Международно – правовой режим Антарктики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 18:50, реферат

Описание работы

Как известно, Антарктика представляет собой обширный район земного шара, расположенный вокруг Южного полюса и охватывающий материк Антарктида с прилегающими шельфовыми ледниками и островами, а также омывающие его воды южных частей Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Антарктика обладает специфическим комплексом природных условий - климатическим, океанологическим и т.д., которые отличают ее от других физико-географических районов Земли. Образно говоря, Антарктика - это не только "кухня" погоды, это и замерзшая во льду история возникновения и развития нашей планеты, это и своеобразное "окно в космос".

Содержание работы

I. Введение .................................................................................................................3
II.Становление режима Антарктики........................................................................5
III. Договор об Антарктике.......................................................................................8
IV Система Договора об Антарктике....................................................................18
V. Заключение..........................................................................................................26
VI.Список литературы............................................................................................28

Файлы: 1 файл

международное право.docx

— 57.42 Кб (Скачать файл)

События, происшедшие в  Антарктике после вступления Договора в силу, свидетельствуют о том, что обмены научной информацией  и научным персоналом приобрели  устойчивый и широкий характер. Научный  совет по исследованию Антарктики успешно взаимодействует со многими международными организациями, такими как Научный комитет по исследованию океана, Комитет по исследованию космоса, а также со многими национальными организациями и органами, занимающимися вопросами исследования Антарктики. Сотрудничеству в научных исследованиях сопутствует взаимодействие в обеспечении деятельности научных станций, функционировании транспорта, в оказании медицинской помощи, взаимной выручке в экстремальных ситуациях в суровых антарктических условиях.

Важным для оценки Договора об Антарктике и его содержания является то обстоятельство, что участникам удалось преодолеть противостояние по территориальным вопросам как  внутри группы государств, выдвинувших  территориальные претензии на антарктические районы, так и между этой группой  стран в целом и государствами, не признавшими таких претензий.

Советский Союз, который  не признал выдвинутых претензий  на Антарктику, накануне Вашингтонской  конференции заявил, что «сохраняет за собой все права, основанные на открытиях и исследованиях русских  мореплавателей и ученых, включая  право на предъявление соответствующих  территориальных претензий в  Антарктике». Одновременно было подчеркнуто, что «следовало бы избежать включения  в проектируемый договор каких-либо положений, затрагивающих вопрос о  территориальных претензиях в Антарктике, которые могли бы рассматриваться  как ставящие одни государства в  неравное положение по отношению  к другим государствам».

Компромиссное решение сложной  территориальной проблемы составило  содержание ст. IV Договора об Антарктике. В ней определено, что ни одно из положений Договора не должно толковаться  как «отказ любой из Договаривающихся сторон от ранее заявленных прав или  претензий на территориальный суверенитет  в Антарктике» или, с другой стороны, как «отказ от любой основы для  претензии на территориальный суверенитет  в Антарктике или сокращение этой основы, которую оно может иметь в результате ее деятельности или деятельности ее граждан в Антарктике или по другим причинам». Таким образом, одни участники Договора не отказались от ранее заявленных территориальных претензий в Антарктике, а другие — от любой основы для выдвижения таких претензий. Вместе с тем ничто в Договоре не должно толковаться как «наносящее ущерб позиции любой из Договаривающихся сторон в отношении признания или непризнания ею права или претензии, или основы для претензии любого другого государства на территориальный суверенитет в Антарктике» (п. с ст. IV). Следовательно, позиции государств с различными подходами к решению территориальной проблемы в Антарктике оказались как бы замороженными Договором на время его действия. Договор по Антарктике создал искомое равновесие различных существовавших позиций в вопросе о территориальных претензиях в Антарктике. Однако участники Договора в создании обстановки стабильности в территориальных вопросах пошли дальше. В Договоре далее сказано: «Никакие действия или деятельность, имеющие место, пока настоящий Договор находится в силе, не образуют основы для заявления поддержания или отрицания какой-либо претензии на территориальный суверенитет в Антарктике и не создают никаких прав суверенитета в Антарктике. Никакая новая претензия или расширение существующей претензии на территориальный суверенитет в Антарктике не заявляется, пока настоящий Договор остается в силе».8

Изложенное выше приемлемое для всех сторон Договора решение  вопроса о территориальных претензиях и территориальном суверенитете в Антарктике открыло пути для  реального обеспечения использования  Антарктики исключительно в мирных целях и осуществления там  свободы научных исследований в  интересах всего человечества, как  это предусмотрено самим Договором.

С вопросом о территориальных  претензиях был связан и вопрос о  юрисдикции над людьми во время их пребывания в различных районах  Антарктики. Великобритания, хотя она  и претендует на антарктические земли, внесла на Конференции предложение  о включении в Договор статьи, устанавливающей, что лица, находящиеся  в любой части Антарктики, будут  подчиняться юрисдикции лишь того государства, гражданами которого они являются. Франция, Чили и Аргентина выступили  против английского предложения, заявив, что отказ от юрисдикции над лицами в антарктических районах, в отношении  которых эти страны высказали  территориальные претензии, мог  бы быть истолкован как их отказ  от претензий на территориальный  суверенитет в Антарктике.

В результате обсуждения этого  вопроса было принято зафиксированное  в ст. VIII Договора следующее компромиссное  решение: «Без ущерба для соответствующей  позиции каждой Договаривающейся стороны  относительно юрисдикции над всеми  другими лицами в Антарктике наблюдатели, назначаемые в соответствии со ст. VII, и научный персонал, которым  обмениваются станции и экспедиции Договаривающихся сторон, а также  все лица, сопровождающие наблюдателей и членов научного персонала, находятся  в Антарктике под юрисдикцией  той Договаривающейся стороны, гражданами которой они являются, в отношении  всех действий или упущений, имеющих  место во время их пребывания в  Антарктике для выполнения своих  функций».

Поясняя свою позицию по вопросу юрисдикции в Антарктике, СССР, США и Бельгия сделали  на конференции официальные заявления  о том, что положения Договора об Антарктике, касающиеся юрисдикции, не должны вместе с тем толковаться  в том смысле, что правительство  каждой из перечисленных стран соглашается  на распространение юрисдикции иностранного государства над его гражданами.9

Договор об Антарктике отводит  существенную роль механизму обеспечения  соблюдения, а также совершенствования  и конкретизации положений Договора. Одним из важнейших элементов  этого механизма являются Консультативные  совещания участников Договора, созываемые обычно один раз в два года, не считая специальных сессий. Консультативные  совещания созываются для обмена информацией, взаимных консультаций по вопросам Антарктики, а также разработки, рассмотрения и рекомендации правительствам государств-участников мер, содействующих  осуществлению принципов и целей  Договора, включая меры относительно:

a) использования Антарктики  только в мирных целях;

b) содействия научным  исследованиям в Антарктике;

c) содействия международному  научному сотрудничеству в Антарктике;

d) содействия осуществлению  прав инспекции, предусмотренных  Договором;

e) вопросов, касающихся юрисдикции  в Антарктике;

f) охраны и сохранения  ресурсов в Антарктике.

Значительное внимание Консультативные  совещания уделили также проблеме охраны окружающей среды.

Консультативные совещания  состоят из представителей 12 государств — первоначальных участников Договора. Кроме того, каждое государство, присоединившееся к Договору, имеет право назначать  своих представителей для участия  в Консультативных совещаниях в  течение того времени, «пока эта  Договаривающаяся сторона проявляет  свою заинтересованность в Антарктике проведением там существенной научно-исследовательской  деятельности, такой как создание научной станции или посылка  научной экспедиции».

По обсуждаемым вопросам Консультативными совещаниями принимаются  рекомендации, которые вступают в  силу и становятся обязательными  для сторон Договора по утверждении  их всеми государствами, представители которых имели право участвовать в работе данного совещания (ст. IX). Консультативные совещания регулярно и успешно осуществляли таким путем возложенные на них Договором функции по обеспечению его соблюдения. Кроме того, они подготовили для одобрения соглашения по сохранению природных ресурсов Антарктики и по охране окружающей среды.

Другим важным элементом  механизма обеспечения соблюдения Договора об Антарктике является система  инспекции, предусмотренная его  ст. VII. В соответствии с этой статьей  государства, имеющие статус участника  Консультативных совещаний, вправе назначать из числа своих граждан  наблюдателей, наделенных весьма широкими и важными полномочиями. Каждый наблюдатель, назначенный в соответствии со ст. VII, «имеет полную свободу доступа  в любое время в любой или  все районы Антарктики». Все районы Антарктики, включая все станции, установки и оборудование в этих районах, а также все морские  и воздушные суда в пунктах  разгрузки и погрузки груза или  персонала в Антарктике, всегда открыты  для инспекции указанными выше наблюдателями.

Наблюдение с воздуха  может производиться в любое  время над любым или всеми  районами Антарктики каждой договаривающейся стороной, имеющей право назначать  наблюдателей. Для содействия инспекционному контролю установлен заблаговременный обмен информацией о всех сторонах деятельности в Антарктике, о чем  сказано выше. Правом инспекции в  Антарктике практически пользуются многие страны, в частности Австралия, Аргентина, Великобритания, США и  др. Оно осуществляется во всем районе действия Договора, определенном в  ст. VI, в которой сказано: «Положения настоящего Договора применяются к  району южнее 60-й параллели южной  широты, включая все шельфовые  ледники, но ничто в настоящем  Договоре не ущемляет и никоим образом  не затрагивает прав любого государства  или осуществления этих прав, признанных международным правом в отношении  открытого моря, в пределах этого  района». Эта формула нуждается в пояснении. Бесспорно, что в районе южнее 60-й параллели южной широты положения Договора об Антарктике применяются ко всему материку Антарктида и ко всем находящимся в этом районе островам, включая также шельфовые льды.

Но, как известно, в Антарктике имеются две категории льдов, расположенных над прибрежными  шельфами:

а) лед, сползший с поверхности суши (материковый лед);

б) лед, образовавшийся в результате замерзания морской воды и находящийся вдоль суши и материкового льда,— это ледяной припай (паковый лед).

От паковых льдов отделяются айсберги. Постоянные поля паковых  льдов обычно недоступны для мореплавания. Однако они могут использоваться для создания на них баз и сооружений. Вероятно, по этим причинам Договор  не делает различия между указанными выше двумя категориями, называя  их в целом «шельфовыми ледниками». Вместе с тем в ст. VI имеется  указание на то, что в пределах действия Договора об Антарктике имеются части  открытого моря, в пределах которых  Договор не ущемляет и никоим образом  не затрагивает прав любого государства, предусмотренных международным  правом. На момент принятия и вступления в силу Договора об Антарктике к  таким правам относились свободы  судоходства, рыболовства, полетов  над открытым морем и свобода  прокладки подводных телеграфных  кабелей и трубопроводов по дну  открытого моря. Но указанные свободы  в районе действия Договора, в свою очередь, осуществляются с соблюдением  положений Договора, в частности  ст. I, касающейся использования Антарктики только в мирных целях.10

В пределах района действия Договора, включая и части открытого  моря, не могут также производиться  ядерные взрывы (даже в мирных целях), а также сброс радиоактивных  отходов. Это запрещено ст. V Договора. При этом ст. X возлагает на участников Договора обязанность прилагать  соответствующие усилия, совместимые с Уставом ООН, с тем чтобы в Антарктике не проводилось какой-либо деятельности, противоречащей принципам и целям Договора. В этой статье не делается исключения для такой деятельности государств, не участвующих в Договоре.

В соответствии со ст. XI Договора все споры между двумя или  несколькими сторонами относительно толкования или применения Договора разрешаются мирными средствами по выбору участвующих в споре  сторон. Любой спор, который не будет  разрешен указанным путем, передается на разрешение в Международный Суд  ООН с согласия в каждом случае всех сторон, участвующих в споре. Однако, если не будет достигнута договоренность о передаче спора в Международный  Суд, стороны не освобождаются от обязанности разрешить спор мирными  средствами, признанными Уставом  ООН.

Договор об Антарктике открыт для присоединения к нему любого государства, являющегося членом ООН, или любого другого государства, которое может быть приглашено присоединиться к Договору с согласия всех договаривающихся сторон, представители которых имеют  право участвовать в Консультативных  совещаниях. В настоящее время  кроме 12 первоначальных сторон Договора 14 государств являются Консультативными сторонами Договора, а еще 12 государств являются участниками Договора, но не являются Консультативными сторонами. Подавляющее большинство из указанных  выше 38 государств являются развитыми  государствами.

Договор об Антарктике бессрочный. Он допускает внесение в него изменений  и поправок с согласия всех Консультативных  сторон Договора.

С момента вступления Договора об Антарктике в силу (23 июля 1961 г.) прошло более 30 лет. За истекший период достаточно наглядно выявилась его жизнеспособность. Первоначально он способствовал  стабилизации обстановки в Антарктике, а затем благотворно повлиял  на развитие позитивных процессов в  этом районе с учетом основополагающих принципов и целей ООН. Но его  значение вышло за рамки Антарктики, поскольку опыт заключения этого Договора, а также позитивные результаты его функционирования были в определенной степени учтены в Договоре по космосу 1967 года, Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 года, а также в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Он до сих пор служит удачным примером осуществления принципов Организации Объединенных Наций при решении конкретных проблем международных отношений. Но это обстоятельство не исключает дальнейшего развития его положений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система Договора об Антарктике

Договор об Антарктике является главной составной частью системы  Договора об Антарктике, которая включает наряду с указанным Договором  действующие в его рамках меры, связанные с ним отдельные  международные документы, а также  действующие в рамках этих документов меры.

Так, в частности, в рамках Договора об Антарктике и наряду с  ним действует стандартная система  обмена информацией, которая установила, в частности, перечень вопросов для  предоставления обязательных сведений по широкому кругу аспектов деятельности в Антарктике и об используемых там  с этой целью средствах. Еще в 1964 году были одобрены Консультативным  совещанием принесшие немалую пользу и еще частично действующие «Согласованные меры по охране фауны и флоры Антарктики». К наиболее существенным результатам, ставшим тоже частью системы Договора об Антарктике, нужно отнести разработанные  консультативными совещаниями отдельные  конвенции, касающиеся сохранения живых  природных ресурсов, охраны окружающей среды Антарктики и во многом заменившие принятые по этим вопросам «Согласованные меры».11

В 1972 году была одобрена Конвенция  о сохранении антарктических тюленей. Конвенция разрешила отлов только трех из шести видов антарктических тюленей. Она определила допустимые уровни их добычи, охраняемые виды, открытые и закрытые для промысла районы, лимиты вылова по полу, размеру и  возрасту, технические данные орудий лова и приспособлений, порядок предоставления информации о промысле и системы  инспекции.

Информация о работе Международно – правовой режим Антарктики