Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 19:08, курсовая работа
Республика Беларусь пережила сложный период от тоталитарной к демократической общественно-политической системе, сформировалось гражданское общество, основанное на свободе народа, и новая роль государства, признающая приоритет прав человека. Едва ли не самым динамичным в этих процессах является развитие конституционного права как важного условия для проведения глубоких реформ в экономике и политической системе и в то же время одной из гарантий против возврата страны к прошлому.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГОСУДАРСТВА……………………………………………………………………..5
1.1 Понятие и структура конституционного строя Республики Беларусь……….5
1.2 Конституционные характеристики государства…………………………...…..6
1.3 Суверенитет Республики Беларусь…………………………………………….9
ГЛАВА 2 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ………………...11
2.1 Конституционные основы экономической системы общества……………...11
2.2 Конституционные основы политической системы общества……………….13
2.3 Конституционные принципы внешней политики белорусского государства………………………………………………………………………….15
ГЛАВА 3 ПРАВОВОЙ СТАТУС ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………….17
3.1 Правовой статус политических партий в Республике Беларусь…………….17
3.2 Правовой статус общественных объединений в Республике Беларусь…….19
3.3 Правовой статус религиозных организаций в Республике Беларусь…….…21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………25
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1 КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВНЫЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………
1.1 Понятие и структура
1.2 Конституционные
1.3 Суверенитет Республики
ГЛАВА 2 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ………………...11
2.1 Конституционные основы
2.2 Конституционные основы
2.3 Конституционные принципы внешней
политики белорусского государства…………………………………………………
ГЛАВА 3 ПРАВОВОЙ СТАТУС ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………….
3.1 Правовой статус политических
партий в Республике Беларусь……
3.2 Правовой статус общественных
объединений в Республике
3.3 Правовой статус религиозных
организаций в Республике
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………25
ВВЕДЕНИЕ
Республика Беларусь пережила сложный период от тоталитарной к демократической общественно-политической системе, сформировалось гражданское общество, основанное на свободе народа, и новая роль государства, признающая приоритет прав человека. Едва ли не самым динамичным в этих процессах является развитие конституционного права как важного условия для проведения глубоких реформ в экономике и политической системе и в то же время одной из гарантий против возврата страны к прошлому.
Современное конституционное право - это отрасль права, которая закрепляет основные принципы демократии и организации власти. Именно это порождает острую борьбу различных политических сил вокруг конституции, законов, судебных решений и других правовых актов, составляющих источники конституционного права. Разобраться в этой борьбе - значит понять, кто ведет страну по пути прогресса, а кто тянет назад. Глубокое изучение конституционного права, таким образом, позволит «войти в политику» и почувствовать дыхание истории [9, с. 4].
Практически во всех современных государствах (независимо от формы государственного устройства и господствующей политической идеологии) существуют конституции. Но наличие в государстве конституции еще не позволяет отождествлять его с «конституционным государством» в современном смысле. Конституционность государства отнюдь не исчерпывается тем, что в нем существует некий основной закон, возможно, закрепляющий определенный компромисс социально-политических сил, устанавливающий то или иное государственное устройство и компетенцию органов власти. Конституционность не исчерпывается и тем, что этот основной закон обладает реальным практическим действием, верховенством по отношению к основным законам и может быть изменен лишь путем особой законотворческой процедуры. Это необходимые, но не достаточные признаки конституционной государственности. В современном смысле конституционность государства - это прежде всего его связанность правом, а конституция - в первую очередь декларация прав человека и гражданина, гарантированных властью и ограничивающих ее осуществление. Иначе говоря, конституция - надлежащая форма основополагающего узаконения правового характера организации и функционирования власти в ее отношениях с субъектами гражданского общества. [17, с. 3].
Принятие конституции само по себе означает установление обязанности государства следовать конституционным порядкам - иначе существование основного закона лишается смысла. В современной науке государственного (конституционного) права все чаще используется понятие «конституционный строй». Оно фиксирует строго определенную, основополагающую часть социальных отношений, закрепляющих организационное и функциональное единство общества и предопределяет совокупность принципов, без которых строй государства не является конституционным. В понятие «конституционный строй» включается нечто большее, чем формальное соблюдение конституции. Это понятие применимо только к такому государству, в котором конституция надежно охраняет права и свободы человека и гражданина, а все право соответствует этой конституции, но главное: государство действует в соответствии с конституцией и во всем подчиняется праву. Конституционный строй, таким образом, не сводится к факту существования конституции, а становится реальностью только при двух условиях: если конституция соблюдается и если она демократическая.
Порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией, называется конституционным строем. Это понятие вбирает в себя не только юридическое содержание. Оно обусловлено, помимо права, уровнем правосознания, развитием политической культуры и этики. Право и мораль должны обеспечивать неотвратимость наказания в отношении любого гражданина или должностного лица, посягнувшего на конституционные порядки.
Конституционный строй реализует стремление к социальному порядку на основе сочетания индивидуального и группового интереса с общим, приоритет права личности неизбежно требует гарантий самой большой и могущественной общины – государства [18, с. 23].
ГЛАВА 1
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Понятие и структура
Каждое государство обладает определенными чертами, отражающими его особенности. Можно характеризовать то или иное государство как демократическое или тоталитарное, республику или монархию, федерацию или унитарное государство и т.д. Совокупность характерных черт составляет общую картину способа организации государства.
Конституция Республики Беларусь в качестве первого раздела содержит раздел «Основы конституционного строя». Уже сам факт начала текста Конституции (помимо преамбулы как вектора законотворческой и правоприменительной деятельности) с данного раздела свидетельствует о его фундаментальном значении.
Что же представляет собой конституционный строй?
Термин «конституционный строй» является относительно новым в белорусском конституционном праве. Он пришел на смену понятиям «общественный строй» и «государственный строй».
В юридической литературе выделяется два аспекта в рассмотрении понятия «конституционный строй»: формальный и содержательный. В формальном аспекте конституционный строй - это любое устройство общества и государства на основе Конституции, вне зависимости от того, является ли данная конституция демократической либо нет. Согласно второму содержательному аспекту под конституционным строем понимают общественный и государственный строй, характеризующийся демократизмом, т.е. имеющий следующие важнейшие черты:
- реальное подчинение государства праву;
- признание и гарантированность неотъемлемых прав человека, существование такого статуса личности, который соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права;
- разделение властей, система сдержек и противовесов;
- многообразие форм собственности;
- политический плюрализм;
- наличие гражданского общества, т.е. системы общественных институтов, действующих в государстве, но независимых от него и обеспечивающих проведение на практике частных интересов граждан, коллективов.
Конституционный строй - это такой государственный и общественный строй, который определен демократической Конституцией как Основным Законом страны и для которого в силу демократизма Конституции характерны указанные выше черты.
К элементам конституционного строя Республики Беларусь относят: власть народа, политическую систему, экономическую систему и социальную основу белорусского общества [14, с. 39-40].
Основы конституционного строя - это основные принципы Конституции, которые предопределяют государственное и общественное устройство.
К основам конституционного строя можно отнести:
- гуманизм («Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства» — ч.1 ст.2 Конституции);
- демократизм, выражающийся в народном суверенитете, разделении властей, политическом, экономическом и идеологическом многообразии;
- социально ориентированная рыночная экономика;
- унитаризм;
- провозглашение Республики Беларусь правовым государством;
- республиканская форма правления;
- государственный суверенитет Республики Беларусь [12, с. 241].
К числу основных принципов конституционного строя Республики Беларусь можно отнести принципы демократизма, гуманизма, законности.
1.2 Конституционные характеристики государства
В понятие основ конституционного строя входят закрепленные Конституцией Республики Беларусь характеристики государства. Часть 1 ст.1 действующей Конституции устанавливает, что «Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство».
Демократическое государство - государство, в котором каждому члену общества гарантируется участие в управлении делами общества и государства, соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Важнейшим признаком демократического государства является народовластие. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь единственным источником государственной власти и носителем суверенитета является народ [1, ст.3]. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституций. В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.
Представительная демократия - осуществление власти народом через выборных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют. Выборное представительство образуют избираемые народом государственные органы и органы местного представительства: Президент Республики Беларусь, Национальное собрание Республики Беларусь, местные Советы депутатов.
Непосредственная (прямая) демократия - форма прямого осуществления власти народом. К формам непосредственного осуществления власти народом Республики Беларусь можно отнести: выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, местных Советов депутатов; референдум; участие в республиканских и местных собраниях; народную законодательную инициативу и др. [12, с. 401].
Социальное государство - данная характеристика государства означает, что государство служит обществу и отдельному человеку, стремиться минимизировать социальные различия. Именно социальное государство призвано создавать такие условия, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальное государство принимает на себя обязательства, которые защищают каждого человека от экономических последствий, связанных с возрастом, инвалидностью, болезнью, несчастным случаем, сиротством, вдовством, беременностью, безработицей.
В юридической литературе выделяются следующие признаки социального государства:
- государство ответственно за существование общества;
- в нем индивид несет обязанности перед иными лицами и обществом в целом;
- это такое государство, которое помогает человеку, обеспечивает его достойное существование.
Правовое государство - это государство, которое во всей своей организации и деятельности подчиняется праву и главной целью которого является обеспечение прав и свобод человека [12, с. 402].
К признакам правового государства можно отнести следующие:
- признание прав и свобод человека;
- верховенство права;
- разделение властей.
Рассмотрим их подробнее.
1. Признание прав и свобод человека:
1) признание,
соблюдение и защита всеобщих
прав человека и гражданина, их
высшей ценности и приоритета
(«Человек, его права, свободы и
гарантии их реализации
2) обеспечение
основ механизма
3) независимость суда как основной механизм гарантий прав и свобод [1, ст.110].
2. Верховенство права [1, ст. 7]:
1) конституционное
установление обязанности
2) обеспечение
верховенства Конституции по
отношению к иным нормативным
правовым актам («Правовые акты
или их отдельные положения, признанные
в установленном законом
3) признание
приоритета общепризнанных
3. Разделение властей [1, ст. 6].
Разделение властей в общем виде означает разграничение законодательной, исполнительной и судебной ветвей единой государственной власти. Органическое разделение государственной власти на ветви, равные, относительно самостоятельные, взаимодействующие и взаимоограничивающие друг друга, призвано обеспечить в конечном итоге то необходимое равновесие интересов, которое и делает власть действительно цельной и единой. Статья 6 Конституции Республики Беларусь устанавливает: «Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную». Подобное разделение единой государственной власти по видам деятельности на одном уровне юридической литературе называется горизонтальное разделение властей.
Информация о работе Конституционный строй Республики Беларусь