Международная безопасность и проблемы терроризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 20:18, контрольная работа

Описание работы

Терроризм и его последствия являются одной из основных и наиболее опасных проблем, с которыми сталкивается современный мир. Это явление в той или иной степени касается как развитых обществ, так и еще развивающихся государств. Реалией настоящего времени является тот факт, что терроризм все больше угрожает безопасности большинства стран, влечет за собой огромные политические, экономические и моральные потери. Его жертвами может стать любая страна, любой человек. Терроризм, таким образом, уже приобрел международный, глобальный характер. Это объясняется расширением и глобализацией международных связей и взаимодействия в различных областях.
Озабоченность мирового сообщества ростом террористической активности обусловлена многочисленностью жертв террористов и огромным материальным ущербом, наносимом террором. За последнее время людские и материальные потери в связи с террористическими актами зафиксированы в Северной Ирландии, США, России, Кении, Танзании, Японии, Аргентине, Индии, Пакистане, Алжире, Израиле, Египте, Турции, Албании, Югославии, Колумбии, Иране и ряде других стран.

Содержание работы

1. Классификация (типология) терроризма: государственный терроризм; внутренний и внешний терроризм…………………………...……………………..3
Библиографический список………………………………………………...….9
2. Терроризм и общественное мнение: роль средств массовой информации…………………………………………………………………………10
Библиографический список……………………………………………...…...14

Файлы: 1 файл

дз терроризм.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)


  ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ГОУ ВПО РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ»

 

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

Кафедра ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК И ПОЛИТОЛОГИИ

 

Домашнее задание по курсу

«Международная безопасность и проблемы терроризма»

Вариант №7

 

 

                                                                                                 

                                                       

студента III курса

                                                                                    заочного отделения гр. 637-зв

                                                                                    Чубарян Т.А.

 

                                                                                    Научный руководитель:

                                                                                    Ст.преподователь                                                                                     Горбунова Н.В.

 

                                                                                  Оценка:

 

 

Ростов-на-Дону

2011г.

План

 

1. Классификация  (типология) терроризма: государственный терроризм; внутренний и внешний терроризм…………………………...……………………..3

Библиографический список………………………………………………...….9

2. Терроризм и общественное мнение: роль средств массовой информации…………………………………………………………………………10

Библиографический список……………………………………………...…...14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Классификация (типология) терроризма: государственный терроризм, внутренний и внешний терроризм

Терроризм и его последствия являются одной из основных и наиболее опасных проблем, с которыми сталкивается современный мир. Это явление в той или иной степени касается как развитых обществ, так и еще развивающихся государств. Реалией настоящего времени является тот факт, что терроризм все больше угрожает безопасности большинства стран, влечет за собой огромные политические, экономические и моральные потери. Его жертвами может стать любая страна, любой человек. Терроризм, таким образом, уже приобрел международный, глобальный характер. Это объясняется расширением и глобализацией международных связей и взаимодействия в различных областях.

Озабоченность мирового сообщества ростом террористической активности обусловлена многочисленностью жертв террористов и огромным материальным ущербом, наносимом террором. За последнее время людские и материальные потери в связи с террористическими актами зафиксированы в Северной Ирландии, США, России, Кении, Танзании, Японии, Аргентине, Индии, Пакистане, Алжире, Израиле, Египте, Турции, Албании, Югославии, Колумбии, Иране и ряде других стран.

Террористическая деятельность в современных условиях характеризуется широким размахом, отсутствием явно выраженных государственных границ, наличием международных террористических центров и организаций, изощренностью и античеловечностью террористических актов.

Терроризм – политика, основанная на систематическом применении террора. Общепринятого юридического определения этого понятия не существует. В российском праве (ст. 205 УК РФ), определяется как идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и / или иными формами противоправных насильственных действий.[1] В праве США – как предумышленное, политически мотивированное насилие, совершаемое против мирного населения или объектов субнациональными группами или подпольно действующими агентами, обычно с целью повлиять на настроение общества.[2]

Центральное место в классификации видов терроризма занимает деление его на государственный, международный (внешний) и внутренний терроризм.
Поговорим подробнее о каждом.

Государственный терроризм нередко понимается очень широко - как любое проявление насилия, осуществляемое противоправным путем, в отношении иностранных государств и внутренних противников со стороны определенных государств, различных его органов. В этом случае к государственному терроризму нередко относят акты военной агрессии, судебного и полицейского произвола и т. п., совершаемые для решения внешнеполитических или внутриполитических задач.

Попытки расширительного толкования понятия "государственный терроризм" предпринимаются политическими силами, преследующими прямо противоположные цели: как западными государствами в целях усиления борьбы с противодействующими их экспансионистской, неоколониалистской политике освободившимися странами, так и представителями национально-освободительных движений в их стремлении использовать международно-правовые средства для защиты от агрессии и произвола иностранных государств. Расширительный подход к явлению государственного терроризма (во внешнеполитическом или внутриполитическом аспектах) часто прослеживается и в оценках его со стороны многих специалистов.

Подобный подход в какой-то мере допустим, когда он используется в пропагандистских целях. Однако, строго говоря, он явно некорректен с точки зрения оценки самой сущности терроризма, ибо стирает границы таких явлений, как вооруженная борьба, пропагандистская, полицейская, судебная деятельность и т. п. Примером в целом достаточно адекватного толкования понятия "государственный терроризм" (в его внутриполитическом аспекте) является дефиниция английского специалиста С.Сигеллера, который считает, что данное явление есть превышение власти, использование аппарата принуждения, предназначенного для поддержания общественного порядка и национальной безопасности, против собственного народа, для подавления оппозиции. Государственный терроризм, по мнению С. Сигеллера, включает акции незаконного задержания, пытки, тайную депортацию, скрытые убийства, использование так называемых "эскадронов смерти" (негосударственных террористических структур) и т. д.

Некоторые авторы справедливо подчеркивают, что государственный терроризм имеет не только внутренний, но и внешний аспект. "Государственный терроризм, - отмечает Т. Бояр-Созонович, - в макро масштабах - явление относительно новое, характерное для XX века, имеющее свои особенности и специфические формы проявления. Однако тенденция его развития находится в общем русле развития современной цивилизации. Бели на ранних этапах государственный терроризм осуществлялся преимущественно в рамках одного государства... то с течением времени происходит его трансформация в сторону перерастания национальных границ".

Внешнеполитический аспект государственного терроризма наиболее ярко выражен в практике вмешательства ряда развитых западных государств во внутренние дела других стран. Он особенно характерен для колониальной политики этих государств, для осуществления ими военно-политической экспансии, для деятельности по ослаблению и подрыву общественного и государственного строя стран - объектов их подрывной деятельности. Противоправность государственного терроризма как инструмента внешней политики закреплена в принятой на 39-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюции 39/159 "О недопустимости политики государственного терроризма и любых действий государств, направленных на подрыв общественно-политического строя в других суверенных государствах". В этой резолюции государственный терроризм характеризовался как действия, направленные на насильственное изменение или подрыв общественно-политического строя суверенных государств, дестабилизацию и свержение их законных правительств, а также на поддержку терроризма1. При всей очевидной важности указанного международного акта можно как на его недостаток указать на отсутствие в нем определения государственного терроризма и соотнесения с такими формами незаконного применения силы в международных отношениях, как прямая и косвенная агрессия, противодействие самоопределению народов, вмешательство во внутренние дела и др.

Следует отметить, что отсутствие четкости и однозначности в подходе различных государств к понятию государственного терроризма в течение длительного времени после второй мировой войны используется отдельными странами или группами противоборствующих стран для обвинения своих противников в терроризме, для применения против них односторонних или международных санкций.

Завершая рассмотрение вопроса о государственном терроризме, необходимо подчеркнуть, что основные его проявления в принципе аналогичны как для внутреннего, так и для внешнего аспекта этого вида терроризма. В целом он представляет собой целенаправленную систему использования государством, государственными органами (прежде всего органами разведки, контрразведки, политического сыска, а также полиции и вооруженных сил) акций скрытого ослабления и подрыва своих внутренних или внешних политических противников посредством уничтожения или угрозы уничтожения их ведущих деятелей, активистов и сторонников (лидеров и функционеров оппозиционных партий, государственных и общественных деятелей иностранных государств, видных участников национально-освободительных движений и др.), деморализации и запугивания определенных слоев населения, этнических и региональных групп, поддерживающих политических противников данного государства, дезорганизации вооруженных сил противостоящей стороны и т. д.

Международный терроризм по содержанию и основным формам проявления является столь же сложным социально-политическим явлением, как и терроризм в целом, причем его общественная опасность на протяжении последних десятилетий неуклонно возрастает. Отражением сложности этого вида терроризма является большое количество определений международного терроризма и их противоречивость. А свидетельством опасности его для общества могут служить длительные и настойчивые попытки различных государств и международного сообщества выработать действенные меры борьбы с ним.

В подходе многих государств, политиков и ученых к толкованию данного вида терроризма нередко достаточно отчетливо прослеживаются противоположные оценки тех или иных реалий современной международной жизни, а также трудность однозначной квалификации различных проявлений политической борьбы как международных преступлений террористического характера. Например, в 1973 году США внесли в Специальный комитет ООН по международному терроризму такое определение последнего, в котором к нему относились противозаконные акты, предпринимаемые иностранцами или против иностранцев и влекущие за собой международные последствия. В предложении Великобритании к международному терроризму были отнесены "такие действия отдельных лиц или групп людей, которые при любых обстоятельствах являются недопустимыми, например, если эти действия затрагивают невинных лиц, то есть лиц, не имеющих отношения к цели террористических актов".

Наряду с указанными выше и иными аналогичными определениями, которые допускают крайне широкое понимание международного терроризма и могут быть основанием для отнесения к нему различных - в том числе и не противоправных - действий, сопряженных с применением насилия, но не входящих в сферу терроризма, в практике выработки единого международного подхода к рассматриваемому явлению имеют место и варианты, достаточно близкие к оптимальному. Так, Венесуэлой предложена следующая формулировка международного терроризма: "Любая угроза насилия или акт насилия, подвергающие опасности жизнь невинных людей или вызывающие их гибель, или подвергающие риску основные свободы, совершаемые одним лицом или группой лиц на иностранной территории, в открытом море или на борту самолета, находящегося в полете в воздушном пространстве над открытым или свободным морями, в целях насаждения террора или достижения какой-либо политической цели".

В развитии представлений о международном терроризме значительное место занимает распространившаяся в 70-е годы в западной политологии, в науке международного права тенденция расширительного толкования этого явления за счет включения в него различных форм политического насилия, относящегося либо к государственному терроризму, либо к различным видам войн (гражданские войны, интервенция, малые войны и т. п.), что к терроризму вовсе не имеет отношения, либо к национально-освободительной борьбе народов колониальных и зависимых стран.

Оценка последнего из указанных проявлений политического насилия как разновидности международного терроризма в первую очередь преследует чисто политические цели оправдания теми или иными государствами их колониальных, захватнических и экспансионистских устремлений и создания международно-правовой основы для сохранения ими режима подавления национально-освободительных сил, непризнания освободительных движений как представителей наций, борющихся за независимость, принятия санкций в отношении стран, поддерживающих такие движения. Один из ярких примеров: некоторые западные государства объявили Организацию освобождения Палестины (ООП) террористической и отказались признать ее представителем народа Палестины. Вместе с тем следует иметь в виду, что в ходе развития сложного и противоречивого процесса национально-освободительной борьбы на Ближнем Востоке и в других регионах мира отнюдь не редки случаи появления групп и организаций, претендующих на представительство на международной арене от имени нации или народа, как правило, не пользующихся широкой поддержкой с их стороны и использующих террор в качестве главного метода своей борьбы.

При всем разнообразии существующих в международно-правовой теории и практике понятий международного терроризма в настоящее время существует общее мнение о том, что рассматриваемое явление представляет собой одну из разновидностей терроризма как социально-политического явления более широкого масштаба. Естественно, как часть терроризма вообще международный терроризм характеризуется присущими ему общими свойствами (применение насилия, политическая направленность, использование принуждения и устрашения и др.). Вместе с тем международный терроризм обладает и рядом признаков, свойственных именно этому виду терроризма. К числу их следует отнести, прежде всего, следующие.

Информация о работе Международная безопасность и проблемы терроризма