Международная безопасность и проблемы терроризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 20:18, контрольная работа

Описание работы

Терроризм и его последствия являются одной из основных и наиболее опасных проблем, с которыми сталкивается современный мир. Это явление в той или иной степени касается как развитых обществ, так и еще развивающихся государств. Реалией настоящего времени является тот факт, что терроризм все больше угрожает безопасности большинства стран, влечет за собой огромные политические, экономические и моральные потери. Его жертвами может стать любая страна, любой человек. Терроризм, таким образом, уже приобрел международный, глобальный характер. Это объясняется расширением и глобализацией международных связей и взаимодействия в различных областях.
Озабоченность мирового сообщества ростом террористической активности обусловлена многочисленностью жертв террористов и огромным материальным ущербом, наносимом террором. За последнее время людские и материальные потери в связи с террористическими актами зафиксированы в Северной Ирландии, США, России, Кении, Танзании, Японии, Аргентине, Индии, Пакистане, Алжире, Израиле, Египте, Турции, Албании, Югославии, Колумбии, Иране и ряде других стран.

Содержание работы

1. Классификация (типология) терроризма: государственный терроризм; внутренний и внешний терроризм…………………………...……………………..3
Библиографический список………………………………………………...….9
2. Терроризм и общественное мнение: роль средств массовой информации…………………………………………………………………………10
Библиографический список……………………………………………...…...14

Файлы: 1 файл

дз терроризм.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

1.                      Международно-политическая опасность данного вида терроризма, выражающаяся в том, что наибольшую угрозу он представляет:

-  для международного правопорядка и межгосударственных отношений;

- для международной безопасности и международный интересов государств.

Это объясняется тем, что акции международного терроризма, независимо от того, в какой форме они совершены (убийство государственных чиновников и обычных граждан; захват заложников; захват и угон транспортных средств и др.), всегда наносят ущерб - или иным образом затрагивают интересы - нескольким, по крайней мере, двум, государствам (например, состояние их политических отношений, Возможности разрешения тех или иных международных проблем и т. п.). В связи с этим предупреждение или пресечение такого рода террористических актов обусловливает необходимость сотрудничества государств в защите их общих интересов. Сказанное выше не исключает, конечно, того, что международный терроризм представляет угрозу и для внутренней безопасности тех или иных государств. В зависимости от характера совершаемых террористических акций данный вид терроризма может весьма серьезно затрагивать и внутриполитические интересы отдельных стран, политических организаций. Например, убийство руководящего государственного деятеля во время визита его в другую страну помимо опасности осложнения межгосударственных отношений двух соответствующих государств при определенных условиях может очень серьезно осложнить внутриполитическую обстановку в его собственной стране. Сотрудничество государств в защите их общих интересов от акций международного терроризма, естественно, способствует предотвращению нанесения ущерба и для каждого из них в отдельности.

2.                        Международно-правовая противоправность международного терроризма, состоящая в признании его акций международными преступлениями. К настоящему времени на уровне мирового сообщества, а также на региональном уровне принят ряд конвенций о противоправности различных проявлений международного терроризма. Достаточно упомянуть о таких актах, как:

- Конвенция о предотвращении и наказаний преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, включая дипломатических агентов (Конвенция ООН 1973 года);

- Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 1970 год);

- Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 1971 год);

- Конвенция о борьбе с захватом заложников (Нью-Йорк, 1979 год);

- Конвенция б борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (1988 год);

- Конвенция о физической защите ядерного материала (1980 год) и др.

Близкие Подходы к пониманию международного терроризма содержатся и в ряде региональных соглашений (например, в Европейской конвенции о борьбе с терроризмом 1977 года, в Конвенции Организации американских государств 1971 года о предупреждений и наказании за совершение актов терроризма и др.), а также в национальном законодательстве некоторых государств. Например, в Акте о борьбе с международным терроризмом, принятом конгрессом США в 1977 году, к этому виду преступлений отнесен "любой противоправный акт, В результате которого наступила смерть, причинен физический ущерб любому лицу или насильственно лишено свободы любое лицо, либо его результатом явилось насильственное разрушение собственности, или покушение, или реальней угрозе совершения любого такого акта".

3. Главный субъект международного терроризма - террористические группы или организации. Ими являются устойчивые объединения физических лиц, которые для достижения своих целей избрали методы террора. Формально такие структуры не находятся на службе у тех или иных государств, а последние не оказывают им официальной политической или моральной поддержки. Террористические группы и организации, выступающие как субъекты международного терроризма, организационно и политически могут быть самостоятельными либо выступать в качестве составной части других организаций или движений. Чаще всего они входят в политические экстремистские движения правой и левей ориентации) националистического или религиозно-политического толка в структуры организованной преступности (например, наркомафии), другие преступные формирования. В последние два десятилетия среди субъектов международного терроризма все большее место принадлежит международным террористическим организациям, которые непрестанно осуществляют свою деятельность на территории ряда государств, порой располагая на ней достаточно развитой инфраструктурой (органы управления, лагери для подготовки боевиков, лаборатории для изготовления средств террористической деятельности и т. п.). К структурам такого типа могут быть отнесены исламская организация "Братья-мусульмане", "Армянская секретная армия освобождения Армении", Фундаменталистская мусульманская организация "Хезболлах" и др.

4. Сотрудничество террористических групп и организаций, близких по политической направленности их деятельности, в подготовке и осуществлении актов международного терроризма. Транснациональный характер рассматриваемой разновидности терроризма предполагает установление и поддержание различного рода связей (политических, организационных, финансово-материальных, оперативных) между террористическими структурами разных государств. Это обусловливается совпадением идейно-политических установок экстремистских организаций, существующих в различных регионах мира, и диктуется потребностью этих организаций в получении той или иной помощи и поддержки со стороны зарубежных террористических структур. Как показывает практика экстремистской деятельности таких террористических организаций, как "Прямое действие", "Красные бригады", "Фракция Красной Армии", ряда исламских организаций и других, взаимная помощь близких по своим установкам структур чаще всего касается предоставления документов прикрытия, каналов проникновения в страну, избранную в качестве поля для проведения террористических акций, обмена информацией, организации укрытия террористов после совершения теракций и т. д. Для политического противоборства различных сил на международной арене в современных условиях характерно обращение отдельных государств в борьбе с их внешнеполитическими противниками к использованию международных террористических организаций той или иной направленности. В тех случаях, когда такие факты существуют и доказаны, государство, поддерживающее или инспирирующее акции международного терроризма и его организации, в соответствии с международным правом подвергается осуждению мировым " сообществом за нарушение международной безопасности и к нему, как показывает практика последних лет, могут быть применены политические, экономические и иные санкции.

Внутренний терроризм - третья и в современных условиях широко распространенная в мире разновидность терроризма. Он возникает главным образом на почве внутренних противоречий, вызываемых различными причинами, и является одной из наиболее острых форм внутриполитического противоборства. Внутренний терроризм имеет два основных проявления: во-первых, деятельность внутренних, экстремистски ориентированных политических сил, организаций и отдельных лиц по отношению к существующей власти; во-вторых, деятельность противоборствующих политических сил и организаций экстремистской направленности.

В первом случае деятельность террористических структур и отдельных лиц выражает их негативное отношение к существующему строю, политической власти, проводимому ею курсу и направлена на насильственную ликвидацию, изменение или ослабление общественно-политического строя, его институтов, проводимой государственной (внутренней или внешней) политики либо на достижение иных политических целей террористов (демонстрация своей значимости и влияния; демонстрация критического отношения к государственной политике, отдельным ее представителям; запугивание представителей государства и принуждение их к изменению направленности своей деятельности; получение тех или иных уступок от властей - права выезда из страны, освобождения своих единомышленников из мест заключения и т. п.).

Во втором случае цель внутреннего терроризма - ослабление политических противников той или иной террористической организации или тех или других политических движений, к которым последняя имеет отношение, укрепление собственных позиций и сил во внутриполитической борьбе. Для данного проявления внутреннего терроризма нередко характерны такие цели, как ликвидация лидеров и активистов политических противников, давление на проводимый ими курс, разгром их организаций, запугивание их сторонников, а также укрепление своих рядов, привлечение симпатий населения и т. д.

Оба проявления внутреннего терроризма, как показывает современная практика, связаны с применением всех основных форм террористической деятельности. Что касается используемых средств совершения террористических акций, то при этом средства технологического терроризма, как можно судить по существующей практике и установкам некоторых экстремистских организаций, преимущественно увязываются с ведением борьбы против существующего строя, политической власти.

Для внутреннего терроризма характерен ряд специфических признаков, в частности следующие:

1. Направленность внутреннего терроризма против политической системы "своей" страны, ее правопорядка, общественной безопасности, личных прав и свобод граждан. В целом этот вид терроризма представляет главную угрозу прежде всего для конституционного строя данной страны. Он затрагивает различные стороны общественной жизни государств, посягает на жизненно важные интересы общества, государства и личности. Поэтому предупреждение и пресечение внутреннего терроризма рассматриваются как одна из центральных задач в общей системе обеспечения безопасности общества, государства и личности и предусматривают использование широкого спектра соответствующих общих и специальных мер.

2. Противоправность основных проявлений внутреннего терроризму согласно национальному законодательству большинства современных государств. Ввиду высокой степени общественной опасности основных проявлений терроризма в большинстве стран мира происходит интенсивный процесс криминализиции этих Проявлений. К настоящему времени сложились три распространенных подхода к уголовно-правовой оценке террористических действий. Первый предполагает принятие специальных уголовно-правовых норм об ответственности за террористические действия как за государственные иди политические преступления. Второй относит рассматриваемые проявления к преступлениям общеуголовнрго характера. В законодательстве многих стран, в том числе в Российской Федерации, применяется смешанный подход как соединение первого и второго.

3. Двойственность субъектов внутреннего терроризма. Эта особенность, отличающая внутренний терроризм от государственного и международного терроризма, состоит в том, что организованные структуры (в различных формах) не являются единственным субъектом внутреннего терроризма. Для последнего - на разных этапах его истории - было характерно совершение террористических актов не только различными политически ориентированными, экстремистскими организациями, но и отдельными лицами. Такие действия совершаются тоже во имя политических целей и детерминируются теми же причинами, что и террористические проявления со стороны экстремистских организаций. Однако в силу большей ограниченности возможностей террористов-одиночек их террористическая деятельность обычно не носит систематического, долговременного характера и, как правило, рассчитана на разовые насильственные акции. В условиях политической нестабильности, обострения социальных противоречий, роста активности политического экстремизма, национализма, реакционного клерикализма удельный вес террористических акций, совершаемых отдельными лицами, в масштабе всей политически мотивированной преступности возрастает.

4. Тесная связь внутреннего терроризма с массовыми экстремистскими выступлениями. Как и рассмотренные выше разновидности терроризма, внутренний терроризм возникает как специфическая форма целенаправленной организованной экстремистской деятельности определенных политических структур, причем значительное место отводится планированию и другим аспектам подготовки террористических акций. Вместе с тем для внутреннего терроризма характерно осуществление акций террора и на иной, ситуативной основе. В этих случаях террористические акции совершаются спонтанно, без специальной подготовки. К примеру, это может иметь место в ходе массовых выступлений населения, приобретающих экстремистскую направленность. Динамика развития поведения толпы при определенных условиях предполагает возможность самоинициирования крайних форм насилия и применения их со стороны большей или меньшей ее части или отдельных участников. В ходе массовых выступлений экстремистского характера могут иметь место публичные призывы к совершению террористических действий, равно как и сами акции такого рода. При этом возможно применение практически всех основных форм террористической деятельности (в том числе убийство политических противников, захват заложников, угрозы расправой и т. д.).

Как уже отмечалось, проявления терроризма весьма разнообразны по своим масштабам, целям, формам, методам, природе и т.п. К сожалению, единого толкования этого явления не существует. Специалистами предпринимались и продолжают предприниматься шаги по систематизации его проявлений по различным основаниям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

Правовые акты

          1. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (в последней ред. от 28.12.2010 № 419-ФЗ)// «Российская газета». № 162. 2004.

2. Областной закон Ростовской области от 26.07.2005 N 344-ЗС «О государственной гражданской службе Ростовской области» (в посл. ред. Областного закона от 13.11.2009 № 318-ЗС)// «Наше время». № 185-186. 2005.

Научная литература

1.    Административное право: Учеб./ Бахрах Д.Н.- М., 2004. - с. 565.

2. Административно-правовой статус государственных гражданских служащих в Российской Федерации: Учеб./  Марьян А.В. – М., 2006. – с. 259.

3. Кулешов Г.Н. Информационное обеспечение статуса государственного гражданского служащего// «Административное и муниципальное право». 2009. № 12. – С. 12-20.

4. Якимов А.Ю. Статус субъекта права (теоретические вопросы) // Государство и право. 2003. № 4. - С. 5-15.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Терроризм и общественное мнение: роль средств массовой информации

Сегодня борьба с терроризмом становится делом не только правоохранительных органов, но и всего общества в целом. Поэтому интересно рассмотреть, как терроризм взаимодействует с этим самым обществом, какое влияние он на него оказывает. Ведь большинство совершенных и совершаемых сегодня в мире террористических актов по сути своей являются типичными PR-акциями.

«Терроризм силен не числом и умением, а общественным мнением»
Я. Шрайбер, проф. Гарвардского университета.

Терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из самых опасных проблем, с которыми человечество вошло в XXI столетие. В современном мире проблема терроризма занимает особое место среди явлений социальной действительность и является реальной угрозой основы политической стабильности и мирового порядка. Под терроризмом в современной политической практике понимается применение негосударственного насилия или угрозы насилия с целью вызвать панику в обществе, ослабить и даже свергнуть прави­тельство и вызвать политические изменения в государстве.[1] Терроризм представляет реаль­ную угрозу национальной безопасности страны: похищение людей, взятие заложников, слу­чаи угона самолетов, взрывы бомб, акты насилия в этно-конфессиональных конфликтах, пря­мые угрозы и их реализация и т.д.

Информация о работе Международная безопасность и проблемы терроризма