Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 21:29, реферат
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении статуса беженцев, механизмы защиты их прав по современному международному праву.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. дать законодательное определение беженцев;
2. рассмотреть механизмы и институты защиты прав беженцев.
Введение…………………………………………………………………………...3
Раздел 1. Законодательное определение беженцев. Права и обязанности беженцев…………………………………………………………………………...5
Раздел 2. Международные институты в области защиты прав беженцев………………………………….
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………….
Беженцы имеют право на
самостоятельное занятие
В определенных случаях, например,
при массовом притоке беженцев, страны
убежища могут ограничивать определенные
права, такие как свобода
Административные меры, которые страна убежища может применять в отношении беженцев, законно проживающих на его территории, в основном определяются принципом non-refoulement. Они, прежде всего, касаются отказа стран-участниц Конвенции от принудительного возвращения и высылки беженцев и всех лиц, ищущих убежища в страну, где им угрожает преследование, освобождения беженцев от наказания за незаконный въезд в страну (статьи 31-33 Конвенции 1951 г.), а также выдачи удостоверений личности и проездных документов (статьи 27-28 и комментарии к Конвенции 1951 г.).
В дополнение к этим правам
государства – участники
· оказывать проживающим на их территории беженцам помощь в тех случаях, когда им требуется содействие иностранного государства, к которому они не могут обратиться;
· предоставлять беженцам право выбора места проживания и свободного передвижения в пределах его территории при условии соблюдения всех правил, обычно применяемых к иностранцам в тех же обстоятельствах;
· не облагать беженцев налогами
и сборами, кроме и выше тех, которые
при аналогичных условиях взимаются
и могут взиматься с
· разрешить беженцам вывоз имущества, привезенного ими с собой на их территорию, в другую страну, в которую им предоставлено право въезда.
Наконец, в соответствии
со статьей 34 Конвенции 1951 г. государства
– участники Конвенции
Очевидно, что правовое положение беженцев и лиц, ищущих убежище, подразумевает наличие не только прав, но и обязанностей в отношении принимающего их государства. Они лаконично определены в статье 2 Конвенции о статусе беженцев7.
Нарушение этих норм, в частности совершение преступного деяния, может повлечь за собой не только уголовную ответственность, но и возможность депортации.
Раздел 2. Международно-правовые механизмы защиты прав беженцев.
Международная защита — это, прежде всего, оказание помощи и содействия лицам, правительства стран которых не желают или не способны защитить своих граждан. Физические лица могут страдать от столь серьезных нарушений их личных прав, что вынуждены искать безопасности в другой стране. Поскольку основные права беженцев уже больше не защищаются правительствами стран их гражданства, ответственность за гарантию уважения и соблюдения указанных основных прав берет на себя международное сообщество. Словосочетание "международная защита" охватывает весь комплекс мероприятий, посредством которых гарантируются права беженцев.
Международная защита беженцев
(international protection of refugees) — это действия
государств или УВКБ ООН от имени
лиц, ищущих убежища, или от имени
беженцев с целью гарантии соблюдения
их прав, безопасности и благосостояния
в соответствии с признанными
международными стандартами. Эти действия
включают обеспечение их прав и безопасности,
гарантию уважения принципа невысылки,
реализацию справедливых процедур определения
статуса беженца, соблюдение стандартов
гуманного обращения и
Лица, отнесенные к компетенции УВКБ ООН (persons of concerns to UNHCR), — это беженцы по определению Конвенции 1951 г.; лица, которые были принуждены покинуть свои страны в результате конфликта или событий, серьезно нарушающих общественный порядок; возвращенцы, лица без гражданства и, в некоторых случаях, внутренне перемещенные лица. Полномочия УВКБ ООН на действия от имени лиц, отнесенных к его юрисдикции, но не относящихся к категории беженцев, основаны на резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН.
Стандарты, закрепленные в Конвенции о статусе беженцев 1951 г. или в других международных инструментах, устанавливают нормы обращения (standards of treatment) с беженцами. Конвенция 1951 г. предусматривает различные стандарты обращения (режимы), в зависимости от конкретных рассматриваемых прав. Такими видами обращения являются: режим, аналогичный режиму, предоставляемому иностранцу в аналогичных обстоятельствах; наиболее благоприятный режим (или режим наибольшего благоприятствования), предоставляемый в таких же обстоятельствах гражданам другой страны; тот же режим, что и в отношении граждан собственной страны; а также благожелательное, насколько это возможно, отношение8.
УВКБ ООН рекомендует,
чтобы процедура определения
статуса беженца
Заявителю должно оказываться
соответствующее содействие, включая
услуги квалифицированного переводчика,
в передаче дела на рассмотрение властей,
предоставляться возможность
Под высылкой (refoulement) понимается высылка лица на территорию, на которой он/она подверглись бы риску преследования или перемещения на другую территорию, где он/она столкнулись бы с преследованием. Принцип невысылки (non-refoulement) — основополагающий принцип законодательства о беженцах, который запрещает государствам возвращать беженцев под каким-либо видом в страны или на территории, в/на которых может существовать угроза их жизни или свободе. Принцип невысылки является частью обычного международного права и, следовательно, обязательным для всех государств, независимо от того, являются ли они сторонами в Конвенции 1951 г. или нет. Обычное международное право (сustomary international law) — это международно-правовые нормы, которые базируются на постоянной и последовательной практике государств. Чтобы практика государства привела к формированию обычного международного права, данная практика должна быть признана государством обязательной для себя .
В последние годы деятельность
УВКБ ООН характеризуется
Вопрос содержания под
стражей регулируется нормами международного
права прав человека, института международно-
Сегодня практически не осталось сомнений в применимости международного права прав человека к вопросу о содержании под стражей беженцев и лиц, ищущих убежища. Всеобщая декларация прав человека провозглашает, что «никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию», а ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах запрещает произвольные аресты и содержание под стражей. Обязательства государств по ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах не являются такими, отступления от которых запрещены в соответствии со ст. 4 Пакта.
В то же время статья 31 Конвенции о статусе беженцев запрещает стеснять свободу передвижения беженцев ограничениями, не вызываемыми необходимостью. На практике выражение «ограничения, вызываемые необходимостью» толкуется государствами слишком широко, в связи с чем Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев неоднократно высказывало обеспокоенность.
Нередко исследователи обращают
внимание на некоторое противоречие
между положениями ст. 31 Конвенции
о статусе беженцев и Пакта
о гражданских и политических
правах: статья 4 Пакта позволяет
государствам отступать от своих
обязательств по ст. 9 только «во время
чрезвычайного положения в
Однако разрешению этого
«противоречия» способствует добросовестная
практика государств по применению обоих
документов и деятельность Управления
Верховного комиссара ООН по делам
беженцев, которое в 1999 г. издало Руководство
по критериям и стандартам, относящимся
к содержанию под стражей лиц,
ищущих убежища, которое удачно сочетает
в себе как подход, отраженный в
ст. 31 Конвенции о статусе беженцев,
так и требования международного
права прав человека. Это является
еще одним доказательством
В случае, когда беженцы оказываются во власти одной из воюющих сторон вооруженного конфликта, на них будут распространяться также нормы международного гуманитарного права, касающиеся защиты гражданского населения. В частности, IV Женевская конвенция устанавливает требования к интернированию гражданского населения. Соблюдение норм международного гуманитарного права при обращении с беженцами и лицами, ищущими убежища, оказавшимися во время вооруженного конфликта во власти одной из его сторон, является крайне важным, так как в соответствии со ст. 9 Конвенции о статусе беженцев государство во время войны или при наличии других чрезвычайных и исключительных обстоятельств может отступать от своих международных обязательств по этой Конвенции. То же касается и международно-правовых документов, посвященных защите прав человека в целом.
Результаты исследования
показали, что взаимодействие норм
международного права прав человека,
института международно-
Итак, мы дали законодательное определение беженцев, рассмотрели их основные права и обязанности, определили основные механизмы защиты прав беженцев.
Из всего вышеизложенного
можно сделать следующие
Определение термина «беженец» продолжалось в течение большой части XX века и стимулировалось крупнейшими политическими событиями. Универсальное определение сложилось лишь в рамках Конвенции 1951 г. и Протокола 1967 г. Их положения лежат в основе всех более поздних подходов к определению данного термина и используются при формировании национальных законодательств в отношении беженцев.
Проблема беженцев продолжает
оставаться вызовом для международного
сообщества. В то время как государства,
принимающие беженцев, должны и впредь
выполнять свои обязательства по
обеспечению их защиты и способствовать
созданию обстановки терпимости по отношению
к представителям других народов
государства происхождения
В то же время мировое
сообщество должно определить наиболее
эффективные пути предотвращения новых
потоков беженцев. Следует продолжить
изучение глубинных причин этих явлении
и деятельность по улучшению положения.
Если главной причиной потоков беженцев
является нищета, то одним из вариантов
решений могло бы стать предоставление
помощи в целях развития или технической
помощи. Если основными причинами
массового ухода являются нарушения
прав человека, то решение проблемы
может заключаться в постоянном
наблюдении за ходом развития событий
со стороны органов системы