Механизм защиты прав беженцев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 21:29, реферат

Описание работы

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении статуса беженцев, механизмы защиты их прав по современному международному праву.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. дать законодательное определение беженцев;
2. рассмотреть механизмы и институты защиты прав беженцев.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Раздел 1. Законодательное определение беженцев. Права и обязанности беженцев…………………………………………………………………………...5
Раздел 2. Международные институты в области защиты прав беженцев………………………………….
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

ипч.docx

— 37.82 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

Раздел 1. Законодательное определение беженцев. Права и обязанности беженцев…………………………………………………………………………...5

Раздел 2.  Международные институты в области защиты прав беженцев………………………………………………………………………….

Заключение……………………………………………………………………..

Список литературы………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       ВВЕДЕНИЕ

Получение статуса беженца  является формальным подтверждением права  человека на международную защиту или  убежище. Формальное установление статуса  беженца влечет за собой правовые последствия, которые заключаются  в том, что положение определенного  лица или группы удовлетворяет соответствующим  правовым критериям. Лицо признается беженцем, как только его положение начинает соответствовать определению. Поэтому установление статуса беженца не делает человека беженцем, а лишь объявляет его таковым. Проблемы возникают в случае, если государства уклоняются от установления статуса беженца или государства.

Защита беженцев подразумевает  отнюдь не только согласие государства  принять иностранного гражданина на своей территории и не высылать его  в страну, где ему угрожает преследование. Как и всякий формальный статус, статус лица, ищущего убежища или  беженца порождает сумму прав и обязанностей, совокупность которых  характеризует юридическое положение  лица в государстве, а также характер взаимоотношений между человеком  и государством. Как правило, правовую связь индивида с государством определяет институт гражданства. Именно наличие  гражданства гарантирует человеку защиту со стороны государства, а  также пользование суммой прав, предоставляемых данным государством.

Специфика правового положения  беженца определяется тем, что страна его гражданской принадлежности не гарантирует ему важнейшие  права и свободы человека, что  является причиной бегства и поиска защиты у другого государства. В  результате, страна-убежище из гуманитарных соображений предоставляет иностранному гражданину права и обязанности  вместо страны его гражданской принадлежности. Очевидно, что эта ситуация выходит  за пределы действия национального  законодательства и регулируется нормами  международного права, основанных на признании  ряда общечеловеческих прав и свобод. Вместе с тем, правовое положение  беженцев определяется и действующим  национальным законодательством в  отношении прочих иностранных граждан, пребывающих в данном государстве, и собственных граждан этой страны.

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении статуса беженцев, механизмы защиты их прав по современному международному праву.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:

1. дать законодательное определение беженцев;

2. рассмотреть механизмы и институты защиты прав беженцев.

Объект исследования –  статус беженцев, механизм защиты прав беженцев по современному международному праву.

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные  с рассмотрением статуса беженцев, механизмом защиты их прав по современному международному праву.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Законодательное  определение беженцев. Права и  обязанности беженцев.

Современное определение  понятия «беженец» в международном  праве содержится в двух основных документах: Конвенции ООН 1951 года «О статусе беженцев»1 и Протоколе к ней 1967г., касающемся статуса беженцев. Между указанными актами существуют некоторые расхождения. В частности, Конвенция ООН 1951г. предусматривает временное и географическое ограничение, т.е. она применяется в отношении стран, расположенных в Европе, и в отношении тех беженцев, которые стали таковыми в результате событий, происходивших до 1 января 1951г. Протокол 1967г. устраняет эти ограничения и применяется в отношении государств и в отношении любых событий, как в прошлом, так и в будущем, в результате которых возникла или возникает проблема беженцев. Российская Федерация подписала эти документы, которые таким образом обладают теперь прямым действием на территории нашего государства.

Помимо названных документов, позже было принято еще более 30 других международных соглашений по беженцам. В частности, обращает на себя внимание Конвенция Организации  африканского единства от 1969 г., в которой термин «беженец» получил более емкое определение: «Термин «беженец» распространяется также на любое лицо, которое в результате внешней агрессии, оккупации, иностранного господства или событий, серьезно нарушающих общественный порядок..., вынуждено покинуть свое обычное местожительство». Такое расширенное определение статус «беженца», надо сказать, нашло широкое распространение, становится, по сути, нормой международного права2.

Вместе с тем одна из острых проблем, связанных с беженцами, как и с рядом других категорий  вынужденной миграции (экологические  беженцы, перемещенные лица, «высланные», лица, ищущие убежища и др.), состоит  в том, что, помимо международных  документов, определяющих их статус, во многих государствах существуют и свои законодательные акты, которые вносят дополнительные критерии определения  тех или иных категорий вынужденной  миграции. Но, что четко зафиксировано  в большинстве из них и с  чем согласны большинство специалистов в области международной миграции, так это то, что «люди, которые  хотят покинуть свою страну, чтобы  повысить жизненный уровень или  найти лучшую работу, не могут претендовать на статус беженца»3.

Процесс определения статуса  беженца происходит в два этапа. Во-первых, необходимо выяснить факты, относящиеся к данному случаю. Во-вторых, применить к этим фактам определения Конвенции 1951 года и  Протокола 1967 года. Положения Конвенции 1951 года, определяющие, кто является беженцем, состоят из трех частей, которые  были названы положениями, соответственно, о «включении», «прекращении» и  «исключении». В положениях о включении  определяются критерии, которым должно отвечать лицо, чтобы быть беженцем. Они образуют позитивную основу, на которой строится определение статуса  беженца.

Права беженцев можно разделить  на следующие группы:

·  специфические права  беженцев, вытекающие из института  международной защиты;

·  права, которыми беженцы  пользуются наравне с гражданами страны-убежища;

·  права, которыми беженцы  пользуются наравне с другими  иностранными гражданами, законно находящиеся  в стране пребывания.

          К первой группе относятся основные права, обеспечивающие международную защиту беженцев.

Одним из основополагающих прав человека, закрепленным в статье 14 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), является право искать убежище.Но пребывание на территории чужого государства требует приобретение формального статуса, позволяющего либо легально оставаться в данной стране, либо законным путем перебраться в третью страну. Таким образом, лица, ищущие убежища, нуждаются: 1) в определении их статуса, основанном на справедливой и объективной процедуре, 2) в получении документов (в том числе проездных), действительных как в стране пребывания, так и в других странах4.

Согласно духу Конвенции  1951 г. все лица, ищущие убежища, должны иметь доступ к справедливым и эффективным процедурам рассмотрения их заявлений о предоставлении убежища. В любом случае, компетентные государственные органы должны принимать заявления таких лиц для определения возможности рассмотрения их ходатайств о получении статуса беженца по существу, а также оказать необходимое содействие заявителю, включая предоставление переводчика и передачу его дела на рассмотрение. Согласно Заключению УВКБ ООН № 8 «Определение статуса беженца» (1977 г.) в случае непризнания заявителя беженцем ему должен быть предоставлен разумный срок для подачи апелляции с просьбой пересмотреть решение в тот же, либо в другой орган, административный или судебный в соответствии с действующей системой5.

При этом беженец должен получить разрешение на пребывание в  стране на срок рассмотрения его ходатайства, включая время необходимое для  рассмотрения его апелляции.

Для реализации этих положений  государство должно законодательно принять и внедрить процедуры  справедливого и эффективного рассмотрения заявлений от лиц, обращающихся за защитой, включая меры, обеспечивающие доступ к процедуре, и обозначить компетенцию  представителей власти, ответственных  за осуществление этих процедур. Подобные требования перечисляются в Резолюции  Государств Европейского Союза 1995 г. (Статья 3.III) как минимальные гарантии эффективности  процедуры предоставления убежища.

При этом лица, ищущие убежища, не должны подвергаться задержанию и  заключению на время рассмотрения их заявлений. Обращение с просьбой о предоставлении убежища не является уголовным преступлением, а свобода  от произвольного помещения в  места заключения является одним  из фундаментальных прав и свобод человека. В случае помещения в  места заключения ищущие убежища  имеют право знать, на каких основаниях проведено их задержание; при этом они имеют право оспаривать вынесенное решение об их задержании.

Право беженцев на получение  проездных документов для передвижения за пределами страны их законного  проживания закреплено в статье 28 Конвенции 1951 г. И развивается в правилах, изложенных в комментариях к Конвенции 1951, являющихся ее неотъемлемой частью. Однако положение иностранца, не пользующегося защитой страны своей гражданской принадлежности, на территории чужого государства ставит его в неравное положение, как с гражданами этой страны, так и с иностранцами, легально пребывающими на его территории. Для предотвращения подобной дискриминации беженцы должны быть обеспечены равными правами и свободами, по крайней мере, в равном объеме с гражданами страны убежища или, по крайней мере, с другими иностранцами, проживающими на территории государства убежища. Отказ от каких-либо форм дискриминации прямо утверждается в статье 3 конвенции 1951 г.

Одним из важнейших прав беженца является возможность свободного обращения в суды на территории всех стран – участниц Конвенции 1951 г. При этом на территории страны обычного местожительства беженца, при обращении  в суд он пользуются тем же положением, что и граждане этой страны. В  прочих странах беженцу предоставляется  то же положение, что и гражданам  страны его обычного места жительства.

Социальное попечение  является сферой действия национального  законодательства, и поэтому его  стандарты не могут быть регламентированы международными соглашениями. Однако в соответствие с принципом отказа от каких-либо форм дискриминации беженцы, законно проживающие на территории государства, имеют право на социальное попечение в размерах, предусмотренных, как правило, для граждан страны проживания. В частности, глава IV Конвенции 1951 г. определяет, что беженцы имеют  право:

·  на применение системы  пайков наравне с гражданами страны, где существует система распределения  дефицитных продуктов;

·  на решение жилищного  вопроса в положении не менее  благоприятном, чем то, которым обычно пользуются иностранцы при тех же обстоятельствах;

·  на начальное образование  наравне с гражданами страны пребывания и положение не менее благоприятное, чем то, которым обычно пользуются иностранцы в отношении других видов образования;

·  признания иностранных  аттестатов, дипломов и степеней; освобождения от платы за право учения и сборов, а также в отношении предоставления стипендий;

·  на то же положение, что  и граждане страны проживания в отношении  вознаграждения за труд и условий  труда (размер оплаты, продолжительность  рабочего дня, возраст работающих по найму и т.д.), социального обеспечения  с учетом национального законодательства (например, при сочетании солидарной и накопительной пенсионной системы, при котором беженцы будут  получать пенсии меньшего размера).

Конвенция также гарантирует  беженцам защиту их авторских и промышленных прав (статья 14) в объеме и порядке, предусмотренном для граждан  страны, где им предоставлено убежище. Уравнение беженцев в правах с  другими иностранцами, легально пребывающими на территории государства, определяет наличие у беженца достаточно обширной суммы прав и обязанностей. Их определению посвящена значительная часть Конвенции 1951 года (главы II - V).

Согласно статье 12 Конвенции  личный статус беженца определяется законами страны его домициля (страны законного проживания) или, если такового не имеется, законами страны его проживания. При этом ранее приобретенные  беженцем права, связанные с его  личным статусом (в частности связанные  с браком) признаются государством убежища, при условии, что они  признаются законами этого государства  в отношении не беженцев.

В отношении имущественных  прав беженцев, как на движимое, так  и недвижимое имущество, включая  арендные и иные договора, государства  – участники Конвенции 1951 г. обязываются  предоставлять беженцам права не менее благоприятное, чем то, каким  при тех же обстоятельствах обычно пользуются иностранцы.

Беженцы, согласно статье 15 Конвенции, наравне с иными иностранцами имеют право создания ассоциаций, не имеющих политического характера  и не преследующих целей извлечения выгоды (некоммерческих объединений), а также профессиональных союзов.

Важным моментом при решении  проблем беженцев является вопрос об их самообеспечении, т.е. вопрос опоиске  ими занятий, приносящих им доход  – работы по найму или создание собственных предприятий.

Информация о работе Механизм защиты прав беженцев