Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 07:07, контрольная работа
Цель данной контрольной работы - рассмотреть одну из тем такой юридической дисциплины, как Государственное право зарубежных стран. Предмет не относится к наименее изученным, наоборот, по этому вопросу имеется достаточно публикаций для полного и подробного изучения выбранной темы. В соответствии с освоенным материалом, я попытаюсь наиболее ёмко отразить наиболее важные вопросы темы об административно-территориальном устройстве зарубежных стран: понятие, характерные черты, а также разновидности территориального устройства зарубежных стран.
Введение 3
1. Территориальное устройство.
2.Унитарные государства и их разновидности.
3.Федеративные государства, их разнообразие.
4. Конфедерация и иные формы объединения государств
(Британское Содружество, Европейский союз).
Заключение 30
Источники используемой литературы 32
2. Унитарные государства и их разновидности
Унитарное государство
(от лат. «unitas» — единство) — простое,
единое государство, которое характеризуется
отсутствием у административно-
Отличительные признаки унитарного государства:
1) Вся полнота
государственной власти
2) Органы государственной
власти строятся в виде единой
иерархичной системы с
3) Одноуровневая система законодательства (существует единая конституция на уровне всей страны);
4) Наличие единого гражданства.
Виды унитарных государств.
1. Простое унитарное
государство — в составе нет
автономных образований,
2. Сложное унитарное государство — имеет в составе одно или несколько автономных образований, которые различаются на:
Территориальная автономия — определённая часть унитарного государства в месте компактного проживания какой-либо народности, сложившаяся в силу исторических, географических или иных особенностей, которой передано право самостоятельно решать часть вопросов государственной важности. Например, возможность формирования своих высших органов власти, принимать свои законодательные акты, вводить национальный язык наравне с государственным (Дания, Азербайджан, Франция, Китай).
Экстерриториальная автономия — право самостоятельно решать часть вопросов государственной важности предоставлено этническим меньшинствам (например, в Словении таким правом пользуются итальянское и венгерское меньшинства, в Македонии — албанское).
Также в зависимости
от степени подчинения административно-
Регионалистское государство имеет некоторые характерные черты федерации, поэтому его можно рассматривать как специфическую переходную форму от унитаризма к федерализму, происходящего в рамках одного государства [7]. Все территориальные части в таких государствах имеют характер территориальной автономии и наделены правом создавать свои администрации, избирать региональные парламенты (местные законодательные собрания и ассамблеи), издавать законодательные акты по отдельным вопросам. В ЮАР, например, все 9 провинций наделены правом принимать свои собственные конституции [4]. Центральная власть государства обычно назначает своего представителя в регионе — губернатора или комиссара. Однако их полномочия в различных странах неодинаковы: в Италии и ЮАР они не значительны и имеют скорее номинальный характер; в Шри-Ланка, напротив, очень широки и могут включать даже наложение права вето на некоторые принимаемые регионом законы [6]. В Испании контроль за регионами в большей степени осуществляется конституционным судом [4].
2. Федеративные государства, их разнообразие
Федерация (от лат. «foederatio» — объединение, союз) — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.
Эта форма, в отличие от унитарной, сложна и в каждом конкретном случае обладает уникальными специфическими особенностями.
Характерные признаки:
· территория федеративного
государства в политико-
· субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью, т.е. ему предоставляется право принятия собственной конституции;
· субъекты федерации наделяются в пределах установленной для них компетенции правом издания законодательных актов;
· субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную систему;
· наличие двойного гражданства;
· двухпалатная структура союзного парламента (бикамерализм) [9].
Виды федераций. По способу образования субъектов федерации выделяют:
По способу образования самой федерации выделяют:
- Конституционная
федерация — федерация,
Договорная федерация (союзная) — федерация, образованная в результате объединения независимых государств на основе союзного договора (США, ОАЭ, СССР).
- Смешанная
федерация (конституционно-
В зависимости от правового статуса субъектов федерации выделяют:
Симметричная федерация — субъекты обладают равным объёмом полномочий и у них у всех одинаковое правовое положение в рамках федерации.
Асимметричная федерация — федерация, в которой одни субъекты имеют более высокий статус, чем другие и, как следствие, обладают большим объёмом полномочий.
Симметричная федерация с элементами асимметрии — связано с наличием в составе федерации различных автономных образований.
В зависимости от соотношения объёма полномочий федерации и её субъектов:
1) Централизованные — федерация обладает большим объёмом полномочий, определённых достаточно подробно, чем субъекты.
2) Децентрализованные
— определён достаточно
В зависимости от характера связи федерации и её субъектов: дуалистические — в конституциях определяются только вопросы исключительного ведения отдельно федерации и субъектов; кооперативные — кроме вопросов исключительного ведения федерации и субъектов, также определяются вопросы их совместного ведения.
Федерация до настоящего времени является достаточно распространенной формой государственного устройства (США, Канада, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, ФРГ, Австрия, Швейцария, Индии, Австралия, Мексика и др.).
Федерализм как форма решения вопроса о территориально-политической организации общества и разграничения предметов ведения между союзом и входящими в его состав государственными образованиями вызывает особый интерес в силу той роли, которая принадлежит федеративным государствам в современном мире. В их числе такие мощные в и экономическом отношении государства, как США, Канада, ФРГ и Австралия, государства с высоким (Швейцария, Австрия, Бельгия) и средним уровнем развития (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Индия, Пакистан), развивающиеся страны (Малайзия, Нигерия, Объединенные Арабские Эмираты, Коморские острова).
4. Конфедерация
и иные формы объединения
(Британское Содружество, Европейский союз)
Конфедерация (от позднелат. «confoederatio») — временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей [12]. Конфедерация - это непрочное образование, которое создается, как правило, либо с целью дальнейшей интеграции и трансформации в федерацию, либо с целью «мягкого» развода составных частей федерации.
Примером конфедерации были:
Швейцария до 1848 г., затем преобразовалась в федерацию;
ОАР - Объединенная Арабская Республика - конфедерация Сирии и Египта, созданная в 1958 г. по инициативе Г.А. Нассера, распалась через 3 года, в 1961 г.
Сенегамбия - конфедерация Сенегала и находящейся внутри его территории Гамбии, существовала 7 лет (1982-1989 гг.), после чего распалась[13].
В своё время конфедерациями были Конфедеративные Штаты Америки (1776—1789), Германия (1815—1867), Швейцария (1815—1848). В настоящий момент в качестве конфедерации с определённой долей условности можно рассматривать Союзное государство России и Белоруссии. Современная Швейцария, согласно Конституции, формально продолжает называться конфедерацией, хотя фактически это уже давно федеративное государство [12].
Опыт истории конфедераций свидетельствует о том, что эта форма является переходной либо к полному распаду союза, либо к федеративной форме государственного устройства. Совмещая в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации, она, под воздействием тех или иных причин, зачастую теряет равновесие, необходимое для нее. Характерно то, что к федеративной форме устройства перешли только конфедерации с мононациональным составом населения (США, Швейцария, Германия), а конфедерации (Австро-Венгрия, Швеция и Норвегия и ряд других) распались. При переходе к федеративной форме государственного устройства огромное значение приобретают экономические факторы. Фактически только они могут сбить волну центробежных тенденций и интегрировать конфедерацию в единое целое. Для конфедеративной формы государственного устройства характерны следующие черты.
1. Конфедерация
образуется на основе
2. Субъекты конфедерации
имеют право свободного выхода.
В отличие от федераций, где
попытка сецессии
3. Суверенитет
в конфедерации принадлежит
4. В предметы ведения конфедерации входит небольшой круг вопросов. Он включает вопросы войны и мира, внешней политики, формирования единой армии, общей системы коммуникаций, разрешения споров между субъектами конфедерации. Расширение их возможно, как правило, только с согласия всех государств, входящих в состав конфедерации.
5. В конфедерациях
образуются только те
6. Парламент конфедерации формируется представительными органами ее субъектов, которые обязывают своих делегатов неукоснительно следовать выданным им инструкциям и указаниям.
7. Постоянно
действующие государственные
8. Субъектам
конфедерации принадлежит
9. Бюджет конфедерации
формируется за счет
10. Субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов.
11. Как правило,
в конфедерациях отсутствует
единая система денежного
12. Воинские
формирования набираются
13. В конфедерациях
нет союзного гражданства.
Информация о работе Контрольная работа по «Государственному праву зарубежных стран»