Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:45, контрольная работа
Индия - древнейшая цивилизация, сложившаяся еще до нашей эры, на сегодняшний день насчитывает 1 миллиард человек. Она имела и частично имеет и сейчас уникальную в мировом правовом опыте кастовую систему - систему с наименьшей социальной мобильностью. Индия - наиболее выгодный для России стратегический партнер. Закупки Индией Российского вооружения и других товаров исчисляется миллиардными оборотами1. Однако для дальнейшего сотрудничества необходимо понимание прошлого и настоящего страны.
Введение………………………………………………….....….. 3
Глава Структура источника.
§1. Общая характеристика…………………………………....… 5
§2. Правовое положение основных групп древнеиндийского
общества по Законам Ману…………………………………….. 7
§3. Правовое регулирование имущественных отношений…..... 8
§4. Брачно-семейное право…………………………………....... 10
§5. Преступления и наказания по Законам Ману……………. 12
§6. Суд и процесс по Законам Ману…………………………… 13
§7.Оязательственное право……………………………………... 15
§8. Анализ систематизации данного правового источника…. 16
Глава II. Отличительные черты данного правового
источника.
§1. Структура нормы отраслей права Законов Ману……….. .. 19
Заключение…………………………………………………… 21
Библиографический список…………………..……………. 23
1.5. Преступления и наказания по Законам
Ману.
Великими грехами (махапатака) согласно Законам Ману являлись убийство брахмана, пьянство, кража, прелюбодеяние с женой гуру (учителя), а также сообщество с таким грешником. Следствием этих преступлений было наказание вплоть до лишения всей собственности и изгнания из страны. Однако такой великий грех, как сообщество с великим грешником не был отнесен к числу преступлений.
От наказания освобождался убийца, если он защищал себя при охране жертвенных даров и при защите женщин и брахманов. При этом не имело значения, был ли убит гуру, ребёнок, престарелый или даже брахман, весьма учёный в Ведах. Также грехом не являлось «убийство убийцы».
Наказание зависело от варны наказуемого. К примеру, за оскорбление словом или действием равного себе по положению или представителя низшей варны накладывался штраф, но то такое же преступление шудры в отношении «дваждырождённых» влекло за собой телесное наказание — отрезание языка, губ, рук, ноги, кастрацию.
Прелюбодеяние относилось к тяжким преступлениям. Согласно Законам Ману людей, которые домогались чужих жён, царь должен был изгнать, «подвергать наказанию, внушающему трепет», к прелюбодеянию относились «услужливость, заигрывание, прикосновение к украшениям и одеждам, а также совместное сидение на ложе». Все небрахманы, виновные в прелюбодеянии, подвергались смертной казни.Однако проституция жены с согласия мужа не наказывалась.Лишение чести девушки против её воли влекло за собой телесное наказание, отрезание пальцев в случае, если преступник был не равен по положению с потерпевшей. Равный по положению был обязан выплатить крупный штраф. Неверная жена должна была подвергнуться затравливанию собаками, а её сожитель — сожжению на раскалённом железном ложе.За преступное сожительство со свободной женщиной также накладывалось наказание в зависимости от варны мужчины.
«Собирание кореньев, плодов от деревьев, дров для огня и травы для корма скота» не являлись преступлением. Похищение «родовитых людей, особенно женщин, так же как и лучших драгоценных камней» наказывалось смертной казнью, воровство коров — отсечением половины ноги.
1.6. Суд и процесс по Законам Ману.
Суд в древней Индии состоял из царского суда и суда брахманов. Состав царского суда: царь, 2 брахмана (знатоки законов). Стоит отметить, что судопроизводство было официальной и обязательной ежедневной функцией царя. Если по каким-то причинам царь не мог отправлять правосудие, то тогда работал суд брахманов, состоявший из 3-х членов: специалистов по Ригведе (логике), Агорведе (этимологии) и Самоведе (ритуалу). Право брахманского суда регулируется 12-ой главой законов Ману.
Вообще в индийском обществе господствовала не имущественная, а интеллектуальная дифференциация. Брахманами были самые лучшие знатоки Вед. Таким образом, если приговор выносился хотя бы одним таким знатоком, то это решение было уже невозможно отменить даже если за это высказалось бы более 1 млн. чел.
Судоговорение
было неформальным, расспрос
являлся основным методом
решения судебных вопросов. Четкого
различия между гражданским и
уголовным процессом нет.
По данному закону в Древней Индии существовало 18 поводов для разбирательства.
Первая группа поводов (норм) судебного разбирательства по Законам Ману касается договорных отношений — неуплата долга, заклад, продажа чужого, участие в торговом или ином объединении, неотдача данного; затем идут нормы, касающиеся неуплаты жалования, нарушения соглашения, отмены купли-продажи, спора хозяина с пастухом. Следующая группа носит иную направленность. От обязательственных отношений составитель переходит к конкретным деликтам-преступлениям. Это споры о границе (земельных участков), клевета и оскорбление действием, кража, убийство, насилие и прелюбодеяние. Все эти деяния, а также потрава скотом урожая, ранее других были закреплены в дхармашастрах, составив ядро древнеиндийского деликтного права. Они входили в понятие вреда, нанесенного личности человека (химса). Последующие поводы судебного разбирательства, ассоциативно связанные с предыдущими, касались нарушения норм брачно-семейного и наследственного права , а также азартных игр, приравниваемых к преступлениям. Таким образом, имеющая внутреннюю логику система изложения норм в шастрах в соответствии с 18 поводами судебного разбирательства значительно отличалась от современной отраслевой системы, ибо здесь нельзя разделить нормы гражданского и уголовного права и пр.
1.7. Обязательственное право.
В законах регламентируются
договоры: купли-продажи, займа, дарения,
–договор недействителен, если он заключен человеком в невменяемом или нетрезвом состоянии, страдающим от болезни, ребенком, стариком, а также не уполномоченным лицом (гл.8, ст.163). Недействительны договоры, заключенные рабами. Если этот договор заключен в пользу хозяина раба, то от него не следовало отказываться
–предусматривается
–если должник не располагал имуществом, необходимым для уплаты долга, то он обязан был отработать долг (гл.8, ст.177). У должника высшей варны было право “отдавать постепенно” (т.е. предоставлялась отсрочка).
Виды договоров:
Договор займа. Весьма детально разработан. Свидетельствует о расцвете ростовщичества. Но сохраняются элементы самоуправства, расправа кредитора над должником, который имел фактически неограниченную власть над должником. Допускались: хитрость, принуждение путем захвата, сила. Санкция самоуправства кредитора со стороны государства нашла отражение в параграфе, предписывающем царю штрафовать должника, жалующегося на кредитора, добивающегося уплаты долга по произволу.
Договор личного найма. Рабы и наемные работники упоминаются вместе и характеризуются одинаково в специальной главе артхашастр, касающейся рабов и работников. Наемный труд презирался; услужение характеризуется как собачий образ жизни.
Условия личного найма были крайне тяжелы. Наемник, не выполнивший работу, подвергался штрафу. Нормы оплаты работника были установлены (1/10 урожая), но он, как правило, отказывался от личной свободы, становясь рабом за содержание.
Договор купли-продажы. Существовал ряд ограничений на возможность заниматься торговлей представителям высших варн. Существовали ограничения на торговлю людьми, которая была наиб. предосудительной и влекла за собой изгнание из касты. Договор купли-продажи был нестабилен и мог быть расторгнут в течение 10 дней после заключения сделки без всяких причин.
1.8. Анализ систематизации данного правового источника.
Законы Ману , являются представителям архаичного права. Ему присущи такие черты : носителями правовых знаний являлись брахманы, они в свою очередь являлись священно – служителями; главным источником явился правовой обычай; закон не содержат общих принципов, абстрактных понятий, нет системы возложений, они являются описанием конкретных случаев, т.е. право является казуальным; в законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы; юридически закрепляет неравенство перед законом; испытывает влияние религиозных норм, т.е. сокральность права; существовал способ выявления правоты огнём, водой и т.д. , .т.е. существовал божий суд-ордалии. Характерным отличием Законов Ману является отсутствие права талиона5.
Типом систематизации данного источника является институционная система. Так как отсутствует общая часть, и из состава вещного права не выделяется наследственное право. Нормы носят общий характер, располагаются в каждом из разделов.
Законы Ману относятся к такому виду систематизации как консолидация.
Консолидация (лат. consolidatio от consolido — укрепляю) — вид систематизации нормативных правовых актов, который заключается в устранении их множественности путём создания крупных однородных блоков в структуре законодательства. Консолидация — это своеобразный вид правообразования, особенность которого заключается в том, что новый укрупнённый акт не меняет содержание правового регулирования, не вносит изменений и новелл в действующее законодательство.
С течением времени в
любой развитой правовой системе
образуется значительное число нормативных
правовых актов, имеющих один и тот
же предмет регулирования. Предписания
таких актов зачастую повторяются,
а иногда содержат явные несогласованности
и противоречия (коллизии). В связи
с этим возникает потребность
ликвидации множественности нормативных
актов, их укрупнения, создания своеобразных
"блоков" законодательства. Один
из путей преодоления такой
Устраняются противоречия ,вот хотя бы одно из них: и в статье 29, главы III, говорится, что отец по форме брака арша, получает за невесту выкуп, а это противоречит статье 98, главы IX Законов Ману, которая в свою очередь гласит, что даже бедный не вправе брать а дочь выкуп, так как это будет выглядеть , как продажа. Далее устраняются неоправданные длинноты, исправляется устаревшая терминология, нормы близкого содержания объединяются в одну статью (пункт).
Глава II. Отличительные черты данного правового источника.
2.1. Структура нормы отраслей права Законов Ману
Существует три типа норм отраслей права. Это гипотеза, диспозиция и санкция. Попытаемся разобраться, какие типы встречаются в рассматриваемом правовом источнике – Законах Ману.
Гипотеза – недоказанное утверждение предположение или догадка. Любая гипотеза должна быть опровержима хотя бы в принципе. Неопровержимые предположения гипотезами не являются. Это умозаключение, вывод о высокой вероятности чего – либо, построенный на основаниях ( в виде ряда имеющихся наблюдений и перечня известных закономерностей).
Диспозиция – расположение моментов действия в хронологической и логической их последовательности.
Санкция – элемент
правовой нормы, в котором устанавливаются
неблагоприятные последствия
Вот пример: статья 58, глава VIII «Если истец не говорит, он должен быть подвергнут телесному наказанию и оштрафован согласно закону; если ответчик в течении полутора месяцев не оправдывается, он проигрывает дело» Эта статья нам доказывают, что расположение моментов действия в хронологической и логической последовательности в Законах Ману есть. А значит существует в этом правовом источнике и диспозиция.
Статья 254, глава IX: « Если царь, не наказывая воров, взимает налог, его страна приходит в расстройство, и он лишается неба». Проанализировав данную статью, становится явным, что Законами Ману предусмотрено царю наказывать воров, а не продолжать взимать налоги, «закрывая глаза» на воровство, если он не предпринимает никаких действий против воров, он лишается поддержки «неба». То есть за несоблюдение требований предписанных этой нормой, последуют неблагоприятные последствия – очевидно санкция в данном правовом источнике присутствует.
Гипотеза как
мы видим из определения вывод
о высокой вероятности чего-
Проанализировав структуру норм отраслей права данного источника, я на основе своего анализа сделала вывод, что все три типа норм отраслей права встречаются в Законах Ману.
Заключение
Ознакомившись с таким историческим правовым памятником, как Законы Ману-одним из главных законов Древней Индии,это несомненно помогло лучше изучить государственность и право древневосточных народов. Главное прослеживается повсюду: государство - восточнодеспотическое, право - при всех своих даже и существенных различиях - стоит на стороне богатства и знатности. Тем не менее, именно здесь, на Востоке, возникли и развились земледелие, скотоводство, ремесла, архитектура и так далее, а вместе с тем государственность и право, юридическая литература и культура вообще, оказавшие, непреходящее влияние на культуры Древней Греции и Древнего Рима, а значит, и на их юридическую культуру - юридическое мировоззрение, кодификации права, суди процесс вообще.
Информация о работе Контрольная работа По истории государства и права зарубежных стран