Контрольная работа по "Международное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 15:27, контрольная работа

Описание работы

Событием, которое послужило поводом к созданию правовых и юридических основ деятельности специальных органов, расследующих военные преступления, явилась II Мировая Война.
Прежде чем создать и оформить юридические основы Международных Военных Трибуналов, правительства союзных держав выступили с рядом деклараций и заявлений, в которых осуждались военные преступления.

Содержание работы

1. Нюрнбергский и Токийский международные военные трибуналы……...……3
2. Современные средства защиты прав человека. Европейский суд по правам человека……………………………………………………………………………..10
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

межд.пр.! - копия.docx

— 39.11 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Современные средства  защиты прав человека.

Европейский суд по правам человека

Современную систему защиты прав человека обычно подразделяют на три уровня: международный, региональный и национальный. Формирование международных механизмов защиты прав человека и международной правовой базы связывают с Организацией Объединенных Наций, Уставом ООН и Всеобщей декларацией прав человека.

Система защиты прав человека в рамках Организации Объединенных Наций возникла всего за три года: были созданы главные органы и специализированные учреждения, обладающие компетенцией в области прав человека, а также заключены необходимые конвенции.

Устав Организации Объединенных Наций, подписанный в Сан-Франциско 26 июня 1945 г., является первым международным договором, в котором указано, что его цели основаны на всеобщем уважении прав человека, и в котором заложены концептуальные и правовые основы для выработки в будущем международных мер по защите прав человека. Статья 1 Устава объявляет уважение к правам человека основой и главным средством достижения целей Организации, а ст. 55—56 обязывают государства-члены и ООН содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод. Для того чтобы ООН могла выполнять эту миссию, устав предоставляет ей определенные полномочия и предписывает некоторые методы. Такие полномочия соответствуют трем основным понятиям: «изучение», «обследование» и «рекомендации» (6).

Указанные полномочия позволяют ООН, в частности, рекомендовать государствам ратифицировать подготовленные в рамках ООН международные договоры о правах человека. В результате систематического использования данной процедуры, предусмотренной в п. 3 ст. 62, в настоящее время действует около 200 документов ООН о правах человека.8

Другим основополагающим документом является Всеобщая декларация прав человека, подготовленная Комиссией по правам человека менее чем за три года и принятая в Париже Генеральной Ассамблеей 10 декабря 1948 г. Декларация состоит из 30 статей, которые можно подразделить на блоки гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав. Концепция прав человека, изложенная в Декларации, прежде всего основана на «достоинстве, присущем всем членам человеческой семьи». Это достоинство и вытекающие из него права на свободу и равенство являются неотчуждаемыми и неотменяемыми; они имеют преимущество перед всеми полномочиями, включая полномочия государства, которое может их регулировать, но не отменять.

В Декларации признается необходимость социального «порядка», как внутригосударственного, так и международного, при котором «могут быть полностью осуществлены» права человека. Данные положения выражают воплощенную в Декларации идею отношений между людьми, обществом и государством, а именно мысль о том, что каждый должен подчиняться требованиям общего благосостояния, определенным организованным обществом, смысл существования которого в любом случае состоит в поощрении прав человека посредством демократии.

Международный Пакт о гражданских и политических правах содержит 27 нормативных статей, в отличие от Пакта об экономических, социальных и культурных правах, где их насчитывается 15. Оба пакта содержат некоторые идентичные или сходные положения.

В преамбулах подчеркивается общее мнение о достоинстве, присущем человеку, и о неотъемлемых правах на свободу и равенство.

Статьи 1 обоих пактов идентичны: они подтверждают принцип, согласно которому право на самоопределение является универсальным, и призывают все государства взять на себя два обязательства: «поощрять осуществление права на самоопределение» на своих территориях и уважать данное право в соответствии с положениями Устава ООН. В обоих пактах указывается, что «все народы имеют право на самоопределение», и отмечается далее, что «в силу этого они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие».

Согласно ст. 3 пактов государства-участники обязуются обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми экономическими, социальными и культурными правами и всеми гражданскими и политическими правами, закрепленными в каждом документе.

Статьи 5 пактов содержат положения о гарантиях, призванных предупредить уничтожение или ограничение прав, признанных в других статьях, и сохранить права, признаваемые независимо от пактов.

Наряду с вышерассмотренными основополагающими международными актами в области прав человека существует большое количество и других правовых документов, разрабатывающих правовые нормы и учреждающих новые институты и механизмы в области защиты прав человека. Тексты их печатаются в международных сборниках по правам человека.

Прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению контрольного механизма Конвенции необходимо сказать, что Европейский суд по правам человека действует исключительно, основываясь на нормах Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950г. Положениям об организации и деятельности Суда посвящен наиболее объемный II раздел Конвенции, включающий 33 статьи (ст.19-ст.51) (10).

В состав Суда входит такое же число судей, как и число государств-членов в составе Совета Европы. На данный момент это 46 государств. Каждое государство представлено, таким образом, одним судьей. Однако слово «представлено», не означает, что судья является «представителем» данного государства, как его часто, но неточно называют в средствах массовой информации. Его статус иной, он участвует в работе Суда «в личном качестве» (п. 2, ст. 21 Конвенции), и его деятельность не может иметь целью защиту интересов своего государства.

Каждое государство-участник подает список из трех кандидатов на должность судьи Европейского суда. Парламентская Ассамблея Совета Европы, избирает одного из них, большинством поданных за него голосов.

Наряду с моральными и профессиональными и профессиональными требованиями, предъявляемыми к судье, кандидат, включенный в список государства, должен отвечать и некоторым другим обязательным требованиям: свободно владеть одним из официальных языков Совета Европы – французским или английским, на которых работает Суд; не попадать под возрастной предел пребывания в должности судьи – 70 лет (п. 6, ст. 23 Конвенции).

 «Судьи избираются сроком на шесть лет. Они могут быть переизбраны» (п.1, ст. 23 Конвенции). Судьи независимы и несменяемы, неприкосновенны. Полномочия судьи могут быть досрочно прекращены его отставкой или освобождением его от должности. Освобождение возможно, если судья «перестает соответствовать предъявленным требованиям».

Пленарное заседание Суда можно назвать его высшим распорядительным органом. В его состав входят все судьи. В компетенцию пленарного заседания Суда входят только организационные вопросы, как, например: выборы Председателя Суда, его заместителей, председателей секций; образование секций и утверждение их состава; выборы Грефье – руководителя аппарата Суда – и его заместителей; принятие, толкование и изменение Регламента Суда; освобождение судьи от должности, другие вопросы, предложенные председателем или судьями на рассмотрение пленарного заседания.

Председатель Суда является ключевой фигурой, наделенной обширной компетенцией, среди которой: осуществляет руководство работой Суда и управление его делами; отвечает за отношения с руководящими органами Совета Европы; председательствует на пленарных заседаниях Суда, большой Палаты и комитетов. Председатель избирается сроком на три года и может быть переизбран (9).

Секции и палаты являются структурными подразделениями Суда. Секция как таковая в полном своем составе дела не рассматривает, но из ее состава образуются палаты для рассмотрения конкретных дел. Всего в Суде пять секций с равным распределением судей. Они образуются на пленарном заседании Суда сроком на три года. Там же избирается председатель секции.

Непосредственное рассмотрение конкретных дел с вынесением решения по существу – функция палат Суда и Большой Палаты Суда.

По каждому делу, которое по распределению передано в одну из секций, она образует для его рассмотрения палату, в которую входят: председатель секции, судья от государства, являющегося стороной в деле, и пять членов секции, которых назначает ее председатель в порядке очередности. Таким образом, в состав палаты входит 7 судей.

Переданные им жалобы палаты рассматривают в порядке очередности в зависимости от готовности дела к рассмотрению. В компетенцию палаты так же входит пересмотр ранее рассмотренного ею дела по вновь открывшимся обстоятельствам в течение 6 месяцев с момента, когда стороне стали известны эти обстоятельства. Однако ни одного случая пересмотра в практике не было.

Большую Палату можно назвать высшей судебной инстанцией в рамках Суда. Состоит она из 17 судей и трех запасных судей. Председательствует на ее заседаниях Председатель Суда или один из его заместителей, а так же туда могут входить председатели секций. В компетенцию Большой палаты входит рассмотрение наиболее значительных и сложных дел, какие именно, определяется в каждом конкретном случае. На ее рассмотрении могут также оказаться дела в результате «уступки юрисдикции» или «обращения стороны о передаче дела в Большую Палату». Здесь Большая Палата выступает в качестве Суда второй инстанции, однако, только в исключительных случаях. Под «исключительными» Регламент понимает случаи, требующие толкование или применение Конвенции, а так же «существенный общезначимый вопрос», требующий внимания Палаты.

Существует и другой вид комитетов – комитеты по фильтражу. Общее число комитетов определяется Председателем Суда. Они образуются на срок двенадцать месяцев, каждый в составе трех судей одной секции. Председательствует в комитете судья, отвечающий критерию старшинства среди членов секции.

Основная и единственная задача комитета – решение вопроса о том, является ли жалоба, переданная в секцию, при которой он создан, приемлемой к рассмотрению, или она должна быть отклонена. При этом он не рассматривает жалобу по существу (9).

Грефье – руководитель аппарата Суда, и его заместители избираются на пленарном заседании Суда тайным голосованием присутствующих судей сроком на пять лет с правом переизбрания. При вступлении в должность они приносят присягу. Персонал секретариата, включая референтов, назначается Генеральным секретарем Совета Европы с согласия Председателя Суда или по его поручению – Грефье. На секретариат ложится задача адекватности всех официальных документов Суда, публикуемых в обязательном порядке на английском и французском языке, равно как и подготовительных материалов к судебным заседаниям. Грефье осуществляет связь с прессой. С образованием после реформы 1998г. четырех секций в каждой из них введена должность секретаря (Грефье) секции.

Следует сказать о том, что защита прав и свобод, это прежде всего задача самих государств-участников. Роль же Европейского суда по правам человека субсидиарна, т.е. носит дополняющий характер и состоит в рассмотрении конкретных споров о нарушении прав и свобод, которые не удалось решить на национальном уровне. Таким образом, субсидиарность означает, что компетенция Суда в отношении национального правопорядка государств-участников существенно ограничена.

Осуществление Судом своей компетенции является беспристрастным, что обусловлено его наднациональным характером. Суд неоднократно подчеркивал в своих решениях, что он не дает никаких указаний, тем более обязательных, государствам ответчикам в отношении их законодательной, судебной или иной деятельности.

 

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты:

1.  Конституция РФ от 12 декабря 1993г.

2. Федеральный закон «О международных договорах РФ» от 15 июля 1995г.

3. Устав Международного Военного Трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Лондон, 8 августа 1945 г.). - СПС «Гарант»

4. Соглашение между правительствами Союза Советских Социалистических Республик, Соединенных Штатов Америки и Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Временным Правительством Французской Республики о судебном преследовании и наказании главных военныхпреступников европейских стран оси (Лондон, 8 августа 1945 г.). - СПС «Гарант»

5. Устав Международного Военного Трибунала для Дальнего Востока (Токио, 19 января 1946 г.). - СПС «Гарант»

 

Основная учебная литература:

6. Бирюков П.Н. Международное право: Учебное пособие. 3-е изд. М., 2006.

7. Валеев Р.М.: Нюрнбергские принципы и их влияние на развитие современного международного права (к 60-летию Нюрнбергского процесса) / Р.М. Валеев // Московский журнал международного права: №3. – 2006

8. Котляров И.: Нюрнбергский процесс: взгляд через десятилетия / И. Котляров // Власть: №10. - 2006

9. Международное право: Учебник для вузов /Отв. ред. В.И. Кузнецов, Б.Р.Тузмухамедов. 2-е изд. М., 2007

10. Туманов В.А. Европейский суд по правам человека. Избранные решения / М.: НОРМА.- 2002

11. Шинкарецкая Г.Г.: Разгром фашизма и перспективы международного правосудия / Г.Г. Шинкарецкая // Государство и право: №8. - 2005. - с. 50-56


Информация о работе Контрольная работа по "Международное право"