Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:22, контрольная работа
Казус 1.Марк Тиций неоднократно просил своего соседа Гая Волузия срубить дерево, росшее на земле Волузия, но своей кроной склонившееся над участком Тиция, что затрудняло последнему пользование участком. Волузий отказался выполнить просьбу, мотивируя отказ тем, что он вправе распоряжаться всем, что растет на его земле. Тогда Тиций самовольно срубил дерево на участке Волузия. Какое решение на основе норм законов двенадцати таблиц должен вынести суд, рассматривающий это дело?
Казус 1.Марк Тиций неоднократно просил своего соседа Гая Волузия срубить дерево, росшее на земле Волузия, но своей кроной склонившееся над участком Тиция, что затрудняло последнему пользование участком. Волузий отказался выполнить просьбу, мотивируя отказ тем, что он вправе распоряжаться всем, что растет на его земле. Тогда Тиций самовольно срубил дерево на участке Волузия. Какое решение на основе норм законов двенадцати таблиц должен вынести суд, рассматривающий это дело?
Ответ
Закон должен признать действия Марка Тиция не правомочными, так как:
1. На основании VII таблицы Гай Волузий должен был принять меры, чтобы его дерево на высоте 15 футов кругом обрезались. Для того чтобы их тень не причиняла вреда соседнему участку
2. Если же дерево с
участка Гайа Волузия
Казус 2. Филипп де Норбон, отец двух детей – Валентина и Валери, собственник ценного собрания гравюр (основное достояние семьи, оцениваемое в 60 тыс. франков), 20 августа 1850 г. подарил Марселю Труа, искусствоведу, несколько очень редких гравюр стоимостью 30 тыс. франков. Свой подарок Филипп де Норбон мотивировал тем, что во всем мире подлинную ценность гравюр знает только Марсель Труа. Валери и Валентин де Норбон обратились с иском в суд, оспаривая действия отца. Какое решение должен вынести суд, рассматривающий данное дело на основе Французского граждагского кодекса 1804 г.
Ответ
1. На основе статьи 711 французского гражданского кодекса, право собственности на собрание гравюр на общую стоимость 30 тыс. франков перешло Марселю Труа.
2. На основе статьи 545 “Никто не может быть принужденным к уступке своей собственности, если это не делается по причине общественной пользы и за справедливое возмещение.
Таким образом суд отклонит в иске Валери и Валентина.
Теоретические задания
1.Рассмотрите особенности права
Древнего Китая.
Источники права Древнего Китая: обычаи,
писаные законы, акты правителя. Древнекитайское
право испытывало влияние двух учений:
конфуцианской религии, идеологии легистов.
Приверженцы взглядов Конфуция считали
главным регулятором поведения людей
не закон, а нормы морали. Легисты же настаивали
на том, что жизнь подданных должна быть
упорядочена с помощью общеобязательных
законов, выражающих интересы государственной
власти. В период правления династии Хань
произошло слияние конфуцианства и легизма,
что нашло свое отражение в новой концепции
единства морали и закона.
Правовое регулирование имущественных
отношений, семья. Доминирующая роль государства
в жизни общества определила слабое развитие
отношений частной собственности. Это проявилось в нормах о праве
собственности на землю. Земля в Древнем
Китае находилась в собственности государя,
владении общины и отдельных крестьян.
Брак заключался семьями жениха и невесты
и оформлялся соглашением. Мужчины могли
вступать в брак с 16 до 30 лет, а женщины
- с 14 до 20. Браки между представителями
разных сословий, родственниками запрещались.
Главой семьи считался мужчина. Мужчине
позволялось взять вторую жену, привести
в дом наложницу. Развод разрешался, в
некоторых случаях закон прямо предписывал
расторгнуть брак.
Преступления и наказания. Конфуцианское
учение исходило из того, что виновность
лица и строгость наказания определяются
душевным состоянием нарушителя норм
морали, направленностью его воли, а не
тяжестью совершенного проступка. Во время господства
такого подхода детально разрабатываются
понятия формы вины, стадий совершения
преступления, соучастия, смягчающих и
отягчающих вину обстоятельств. Легисты
же не ставили суровость наказания в зависимость
от «направленности воли» преступника.
Согласно их воззрениям жестокая кара
за малейшее отступление от предписаний
закона являлась одним из средств управления
государством. Распространение таких
взглядов привело к появлению устрашающих
наказаний. Широко применялось привлечение
к ответственности ни в чем не повинных
людей: за преступление расплачивался
не только виновный, но и его родственники.
Судебный процесс. Расследование преступления
возбуждалось подачей заявления. Дознанием
занимались чиновники окружного или уездного
уровня. Судебные органы не отделялись
от органов управления. При разбирательстве
дела в суде применялись пытки, действовал
принцип презумпции виновности обвиняемого,
решения выносились по аналогии.
2.Проведите сравнительную характеристику конституций Франции 1946 и 1958 гг.
В послевоенное время в конституционном развитии Франции различаются два периода: первый — период Четвертой республики — с 1946 по 1958 г., второй — с момента принятия ныне действующей Конституции 1958 г. Основной закон 1946 г. — наиболее демократичный за всю историю страны мог служить юридической базой для после дующих социальных и политических преобразований. Конституция 1958 г., как результат изменения соотношения политических сил в стране, была утверждена на референдуме 28 сентября и положила начало Пятой республике. Прямым поводом для ее принятия послужил ультраправый мятеж в Алжире, в то время французской колонии, и угроза гражданской войны в самой метрополии. Буржуазные партии были единодушны и проголосовали в Национальном собрании за изменение ст. 90 Конституции 1946 г., регулировавшей процедуру ее пересмотра, и за передачу учредительной власти «сильной» личности — генералу Ш. де Голлю (точнее — «его правительству», если использовать формальное выражение). Одновременно Национальное собрание указало принципы, на которых должна основываться новая конституция. Эти принципы были названы: всеобщее голосование должно быть единственным источником власти, должны быть соблюдены принцип разделения властей, ответственность правительства перед парламентом, судебная власть должна быть независимой и должна быть создана новая организация отношений с ассоциированными (т. е. колониальными) народами. Во время дискуссии в Национальном собрании Ш. де Голль согласился на установление парламентского режима и на разделение функций главы государства и главы правительства. Формальным условием создания новой конституции было требование к правительству проводить консультации с Конституционным консультативным комитетом, на две трети состоявшим из парламентариев (1/3 —- от Национального собрания и 1/3 — от Совета Республики) и на одну треть — из членов правительства. После разработки проект должен быть передан на референдум. Таким образом, процедура разработки проекта конституции была малодемократичной. Основной закон разрабатывался главным образом экспертами, причем специалисты по конституционному праву особенно не привлекались к работе над актом. Избранная процедура в определенной мере пресекла существовавшую во французской конституционной истории традицию разработки актов избранными народом учредительными собраниями.
В основу документа легли
конституционные воззрения Ш. де
Голля, высказанные им главным образом
в речи в Байе 16 июня 1946 г. Присутствовавшее
в его концепции понимание
власти и признание необходимости
сильного государства в наибольшей мере
способствовали представлениям политических
сил, в тот период находившихся у власти.
В Конституции 1946 г. положения о парламенте
занимали второй раздел, а о Президенте
— пятый. Такое расположение разделов
Конституции явно указывает на перераспределение
власти между различными частями государственного
механизма.
Конституция определила: «Франция является неделимой, светской, демократической и социальной Республикой» (ст. 2). Идеологическое значение такого провозглашения, определяющего социальный характер учрежденного государственного строя, очевидно; тем более что в тексте найдется немного норм, расшифровывающих эти эпитеты. Основной закон установил республиканскую форму правления, имеющую смешанный характер, поскольку в ней наблюдаются черты президентской республики (глава государства избирается без участия парламента, правительство назначается им же) и парламентарной республики (правительство несет ответственность перед нижней палатой парламента. Неделимый характер французского государства определен ст. 53 Конституции, в которой указано: «Никакая уступка, никакой обмен, никакое присоединение территории не являются действительными без согласия заинтересованного населения». Данная норма различно интерпретируется французскими учеными, но большинство из них сходится на том, что речь может идти даже о выходе из состава страны какого-либо департамента или территории. Термин «светская республика» означает, что государство признает все вероисповедания и провозглашает свободу совести. Впервые этот принцип был закреплен во Франции законом от 9 декабря 1905 г. В то же время нельзя утверждать, что государство сохраняет нейтралитет по отношению к религии. Например, в исторических провинциях — Эльзасе и Лотарингии церковь имеет конкордатный режим; здесь применяются положения уголовного кодекса к священнослужителям, совершающим обряд бракосочетания до гражданской регистрации брака. Кроме того, в соответствии с законом М. Дебре от 31 декабря 1989 г. (назван по имени его инициатора) религиозное обучение в школе предлагается всем детям в государственных школах, если родители не требуют иного и государство принимает меры для предоставления такого образования. Государство оказывает финансовую помощь частным школам, в подавляющем большинстве являющимся конфессиональными, поддерживаемыми католической церковью.
Главная черта Конституции 1958 г. — концентрация политической власти в руках исполнительных органов. Французская центральная исполнительная власть имеет «двухголовую» структуру: она включает Президента республики и Премьер-министра. Президент, обладающий собственными важнейшими полномочиями, осуществляемыми без контрассигнации членов правительства (например, право роспуска Национального собрания, право введения чрезвычайного положения), должен нести ответственность за наиболее общие направления деятельности государства. На Премьер-министра, назначаемого Президентом, возложена обязанность представлять и осуществлять иные акты исполнительной власти. Он должен проводить в жизнь политику, исходя из общих ориентаций Президента. Правительство несет политическую ответственность перед Национальным собранием и уго ловною перед обеими палатами парламента. Однако юридическая иерархия исполнительной власти фактически не существует; на практике с самого начала существования Пятой республики установился обычай ответственности Правительства перед Президентом страны, т. е. был введен монизм исполнительной власти. Сосредоточение власти в руках главы государства и Правительства — одно из проявлений конституционно закрепленной авторитарной тенденции во французском государственном механизме, которая всегда была ему присуща. Избираемый помимо парламента путем всеобщего и прямого голосования Президент находится на вершине иерархии органов государственной власти. Хотя формально-юридические полномочия Президента оставались неизменными за все время существования Пятой республики, поправка, установившая ныне действующий порядок замещения поста главы государства (ранее он избирался коллегией выборщиков), укрепила и без того его господствующее положение.
Еще одна особенность Конституции 1958 г.— учреждение Конституционного совета, органа, ранее не известного французской истории. В Четвертой республике юридически существовал Конституционный комитет, который за 12 лет провел лишь одно заседание. Современный Конституционный совет по сравнению с его предшественником обладает гораздо большими правами и реальной властью. Полномочия этого органа многочисленны и условно могут быть разделены на несколько групп: права консультативного характера (при применении Президентом страны ст. 16 Конституции), полномочия административного характера ( Конституционный совет наблюдает за проведением референдумов и выборов Президента республики — ст. 58, 60; составляет список кандидатов на президентских выборах — ст. 7; на основании абз. 4 и 5 ст. 7 констатирует невозможность исполнения функций Президентом республи ки). Этот орган выполняет функции избирательного суда, когда решает вопрос о правильности избрания депутатов и сенаторов (ст. 59) при обжаловании результатов их выборов. Наконец, Конституционный совет является органом конституционного контроля, и в этом качестве он рассматривает законы, принятые парламентом, регламенты палат и международные соглашения с точки зрения их соответствия Конституции. Из сферы контроля в 1962 г. Совет исключил законы, принятые на референдуме, поскольку они являются « прямым выражением национального суверенитета». Кроме того, ст. 17 органического закона от 7 ноября 1958 г. о Конституционном совете установила, что предметом его рассмотрения являются законы, «принятые парламентом», а не одобренные на референдуме. В процессе своей деятельности Совет включил в блок законов, соответствие которым он проверяет, и органическое законодательство; таким образом, простые законы подлеж ат возможной проверке с точки зрения их соответствия органическим законам. В настоящее время редкий закон не поступает в Совет на проверку. Конституция 1958 г. в гораздо большей мере, чем любая из ее предшественниц, стала содержать нормы об одном из институтов непосредственной демократии, а именно о референдуме. В Четвертой республике референдум мог проводиться только для пересмотра Конституции. В Основном законе 1958 г. в наиболее «чистом» виде предусмотрели эту процедуру ст. Ни 89, хотя косвенное указание на референдум содержится и в ст. 53. Статья II предоставляет право проведения референдума Президенту страны по определенному кругу вопросов, а ст. 89 — при изменении Основного закона.
Теоретические задания
1.На основе статей Русской правды и артикулов воинских 1715 г. охарактеризуйте измерения в уголовном праве.
Ответ
Древнерусское законодательство
большое внимание уделяет уголовному
праву. Ему посвящено много статей
Русской Правды.
Cвоеобразно трактует Русская
Правда общее понятие преступления: преступно
только то, что причиняет непосредственный
ущерб конкретному человеку, его личности
или имуществу. Отсюда и термин для обозначения
преступления - "обида". В княжеских
уставах можно встретить и более широкое
понимание преступления, охватывающее
и некоторые формальные составы. Это заимствовано
из византийского канонического права.
Cоответственно пониманию преступления
как "обиды" строится в Русской Правде
и система преступлений. Русская Правда
знает лишь два рода преступлений - против
личности и имущественные. В ней нет ни
государственных, ни должостных, ни иных
родов преступлений. Это не означало, конечно,
что выступления против княжеской власти
проходило безнаказанно. Просто в таких
случаях применялась непосредственная
расправа без суда и следствия
В уголовном праве особенно
ярко проявляется классовая природа феодального
права, открыто встающего на защиту господствующего
класса и пренебрегающего интересами
трудящихся. Это отчетливо видно при рассмотрении
отдельных элементов состава преступления.
Так, субъектом преступления может быть
любой человек, кроме холопа. За действия
холопа отвечает его господин. Однако
в некоторых случаях потерпевший может
сам расправиться с холопом-обидчиком,
не обращаясь к государственным органам,
вплоть до убийства холопа, посягнувшего
на свободного человека.
Русская Правда не знает еще
возрастного ограничения уголовной ответственности,
понятия невменяемости. В литературе высказывалось
суждение, что опьянение по Русской Правде
смягчало ответственность (убийство на
пиру). В действительности при убийстве
в драке имеет значение не состояние опьянения,
а элемент простой ссоры между равными
людьми. Больше того, Русская Правда знает
случаи, когда опьянение вызывает повышенную
ответственность. Так, если хозяин закупа
бьет его под пьяную руку, то теряет этого
закупа со всеми его долгами; купец, пропивший
доверенный ему чужой товар, отвечает
не только в гражданском, но и в уголовном
порядке, притом весьма строго.
Русской Правде известно понятие соучастия.
Эта проблема решается просто: все соучастники
преступления отвечают поровну, распределение
функций между ними пока не отмечается.
Русская Правда различает ответственность
в зависимости от субъективной стороны
преступления. В ней нет различия между
умыслом и неосторожностью, но различаются
два вида умысла - прямой и косвенный. Это
отмечается при ответственности за убийство:
убийство в разбое карается высшей мерой
наказания - потоком и разграблением, убийство
же в сваде (драке) - только вирой. Впрочем,
некоторые исследователи полагают, что
здесь ответственность зависит не от формы
умысла, а от характера самого преступления:
убийство в разбое - это низменное убийство,
а убийство в драке все-таки как-то может
быть оправдано с моральной точки зрения.
По субъективной стороне различается
и ответственность за банкротство: преступным
считается только умышленное банкротство.
Состояние аффекта исключает ответственность.
Что касается объективной стороны состава
преступления, то подавляющее число преступлений
совершается путем действия. Лишь в весьма
немногих случаях наказуемо и преступное
бездействие (утайка находки, длительное
невозвращение долга). Наиболее ярко классовая
природа древнерусского права выступает
при анализе объекта преступного посягательства.
Ответственность резко различается в
зависимости от социальной принадлежности
потерпевшего.
Информация о работе Контрольная работа по "Истории государства и права зарубежных стран"