Контрольная работа по «Государственному праву зарубежных стран»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 07:07, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы - рассмотреть одну из тем такой юридической дисциплины, как Государственное право зарубежных стран. Предмет не относится к наименее изученным, наоборот, по этому вопросу имеется достаточно публикаций для полного и подробного изучения выбранной темы. В соответствии с освоенным материалом, я попытаюсь наиболее ёмко отразить наиболее важные вопросы темы об административно-территориальном устройстве зарубежных стран: понятие, характерные черты, а также разновидности территориального устройства зарубежных стран.

Содержание работы

Введение 3
1. Территориальное устройство.
2.Унитарные государства и их разновидности.
3.Федеративные государства, их разнообразие.
4. Конфедерация и иные формы объединения государств
(Британское Содружество, Европейский союз).
Заключение 30
Источники используемой литературы 32

Файлы: 1 файл

ФОРМЫ ТЕРРИТЕРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА ЗС.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

 

2. Унитарные  государства и их разновидности

 

Унитарное государство (от лат. «unitas» — единство) — простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаков суверенитета.

Отличительные признаки унитарного государства:

1) Вся полнота  государственной власти сосредоточена на уровне государства в целом, территориальные части не имеют самостоятельности;

2) Органы государственной  власти строятся в виде единой  иерархичной системы с подчинением  одному центру (законодательный  орган имеет однопалатную структуру);

3) Одноуровневая система законодательства (существует единая конституция на уровне всей страны);

4) Наличие единого  гражданства.

Виды унитарных  государств.

1. Простое унитарное  государство — в составе нет  автономных образований, территория  такого государства либо вообще не имеет административно-территориального деления (Мальта, Сингапур), либо состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Словакия, Алжир).

2. Сложное унитарное  государство — имеет в составе  одно или несколько автономных  образований, которые различаются на:

Территориальная автономия — определённая часть  унитарного государства в месте  компактного проживания какой-либо народности, сложившаяся в силу исторических, географических или иных особенностей, которой передано право самостоятельно решать часть вопросов государственной важности. Например, возможность формирования своих высших органов власти, принимать свои законодательные акты, вводить национальный язык наравне с государственным (Дания, Азербайджан, Франция, Китай).

Экстерриториальная автономия — право самостоятельно решать часть вопросов государственной важности предоставлено этническим меньшинствам (например, в Словении таким правом пользуются итальянское и венгерское меньшинства, в Македонии — албанское).

Также в зависимости  от степени подчинения административно-территориальных единиц унитарного государства центральным органам власти выделяют:

  • Централизованное унитарное государство — строгая субординация органов местного самоуправления, которые формируются из центра, их самостоятельность незначительна (Монголия, Таиланд, Индонезия).
  • Децентрализованное унитарное государство — органы местного самоуправления самостоятельно формируются и управляются населением, органам центральной власти они прямо не подчинены, но подотчётны (Великобритания, Швеция, Япония).
  • Региональное (регионалистское) государство— сильно децентрализованное унитарное государство, в котором все административно-территориальные единицы являются автономными образованиями и наделены довольно широкими полномочиями. Они имеют больше самостоятельности в решении государственных вопросов, в чём прослеживается некоторое их сходство с субъектами федерации. Такая форма в настоящее время встречается только в четырёх странах: Италия, Испания, Шри-Ланка, ЮАР.

Регионалистское государство имеет некоторые характерные черты федерации, поэтому его можно рассматривать как специфическую переходную форму от унитаризма к федерализму, происходящего в рамках одного государства [7]. Все территориальные части в таких государствах имеют характер территориальной автономии и наделены правом создавать свои администрации, избирать региональные парламенты (местные законодательные собрания и ассамблеи), издавать законодательные акты по отдельным вопросам. В ЮАР, например, все 9 провинций наделены правом принимать свои собственные конституции [4]. Центральная власть государства обычно назначает своего представителя в регионе — губернатора или комиссара. Однако их полномочия в различных странах неодинаковы: в Италии и ЮАР они не значительны и имеют скорее номинальный характер; в Шри-Ланка, напротив, очень широки и могут включать даже наложение права вето на некоторые принимаемые регионом законы [6]. В Испании контроль за регионами в большей степени осуществляется конституционным судом [4].

 

2. Федеративные  государства, их разнообразие

 

Федерация (от лат. «foederatio» — объединение, союз) —  сложное, союзное государство, части  которого являются государственными образованиями  с ограниченным государственным  суверенитетом. Строится на распределении  функций управления между центром и субъектами федерации.

Эта форма, в отличие от унитарной, сложна и в каждом конкретном случае обладает уникальными специфическими особенностями.

Характерные признаки:

· территория федеративного  государства в политико-административном отношении не представляет собой единого целого, она состоит из территорий субъектов федерации;

· субъект федерации, как  правило, наделяется учредительной  властью, т.е. ему предоставляется  право принятия собственной конституции;

· субъекты федерации  наделяются в пределах установленной  для них компетенции правом издания  законодательных актов;

· субъект федерации  может иметь свою собственную  правовую и судебную систему;

· наличие двойного гражданства;

· двухпалатная структура союзного парламента (бикамерализм) [9].

Виды федераций. По способу образования субъектов  федерации выделяют:

  • Территориальная федерация (административная) — федеративное государство, в котором все составляющие его субъекты образованы по географическим, историческим, экономическим и иным особенностям (США, Бразилия, Мексика).
  • Национальная федерация — федеративное государство, составные части которого разделены по национально-лингвистическому критерию на основе проживающих в них различных народов. (Бельгия, Индия, в прошлом СССР и Югославия).
  • Национально-территориальная федерация (смешанная) — федеративное государство, в основу формирования которого положен и территориальный, и национальный принципы образования субъектов (Россия).

По способу  образования самой федерации выделяют:

- Конституционная  федерация — федерация, образованная  в результате децентрализации  унитарного государства, в основе  которого лежит специально принятая  конституция (Пакистан, Индия).

Договорная  федерация (союзная) — федерация, образованная в результате объединения независимых государств на основе союзного договора (США, ОАЭ, СССР).

- Смешанная  федерация (конституционно-договорная) — государство, в котором процессы  децентрализации и объединения  протекают параллельно, в результате  чего в основе государства лежат одновременно как договорный, так и конституционный способы образования федерации (Россия).

В зависимости  от правового статуса субъектов  федерации выделяют:

Симметричная  федерация — субъекты обладают равным объёмом полномочий и у них  у всех одинаковое правовое положение в рамках федерации.

Асимметричная федерация — федерация, в которой  одни субъекты имеют более высокий  статус, чем другие и, как следствие, обладают большим объёмом полномочий.

Симметричная  федерация с элементами асимметрии — связано с наличием в составе федерации различных автономных образований.

В зависимости  от соотношения объёма полномочий федерации  и её субъектов:

1) Централизованные  — федерация обладает большим  объёмом полномочий, определённых  достаточно подробно, чем субъекты.

2) Децентрализованные  — определён достаточно подробно  круг полномочий субъектов, все  иные полномочия по остаточному  принципу являются федеральными.

В зависимости  от характера связи федерации  и её субъектов: дуалистические —  в конституциях определяются только вопросы исключительного ведения отдельно федерации и субъектов; кооперативные — кроме вопросов исключительного ведения федерации и субъектов, также определяются вопросы их совместного ведения.

Федерация до настоящего времени является достаточно распространенной формой государственного устройства (США, Канада, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, ФРГ, Австрия, Швейцария, Индии, Австралия, Мексика и др.).

Федерализм  как форма решения вопроса  о территориально-политической организации  общества и разграничения предметов ведения между союзом и входящими в его состав государственными образованиями вызывает особый интерес в силу той роли, которая принадлежит федеративным государствам в современном мире. В их числе такие мощные в и экономическом отношении государства, как США, Канада, ФРГ и Австралия, государства с высоким (Швейцария, Австрия, Бельгия) и средним уровнем развития  (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Индия, Пакистан), развивающиеся страны (Малайзия, Нигерия, Объединенные Арабские Эмираты, Коморские острова).

 

4. Конфедерация  и иные формы объединения государств

(Британское  Содружество, Европейский союз)

 

Конфедерация (от позднелат. «confoederatio») — временный  союз государств, создаваемый для  достижения политических, экономических, культурных и прочих целей [12]. Конфедерация - это непрочное образование, которое создается, как правило, либо с целью дальнейшей интеграции и трансформации в федерацию, либо с целью «мягкого» развода составных частей федерации.

Примером конфедерации были:

Швейцария до 1848 г., затем преобразовалась в федерацию;

ОАР - Объединенная Арабская Республика - конфедерация Сирии  и Египта, созданная в 1958 г. по инициативе Г.А. Нассера, распалась через 3 года, в 1961 г.

Сенегамбия - конфедерация Сенегала и находящейся внутри его территории Гамбии, существовала 7 лет (1982-1989 гг.), после чего распалась[13].

В своё время  конфедерациями были Конфедеративные  Штаты Америки (1776—1789), Германия (1815—1867), Швейцария (1815—1848). В настоящий момент в качестве конфедерации с определённой долей условности можно рассматривать Союзное государство России и Белоруссии. Современная Швейцария, согласно Конституции, формально продолжает называться конфедерацией, хотя фактически это уже давно федеративное государство [12].

Опыт истории конфедераций свидетельствует о том, что эта форма является переходной либо к полному распаду союза, либо к федеративной форме государственного устройства. Совмещая в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации, она, под воздействием тех или иных причин, зачастую теряет равновесие, необходимое для нее. Характерно то, что к федеративной форме устройства перешли только конфедерации с мононациональным составом населения (США, Швейцария, Германия), а конфедерации (Австро-Венгрия, Швеция и Норвегия и ряд других) распались. При переходе к федеративной форме государственного устройства огромное значение приобретают экономические факторы. Фактически только они могут сбить волну центробежных тенденций и интегрировать конфедерацию в единое целое. Для конфедеративной формы государственного устройства характерны следующие черты.

1. Конфедерация  образуется на основе соответствующих  договоров. Договорной была и  первая общенациональная конституция  США — Статьи о конфедерации 1781 г., для ратификации которой требовалось согласие всех американских штатов.

2. Субъекты конфедерации  имеют право свободного выхода. В отличие от федераций, где  попытка сецессии рассматривается  как мятеж, выход из состава  конфедерации означает только  расторжение договорной связи с союзом.

3. Суверенитет  в конфедерации принадлежит государствам, входящим в ее состав. Никакие  решения союзной власти не  имеют силы без согласия субъектов  конфедерации. Фактически суверенитет  конфедераций не признается и  международным правом, поскольку конфедерации лишены суверенной власти над своей территорией и населением. Международные с конфедерациями носили ограниченный характер и заключались, главным образом, для решения вопросов войны и мира.

4. В предметы  ведения конфедерации входит  небольшой круг вопросов. Он включает вопросы войны и мира, внешней политики, формирования единой армии, общей системы коммуникаций, разрешения споров между субъектами конфедерации. Расширение их возможно, как правило, только с согласия всех государств, входящих в состав конфедерации.

5. В конфедерациях  образуются только те государственные  органы, которые необходимы для  осуществления задач, особо выделенных  по договорным актам. В частности,  нет судебных органов. Ограничен  круг органов исполнительной  власти.

6. Парламент конфедерации формируется представительными органами ее субъектов, которые обязывают своих делегатов неукоснительно следовать выданным им инструкциям и указаниям.

7. Постоянно  действующие государственные органы  конфедерации лишены властных  полномочий. Как правило, акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия: они адресованы не гражданам, а органам власти субъектов конфедерации.

8. Субъектам  конфедерации принадлежит право  нуллификации, т.е. отказа в признании  либо отказа в применении актов союзной власти.

9. Бюджет конфедерации  формируется за счет добровольных  взносов ее субъектов. Правом  непосредственного налогообложения,  как и возможностью принудительного  взыскания взносов, конфедерация  не обладает.

10. Субъекты  конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов.

11. Как правило,  в конфедерациях отсутствует  единая система денежного обращения. 

12. Воинские  формирования набираются субъектами  конфедерации, причем нередко сохраняется двойное их подчинение государственным органам конфедерации и ее субъектов.

13. В конфедерациях  нет союзного гражданства. Федерация  - это единое государство, состоящее  из нескольких государственных  образований, объединившихся для решения центральной властью общих для всех членов федерации задач. В состав современных федераций входит различное число субъектов: в США - 50, Австралии - 6, Канаде - 10, Австрии - 9,  - 16, Бельгии - 3, Индии - 25, Югославии - 2 и т.д. В большей части государств федеративное устройство не служит формой решения национального вопроса. В Индии, Бельгии, и Нигерии территориально-политическая организация государства в той или иной мере отражает многонациональный состав населения [14].

Информация о работе Контрольная работа по «Государственному праву зарубежных стран»