков, о приостановлении или прекращении полномочий судьи, о наложении штрафа на лиц, нарушающих установленный порядок – также оформляется в виде определения. Оформление определений, в котором дается толкование ранее принятого решения Суда, оформляется в виде отдельного документа.
В статье 72 определяется механизм
принятия решений. Решения Конституционного
Суда принимаются открытым голосованием
путем поименного опроса судей. При
этом судья не вправе воздержаться
или уклониться от голосования. Для
принятия решения за него должны проголосовать
большинство судей участвующих
в голосовании. Здесь есть уточнения.
Если принимается решение по делу
о проверке конституционности нормативного
акта, договора между органами государственной
власти, не вступившего в силу международного
договора РФ и голоса поделились поровну,
решение считается принятым в
пользу конституционности
Если судья не согласен с принятым решением, он может письменно изложить свое особое мнение. Это важный институт, который обеспечивает принцип независимости и объективности судей. Особое мнение, оформленное в виде отдельного документа, приобщается к материалам дела и публикуется вместе с решением. Судья может в целом поддерживать решение, но не соглашаться с какими-либо доводами мотивировочной части. Он также письменно излагает своё несогласие. Оно должно быть опубликовано вместе с текстом решения. Данные положения регулирует статья 76 Закона. Особое мнение не случайно публикуется вместе с решением Конституционного Суда. Это делается для того, чтобы исключить все поводы к различным политическим спекуляциям.
Далее решение Конституционного Суда провозглашается в полном объеме в открытом заседании сразу же после его подписания. В части 2 статьи 77 Закона перечислены субъекты, которым направляются постановления и заключения Конституционного Суда в двухнедельный срок со дня их подписания. Постановления и заключения Конституционного Суда должны быть опубликованы в официальных изданиях органов государственной власти РФ, субъектов РФ, которых касается принятое решение, а также в «Вестнике Конституционного Суда РФ».
Статья 6 говорит об обязательности решений Конституционного Суда на всей территории РФ. Это положение обеспечивает юридическую силу его решений. Согласно ст. 79 решения Конституционного Суда окончательны, не подлежат обжалованию и вступают в силу немедленно после их провозглашения. Окончательность решения означает, что оно после вступления в силу не может быть отменено или изменено ни по жалобам заинтересованных лиц, ни по инициативе самого конституционного суда. Это важное условие «сохранения стабильности и последовательности правового регулирования, гарантия независимости Конституционного Суда»[6]. Они действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами или должностными лицами.
Неисполнение решения или его ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда согласно статье 81 влечет за собой ответственность установленную федеральным законом. Санкции Конституционного Суда и конституционного права в целом – слабы и недостаточны. Конституционная юстиция опирается на силу права, на убедительность решений, на лояльность участников государственной жизни, на их готовность повиноваться. Но на деле в настоящее время довольно трудно представить себе, что какой-нибудь из участников государственной жизни, например, субъект федерации, выполнит решение суда, которое принято явно не в его пользу. Надо учесть, что работа Конституционного Суда сейчас протекает в очень сложных и противоречивых условиях: позиции права очень слабы и авторитет его не высок. Пока в нашем государстве не будет стабильного социально-экономического и политического положения, правовой культуры на должном уровне останутся проблемы, связанные с выполнением решений Конституционного Суда[15].
Конституционный Суд обеспечивает режим конституционности, верховенство и прямое действие Конституции на всей территории государства и применительно ко всем субъектам права. Решения Конституционного Суда выносятся от имени государства, действуют на всей территории государства и имеют общеобязательную юридическую силу. Решения Конституционного Суда могут быть преодолены только путем принятия новой Конституции или внесения изменений и дополнений в действующую. Признание органами конституционного правосудия, например, закона неконституционным означает прекращение действия этого закона, т.е. по существу его отмену. Дополнительного решения Парламента по вопросу действия неконституционного закона не требуется[16].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конституционный Суд –
важный элемент политической системы
Он служит обеспечению политической
стабильности, развитию политических
процессов в установленных
Главная особенность и
важное отличие Конституционного Суда
РФ от судов общей юрисдикции и
арбитражных судов в том, что
Конституционный Суд РФ – это
не только судебный орган, но и такой
конституционный орган, которому предоставлено
право в установленных
Несмотря на определенные
сложности в организации
Таким образом, лучшая гарантия
выполнения решений Конституционного
суда – не принуждение, а такое
состояние общественного
Список использованной литературы