Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 21:24, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Международное право".
13.5. Понятие и виды нейтралитета
Нейтралитет как государственная политика, проводимая некоторыми странами, является одним из международно-правовых средств обеспечения международной безопасности. Нейтральным является такое государство, которое заранее раз и навсегда отказалось от участия во всех войнах, кроме случаев самообороны. Политика нейтралитета, первоначально сложившаяся в форме неучастия отдельного государства в войне, приобрела более широкое значение в современных международных отношениях и воплотилась в конкретные обязательства, связанные не только с периодом военных действий, но и с мирными отношениями между государствами. Существуют следующие виды нейтралитета: постоянный, позитивный, традиционный.
Постоянный нейтралитет – это международно-правовой статус суверенного государства, в соответствии с которым оно обязано не участвовать в вооруженных конфликтах, не входить в военные союзы (блоки), не разрешать строительство военных баз иностранных государств на своей территории. Целостность и неприкосновенность такого государства, с одной стороны, закрепляются законодательным актом соответствующего государства, с другой – может гарантироваться международным договором, участниками которого являются некоторые государства.
Так, постоянно нейтральным государством является Швейцария, нейтралитет которой был установлен актом относительно признания и гарантии постоянного нейтралитета Швейцарии и неприкосновенности ее территории от 8 ноября 1815 г. и гарантирован Австрией, Францией, Великобританией, Россией, Португалией, Пруссией. Швейцария вносит значительный вклад в развитие международных отношений, чему способствует избранный ею статус постоянного нейтралитета, который не помешал ей стать в 2002 г. членом ООН.
В числе постоянно нейтральных государств – Австрия, нейтралитет которой закреплен в Федеральном конституционном законе о нейтралитете Австрии (1955), в котором говорится, что в целях прочного утверждения своей внешней независимости и обеспечения неприкосновенности своей территории Австрия добровольно заявляет о своем постоянном нейтралитете. Постоянный нейтралитет Австрии гарантирован Государственным договором о восстановлении независимой и демократической Австрии (1955).
Постоянно нейтральным государством является также Мальта в соответствии с Декларацией о нейтралитете Мальты (1981). Указанная Декларация принята к сведению в итоговом документе Мадридской встречи ОБСЕ.
Позитивный нейтралитет, или движение неприсоединения, предполагает неучастие в военных группировках государств. Движение неприсоединения руководствуется на международной арене следующими принципами: борьба против империализма, колониализма и неоколониализма, апартеида, расизма, включая сионизм, и всех форм гегемонизма и экспансионизма за мирное сосуществование государств, обеспечение международного мира и безопасности, разрядку международной напряженности, прекращение гонки вооружений, в особенности ядерных, и достижение всеобщего и полного разоружения под эффективным международным контролем, за перестройку международных экономических отношений на справедливых и демократических началах, за новый международный информационный порядок.
Высшим форумом движения неприсоединения являются конференции глав государств и правительств неприсоединившихся стран, созываемые один раз в 3 года. Государство, на территории которого проходит конференция, становится государством-координатором, а глава этого государства или его правительство – председателем движения неприсоединения, который обеспечивает постоянную связь между неприсоединившимися странами и представляет движение неприсоединения на международной арене. Реализация решений конференции возложена на Координационное бюро, созданное в 1973 г. Члены бюро избираются на основе принципа представительства по регионам.[224]
Традиционный нейтралитет – это нейтралитет государства, не оформленный в международном договоре, но соблюдаемый государством добровольно в течение длительного времени. Например, Швеция нейтральна уже более 160 лет. Основным признаком традиционного нейтралитета является то, что он выражает нейтральную позицию государства во время войны. Обычно в начале войны такие государства заявляют о своем нейтралитете. Традиционный нейтралитет отличается от постоянного тем, что государство придерживается нейтралитета постоянно – как во время войны, так и в мирное время. Традиционный нейтралитет не связан с международно-правовыми обязательствами и может быть прекращен в одностороннем порядке в любой момент. Политика постоянного нейтралитета подразумевает большее число прав и обязанностей нейтрального государства. Постоянный нейтралитет имеет отношение ко всем войнам; традиционный же нейтралитет – к отдельной войне.
Нейтральное государство обладает теми же правами и несет те же обязанности, что и другие государства, т. е. оно имеет права на политическую независимость и территориальную целостность, на самооборону от агрессии, на представительство в других государствах и международных организациях и др. В то же время нейтральное государство выполняет и определенные обязанности: не участвует в военных конфликтах на стороне одного из воюющих, не принимает участия в военных союзах, созданных другими государствами; не предоставляет свою территорию иностранным государствам для создания военных баз; не вступает в экономические союзы, участие в которых будет противоречить международно-правовому статусу нейтралитета; в своей внешней политике нейтральное государство руководствуется принципами мирного сосуществования; нейтралитет государства носит гуманитарный характер (оказание добрых услуг и посредничества, предоставление своей территории для работы международных конференций, органов ООН и др.).
13.6. Разоружение
Разоружение является одним из международно-правовых средств обеспечения международной безопасности. Сегодня международно-правовое содержание понятия «разоружение» весьма усложнилось. Разоружение подразумевает: прекращение гонки вооружений, сокращение вооружений; запрещение или ограничение применения определенных видов оружия; ликвидацию средств ведения войны вплоть до роспуска всеми государствами мира своих вооруженных сил, упразднение военных учреждений, прекращение производства и уничтожение всех видов вооружений с сохранением лишь ограниченных сил по обеспечению внутреннего порядка.
Всеобщее и полное разоружение – конечная цель усилий всех государств. Ее достижению призваны служить меры по частичному разоружению, которые предусматривают:
1 - ограничение стратегических вооружений;
2 - запрещение размещения оружия массового уничтожения в природных средах и географических районах;
3 - полное запрещение и уничтожение видов оружия;
4 - запрещение дальнейшей разработки оружия массового поражения и его совершенствования.
Ограничение стратегических наступательных вооружений (СНВ) является одним из основных направлений борьбы за обеспечение международной безопасности. Благодаря усилиям нашей страны удалось заключить ряд важных соглашений.
Договор СНВ—1 был заключен между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (1991). Договор СНВ—2 о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений был заключен между Российской Федерацией и США (1993). Этот договор продолжил логику процесса разоружения и определил, что суммарные количества вооружений для каждого из сторон не превышают: 2160 единиц для боезарядов БРПЛ; 1200 единиц для одинарных боезарядов МБР; 650 единиц для боезарядов тяжелых МБР. По выполнении этих обязательств каждая из сторон осуществляет дальнейшее сокращение и ограничение своих вооружений таким образом, чтобы в дальнейшем суммарное количество боезарядов МБР, БРПЛ и развернутыми тяжелыми бомбардировщиками не превышающее 3500 единиц. Этот Договор остается в силе до тех пор, пока остается в силе Договор СНВ—1.
Запрещение размещения оружия массового уничтожения в природных средах и географических районах содержится в Договоре о космосе, Договоре о морском дне, Договоре о нераспространении ядерного оружия. В Договоре о космосе государства взяли на себя обязательство не выводить на орбиту Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать оружие на небесных телах и не размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом. В Договоре о морском дне государства обязались не устанавливать и не размещать на дне морей и океанов и в его недрах за внешним пределом зоны морского дна любые виды оружия массового уничтожения, а также сооружения, пусковые установки и любые другие устройства, специально предназначенные для хранения, испытания или применения такого оружия. Договор о нераспространении ядерного оружия (1968), с одной стороны, запрещает ядерным державам-участницам передавать свое ядерное оружие (или контроль над ним) кому бы то ни было, помогать третьим странам в его производстве или приобретении; с другой стороны, обязывает государства-участники, не обладающие ядерным оружием, не принимать от кого бы то ни было это оружие и не производить его. Ядерное оружие не может быть передано не только отдельным государствам, но и каким бы то ни было группировкам государств, в том числе военным союзам. Однако Договор не запрещает сотрудничество государств в области мирного применения ядерной энергии. Так, в соответствии со ст. V Договора неядерные державы могут получить блага от мирного применения ядерных взрывов на основе специальных международных соглашений. При этом ядерные взрывные устройства всегда должны оставаться в ведении и под контролем государства, обладающего ядерным оружием. Контроль за выполнением государствами своих обязательств по этому Договору осуществляет Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), с которым каждое участвующее в Договоре государство, не обладающее ядерным оружием, заключает специальное соглашение.
Полное запрещение и уничтожение видов оружия предусмотрено Конвенцией о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (1972). Конвенция предусматривает обязательство сторон не разрабатывать, не производить, не накапливать, не приобретать микробиологические или другие биологические агенты или токсины таких видов и в таких количествах, которые не предназначены для профилактических или других мирных целей. Конвенция содержит обязательство уничтожить все накопленные запасы бактериологического оружия, равно как и средства их доставки. Также в Конвенцию включены положения, обеспечивающие ее выполнение. При этом предусматриваются меры национального и международного характера. Участники Конвенции должны принять национальные законодательные и административные меры по запрещению разработки, производства и накопления оружия, оборудования и средств доставки бактериологического оружия, а также по их уничтожению. Если государство – участник Конвенции установит, что другое государство-участник нарушает положения Конвенции, то оно может подать жалобу в Совет Безопасности. Через каждые 5 лет созывается конференция государств – участников Конвенции.
Женевский протокол (1925) впервые запретил применять во время вооруженных конфликтов удушливые, ядовитые или другие подобные газы. Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (1993) стала эффективным документом, созданным с целью достижения прогресса в направлении всеобщего и полного разоружения под строгим и эффективным международным контролем, включая запрещение и ликвидацию всех видов оружия массового уничтожения. Согласно Конвенции, государства обязались ни при каких обстоятельствах: а) не разрабатывать, не производить, не приобретать иным образом, не накапливать или не сохранять химическое оружие или не передавать прямо или косвенно химическое оружие кому бы то ни было; б) не применять химическое оружие; в) не проводить любых военных приготовлений к применению химического оружия; г) не помогать, не поощрять или не побуждать каким-либо образом кого бы то ни было к проведению любой деятельности, запрещаемой Конвенцией. Каждое государство-участник обязалось уничтожить химическое оружие, которое находится в его собственности или владении или которое размещено в любом месте под его юрисдикцией или контролем.
Государства – участники Конвенции учредили Организацию по запрещению химического оружия. Местопребыванием штаб-квартиры Организации является Гаага (Нидерланды).
Первым договором, содержащим норму о фактической ликвидации некоторых видов ядерного оружия, является Договор с США о ликвидации ракет средней (РСД) и меньшей дальности (РМД) от 8 декабря 1987 г., в соответствии с которым стороны обязались ликвидировать: СССР – 826 развернутых и неразвернутых РСД и 926 развернутых и неразвернутых РМД; США – 689 развернутых и неразвернутых РСД и 170 развернутых и неразвернутых РМД.
Тема 14. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ
Вопросы:
14.1. Система международного права вооруженных конфликтов. Понятие вооруженного конфликта
14.2. Начало войны и его правовые последствия
14.3. Правовое положение участников вооруженных конфликтов
14.4. Запрещенные средства и методы ведения войны. Режим военного плена. Режим военной оккупации
14.5. Окончание войны и его международно-правовые последствия
14.1. Система международного права вооруженных конфликтов. Понятие вооруженного конфликта
В международном праве имеется значительное число норм, регламентирующих общественные отношения в период вооруженных конфликтов. Эти принципы и нормы складываются в самостоятельную отрасль международного права - право международных конфликтов. Данная отрасль регулирует допустимость средств и методов ведения войны, обеспечивает защиту жертв вооруженных конфликтов, устанавливает взаимоотношения между воюющими и невоюющими государствами и т.д. Эта отрасль получила название "право вооруженных конфликтов".
В настоящее время преобладающее большинство норм права и принципов права вооруженных конфликтов содержится в международных договорах, среди которых необходимо отметить следующие:
1) Санкт-Петербургская
2) Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг. "Об открытии военных действий", "О законах и обычаях сухопутной войны", о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной и морской войны и др.;
3) Женевский протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов 1925 г.;
4) Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г., Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море 1949 г., Конвенция об обращении с военнопленными 1949 г., Конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г. Проблема Женевских конвенций, по мнению некоторых ученых-международников, в том, что они применимы скорее к последствиям военных действий, нежели к их непосредственному ведению. Указанный пробел восполнили принятые в 1977 г. два Дополнительных протокола к Женевским конвенциям 1949 г., касающиеся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Дополнительный протокол I) и вооруженных конфликтов немеждународного характера (Дополнительный протокол II).
Дополнительный протокол I значительно расширяет сферу применения правил ведения войны: войны, "в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации, против расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение". Статья 48 Дополнительного протокола I устанавливает: "Для обеспечения уважения и защиты гражданского населения и гражданских объектов стороны, находящиеся в конфликте, должны всегда проводить различие между гражданским населением и комбатантами, а также между гражданскими объектами и военными объектами и соответственно направлять свои действия только против военных объектов".
Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Международное право"