Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 15:05, реферат
В преддверии XXI столетия формационные преобразования в развитии российского государства - смена общественно-политического строя и социально-экономического уклада, внедрение рыночных отношений, темпы и масштабы мирового научно- технического прогресса - приобретают особое значение для науки и практики управления. Они обусловливают необходимость кардинального изменения принципов, функций, форм, методов и средств государственного управления.
1. Введение…………………………………………………………………….2
2. Методы государственного управления……………………………..…….4
3. Выработка политических решений……………………………………….6
4. Государственное управление как система и как процесс………….……9
6. Методы государственного управления в экономике……………….…...11
7. Заключение………………………………………………………………...15
8. Список литературы………………………………………………………..16
Содержание
1. Введение…………………………………………………………
2. Методы
государственного управления………
3. Выработка политических решений……………………………………….6
4. Государственное управление как система и как процесс………….……9
5. Государственное управление в современной России…………………10
6. Методы государственного управления в экономике……………….…...11
7. Заключение……………………………………………………
8. Список
литературы……………………………………………………
Введение
В преддверии XXI столетия формационные
преобразования в развитии российского
государства - смена общественно-
В настоящее время, говоря
о ситуации в этом плане в стране,
приходится констатировать, что мы
имеем дело с глубоким и беспрецедентным
управленческим кризисом. Он приобрел
всеобщий характер, задев основы управленческой
вертикали, горизонтальных связей и
информационных потоков. Это нарушило
принципы стимулирования, ответственности
и дисциплины, четкого исполнения
принятых решений, строгого контроля и
санкций, государственно-
И все-таки для России с
ее многообразным историческим опытом
и своеобразной восприимчивостью к
мировым новациям, огромными масштабами
ресурсного потенциала и устойчивости,
возможностями социального
Понятие “государственное
управление” характеризует
Существуют два полярных
подхода к вопросу о
Между политическим и государственным управлением имеются как тесная взаимосвязь, так и существенные отличия. Политика в значительной степени эмоциональна, в том смысле, что чувствительна к общественному мнению, настроениям широких масс людей, их сиюминутным устремлениям, подвержена влиянию текущих событий, зависит от предпочтения тех или иных лидеров, социальных интересов и т.п. Государственное управление более рационально, т.е. функционально организовано и решает конкретные задачи. В первом главенствуют нормативно-ценностные знания, обращенные на выяснение целесообразности государственных действий и на оценочные характеристики. Во втором основную роль играют нормативно-позитивные знания, направленные на анализ государственной деятельности и ее последствий. Объединяющие два этих понятия начала вытекают не только из особенностей государства как политического института, но и из властного характера его организационной деятельности.
Можно выделить три структурных
уровня организации государственного
управления. Высший - институциональный
- являющийся пограничным между политическим
и государственным управлением.
На нем определяются общая политика
и главные задачи ее осуществления.
Средний - административный уровень - сфера
функционального управления (администрирования).
На нем любое направление
Таким образом, государственная администрация в теоретических представлениях находится вне сферы политики, тогда как государственное управление на институциональном уровне политично и основано на учете разнообразия конфликтующих интересов, идей и целей. Профессионально ориентированная область государственного управления сосредоточена именно на административном уровне и является как бы посредником между сильно политизированным институциональным и аполитичным бюрократизированным технологическим уровнями.
1. Методы государственного управления
В работе А.А. Дегтярева "Основы
политической теории" дается классификация
методов государственного управления.
Во-первых, наиболее радикальным приемом
управления является открытое насилие
и применение карательно- силовых
средств. Когда-то на начальных этапах
политической истории человечества
этот метод был одним из доминирующих.
Например, этот метод активно использовался
в восточных деспотиях, захватывающих
новые территории и вплоть до полного
уничтожения притеснявших при помощи
грубой силы их население. На современном
же этапе инструменты насилия
преобладали в основном в тоталитарных
государствах, как, к примеру, в фашистской
Германии и СССР в 30-е годы или
в Кампучии в 70-е годы нынешнего
века. Во-вторых, возможно такое применение
принудительной мобилизации и административной
регламентации населения, когда
органы государства обходятся и
без регулярного насилия и
открытого террора. При этом в
качестве опоры используется вполне
реальная угроза использования административных
санкций со стороны государства
(например, в ряде арабских и африканских
авторитарных режимов, а при определенных
кризисных ситуациях и в
В-третьих, одним из главных методов современного государственного управления выступает правое регулирование на базе законодательных норм и судебно-арбитражной системы. Конечно же, данные методы используются прежде всего в правовых государствах, где норма закона становится основным регулятором жизни граждан. В-четвертых, эффективным методом управления в условиях стабильного общества является систематическое социально-политическое маневрирование, включающее в себя инструменты компромиссов между правящей и оппозиционными группировками, уступки и повороты в социальной и экономической политике, связанные с перегруппировкой сил и перераспределением ресурсов. Например, в случае, если консервативная модель политики правительства не дает ожидаемых результатов, то последнее может усилить социальные программы и перебросить на их осуществление определенные ресурсы.
И, наконец, пятым основным
средством управления можно назвать
идейно-политическое манипулирование,
действующее в "мягких" формах
на механизмы сознания и установки
поведения граждан, то есть, прежде
всего, на "голову" людей, в отличие
от грубой силы, действующей на их "тело".
На ранних этапах государственного развития
подобную роль инструмента идейно-
Конечно, не следует забывать о том, что в структуре средств и методов практически каждого государства имеется весь арсенал упомянутых выше инструментов в той или иной пропорции и комбинации, которые используются в зависимости от конкретной ситуации (кризис, война и так далее), типа режима и фазы его становления, воспроизводства или трансформации. В любом случае методы государственного управления подвергаются пересмотру, модернизируются, изменяются. Усложнение социально-экономических и политических отношений в период проведения в стране кардинальных реформ повышает необходимость использования всей совокупности ресурсов, обеспечивающих модернизацию политико- управленческой деятельности.
Что же можно считать критериями
эффективной модернизации политико-управленческой
деятельности? Во-первых, углубление и
расширение обратной связи с электоратом
органов власти и аппарата управления,
и прежде всего предоставление гражданам
реальной возможности принимать
участие в обсуждении через средства
массовой информации законопроектов,
разрабатываемых верховной
2. Выработка политических решений
Важное место в политико-
В процессе решения отмечают три основных технологических этапа: обоснование, принятие, реализация. Особая роль в процессах решений отводится технологическому прогнозированию, прогнозам. Прогноз включает набор различных путей и вариантов развития. Он необходим, желателен, но не обязателен для решения и действия.
Характерной чертой решения является его ориентация на цель, целенаправленность. Цели должны ставиться, исходя из трех важнейших принципов:
а) это должны быть объективно созревшие цели (соответствующие реальным возможностям и потребностям общества и властных субъектов);
б) эти цели должны быть поняты
обществом и достижимы, доступны
ему для практического
в) цели должны быть приняты обществом, нечужеродны.
Итак, принятие решения связано со сбором и анализом исходной информации, проверенной на достоверность, и моделированием поведения объекта. До того, как будет сделан выбор, то есть, принято данное решение, определяется стратегия действий, варианты исходов, критерии выбора.
Для принятия оптимального
решения в государственной
Нельзя не заметить, что
в механизме принятия политических
решений выделяются формальные и
неформальные звенья, официальные каналы
его выработки и подготовки. В
качестве иллюстрации можно привести
процесс принятия решений на высшем
уровне в современной России. Правила
игры и социальные факторы в процессе
подписания президентских указов примерно
уже определились: тут и лоббистское
давление, и психологический настрой
Президента, и процедура длительных
согласований, которая может заморозить
на полгода - год подписание документа,
а то и просто, образно говоря,
"спустить его с рельсов". Руководители
администрации, премьер, его заместители,
а также другие высшие государственные
руководители, согласование с которыми
считается необходимым для