Контрольная работа по "Международному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 08:02, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 1. Урегулирование международных споров в международных организациях (в системе ООН, в региональных политических организациях (ОАЕ, ОАГ, ЛАГ, Совете Европы, ОБСЕ, СНГ).
Задача 1. Соседнее с РФ государство В устроило на границе свалку по сжиганию мусора. Может ли РФ протестовать против этого и с какими аргументами?
- должна ли РФ принять меры против таких действий государства В?
- должно ли государство В заботиться о том, чтобы не оказывались последствия на РФ?
- могут ли российские граждане, проживающие в приграничных районах обратиться в суд с жалобой в российский суд?

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 33.76 Кб (Скачать файл)

Вопрос 1. Урегулирование международных споров в международных организациях (в системе ООН, в региональных политических организациях (ОАЕ, ОАГ, ЛАГ,  Совете Европы, ОБСЕ, СНГ).

 

1. Международное  право и принцип мирного разрешения международных споров

Принцип мирного урегулирования международных споров является одним  из основных принципов современного международного права. Этот принцип  логически вытекает из другого принципа международного права - принципа мирного  сосуществования государств, принципа неприменения силы. Если принцип ненападения  обязывает государства воздержаться от угрозы силы или применения силы в отношениях между собой, то принцип  мирного разрешения международных  споров обязывает государства решать споры между собой любыми мирными  способами. История утверждения  принципа мирного разрешения международных  споров тесно переплетается с  историей становления в международном  праве принципа ненападения. Каждый спор является определённой спорной ситуацией, но не каждая ситуация перерастает в спор. Т.о. понятие спорной ситуацией шире понятие спора ещё и потому, ситуация может появиться ещё до возникновения спора и существовать после его урегулирования. Как уже говорилось выше, международные споры и ситуации бывают двух видов: те, которые угрожают международному миру и безопасности и те, которые такой угрозы не несут. Только после второй мировой войны произошло более 450 споров и ситуаций разных видов. Наиболее опасным является первый вид, т.к. они могут перерасти в вооружённый конфликт, хотя и второй вид имеет такую возможность. Поэтому важно вовремя предупреждать возникновение споров и ситуаций и не допускать перерастания в международный конфликт. Различие между спором и ситуацией имеет и юридическое значение в ООН. При рассмотрении спора в Совете Безопасности государство, участвующее в споре, должно воздержаться от голосования. Здесь действует принцип: никто не может быть судьёй в своём собственном деле. При рассмотрении спорной ситуации такого воздержания не требуется. Различаются споры юридические и политические. Это различие относительное, часто его трудно провести. Устав ООН употребляет термин «споры юридического характера», которые, по общему правилу, должны передаваться спорящими государствами в Международный суд ООН. Согласно ст.36 его Статута, к «правовым спорам» относятся прежде всего споры, которые касаются толкованию международных договоров, любого другого вопроса международного права, наличия факта нарушения международных обязательств, возмещения, причитающего за нарушения таких обязательств. К политическим спорам относятся территориальные споры, в отношении государственной границ. Они обычно являются и наиболее опасными спорами, и решаться они должны также мирными средствами. Наиболее правильным будет относить к категории спор самый широкий круг неурегулированных вопросов. Это будет обязывать государства обращаться к исключительно мирным способам урегулирования противоречий между ними. Ст.33 и 34 Устава ООН обязывают государства к мирному урегулированию не только международных споров, но и ситуаций. Речь идёт, прежде всего о тех спорах и ситуациях, которые могут привести к нарушению международного мира и безопасности. Можно сделать вывод о том, что Устав различает споры и ситуации, которые могут привести к нарушению международного мира и безопасности и такие, которые такой угрозы не составляют. ООН обязывает государства урегулировать мирным путём даже самые незначительные споры, которые могут нести угрозу миру, хотя и без необходимости немедленного их разрешения.

1.1 Правовое содержание принципа мирного разрешения международных споров

Юридическое содержание принципа мирного решения международных  споров составляет совокупность прав и обязанностей государств - участников спора.

Спорящие стороны обязаны  разрешать свои споры исключительно  мирными средствами. Перечень мирных средств урегулирования содержится в гл. VI Устава ООН. Согласно п.1 ст.33 Устава, «Стороны, участвующие в  любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стараться разрешить спор путём переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору». Государства не вправе оставлять свои международные споры не разрешёнными. Это означает, во-первых, требование о скорейшем разрешении международного спора и, во-вторых, необходимость продолжения путей урегулирования, если взаимно согласованный спорящими сторонами способ урегулирования не принёс позитивных результатов. Под скорейшим разрешением международных споров следует понимать строгое соблюдение взаимно согласованных сроков урегулирования. Эти сроки налагают на спорящие стороны обязанность не ограничиваться каким-либо одним средством или процедурой мирного разрешения спора, а использовать и другие средства, если спор не удалось уладить первоначальным средством урегулирования. На государства возлагается обязанность воздержаться от действий, которые могут привести к обострению спора. Под такими действиями понимаются действия сторон, последствия которых могут привести к нарушению международного мира и безопасности, а также могут изменить сложившееся положение в пользу одной из сторон, при этом нарушив интересы другой. Государства обязаны урегулировать свои международные споры на основе права и справедливости. Это предполагает применение норм и принципов международного права, а также норм договорного и обычного права. Применение норм международного права подразумевает применение:

· Международных конвенций, как общих, так и специальных, устанавливающих правила, определённо  признанные спорящими государствами;

· Международных обычаев, как доказательства всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

· Общих принципов права, признанных цивилизованными націями;

· Судебных решений и доктрин  наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций  в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм. (ст.38 Статута Международного Суда ООН).

1.2 Мирные способы урегулирования международных споров

Современное международное  право включает в себя как обычные, так и договорные нормы, которые  определяют средства, способы и процедуру  мирного урегулирования международных  споров. Эти средства возникли и утвердились не одновременно. В ходе развития международного права они претерпевали значительных изменений, совершенствовались и приобретали настоящий демократический характер. Средства и способы мирного урегулирования международных споров существовали до утверждения принципа мирного урегулирования споров между государствами. К таким способам, прежде всего, относятся «добрые услуги», посредничество, переговоры, арбитраж, но эти средства не имели эффективного воздействия на спорящие стороны, т.к. обращения к ним зависело от доброй воли государств-участников спора, а не составляло их обязанность с точки зрения международного права. Все эти способы не имело должного значения и потому, что существовало признание правомерности войны, как способа разрешения международных споров. Конвенции 1899 и 1907гг. хотя и установили процедуру мирного урегулирования споров, но обращение к ней государств имело факультативный характер. Гаагские конвенции не запрещали войну, как средство решения международных споров. И только после второй мировой войны принцип мирного урегулирования международных споров нашёл отображение в Уставе ООН и приобрёл официальный статус. К мирным средствам урегулирования международных споров п.1 ст.33 Устава ООН относит переговоры, обследования, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям. Устав также оставляет за сторонами-участницами спора право выбрать любой другой мирный способ разрешения спора. Мирные средства урегулирования международных споров, перечисленные в ст.33 Устава, не являются исчерпывающими. Особое значение в деле мирного урегулирования международных споров имеют переговоры, т.к. без них вообще нельзя обойтись при мирном урегулировании. Под непосредственными переговорами понимают двустороннее обсуждение спорных проблем, многосторонние встречи именуются конференциями и совещаниями. Непосредственные переговоры - это не только средство урегулирования международных споров. Они могут проводиться не только по спорным вопросам, но и для обмена мнениями по какой-либо проблеме, для обмена информацией и т.п. Одной из разновидностей переговоров являются взаимные консультации. Они являются не только средством разрешения международных споров, но и способствуют укреплению связей между государствами. Если проведение консультаций предусмотрено международными договорами, то в этом случае они обязательны для стран-участниц договора. Например, на общеевропейской встрече в Париже (1990г.) было решено проводить регулярные политические консультации на уровне Совета министров иностранных дел государств-членов ОБСЕ.

2. Международные судебные органы

Исходя из статьи 92 Устава ООН, Международный Суд является главным судебным органом ООН. Его  основное назначение состоит в том, что он должен разрешать любые  международные споры, которые будут  переданы ему спорящими государствами. В пункте 1 статьи 33 Устава ООН перечислены  мирные средства урегулирования международных  споров, одним из которых является судебное разбирательство, а именно международный суд, функционирующий  постоянно. Вторая Гаагская мирная конференция 1907 года учредила два органа: Международную призовую палату и Третейский суд, деятельность которых должна была носить значительно более постоянный характер, чем судопроизводство Постоянной Палаты Третейского Суда. По различным причинам попытки создания этих судов не увенчались успехом, но само решение об их учреждении очень показательно как доказательство стремления государств сделать первый шаг по пути организации процесса судебного разбирательства на международном уровне. Хронологически первым международным судебным органом стал Центральноамериканский суд. Он был учрежден в 1907 году Гватемалой, Гондурасом, Коста-Рикой, Никарагуа и Сальвадором под прямым политическим давление США. Суд создавался для обеспечения политической стабильности и форсирования политического объединения государств субрегиона. Он просуществовал только десять лет, проявив полную неспособность справиться с поставленными перед ним задачами. Центральноамериканский суд не оказал сколько-нибудь заметного влияния на развитие международного права и практику построения международных судебных органов. Практически создать международный суд стало возможным только после первой мировой войны.

2.1 Международный  Суд Организации Объединенных  Наций

В соответствии с Уставом  ООН в 1945 году был учрежден новый  судебный орган - Международный Суд. Согласно статье 92 Устава ООН, Международный  Суд является главным судебным органом  Организации Объединенных Наций. Его  учреждение означало реализацию пункта 1 статьи 33 Устава ООН в той части, которая предусмотрела в качестве одного из мирных средств разрешения международных споров возможность  организации судебного разбирательства. Статут Международного Суда вместе с главой ХIV Устава ООН, неотъемлемой частью которого он является, был разработан на конференции в Думбартон-Оксе (1944 год), в Комитете юристов в Вашингтоне и на конференции в Сан-Франциско 1945 года. За исключением незначительных изменений, большая часть которых носит чисто формальный характер, Статут Международного Суда тождественен Статуту Постоянной Палаты Международного Правосудия. Согласно Статуту, подписанному 26 июня 1945 года и вступившему в силу 24 октября того же года, Международный Суд является главным судебным органом ООН. Значение и место Суда в рамках ООН хорошо отразил в своей инаугурационной речи 18 апреля 1946 года, тогдашний председатель Генеральной Ассамблеи Статута Суда господин Спаак: «Уважаемые члены Суда! Я не рискну заявить, что Международный Суд является самым важным органом ООН, но мне кажется, можно утверждать, что нет иного более важного органа. Конечно, Генеральная Ассамблея является более многочисленной, Совет Безопасности - более эффективным, возможно деятельность ЭКОСОС более постоянна и разнообразна. Ваша работа будет, скорее менее заметной, но я убежден, что она исключительна по своей значимости. Лично я надеюсь, что с каждым днем ваши обязанности будут становиться все более важными». Все члены ООН являются одновременно участниками Статута Суда, а не члены ООН могут стать такими участниками на условиях, определяемых Генеральной Ассамблеей ООН по рекомендации Совета Безопасности (статья 13 Устава ООН). Суд открыт для каждого отдельного дела и для других государств-неучастников Статута на условиях, определяемых Советом Безопасности (статья 35 Статута).

3. Практическая деятельность органов ООН по мирному разрешению международных споров

Правовая основа мирного  разрешения споров в межправительственных организациях системы ООН. Усилия межправительственных организаций системы ООН по разрешению межгосударственных конфликтов получили широкую известность и одобрение  международной общественности. Несмотря на то, что средства мирного урегулирования межгосударственных разногласий вырабатывались в течение чуть ли не всего исторического развития, международно-правовая норма императивного характера о мирном разрешении межгосударственных споров сформировалась сравнительно недавно. Становление этой нормы принято связывать с подписанием Гаагских конвенций о мирном разрешении международных столкновений 1899 и 1907 годов . Дальнейшее свое развитие принцип мирного разрешения международных споров нашел в уставах международных организаций, в том числе организаций системы ООН. Учредительные документы межправительственных организаций системы ООН закрепляют как сам принцип мирного разрешения споров, так и средства урегулирования межгосударственных разногласий. Наиболее широкая компетенция в области мирного разрешения споров закреплена в Уставе самой Организации Объединенных Наций. В нем общий подход в отношении мирного разрешения споров основан на четком определении обязательств ООН и обязательств государств-членов. В силу этого Устав ООН закрепляет мирное урегулирование споров и как цель организации, и как принцип поведения государств-членов. В то же время для самой ООН мирное разрешение споров скорее не цель, но средство достижения главной цели - поддержания мира и международной безопасности. В Уставе ООН достаточно четко проведена мысль, что в отношении межгосударственных конфликтов Организация Объединенных Наций выполняет две функции: а) помогает спорящим сторонам найти мирное решение и 6) принимает меры к прекращению военного конфликта. В уставах специализированных учреждений компетенция международных организаций в области мирного разрешения споров определена на более узкой основе и касается лишь споров в специальных сферах сотрудничества - ст. 84-88 Устава ИКАО, ст. IX Устава МБРР, ст. 187-189 Устава МАГАТЭ, ст. 16-18 Генерального соглашения по тарифам и торговле, ст. 26 Устава МОТ. Уставные положения по поводу мирного разрешения споров в системе ООН получили развитие в нормах права международных организаций. Чаще всего этими нормами служат положения резолюций-рекомендаций межправительственных организаций*. Прежде всего здесь следует назвать резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, также, как Декларация о принципах международного права 1970 года, касающиеся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, и др. Последние десятилетия в системе ООН были отмечены особым вниманием к вопросам разрешения споров, в том числе и к вопросам совершенствования нормативно-правового закрепления этого принципа. В 1982 году была принята Манильская декларация о мирном разрешении международных споров, в 1988 году - Декларация о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности. В этих документах подчеркивалось, что роль межправительственных организаций системы ООН в мирном разрешении споров неуклонно повышается и заключается как в контроле за выполнением государствами-членами обязательств по реализации этой нормы международного права, так и в принятии превентивных мер.

Информация о работе Контрольная работа по "Международному праву"