Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:45, контрольная работа
Индия - древнейшая цивилизация, сложившаяся еще до нашей эры, на сегодняшний день насчитывает 1 миллиард человек. Она имела и частично имеет и сейчас уникальную в мировом правовом опыте кастовую систему - систему с наименьшей социальной мобильностью. Индия - наиболее выгодный для России стратегический партнер. Закупки Индией Российского вооружения и других товаров исчисляется миллиардными оборотами1. Однако для дальнейшего сотрудничества необходимо понимание прошлого и настоящего страны.
Введение………………………………………………….....….. 3
Глава Структура источника.
§1. Общая характеристика…………………………………....… 5
§2. Правовое положение основных групп древнеиндийского
общества по Законам Ману…………………………………….. 7
§3. Правовое регулирование имущественных отношений…..... 8
§4. Брачно-семейное право…………………………………....... 10
§5. Преступления и наказания по Законам Ману……………. 12
§6. Суд и процесс по Законам Ману…………………………… 13
§7.Оязательственное право……………………………………... 15
§8. Анализ систематизации данного правового источника…. 16
Глава II. Отличительные черты данного правового
источника.
§1. Структура нормы отраслей права Законов Ману……….. .. 19
Заключение…………………………………………………… 21
Библиографический список…………………..……………. 23
Байкальский государственный университет
Читинский институт (филиал)
Кафедра теории и истории
По истории государства и
Введение…………………………………………………...
Глава Структура источника.
§1. Общая характеристика…………………………………...
§2. Правовое положение основных групп древнеиндийского
общества по Законам Ману…………………………………….. 7
§3. Правовое регулирование имущественных отношений…..... 8
§4. Брачно-семейное право…………………………………....... 10
§5. Преступления и наказания по Законам Ману……………. 12
§6. Суд и процесс по Законам Ману…………………………… 13
§7.Оязательственное право……………………………………... 15
§8. Анализ систематизации данного правового источника…. 16
Глава II. Отличительные черты данного правового
источника.
§1. Структура нормы отраслей права Законов Ману……….. .. 19
Заключение……………………………………………………
Библиографический список…………………..……………. 23
Индия - древнейшая цивилизация,
сложившаяся еще до нашей эры,
на сегодняшний день насчитывает 1 миллиард
человек. Она имела и частично
имеет и сейчас уникальную в мировом
правовом опыте кастовую систему - систему
с наименьшей социальной мобильностью.
Индия - наиболее выгодный для России
стратегический партнер. Закупки Индией
Российского вооружения и других
товаров исчисляется
Достичь столь необходимого
для доверия и сотрудничества
понимания настоящего страны совершенно
невозможно без знания ее прошлого.
В наибольшей степени это относится
к Индии, в жизни которой теснейшим
образом переплелись традиции глубокой
старины с последними достижениями
науки, древнейшие религии соседствуют
с новейшими политическими
Понимание смысла подобных явлений зависит от изученности процессов их развития, которые по-разному оцениваются различными общественными деятелями. Исследование возникших в древней Индии форм общественной организации и духовной культуры многое может объяснить и в истории других стран, позволяет проследить общие закономерности исторического развития и специфические особенности Индии, внесшей громадный вклад в сокровищницу мировой цивилизации.
Научное понимание истории, предполагает наличие в истории общей закономерности, состоящей в том, что все народы и страны проходят путь от низших формаций к высшим, несмотря на временные застои или даже регресс, двигаясь в целом поступательно по пути прогресса.
Глава I. Структура источника.
Законы Ману- один из историко-правовых памятников. Законы Ману- это древнеиндийский сборник предписаний , определяющих поведение индийца в частной и собственной жизни в соответствии с господствовавшими в обществе системой взглядов и религиозными догматами брахманизма. В источниках права Древней Индии особое место принадлежит дхармашастрам - сборникам религиозно-правовых предписаний. Нормы поведения одновременно наполнены религиозным, моральным и правовым содержанием.
Законы Ману были составлены около 2 в. до н.э. – 1 в. до н.э. В дошедшем до нас виде- это более двух тысяч двустиший, разбитых на 12 глав. Язык, на котором написаны Законы Ману, называется санскритским, язык древних индусов.
Полное название - Manavadharmasastra (sastra - откровение; dharma - разум, идея, закон, право, нравственность, религия пр.). Поэтому часто данный памятник именуется “Откровения царевича Ману”. Из такого названия очевидно прослеживается глубинная связь права и религии, особенно характерная для древнеиндийского общества. Законы Ману - это памятник сакрального права.
Законы Ману были написаны в период, когда основная масса арийского населения Индии жила в условиях патриархального быта.
В источниках права Древней Индии особое место принадлежит дхармашастрам - сборникам религиозно-правовых предписаний. Нормы поведения одновременно наполнены религиозным, моральным и правовым содержанием. Появление дхармашастр связано с социально-классовым расслоением. Первое упоминание о законах Ману относится к 9-му веку до н.э. (стих на санскрите - шлока). Законы Ману - это памятник сакрального права. Законам Ману принадлежит особое место среди дхармашастр. Законы Ману закрепляли рабство и др. формы эксплуатации. Собственно праву посвящены главным образом VIII и IX главы. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления. На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые). В законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. Указывается наследственно-профессиональный характер варн. Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, в них рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора - поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества. Найм - рабы и наемные работники упоминаются вместе.
Впервые Законы Ману были переведены на английский язык Джонсом, Уильямом в 1794 году.2
I глава описывает представления
о происхождении Вселенной,
II — правила жизни в период обучения;
III-IV — правила жизни семьянина-домохозяина;
V — некоторые религиозные нормы;
VI — правила жизни отшельника;
VII — наставления об
обязанностях царя и
VIII — наставления о
судопроизводстве и
IX-X - посвящены семейным отношениям, наказаниям за различные преступления, обязанностям членов варн;
XI — предписания о покаяниях и обетах во искупление совершённых грехов;
XII — описание посмертных воздаяний за дурные дела в настоящей жизни.
1.2.Правовое положение основных групп населения древнеиндийского общества по Законам Ману.
Происхождение четырёх варн: брахманов- священнослужителей, кшатриев- правителей и воинов, вайшьев- земледельцев и ремесленников, шудр- слуг, призванных обслуживать три высшие варны «со смирением»., в полном их понимании описывается в первой главе.
31. А ради процветания миров он создал из своих уст, рук, бёдер и ступней [соответственно] брахмана, кшатрия, вайшия и шудру.
87. А для сохранения всей этой Вселенной он, пресветлый, для рождённых от уст, рук, бёдер и ступней установил особые занятия.
88. Обучение, изучение
[Веды], жертвоприношение для себя
и жертвоприношения для других,
раздачу и получение [
89. Охрану подданных, раздачу [милостыни], жертвоприношение, изучение [Веды] и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия.
90. Пастьбу скота и также раздачу [милостыни], жертвоприношение, изучение [Веды], торговлю, ростовщичество и земледелие - для вайшия.
91.Но только одно занятие Владыка указал для шудры – служение этим варнам со смирением.3
Члены первых трех
варн считались полноправными
Но наряду с четырьмя варнами, существаволо, так сказать ещё и «неварновый» слой населения. Людей которые не входили ни в одну из варн называли «неприкасаемые» , называемые также в шастрах чандалами, швапачами, изгоями. Отношения с ними чётко регламентировались в шастрах многочисленными ограничениями, специальными ритуалами «очищения от загрязнения» при общении с ними. Место жительства чандалов и швапачей должно быть вне селения, утварь, использованная ими, должна выбрасываться другими, имуществом их должны быть только собаки и ослы.4
1.3. Правовое регулирование имущественных отношений.
Имущественные отношения в Законах Ману говорится о сроках давности пользования, владения вещью, влекущих за собой превращение владения в собственность. Данный срок составлял 10 лет. Правило давности не распространялось на залог и вклад. Существовало семь законных способов приобретения имущества: путём передачи вещи по наследству, получения её в дар, покупки, завоевания, ростовщичества, исполнения работы, а также получения милостыни. Первые три способа были доступны для всех варн, четвёртый — только для кшатриев, пятый и шестой — для вайшьев, седьмой был привилегией брахманов.
Недействительными считались те сделки, которые были совершены путём обмана или насилия, пьяным или безумным человеком, находившимся в состоянии гнева, горя, а также рабом, стариком, ребёнком.
Наёмный труд был неприемлем для высших варн, так как услужение являлось «собачьим образом жизни», а брахману следовало его избегать. Наёмный работник, не выполнивший работу, подвергался штрафу. Даже в случае его болезни, наёмная плата не выплачивалась, если работа была не полностью закончена.
Также указаны семь случаев, при которых человек становился рабом (даса) — военнопленный (дхваджарта), за содержание (бхактадаса), рождённый в доме (грихаджа), купленный (крита), подаренный (датрирна), доставшийся по наследству (пайтрика) и в силу наказания (дандадаса). Раб был неправоспособен, заключенные им сделки считались недействительными. Дети рабыни считались собственностью хозяина.
Наследственное право.
Наследственное право в Законах Ману также имеет место быть.
В законе строго указано, что только сыновья имеют право на наследство, не братья , не родители отца, а именно сыновья. Право первородства не существовало для женщин. Если у отца рождался сын , то наследство между дочерью и сыном делилось поровну.
Усыновлённый не имел права брать своё родовое имущество. Не имел право на наследство и сын, рождённый от шудрянки, но отец мог дать ему имущество по своему усмотрению. А вот если шудра имел сына от рабыни, они имели право на наследство.
Наследство дважды рождённым сыновьям делилось поровну, хотя старший получал добавочную часть, т.е. присутствовало правило майората. Если сын отказывался от своей доли, потому что мог содержать себя самостоятельно, всё равно он получал часть из своей доли наследства и отделялся. Если у сына нет детей, его наследство получала мать, если матери нет, то наследство должно было перейти матери отца.
Имущество женщины данное ей при бракосочетании принадлежит её родителям, если она бездетна, и в некоторых случаях её имущество принадлежало её мужу.
Если наследник отсутствует, то право забирать имущество имел царь, но только кроме имущества брахмана. Не имели право наследования инвалиды и изгои.
1.4. Брачно- семейное право.
Существовало восемь форм бракосочетания для четырёх варн. Это- брахма (вручение дочери, наряжённой и наделенной драгоценностями, жениху, учёному и доброго поведения, выбранному отцом), дайва (когда девушку насильно уводят из дома отца по её согласию с женихом), арша (за невесту следует отдать быка и корову или две пары), праджапатья (произнесение определённых слов, вручение дочери жениху, оказание ему почестей), асура (когда жених, добровольно даёт добро родственникам и невесте, сколько может), гандхарва (добровольный союз девушки и жениха, по-желанию), ракшса (похищение кричащей и плачущей девушки из дома, сопровождаемые убийствами, ранениями и разрушениями), пайшача (кто-либо тайком овладевает спящей, опьянённой или безумной. Это самая презренная форма). Первые шесть предписаны для брахманов, последние четыре - кшатрия, для вайша и шудры те же четыре, кроме формы ракшасов. И сразу же говорится о том, что браки пайшача и асура не должны быть совершаемы. В третьей главе также отмечается, что женщина имеет свою собственность, и родственники не имеют право использовать эту собственность. Благосостояние дома зависит от женщины. Но глава пятая, оповещает о том, что женщина не могла делать что-либо по своей воле, даже в собственном доме. В детстве ей полагается быть под властью отца, в молодости – мужа, после смерти мужа – сыновей. Вывод напрашивается сам, женщина могла иметь собственность (средства передвижения, одежда и т.д.), но самостоятельностью по Законам Ману обладать она не могла, хотя состояние дома, и благополучие семьи зависело от состояния красоты женщины, от её настроения.
Многожёнство не поощрялось, но муж мог взять вторую жену, если первая была склонна к пьянству, злобна или расточительна. Законным отцом ребенка считался муж матери независимо от того, кто им был фактически. Продажа жены и детей считалась возможной, но являлась грехом, однако даже проданная жена не освобождалась от мужа. В случае, если жена не рожала детей, муж мог взять новую жену через 8 лет, если рожала детей мертворожденными — через 10 лет, если рожала только девочек — через 11 лет. В случае грубости жены муж мог взять новую «немедленно»
Глава пятая заключает некоторые религиозные нормы, а также поведение жены , относительно мужа, после его смерти. Жёны, потерявшие мужей, не могли повторно выходить замуж, но в случае смерти бездетного мужа жена по требованию родственников должна была родить от его брата или другого близкого человека.
Отношения мужа и жены регулируются также главой IX, первая статья которой гласит: теперь я изложу вечные дхармы для мужа и жены . Эта глава регулирует не только отношения мужа и жены, но и их детей и семьи в целом.
Информация о работе Контрольная работа По истории государства и права зарубежных стран