Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 19:08, курсовая работа
Республика Беларусь пережила сложный период от тоталитарной к демократической общественно-политической системе, сформировалось гражданское общество, основанное на свободе народа, и новая роль государства, признающая приоритет прав человека. Едва ли не самым динамичным в этих процессах является развитие конституционного права как важного условия для проведения глубоких реформ в экономике и политической системе и в то же время одной из гарантий против возврата страны к прошлому.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГОСУДАРСТВА……………………………………………………………………..5
1.1 Понятие и структура конституционного строя Республики Беларусь……….5
1.2 Конституционные характеристики государства…………………………...…..6
1.3 Суверенитет Республики Беларусь…………………………………………….9
ГЛАВА 2 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ………………...11
2.1 Конституционные основы экономической системы общества……………...11
2.2 Конституционные основы политической системы общества……………….13
2.3 Конституционные принципы внешней политики белорусского государства………………………………………………………………………….15
ГЛАВА 3 ПРАВОВОЙ СТАТУС ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………….17
3.1 Правовой статус политических партий в Республике Беларусь…………….17
3.2 Правовой статус общественных объединений в Республике Беларусь…….19
3.3 Правовой статус религиозных организаций в Республике Беларусь…….…21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………25
Унитарное
государство - единое государство, которое
имеет административно-
- единая конституция;
- единая правовая система;
- единая система высших органов государственной власти и управления;
- единая судебная система;
- единое гражданство.
Светское государство - это государство, в котором церковь отделена от государства, не существует государственной религии и не одно из религиозных вероучений не признается обязательным. Следует отметить, что в Конституции Республики Беларусь в ст.1 государство прямо и определенно не именуется светским. Вместе с тем ст.16 Основного Закона содержит положение о равенстве всех религий перед законом, а ст.31 - о свободе совести. Содержание данных статей Конституции раскрывается в Законе от 17 декабря 1992 г. № 2054-ХІІ «О свободе совести и религиозных организациях» [12, с. 402-404].
Исходя из характеристик государства, очевидно, что Конституцией Республики Беларусь главенствующее место отведено народу. Каждая характеристика направлена именно на то, чтобы наша страна, как и любое современное государство, ставила превыше всего интересы, права и свободы человека и гражданина. И целостность территории, и верховенство права подчёркивают равенство и защиту всех граждан в равной степени.
1.3 Суверенитет Республики Беларусь
Суверенитет государства - это неотъемлемое свойство каждого государства, обязательное условие его международной правосубъектности. Суверенитет государства - свойство государства самостоятельно и независимо от других государств осуществлять свои функции на своей территории и с другими государствами. Суверенитет государства происходит из суверенитета народа.
Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти и независимости. Суверенитет Республики Беларусь проявляется в следующем:
- Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, т.е. суверенитет распространяется на всю территорию Беларуси;
- самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику;
- защищает свою независимость и территориальную целостность.
27 июля 1990
г. была принята Декларация «О
государственном суверенитете
Символами Республики Беларусь как суверенного государства являются Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн Республики Беларусь. Правовое регулирование государственных символов Республики Беларусь осуществляется Законом от 5 июля 2004 г. № 301-З «О государственных символах Республики Беларусь».
Государственный флаг Республики Беларусь представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтальных цветных полос: верхней – красного цвета и нижней – зеленого цвета. Отношение ширины полос красного и зеленого цвета – 2:1. Отношение ширины Государственного флага Республики Беларусь к его длине – 1:2. У древка вертикально расположен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, составляющем 1/9 длины Государственного флага Республики Беларусь. Государственный флаг Республики Беларусь крепится на древке (флагштоке), которое окрашивается в золотистый (охра) цвет. Отношение ширины Государственного флага Республики Беларусь к длине древка – 1:3 [5, ст. 4].
Государственный герб Республики Беларусь представляет собой размещенный в серебряном поле зеленый контур Государственной границы Республики Беларусь, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Вверху поля находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамлен венком из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева – цветками льна. Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зеленой лентой, в средней части которой в основании Государственного герба Республики Беларусь в две строки начертаны золотом слова «Рэспубліка Беларусь» [5, ст. 9].
Государственный гимн Республики Беларусь представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных Законом «О государственных символах Республики Беларусь» и иными законодательными актами Республики Беларусь [5, ст. 11].
Анализируя Закон «О государственных символах Республики Беларусь», хочется отметить, что в нашем государстве очень чётко определены рамки использования государственных символов, что говорит о приверженности к традициям и уважении к главным и неотъемлемым атрибутам страны.
ГЛАВА 2
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ
2.1 Конституционные основы
Экономическая система представляет собой совокупность экономических отношений, исторически обусловленных характером собственности, существующей в государстве. К ним относятся отношения собственности, производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ.
Исходной
базой экономических отношений является
собственность. Право собственности представляет
собой возможность владения, пользования
и распоряжения конкретным имуществом.
Часть 1 ст.13 Конституции Республики Беларусь
устанавливает, что собственность может
быть государственной и частной. Субъектами
права государственной собственности
выступает Республика Беларусь (республиканская
собственность) и административно-
Конституция Республики Беларусь закрепляет юридическое равенство всех форм собственности, которое включает их равную защиту.
В соответствии с ч.6 ст.13 Конституции Республик Беларусь недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства, земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства. В развитие данного конституционного положения действует Закон Республики Беларусь «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства». Согласно ст. 3 вышеупомянутого Закона, государственное регулирование в области владения, пользования и распоряжения объектами, находящимися только в собственности государства, а также реализации исключительного права государства на осуществление отдельных видов деятельности осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, местные Советы депутатов в пределах своей компетенции в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства» и иными актами законодательства [6, ст. 3].
Важной особенностью является закрепление на конституционном уровне идеи социальной функции собственности: «осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц» [1, ч. 6 ст. 44].
Конституция Республики Беларусь закрепляет возможность перевода имущества из частной собственности в государственную, т.е. национализации. Принудительное отчуждение имущества допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременной и полной компенсацией стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда» [1, ч. 5 ст. 44].
Следующим элементом экономической системы является труд. Гражданам Республики Беларусь гарантировано право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, т.е. право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда [1, ч. 1 ст. 41].
Конституция устанавливает свободу труда, запрещая принудительный труд, кроме работы или службы, определяемой приговором суда или в соответствии с законом о чрезвычайном и военном положении [1, ч. 4 ст. 41]. Гарантируется справедливая доля вознаграждения за труд. Женщины и мужчины, взрослые и несовершеннолетние имеют право на равное вознаграждение за труд равной ценности [1, ч. 2 ст. 42].
Важным элементом экономической системы являются финансы. Конституция Республики Беларусь содержит раздел седьмой «Финансово-кредитная система Республики Беларусь». В него включены основополагающие положения о республиканских и местных бюджетах, о банковской системе Республики Беларусь.
Конституция Республики Беларусь закрепляет также принципы экономической деятельности. Один из важнейших конституционных принципов современной Беларуси в сфере экономики - свобода экономической деятельности (ч. 4 ст. 13 Конституции). Он связан с разнообразием форм собственности, свободой предпринимательства, свободным перемещением товаров, услуг и финансовых средств, свободой труда, свободой обращения товаров и услуг (свободой торговли) и другими факторами, названными в разных частях Конституции. Вместе с тем, провозглашение свободы экономической деятельности не только не исключает, но и предполагает детальное и систематическое государственное регулирование экономических отношений.
Основной Закон исходит из принципа социально ориентированной рыночной экономики, хотя он и не нашел в ней отчетливого словесного выражения. Об этом свидетельствует ч.5 ст.13 Конституции, которая закрепляет следующую норму: «Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и экономической деятельности в социальных целях». Этими требованиями предопределяется сущность политики государства в сфере образования, социального обеспечения, привлечения к труду, занятости, налогообложения и т.д. Названный принцип предполагает сочетание саморегулирования общества с государственным регулированием. Вместе с тем, государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях [1, ч. 5 ст. 13]. Все вышесказанное подтверждает положение о том, что тип современной белорусской экономики − "смешанная экономика", т.е. социально ориентированная рыночная экономика [10, с. 212].
2.2 Конституционные основы
В действующей Конституции Республики Беларусь в отличие от Конституции БССР 1978 г. отсутствует глава о политической системе.
Политическая система - это система взаимодействия государственных и общественных формирований по поводу осуществления политической власти.
К субъектам политической системы можно отнести:
- государство;
- политические партии;
- иные общественные объединения;
- их союзы и ассоциации;
- трудовые коллективы;
- средства массовой информации.
Конституционные основы политической системы составляют основополагающие начала, принципы организации и функционирования политической власти в стране.
Для понимания сущности политической системы важное значение имеет уяснение ее функций:
• Определение целей и задач общества, разработка программ жизнедеятельности общества;
• Мобилизация материальных и духовных ресурсов и всего общества на выполнение социально-политических целей и задач;
• Политическая социализация общества;
• Формирование политического сознания граждан;
• Политическая связь элементов политической системы;
• Укрепление общественно-политического строя, обеспечение его безопасности;
• Нормотворчество;
• Легитимность, т.е. достижение максимально необходимой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам.
В структуре политической системы выделяют основные элементы:
• Политические организации и институты;
• Политические и правовые нормы;
• Политические отношения;
• Политическое сознание и политическая культура.
Фундаментом политической системы является политическая организация общества — это совокупность конкретных институтов, которые взаимодействуют с массами, осуществляют волю определенных социальных групп.
Все элементы политической системы тесно взаимосвязаны друг с другом. Например, партии тесно связаны с политической идеологией, государство — с правом и т.д. Политическая культура накладывает отпечаток на все элементы политической системы. Вместе с тем каждый из элементов политической системы обладает своей определенностью и самостоятельностью.
Одним из важнейших элементов политической системы является политический институт — это самостоятельное явление политической жизни, элемент политической системы, который активно взаимодействует в процессе осуществления власти и социального управления с государством, партиями, избирательными системами.
Информация о работе Конституционный строй Республики Беларусь