Механизм защиты прав беженцев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 21:29, реферат

Описание работы

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении статуса беженцев, механизмы защиты их прав по современному международному праву.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. дать законодательное определение беженцев;
2. рассмотреть механизмы и институты защиты прав беженцев.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Раздел 1. Законодательное определение беженцев. Права и обязанности беженцев…………………………………………………………………………...5
Раздел 2. Международные институты в области защиты прав беженцев………………………………….
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

ипч.docx

— 37.82 Кб (Скачать файл)

Беженцы имеют право на самостоятельное занятие сельским хозяйством, промышленность, ремеслами  и торговлей, а также права  учреждать торговые и промышленные товарищества в условиях не менее  благоприятных, чем те, которыми обычно пользуются иностранцы при тех же обстоятельствах6.

В определенных случаях, например, при массовом притоке беженцев, страны убежища могут ограничивать определенные права, такие как свобода передвижения, свобода в поиске работы или право  на должное школьное образование  для всех детей. В таких случаях, когда у правительства страны убежища или у других учреждений нет никаких других ресурсов, УВКБ ООН оказывает помощь беженцам и  другим лицам, подпадающим под его  компетенцию, которые не могут удовлетворить  свои основные потребности. Оказываемая  помощь может быть в форме финансовых грантов, продовольствия или такого оборудования, как кухонная утварь, инструмент, средства гигиены и крыша  над головой. Помощь можетоказываться и в виде программ по созданию школ или клиник для беженцев, которые  живут в лагере или сосредоточены  в сообществах.

Административные меры, которые  страна убежища может применять  в отношении беженцев, законно  проживающих на его территории, в  основном определяются принципом non-refoulement. Они, прежде всего, касаются отказа стран-участниц Конвенции от принудительного возвращения  и высылки беженцев и всех лиц, ищущих убежища в страну, где им угрожает преследование, освобождения беженцев от наказания за незаконный въезд в страну (статьи 31-33 Конвенции 1951 г.), а также выдачи удостоверений  личности и проездных документов (статьи 27-28 и комментарии к Конвенции 1951 г.).

В дополнение к этим правам государства – участники Конвенции  о статусе беженцев обязуются:

·  оказывать проживающим  на их территории беженцам помощь в  тех случаях, когда им требуется  содействие иностранного государства, к которому они не могут обратиться;

·  предоставлять беженцам право выбора места проживания и  свободного передвижения в пределах его территории при условии соблюдения всех правил, обычно применяемых к  иностранцам в тех же обстоятельствах;

·  не облагать беженцев налогами и сборами, кроме и выше тех, которые  при аналогичных условиях взимаются  и могут взиматься с собственных  граждан;

·  разрешить беженцам вывоз имущества, привезенного ими  с собой на их территорию, в другую страну, в которую им предоставлено  право въезда.

Наконец, в соответствии со статьей 34 Конвенции 1951 г. государства  – участники Конвенции обязуются  делать все от них зависящее для  ускорения делопроизводства по натурализации  и возможного уменьшения связанных  с ним сборов и расходов для  облегчения натурализации и ассимиляции  беженцев.

Очевидно, что правовое положение  беженцев и лиц, ищущих убежище, подразумевает  наличие не только прав, но и обязанностей в отношении принимающего их государства. Они лаконично определены в статье 2 Конвенции о статусе беженцев7.

Нарушение этих норм, в частности  совершение преступного деяния, может  повлечь за собой не только уголовную  ответственность, но и возможность  депортации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Международно-правовые механизмы защиты прав беженцев.

 

Международная защита —  это, прежде всего, оказание помощи и содействия лицам, правительства стран которых не желают или не способны защитить своих граждан. Физические лица могут страдать от столь серьезных нарушений их личных прав, что вынуждены искать безопасности в другой стране. Поскольку основные права беженцев уже больше не защищаются правительствами стран их гражданства, ответственность за гарантию уважения и соблюдения указанных основных прав берет на себя международное сообщество. Словосочетание "международная защита" охватывает весь комплекс мероприятий, посредством которых гарантируются права беженцев.

Международная защита беженцев (international protection of refugees) — это действия государств или УВКБ ООН от имени  лиц, ищущих убежища, или от имени  беженцев с целью гарантии соблюдения их прав, безопасности и благосостояния в соответствии с признанными  международными стандартами. Эти действия включают обеспечение их прав и безопасности, гарантию уважения принципа невысылки, реализацию справедливых процедур определения  статуса беженца, соблюдение стандартов гуманного обращения и реализацию долговременных решений. УВКБ ООН является единственной структурой ООН, располагающей  мандатом на защиту беженцев, и в  течение 50 лет работает в этой области.

Лица, отнесенные к компетенции  УВКБ ООН (persons of concerns to UNHCR), — это  беженцы по определению Конвенции 1951 г.; лица, которые были принуждены покинуть свои страны в результате конфликта или событий, серьезно нарушающих общественный порядок; возвращенцы, лица без гражданства и, в некоторых  случаях, внутренне перемещенные лица. Полномочия УВКБ ООН на действия от имени лиц, отнесенных к его юрисдикции, но не относящихся к категории  беженцев, основаны на резолюциях Генеральной  Ассамблеи ООН.

Стандарты, закрепленные в  Конвенции о статусе беженцев 1951 г. или в других международных инструментах, устанавливают нормы обращения (standards of treatment) с беженцами. Конвенция 1951 г. предусматривает различные стандарты обращения (режимы), в зависимости от конкретных рассматриваемых прав. Такими видами обращения являются: режим, аналогичный режиму, предоставляемому иностранцу в аналогичных обстоятельствах; наиболее благоприятный режим (или режим наибольшего благоприятствования), предоставляемый в таких же обстоятельствах гражданам другой страны; тот же режим, что и в отношении граждан собственной страны; а также благожелательное, насколько это возможно, отношение8.

УВКБ ООН рекомендует, чтобы процедура определения  статуса беженца соответствовала  ряду основных требований. Компетентное служебное лицо, к которому заявитель (лицо, ищущее убежища) обращается на границе, должно иметь четкие инструкции относительно рассмотрения дел, которые могут  входить в сферу действия соответствующих  международных документов. Необходимо, чтобы представитель властей  действовал в соответствии с нормативными требованиями и передавал эти  дела на рассмотрение властей. Лицо, ищущее убежища, должно получить необходимые  рекомендации относительно того, какой  процедуре ему необходимо следовать. В стране должен существовать специальный  орган, несущий ответственность  за рассмотрение заявлений о предоставлении статуса беженца.

Заявителю должно оказываться  соответствующее содействие, включая  услуги квалифицированного переводчика, в передаче дела на рассмотрение властей, предоставляться возможность связаться  с представителем УВКБ ООН. В случае признания его беженцем заявитель  должен получить документ, свидетельствующий  о получении статуса беженца. В случае отказа в предоставлении статуса беженца лицо, ищущее убежища, должно иметь возможность подать апелляцию. Заявителю разрешается  остаться в стране до принятия решения  или до рассмотрения его апелляции.

Под высылкой (refoulement) понимается высылка лица на территорию, на которой  он/она подверглись бы риску преследования  или перемещения на другую территорию, где он/она столкнулись бы с  преследованием. Принцип невысылки (non-refoulement) — основополагающий принцип  законодательства о беженцах, который  запрещает государствам возвращать беженцев под каким-либо видом в  страны или на территории, в/на которых  может существовать угроза их жизни  или свободе. Принцип невысылки  является частью обычного международного права и, следовательно, обязательным для всех государств, независимо от того, являются ли они сторонами в Конвенции 1951 г. или нет. Обычное международное право (сustomary international law) — это международно-правовые нормы, которые базируются на постоянной и последовательной практике государств. Чтобы практика государства привела к формированию обычного международного права, данная практика должна быть признана государством обязательной для себя .

В последние годы деятельность УВКБ ООН характеризуется консолидацией  программ и механизмов, образованных в связи с широкомасштабными  чрезвычайными ситуациями и соответствующими операциями, поиском и реализацией  долговременных решений (добровольная репатриация, местная интеграция, расселение, разработка превентивных стратегий). Основное внимание уделяется методам реагирования на чрезвычайные ситуации, поиску решений, вопросам предупреждения и защиты.

Вопрос содержания под  стражей регулируется нормами международного права прав человека, института международно-правовой защиты прав беженцев и международного гуманитарного права. Цель исследования состоит в анализе взаимодействия вышеуказанных комплексов норм международного права в регулировании вопроса  о содержании под стражей беженцев и лиц, ищущих убежища.

Сегодня практически не осталось сомнений в применимости международного права прав человека к вопросу  о содержании под стражей беженцев и лиц, ищущих убежища. Всеобщая декларация прав человека провозглашает, что «никто не может быть подвергнут произвольному  аресту, задержанию или изгнанию», а  ст. 9 Международного пакта о гражданских  и политических правах запрещает  произвольные аресты и содержание под  стражей. Обязательства государств по ст. 9 Международного пакта о гражданских  и политических правах не являются такими, отступления от которых запрещены  в соответствии со ст. 4 Пакта.

В то же время статья 31 Конвенции  о статусе беженцев запрещает  стеснять свободу передвижения беженцев ограничениями, не вызываемыми необходимостью. На практике выражение «ограничения, вызываемые необходимостью» толкуется  государствами слишком широко, в  связи с чем Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев неоднократно высказывало обеспокоенность.

Нередко исследователи обращают внимание на некоторое противоречие между положениями ст. 31 Конвенции  о статусе беженцев и Пакта  о гражданских и политических правах: статья 4 Пакта позволяет  государствам отступать от своих  обязательств по ст. 9 только «во время  чрезвычайного положения в государстве, при котором жизнь нации находится  под угрозой и о наличии  которого официально объявляется», а  ситуация наличия на территории государства  беженцев и/или лиц, ищущих убежища, к таковым случаям не относится9.

Однако разрешению этого  «противоречия» способствует добросовестная практика государств по применению обоих  документов и деятельность Управления Верховного комиссара ООН по делам  беженцев, которое в 1999 г. издало Руководство  по критериям и стандартам, относящимся  к содержанию под стражей лиц, ищущих убежища, которое удачно сочетает в себе как подход, отраженный в  ст. 31 Конвенции о статусе беженцев, так и требования международного права прав человека. Это является еще одним доказательством того, что нормы международного права  прав человека и института международно-правовой защиты прав беженцев должны применяться  одновременно при решении вопроса  о возможности содержания под  стражей и ограничения свободы  передвижения беженца или лица, ищущего  убежища.

В случае, когда беженцы  оказываются во власти одной из воюющих  сторон вооруженного конфликта, на них  будут распространяться также нормы  международного гуманитарного права, касающиеся защиты гражданского населения. В частности, IV Женевская конвенция  устанавливает требования к интернированию гражданского населения. Соблюдение норм международного гуманитарного права  при обращении с беженцами  и лицами, ищущими убежища, оказавшимися во время вооруженного конфликта  во власти одной из его сторон, является крайне важным, так как в соответствии со ст. 9 Конвенции о статусе беженцев государство во время войны или  при наличии других чрезвычайных и исключительных обстоятельств  может отступать от своих международных  обязательств по этой Конвенции. То же касается и международно-правовых документов, посвященных защите прав человека в  целом.

Результаты исследования показали, что взаимодействие норм международного права прав человека, института международно-правовой защиты прав беженцев, а во время вооруженного конфликта и международного гуманитарного  права, в вопросе о содержании под стражей беженцев и лиц, ищущих убежища, направлено на обеспечение  максимальной защиты прав таких лиц  при решении вопроса об ограничении  свободы их передвижения, а также  возможности и условий их содержания под стражей.

 

 

 

 

 

 

                                                   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы дали законодательное  определение беженцев, рассмотрели их основные права и обязанности, определили основные механизмы защиты прав беженцев.

Из всего вышеизложенного  можно сделать следующие выводы.

Определение термина «беженец»  продолжалось в течение большой  части XX века и стимулировалось крупнейшими  политическими событиями. Универсальное  определение сложилось лишь в  рамках Конвенции 1951 г. и Протокола 1967 г. Их положения лежат в основе всех более поздних подходов к  определению данного термина  и используются при формировании национальных законодательств в  отношении беженцев.

Проблема беженцев продолжает оставаться вызовом для международного сообщества. В то время как государства, принимающие беженцев, должны и впредь выполнять свои обязательства по обеспечению их защиты и способствовать созданию обстановки терпимости по отношению  к представителям других народов  государства происхождения беженцев обязаны предотвращать действия порождающие массовый уход их населения.

В то же время мировое  сообщество должно определить наиболее эффективные пути предотвращения новых  потоков беженцев. Следует продолжить изучение глубинных причин этих явлении  и деятельность по улучшению положения. Если главной причиной потоков беженцев является нищета, то одним из вариантов  решений могло бы стать предоставление помощи в целях развития или технической  помощи. Если основными причинами  массового ухода являются нарушения  прав человека, то решение проблемы может заключаться в постоянном наблюдении за ходом развития событий  со стороны органов системы Организации  Объединенных Наций по правам человека, осуждении нарушений международным  сообществом и назначении специальных  докладчиков для изучения конкретных ситуаций и подготовки рекомендаций. Если причинами потоков беженцев являются конфликты с применением  насилия, то решения могут быть найдены  в области превентивной дипломатии, в содействии посредничеству, как  средству урегулирования конфликтов, а также в соблюдении положений  гуманитарного права.

Информация о работе Механизм защиты прав беженцев