Контрольная работа по «Государственному праву зарубежных стран»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 07:07, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы - рассмотреть одну из тем такой юридической дисциплины, как Государственное право зарубежных стран. Предмет не относится к наименее изученным, наоборот, по этому вопросу имеется достаточно публикаций для полного и подробного изучения выбранной темы. В соответствии с освоенным материалом, я попытаюсь наиболее ёмко отразить наиболее важные вопросы темы об административно-территориальном устройстве зарубежных стран: понятие, характерные черты, а также разновидности территориального устройства зарубежных стран.

Содержание работы

Введение 3
1. Территориальное устройство.
2.Унитарные государства и их разновидности.
3.Федеративные государства, их разнообразие.
4. Конфедерация и иные формы объединения государств
(Британское Содружество, Европейский союз).
Заключение 30
Источники используемой литературы 32

Файлы: 1 файл

ФОРМЫ ТЕРРИТЕРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА ЗС.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

Негосударственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

КУЗБАССКИЙ  ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

Юридический факультет

Кафедра  ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

 

 

ФОРМЫ ТЕРРИТЕРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА

ЗАРУБЕЖНЫХ  СТРАН

 

 

КОНТРОЛЬНАя  РАБОТА

по дисциплине «Государственное право зарубежных стран»

 

                                                                                                   

                                                                                                       

                                                                           Выполнила: студентка 

                                                    Курс 1    Группа Ю-321

                                                      Зачётная книжка № 5285

                                     Вольхина К.А.

 

                                    Руководитель:

                                                       профессор, к.и.н., доцент

                                                                           Звягин С.П.

                                                                                 

                                                                                                                       

 

                         

                                                        КЕМЕРОВО 2013    

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                           3

1.  Территориальное  устройство.

  1. Унитарные государства и их разновидности.
  2. Федеративные государства, их разнообразие.

4. Конфедерация  и иные формы объединения государств                                 

   (Британское Содружество,  Европейский союз).

Заключение                                                                                                       30

Источники используемой литературы                                                            32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Изучение зарубежного  конституционного права – важное направление в юриспруденции. Оно развивает общую профессиональную культуру юриста, что особенно важно в связи с постоянной потребностью в сравнительном анализе отечественных и зарубежных институтов конституционного права.

 

Актуальность выбранной темы, представленной в контрольной работе, состоит в том, что административно-территориальное устройство государства составляет каркас всех других форм социальной жизни.

Цель данной контрольной работы - рассмотреть  одну из тем такой юридической  дисциплины, как Государственное право зарубежных стран. Предмет не относится к наименее изученным, наоборот, по этому вопросу имеется достаточно публикаций для полного и подробного изучения выбранной темы. В соответствии с освоенным материалом, я попытаюсь наиболее ёмко отразить наиболее важные вопросы темы об административно-территориальном устройстве зарубежных стран: понятие, характерные черты, а также разновидности территориального устройства зарубежных стран.

Для начала, считаю, необходимо определить понятие «государство». Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой даёт два значения «государству»: «1. Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры» и «2. Страна, находящаяся под управлением политической организации, осуществляющей охрану её экономической и социальной структуры»[1].

Приведу еще  несколько формулировок: «Государство — это специализированная и концентрированная сила поддержания порядка. Государство — это институт или ряд институтов, основная задача которых (независимо от всех прочих задач) — охрана порядка. Государство существует

там, где специализированные органы поддержания порядка, как, например, полиция и суд, отделились от остальных  сфер общественной жизни. Они и есть государство» [2].

 В. В. Лазаревым предлагается следующее определение государства — это «особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения, выражающая волю и интересы господствующего класса или всего народа»[3].

Совокупность  вышеуказанных определений даёт возможность вывести наиболее четкую формулировку понятия «государство». Государство есть организация политической власти, содействующая осуществлению конкретных общественных интересов в пределах определённой территории.

Теперь, думаю, уместным будет дать дефиницию территориальному устройству государства.

 

1.  Территориальное устройство: понятие, характерные черты

 

Форма государственного устройства — способ территориальной  организации государства или  государств, образующих союз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой. Для характеристики территориальной организации федеративного государства чаще применяется термин «политико-территориальное устройство», поскольку он подразумевает наличие некоторой самостоятельности у территориальных частей государства. В то же время в отношении унитарного государства чаще используется термин «административно-территориальное устройство», характеризующий территориальную структуру органов государственной власти единого государства. Оба названных термина являются синонимами термина «форма государственного устройства» и применяются по отношению к нему с одинаковым значением [4].

Выделяет несколько  видов территориального (национально-государственного и административно-территориального) устройства государства.

Для формы государственного устройства имеют большое значение экономическая, политическая и географическая степень территориальной общности населения, а также исторические традиции, социокультурный и этнический факторы.

Независимо  от форм национально-государственного устройства территории государств подразделяются на административно территориальные  единицы. Административно-территориальное  устройство не сводится к простому географическому делению территории. Оно необходимо для рациональной организации жизни людей, производства и управления.

В его основу положено несколько принципов:

Экономический принцип предполагает учет географических и производственных особенностей страны, размеров ее территории, численности и плотности населения, его тяготение к определенным экономическим центрам, направление и характер путей сообщения, размещение производительных сил.

Национальный  принцип немаловажен в многонациональных  государствах. Его суть в том, чтобы одноименные народы не были искусственно, вопреки их желанию, разделены по различным административно-территориальным единицам. Характерное действие этого принципа можно наблюдать в административно-территориальном устройстве многонационального Дагестана – субъекта РФ. Отдельные районы этой республики – Лакский, Ногайский, Табасаранский – носят наименование тех народов, которые в них преобладают и являются коренными.

Политический  принцип предполагает так установить административно территориальное деление страны, чтобы приблизить органы власти и управления к населению, создать систему местного самоуправления.

Комплексное применение экономического, национального и  политического принципов, позволяет  осуществить рациональное выделение  административно-территориальных единиц. Их характерные признаки: четко очерченные границы, компактность, непрерывность и экономическая целостность территории, право населения формировать органы государственной власти и местного самоуправления. Именно в силу этого права определенная территория обретает черты, присущие социально-политической организации, и получает статус административно-территориальной единицы.

Применительно к странам с многонациональным  составом населения иногда используется также термин «форма национально-государственного устройства».

В зависимости  от наличия либо отсутствия суверенитета у составных частей государства  государственное устройство делится  на:

1- простая форма  (унитарное государство);

2 - сложная форма  (федерация, конфедерация).

Не относятся к формам государственного устройства межгосударственные объединения, содружества и сообщества государств, но вместе с тем в большинстве курсов по теории государства и права они рассматриваются и изучаются рамках данного института. [5, 6]

Существуют и другие союзы и содружества государств (Европейский союз, британское Содружество, СНГ и т.д.), в отдельных из них тоже есть более (Европейский союз) или менее (СНГ) значительные элементы конституционно-правового регулирования. В созданном в 1996 г. Сообществе Белоруссии и России (в 1997 г. преобразовано в Союз) существуют общие органы, решения которых могут иметь обязательную силу для обоих государств. Эти объединения тоже в какой-то мере могут изучаться не только в международном публичном праве, но и в конституционном.

Формой территориально-политической организации государственности  является также автономия, особенно политическая автономия, тем более, если она создана на основе самоопределения этнических групп, национальных меньшинств. Данная категория происходит от греч. «autos» — сам и «nomos» —закон, в буквальном значении — собственная закономерность.

В правоведении и политологии она обозначает широкое внутреннее самоуправление региона (территории) государства, а также особые права в сфере местного самоуправления, культуры, предоставляемые национальным меньшинствам (этническим группам).

Основными видами автономии являются:

— территориальная  автономия означает определенную степень  самостоятельности всех или большинства  территориальных частей государства независимо от состава населения. Ее суть — во внутреннем самоуправлении определенного региона (территории), отличающегося существенными социокультурными, бытовыми, историческими, лингвистическими, реже национальными особенностями. Территориальная автономия существует и закреплена в законодательстве таких государств, как Великобритания, Италия, Испания, Финляндия

— национально-культурная (персональная) - предоставление особых (дополнительных) прав национальным меньшинствам, проживающим разрозненно (дисперсно), для развития и сохранения языка, национальной культуры, традиций, обычаев. Форма государственного устройства - национально-территориальная организация государства, а также взаимоотношения центральных и региональных органов.

Можно сказать, что субъекты федерации всегда обладают государственной автономией.

Этот критерий помогает и в случаях, когда различие между унитаризмом и федерализмом в конкретном государстве весьма невелико, как, например, в федеративных Венесуэле или Канаде, где штаты, соответственно провинции, не имеют конституций, а также в унитарных Испании или Италии, где высшие территориальные единицы также обладают государственной автономией. Впрочем, унитаризм территориального устройства обеих последних стран подтверждается еще и тем, что уставы (статуты) соответственно автономных сообществ Испании и областей Италии утверждаются актами центрального парламента, тогда как в федерациях их субъекты сами окончательно принимают свои конституции или равнозначные им акты.

Следует также  указать на юридическое различие между федерацией и конфедерацией. В принципе оно заключается в том, что федерация – это форма территориального устройства государства, а конфедерация – это форма межгосударственного союза, то есть объединения независимых государств. Но выявить это различие практически тоже не всегда просто. Например, официальное французское и итальянское название швейцарского государства – Швейцарская Конфедерация (в переводе с немецкого «конфедерация» - Eidgenossenschaft –буквально «клятвенное товарищество»), но это название, пришедшее из истории, не отражает действительности, а именно того факта, что Швейцария по содержанию ее Конституции представляет собой федеративное государство. Конфедерация, как и федерация, может иметь общие органы типа парламента, правительства, верховного суда, однако юридическая специфика заключается в том, что в отличие от актов федеральных органов власти акты органов конфедерации, во всяком случае акты законодательной и исполнительной власти, не действуют непосредственно на территориях государств – членов конфедерации, а нуждаются в подтверждении (ратификации) их соответствующими органами, которые могут их и нуллифицировать, то есть отклонить. Впрочем, опыт западноевропейской интеграции показывает условность данного критерия. Европейский Союз несет в себе черты не только конфедеративные, но даже уже и федеративные, поскольку некоторые акты органов Союза имеют прямое действие на территориях государств-членов [8].

Информация о работе Контрольная работа по «Государственному праву зарубежных стран»