Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 22:24, курсовая работа
Выдвижение проблемы прав и свобод человека на передний план современного миропонимания - свидетельство огромных преобразований духовной культуры и нравственности. Первоначально развитие института прав человека осуществлялось исключительно внутригосударственным правом. Законодательное закрепление правового положения личности даже в первые годы после принятия Устава ООН относилось к внутренней компетенции государства. В настоящее время положение кардинальным образом изменилось: права человека регулируются как внутренним, так и международным правом. При этом всё более возрастает роль международного права, что выражается, во-первых, во всё более детальной разработке и конкретизации международных принципов и норм, регулирующих основные права и свободы человека, которые должны соблюдаться государствами, во-вторых, в создании международных органов по контролю над выполнением государствами взятых ими на себя обязательств.
Все
права и свободы, перечисленные
в Декларации, должны быть реально
обеспечены в государстве. Это
достигается прежде всего
Права и свободы человека и гражданина также закреплены в Конституции Республики Казахстан, принятой всенародным голосованием 30 августа 1995г. (ст.ст. 90, 3, Указы Президента РК “О Конституции Республики Казахстан” и “О проведении 30 августа 1995 года республиканского референдума”, а также полностью глава 2 —права и свободы человека и гражданина). Ст. 39 гласит: “Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка,прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.” А статья 39 п.3 Конституции Республики Казахстан не допускает возможности ограничения ряда важнейших прав человека и гражданина даже в условиях чрезвычайного положения,а именно право на гражданство, право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести, право на жилище, право на возмещение государством вреда, причиненного государственными органами или их должностными лицами. [2]
Значительное
внимание уделено в
В реальной жизни повсеместно нарушаются права и свободы граждан (и не только в нашей стране, а во всем мире), это выражается в: нарушении международных актов, относящихся к правам народов, нарушении правового равенства граждан, использовании прав и свобод в антиконституционных целях экстремистскими силами, элементарным невыполнением законов. В Казахстане отсутствуют специальные правовые механизмы, обеспечивающие права и свободы казахстанских граждан, их реальную гарантированность. Фактически права и свободы граждан только провозглашаются, но реально в жизни нередко происходит вопиющее нарушение самых элементарных прав и свобод.
Ежедневно в мировом сообществе происходят массовые нарушения прав и свобод человека — это преступления геноцида, различные способы рассовой дискриминации, преступления апартеида, военные преступления, а также преступления против человечества.[17]
Глава 2. Способы прав и свобод человека
2.1 Защита права на свободу
Свобода
личности. Право личности на свободу
это право индивида вести
1. Право беспрепятственного
2. Право на частную жизнь.
3. Право на семейную жизнь.
4. Право располагать своим
Последние две разновидности прав по существу лишь модифицируют право на частную жизнь.
Анализ законодательной базы, обеспечивающей реализацию и защиту основных прав и свобод человека в постоталитарном Казахстане, позволяет установить законодательно закрепленных институтов и механизмы защиты прав человека и контроля за их соблюдением. Неприсоединение и нератификация Казахстаном ряда основных международных документов в области прав человека исключает из числа реально действующих эффективных механизмов защиты прав человека международные межгосударственные институты и процедуры.
Таким образом потенциально
возможными институтами, способами
и процедурами защиты и
Статья 40 Конституции РК установила:
«...2. Президент Республики - символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина...»
Конституция РК гарантирует каждому судебную защиту его прав.
Крайне важной является статья 77 Конституции РК, определяющая принципы правосудия:
«...3. При применении закона
судья должен
1) лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет призвана вступившим в законную силу приговором суда,
2) никто не может быть
3) никому не может быть без его согласия изменена подсудность, предусмотренная для него законом;
4) в суде каждый имеет право быть выслушанным;
5) законы, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. Если после совершения правонарушения ответственность за него законом отменена или смягчена, применяется новый закон;
6) обвиняемый не обязан
7) никто не обязан давать показания против самого себя, супруга (супруги) и близких родственников, круг которых определяется законом. Священнослужители не обязаны свидетельствовать против доверившихся им ив исповеди;
8) любые сомнения в виновности
лица толкуются в пользу
9) не имеют юридической силы дока
10) применение уголовного закона
по аналогии не допускается...»
«Суды не вправе применять законы и иные нормативные правовые акты, ущемляющие закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина. Если суд усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению, ущемляет закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, он обязан приостановить производство по делу и обратиться в Конституционный Совет с представлением о признании этого акта неконституционным». [15, 120]
Следующим государственным
институтом защиты прав и
Согласно статьи 83 Конституции РК:
«1. Прокуратура от имени
Прокуратура представляет
К смешанным институтам защиты прав человека можно отнести Республиканскую Комиссию по правам человека при Президенте РК, которая, согласно Указу Президента РК от 3 июня 1996 года, «...является консультативно-совещательным органом при Главе государства. [2]
2. Основными задачами Комиссии являются:
1) содействие Президенту
2) выработка предложений по
совершенствованию
3) подготовка предложений по
обеспечению Республикой
4) подготовка аналитических и экспертно-рекомендательных заключений и предложений по международно-правовым актам в области прав человека, затрагивающим интересы Республики Казахстан...»
В соответствии с разделом П Положения о Комиссии она: «... 1) рассматривает направленные Президенту Республики Казахстан или непосредственно в Комиссию обращения граждан и организаций о нарушениях прав и свобод человека;
2) изучает направленные в ее
адрес местными
3) составляет специальные и
ежегодные доклады о
4) анализирует текущее законодательство, вносит предложения по приведению его в соответствие с международно-правовыми актами о правах и свободах человека, призванными Республикой Казахстан, участвует в разработке проектов законодательных актов, затрагивающих вопросы прав и свобод человека;
5) принимает участие в работе международных организаций по правам человека;
6) оказывает организационно-
Одним из новых
институтов защиты прав и
Создание института
Национального Омбудсмена
дополняет существующие
1) требовать от руководителей и должностных лиц государственных органов, организаций и учреждений предоставления, необходимых для рассмотрения жалобы или обращения сведений и других материалов, которые должны быть ему направлены в течение 10 рабочих дней после получения запроса;
2) безотлагательного приема
3) направлять руководителям и должностным липам государственных органов и организаций, в решениях или действиях которых он усматривает нарушение прав человека, свои рекомендации о восстановлении нарушенных прав и устранении причин и условий, способствовавших нарушению законности;
4) поручать государственным
5) обращаться в суд за защитой
нарушенных прав и свобод
6) по вопросам соблюдения прав человека, по предъявлению служебного удостоверения, без предварительного уведомления, беспрепятственно входить на территорию и в помещения государственных органов и организаций, включая войсковые части и соединения, а также посещать места принудительного содержания, где находятся задержанные, арестованные и осужденные лица, встречаться и беседовать с ними, в том числе и конфиденциально;