Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 17:53, контрольная работа
Задание 1. Дайте определение и поясните смысл термина «референдум», указав его отличия от всенародного обсуждения, опроса общественного мнения. Назовите виды референдума. Каким образом решается вопрос о назначении, содержании и проведении референдумов в конституциях Франции и Италии?
Задание 1. Дайте определение и поясните смысл термина «референдум», указав его отличия от всенародного обсуждения, опроса общественного мнения. Назовите виды референдума. Каким образом решается вопрос о назначении, содержании и проведении референдумов в конституциях Франции и Италии?
Референдум - форма непосредственного волеизъявлен
Референдум - важнейший институт прямой
демократии. Наряду со свободными выборами
референдум является высшим непосредственным
выражением власти народа, представляет собой непосредственное правотворчест
Виды референдума1.
Конституционное право предусматривает
различные формы референдума
и процедуры их применения. Обычно
подразделяют референдумы на общенациональные,
проводимые в пределах всей государственной
территории, региональные и местные,
проводимые в отдельных субъектах
федерации или административно-
В Италии, Швейцарии, РФ допустимо использование референдума на общенациональном, региональном и местном, в США и Канаде - на региональном и местном уровне. В Германии, Греции и Португалии на общегосударственном уровне референдум не проводятся.
______________________________
Общепринятым является деление референдумов на конституционные и законодательные.
Предметом конституционного референдума является либо проект новой конституции, либо конституционная реформа или поправки к конституции.
Ярким примером конституционного референдума может служить принятие на референдуме в конце 1993 г. Конституции Российской Федерации. Кроме того, примером конституционного референдума является референдум, проходивший в Республике Беларусь 14 мая 1995 г. В результате референдума в Конституцию были внесены положения о равном статусе русского языка с белорусским, а также о возможности Президента распускать парламент и назначать новые выборы в случае грубого или систематического нарушения последним Конституции и законов.
Предметом законодательного референдума может быть либо проект закона, либо уже вступивший в силу закон.
Существует две разновидности законодательного референдума - отклоняющий, предполагающий полную или частичную отмену текста закона, и утверждающий, ратифицирующий законопроект.
В отдельных государствах, в частности Италии и Албании, используется отклоняющий законодательный референдум. Их конституции содержат нормы только об этом виде референдума. В Исландии, например, законопроекты выносятся на референдум как для одобрения, так и отклонения избирательным корпусом.
Кроме того, выделяют референдумы
по международно-правовым вопросам и
административные референдумы. Первые
проводятся в целях выяснения
воли избирательного корпуса при
решении важных международных вопросов.
На вторые выносятся вопросы
Примером административного референдума является референдум 17 апреля 2005 года по объединению Красноярского края, Таймыра и Эвенкии.
В особую группу обычно выделяют консультативный референдум. Путем голосования на данном референдуме выявляется мнение избирателей, которое парламент учитывает, но может и не учесть. Так, в Швеции консультативные референдумы проводились по вопросу о запрете спиртных напитков (1992), реформе пенсионного обеспечения (1957), об использовании ядерной энергии (1980).
Референдумы подразделяют также на императивные и факультативные. К первой группе относятся референдумы, необходимость проведения которых предусмотрена основным законом. Так, скажем, в Японии проект поправки к Конституции, одобренный 2/3 общего числа членов обеих палат Парламента, обязательно должен быть представлен на одобрение народа. Ко второй группе относятся референдумы, проведение которых зависит от воли правительства или избирательного корпуса. Изменения в Конституцию Франции могут вносится на основании референдума, однако Парламент может принимать подобные решения единолично. Законодательство Российской Федерации предусматривает проведение только императивного референдума.
В литературе выделяют и иные виды референдумов в зависимости от времени их проведения и иных обязательств.
В зависимости от времени проведения референдумы делятся на: превентивный (дозаконодательный) и утверждающий (послезаконодательный). В Исландии в случае применения президентом вето в отношении законопроекта, принятого Парламентом, он вступает в силу с последующей передачей на референдум для одобрения.
Однозначная оценка референдума невозможна. Демократизм или реакционность этого института зависят от реальных политических обстоятельств и условий, в которых референдум проводится.
Всенародное обсуждение2 — одна из форм непосредственной демократии, способствующая активному включению граждан в процесс выработки и принятия решений в сфере государственных и социально значимых и общественных вопросов. Всенародное обсуждение обеспечивает гласность, сопоставление различных мнений и предложений, выбор оптимальных решений в той или иной области.
В отличие от референдума всенародное
обсуждение носит рекомендательный консультативный
характер, однако его результаты учитываются
при доработке соответствующего законопроекта
Общественное мнение — форма массового сознания, в котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности. Общественное мнение выражается публично и оказывает влияние на функционирование общества и его политической системы.
Именно возможность гласного, публичного высказывания населения по злободневным проблемам общественной жизни и влияние этой высказанной ____________________
вслух позиции на развитие общественно-политических отношений отражает суть общественного мнения как особого социального института.
В отличие от референдума, всенародный опрос может осуществляться как в форме голосования, так и путем использования массовой печати, общественных информационных фондов и др. Считается, что всенародный опрос означает выявление мнения народа по тому или иному вопросу, а не принятие решения по нему. Если же он проводится в форме голосования и государственными органами по установленным правилам, то выступает как своего рода консультативный референдум. С этим связано и то, что результаты всенародного опроса обычно носят формально необязательный характер, хотя и обладают немалой морально обязывающей силой в демократическом государстве.
В конституциях Франции3 и Италии4 вопрос о назначении, содержании и проведении референдумов решается следующим образом:
Франции президент назначает референдум по предложению
Правительства во время сессии Парламента или по совместному
предложению обеих палат Парламента.
____________________
3. Н.Маслова, Н. Хомякова Конституция Французской Республики 1958 г. С последующими изменениями и дополнениями –М. 2000 г
4. В.В. Маклаков Конституции зарубежных государств 2-е изд, исправленное и дополненное, М., издательство БЕК
Задание 2. Опишите формы парламентского контроля за деятельностью правительства и покажите особенности их применения в странах с различными формами правления. Как регулируется этот
процесс конституциями Бельгии и Польши?
Формы парламентского контроля5.
Контроль над деятельностью правительства - одно из наиболее важных полномочий парламента.
Парламентский контроль над
деятельностью правительства
Современной парламентской практике известны следующие основные
методы осуществления
контроля над деятельностью
____________________
5. А.А. Мишин Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник для вузов 14-е изд. – М.:Юстицинформ, 2009г. Стр.114-118
1. Постановка правительством
вопроса о доверии,
Таким способом парламентского контроля воспользовался парламент Румынии, выдвинув 16 марта 2011 г. вотум недоверия правительству.
2. Резолюция порицания (требование уйти в отставку), которая в отличие от вотума недоверия вносится не по инициативе правительства, а по предложению палаты.
Резолюция порицания - одна
из форм парламентского контроля Национального
собрания Франции. Несмотря на то, что
правительство несет
За всю историю Республики известен лишь один случай принятия резолюции порицания - правительству Ж.Помпиду в 1962 году.
3. Интерпелляция, т.е.
Интерпелляция может вызвать отставку правительства, если его деятельность в ходе обсуждения и последующего голосования будет признана неудовлетворительной.
Ярким примером
подобной формы контроля
Информация о работе Контрольная работа по "Конституционное право зарубежных стран"