Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 21:24, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Международное право".
Тема 13. ПРАВО МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Вопросы:
13.1. Понятие международной безопасности
13.2. Средства обеспечения международной безопасности
13.3. Коллективная безопасность
13.4. Организация договора о коллективной безопасности
13.5. Понятие и виды нейтралитета
13.6. Разоружение
13.1. Понятие международной безопасности
Назначение современного международного права заключается прежде всего в том, чтобы «избавить грядущие поколения от ужасов новой мировой войны» (преамбула Устава ООН), т. е. обеспечить международную безопасность.
Международная безопасность – двуединое состояние международной системы, при котором: 1) обеспечивается национальная безопасность каждого из государств; 2) исключаются любые нарушения мира и соблюдаются общепризнанные принципы международного права. Достижение международной безопасности – это императив международных отношений. Современная международная ситуация характеризуется динамичной трансформацией системы международных отношений, в которой возобладали две взаимоисключающие тенденции. Первая тенденция – многополярного мира – проявляется в укреплении экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений, в совершенствовании механизмов многостороннего управления международными процессами. При этом все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. Вторая тенденция – глобализации – «проявляется через попытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права».
Согласно Концепции национальной безопасности РФ, национальные интересы России в международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как великой державы – одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.
Формирование международных отношений сопровождается конкуренцией, а также стремлением ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, в том числе путем создания оружия массового уничтожения. Значение военно-силовых аспектов в международных отношениях остается существенным. Однако характер современных угроз национальной безопасности таков, что ни одно государство не сможет защитить себя только собственными средствами.
Основные угрозы национальной безопасности России в международной сфере следующие:
1 - стремление отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности (ООН и ОБСЕ);
2 - опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире;
3 - укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на Восток;
4 - возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов;
5 - распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки;
6 - ослабление интеграционных процессов в СНГ;
7 - возникновение и эскалация конфликтов вблизи Государственной границы России и внешних границ СНГ;
8 - притязания на территорию России, а также попытки других государств противодействовать укреплению России, помешать реализации национальных интересов и ослабить позиции России в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Серьезную угрозу национальной безопасности России представляет терроризм.
Экономическая безопасность государств – это часть международной безопасности. Устав ООН закрепляет тесную связь между сохранением международного мира и международным экономическим развитием. Экономическая безопасность предусматривает исключение из международной практики любых методов экономической агрессии – таких, как применение или угроза применения эмбарго, бойкота, торговой, кредитной и технологической блокады.
Гуманитарное направление международной безопасности находится прежде всего в сфере практического сотрудничества государств по утверждению идей мира, справедливости, предотвращению и прекращению войн, обеспечению первейшего, естественного права человека (права народов) жить в условиях мира. Кроме того, от решения многих проблем в гуманитарной области зависит налаживание подлинно цивилизованного межгосударственного сотрудничества. Обеспечение международной безопасности в гуманитарной области предполагает сотрудничество между общественными движениями, деятелями науки и культуры, средствами массовой информации, развитие туризма, расширение контактов между людьми и организациями.
Важный фактор обеспечения международной безопасности – соблюдение прав человека. Государства обязаны разработать международные соглашения, определяющие критерии сотрудничества государств в обеспечении прав человека на основе общепризнанных норм международного права.
13.2. Средства обеспечения международной безопасности
В современном мире национальную безопасность невозможно обеспечить только наращиванием военной мощи. Гонка вооружений подрывает не только международную, но и национальную безопасность. Следовательно, международная безопасность государств может быть только взаимной и всеобщей.
Обеспечение международной безопасности возможно на основе международного права, выработавшего универсальные юридические средства обеспечения мира и предотвращения войны, которые условно можно разделить на 5 областей: политическую, военно-силовую, экономическую, гуманитарную, информационную.
Перечисленные правовые средства обеспечения международной безопасности носят международно-правовой характер, так как их претворение в жизнь регламентируется соответствующими международными договорами. Перечень этих средств не является исчерпывающим. Кроме того, перечисленные правовые средства различны: а) по своему содержанию (одни из них предполагают меры исключительно мирного свойства, другие – принудительные меры, вплоть до использования вооруженных сил ООН); б) по их роли в обеспечении международной безопасности (от более узкой направленности, например предотвращения внезапного нападения, до уничтожения материальных средств ведения войны); в) по сфере применения (от ограничения территорий одного государства, например при проведении политики нейтралитета, до глобальных масштабов, например при создании универсальной системы коллективной безопасности).
Основными средствами обеспечения международной безопасности являются: безусловное уважение государствами общедемократических принципов международного права; справедливое политическое урегулирование международных кризисов и региональных конфликтов в соответствии с нормами международного права; выработка эффективных методов предотвращения международного терроризма, включая безопасность пользования международными наземными, воздушными и морскими коммуникациями; разработка комплекса мер, нацеленных на укрепление доверия между государствами, на создание действенных гарантий от нападения. Большой вклад в обеспечение международной безопасности вносят системы коллективной безопасности, создаваемые государствами на универсальной и региональной основах, а также политика нейтралитета, проводимая некоторыми государствами.
13.3. Коллективная безопасность
Коллективная безопасность – это система совместных мероприятий государств (всего мира или отдельного региона) в целях обеспечения международной безопасности. Теория и практика обеспечения международной безопасности с помощью создания систем коллективной безопасности является приоритетом внешнеполитической деятельности России. Современное международное право предусматривает две организационные формы создания систем коллективной безопасности: универсальную (всемирную) организацию безопасности, например в рамках ООН; организацию безопасности в регионах, например в СНГ в рамках Договора о коллективной безопасности (1992). Объем прав и полномочий в каждой из этих систем различный.
Универсальная система коллективной безопасности основана на признании того факта, что мир неделим, что агрессия против какого-либо государства может привести к всеобщей войне. Система коллективных действий, согласно Уставу ООН, включает:
1 - меры, направленные на запрещение применения силы и угрозы силой в отношениях между государствами (ст. 2, п. 4);
2 - меры, предусматривающие мирное разрешение международных споров (гл. VI);
3 - меры по сокращению вооруженных сил, вооружений и разоружению (ст. 11, 26, 47);
4 - меры по использованию региональных организаций безопасности (гл. VIII);
5 - временные меры по пресечению нарушений мира (ст. 40);
6 - принудительные меры без использования Вооруженных сил ООН (ст. 41);
7 - принудительные меры с использованием Вооруженных сил ООН (ст. 42).
Средствами обеспечения коллективной безопасности являются: разоружение, разрешение спорных вопросов мирным путем и создание системы принудительных мер против агрессора. Главная ответственность за обеспечение универсальной системы коллективной безопасности возложена на Совет Безопасности ООН, решения которого носят обязательный характер для всех государств.
Региональные (территориальные) системы коллективной безопасности создаются наряду с универсальной системой коллективной безопасности, предусмотренной Уставом ООН. Перед ними стоят соответствующие задачи применительно к конкретным географическим районам.
После Второй мировой войны удалось создать основы обеспечения мира и безопасности на Европейском континенте. Вкладом в европейскую безопасность явились международные договоры, в которых закреплялась нерушимость границ в Европе. 1 августа 1975 г. в Хельсинки государства – участники Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе подписали Заключительный акт, в котором получили закрепление принципы межгосударственных взаимоотношений, отвечающие требованиям мирного сосуществования, сохранения и упрочения мира на всем континенте.
13.4. Организация договора о коллективной безопасности
Региональная система создана в рамках Договора о коллективной безопасности (ДКБ). Россия, Армения и другие его участники учредили региональную международную Организацию ДКБ (ОДКБ). Целями этой организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам. Организация ДКБ сотрудничает с государствами, не являющимися ее членами, поддерживает отношения с международными межправительственными организациями, действующими в сфере безопасности. Она содействует формированию демократического миропорядка, основанного на общепризнанных принципах международного права.
Основные направления деятельности Организации ДКБ включают формирование в ее рамках действенной системы коллективной безопасности, создание коалиционных (региональных) группировок войск (сил) и органов управления ими, военной инфраструктуры, а также подготовку военных кадров и специалистов для вооруженных сил, обеспечение их необходимым вооружением и военной техникой. Государства ДКБ принимают решение о размещении на своих территориях группировок войск (вооруженных сил), объектов военной инфраструктуры государств, не являющихся членами ДКБ, после проведения неотложных консультаций. Они координируют и объединяют свои усилия в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, организованной транснациональной преступностью, нелегальной миграцией и другими угрозами безопасности и осуществляют это в тесном сотрудничестве со всеми заинтересованными государствами и международными межправительственными организациями при главенствующей роли ООН. Государства ДКБ вырабатывают согласованные внешнеполитические позиции по международным и региональным проблемам безопасности, принимают меры по развитию договорно-правовой базы и по гармонизации национального законодательства по вопросам обороны, военного строительства и безопасности.
Рабочие органы ОДКБ представляют собой: а) Совет коллективной безопасности (СКБ); б) Совет министров иностранных дел; в) Совет министров обороны; г) Комитет секретарей советов безопасности. Постоянно действующим рабочим органом Организации ДКБ является секретариат. Функции и порядок их работы регламентируются Уставом ОДКБ, а также отдельными положениями, утверждаемыми СКБ.
Членом ОДКБ может стать любое государство, которое разделяет ее цели и принципы и готово принять на себя обязательства, содержащиеся в ее Уставе. Решение о приеме в организацию принимается СКБ. Любое государство-член вправе выйти из организации. После урегулирования своих обязательств в рамках Организации ДКБ государство направляет депозитарию Устава официальное уведомление о выходе из организации не позднее чем за 6 месяцев до даты выхода. Статус наблюдателя при Организации ДКБ может быть предоставлен государству, не являющемуся ее членом, а также международной организации. Решение о предоставлении или прекращении статуса наблюдателя принимается СКБ.
Правоспособность ОДКБ распространяется на территории каждого государства-члена в соответствии с соглашением о правовом статусе ОДКБ (2002).Статус формирований сил и средств системы коллективной безопасности определяется Соглашением (2000), исходя из того, что воинские формирования одной страны (нескольких стран) для выполнения указанных задач могут быть временно направлены на территорию другой страны только по ее просьбе или с ее согласия по решению СКБ, для совместного отражения внешней военной агрессии, проведения совместных контртеррористических операций или командно-штабных и войсковых учений.
Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Международное право"