ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях интернационализации
хозяйственной жизни, усиления взаимозависимости
государств, научно-технической и
информационной революции, невиданной
ранее миграции населения, что находит
свое выражение в расширении сотрудничества
государств, их юридических лиц в
самых различных сферах, в резко
увеличившемся объеме общения и
контактов между людьми независимо
от их гражданства и места проживания,
важную роль в правовом регулировании
этих связей призваны играть нормы
Международного частного права (далее
по тексту – МЧП), роль которого в
деле правового обеспечения экономического,
научно-технического и иных видов
сотрудничества и взаимодействия между
субъектами права различных государств
возрастает.
Поскольку названные
выше отношения «активизируют»
правовые системы нескольких
государств, которые не просто
отличаются друг от друга, но
часто весьма противоречивы в
регулировании одних и тех
же правоотношений, то как для
самих участников этих отношений,
так и для правоприменительных
органов этих государств важное
значение имеет возможность обратиться
к актам, содержащим правовые
нормы, регулирующие или призванные
урегулировать эти отношения
с учетом их специфики, что
затрагивает тему источников
Международного частного права.
Цель контрольной работы,
рассмотреть, соотношение МЧП с национальным
правом (гражданским, семейным, процессуальным
и др.),
Соотношение источников МЧП,
особенности источников МЧП.
1.СООТНОШЕНИЕ
МЧП С НАЦИОНАЛЬНЫМ ПРАВОМ (ГРАЖДАНСКИМ,
СЕМЕЙНЫМ, ПРОЦЕССУАЛЬНЫМ)
МЧП, так же как гражданское,
семейное и трудовое, регулирует имущественные
и связанные с ними личные неимущественные
отношения, основанные на началах равенства
сторон.
Однако существует одно принципиальное
отличие между частноправовыми
отношениями, регулируемыми нормами
внутреннего права, и аналогичными
отношениями, регулируемыми нормами
МЧП. Поясним это на примере семейно-правовых
отношений. Заключение брака между
гражданами одного и того же государства
в какой-либо стране полностью регулируется
нормами семейного права страны,
в которой заключается брак. Однако
если один из вступающих в брак —
гражданин иностранного государства,
то это уже отношения, регулируемые
нормами МЧП.
В современном мире есть
только два вида систем права —
международное право и национальные
системы права; МЧП является частью
национальных систем права различных
государств. Нормы МЧП — часть
национальной правовой системы, они
создаются государством самостоятельно
и регулируют не публично-правовые,
а частноправовые отношения, осложненные
иностранным элементом в различных
отраслях права (ГП, СП, ТП и др).
В системе внутреннего
права МЧП НЕ является частью ГП
(СП или ТП). Оно занимает самостоятельное
место в этой системе — является
самостоятельной отраслью со своими
специфическими предметом и методом
регулирования.
МЧП — это самостоятельная
отрасль российского права, представляющая
собой систему коллизионных (внутренних
и договорных) и унифицированных
материальных частноправовых норм, регулирующих
частноправовые отношения (гражданские,
семейные, трудовые и иные), осложненные
иностранным элементом, посредством преодоления
коллизии частного права разных государств.
Внутреннее законодательство
— это один из основных источников
МЧП в России.
РФ относится, таким образом,
к группе стран, в которых не имеется
такого единого акта, как закон
о МЧП. Нормы, регулирующие соответствующие
отношения, находятся в различных
законах и иных отраслевых нормативных
актах (Гражданский кодекс, Гражданский
процессуальный кодекс, Арбитражный
процессуальный кодекс, Кодекс торгового
мореплавания, Земельный кодекс, Трудовой
кодекс, Семейный кодекс и т.д.) или
же в законах, которые носят комплексный
характер.
Нормы международного публичного
и МЧП служат одной и той
же цели — созданию правовых условий
развития международного сотрудничества
в различных областях. Общее состоит
в том, что в обоих случаях
речь идет о международных отношениях
в широком смысле этого слова,
т.е. отношениях, выходящих за пределы
одного государства, связанных с
двумя или несколькими государствами.
Но нормы МЧП регулируют не публично-правовые,
а частноправовые отношения. «Международное»
оно лишь в том смысле, что регулирует
отношения, осложненные иностранным
элементом.
2.СООТНОШЕНИЕ
ИСТОЧНИКОВ МЧП
Говоря о соотношении
источников МЧП необходимо в первую
очередь обратиться к положениям
Конституции о том, что Республика
Беларусь признает приоритет общепризнанных
принципов международного права
и обеспечивает соответствие им законодательства.
Между тем положения
о приоритете международных договоров
РБ над актами внутреннего
законодательства закреплены в
иных источниках.
Так, согласно ст. 542
ГПК РБ судопроизводство по
гражданским делам с участием
иностранных граждан и юридических
в Республике Беларусь ведется
по правилам ГПК РБ, если иное
не предусмотрено специальными
законодательными актами или
международным договором Республики
Беларусь. При этом суды РБ
кроме общих принципов гражданского
судопроизводства руководствуется
принципами приоритета международных
договоров.
В соответствии со
ст. 543 ГПК, если международным
договором РБ установлены иные
правила, чем те, которые содержатся
в законодательстве о гражданском
судопроизводстве РБ, применяются
правила международных договоров РБ.
Такое непосредственное
указание на приоритет международных
договоров РБ имеется также
в Кодексе о земле, Лесном
кодексе и других кодексах
Республики Беларусь.
Гражданский кодекс (а
именно ст.6 – Гражданское законодательство
и нормы международного права),
между тем, избегает такого
прямого указания, воспроизводя
в основном буквально положение
ч.1 ст. 8 Конституции, но применительно
к гражданскому законодательству.
Необходимо также отметить,
что в соответствии с правилом
ч.4 ст.116 Конституции приоритет имеют
лишь нормы международных договоров,
ратифицированных Республикой Беларусь.
Кроме того, возникает вопрос, может
ли в принципе государство
выполнить принятое на себя
международно-правовое обязательство
при наличии в его внутреннем
праве положения о том, что нормы права,
содержащиеся в международных договорах
Республики Беларусь, вступивших в силу,
имею силу того правового акта, которым
выражено согласие Республики Беларусь
на обязательность для нее соответствующего
международного договора (ч.2 ст.20 Закона
о нормативных правовых актах, ч.3 ст.15
Закона о международных договорах РБ,
ч.2 ст.6 ГК, ч.2 ст.3 Банковского кодекса).
В целом на сегодняшний
день в международном праве
нет норм, которые определяют
способ разрешения противоречий
между внутригосударственным и
международным правом. Согласование
того и другого оставлено на
усмотрение законодателя каждого
государства. По мнению С.В. Черниченко,
«автоматическая инкорпорация договоров
в законодательство государства (и, следовательно,
инкорпорация содержащихся в них положений
во внутреннее право государства) – кратчайший
путь максимальной синхронизации международного
и внутригосударственного правотворчества».
В соответствии же с нынешней позицией
белорусского законодателя вступление
международного договора в силу для Республики
Беларусь влечет появление в национальном
праве новых норм, но законодательство
остается без изменения. Следует также
обратить внимание на вопрос о применении
норм международных договоров. В соответствии
с ч.3 ст.15 Закона о международных договорах
«нормы права, содержащиеся в международных
договорах РБ, вступивших в силу, подлежат
непосредственному применению, кроме
случаев, когда из международного договора
следует, что для применения таких норм
требуется издание внутригосударственного
акта». Этот же подход закреплен в нормах
ч.2 ст.6 ГК, ч.2 ст.3 Банковского кодекса.
Эта формулировка означает, что международный
договор содержит такие нормы, которые
применяются для регулирования соответствующих
внутригосударственных отношений без
принятия специальных внутригосударственных
нормативных правовых актов. В юридической
литературе применительно к данному явлению
одни авторы рассматривают вопрос о «
делении норм международных договоров
на так называемые «самоисполнимые» и
«несамоисполнимые», а другие проводят
различия «между самоисполнимыми и несамоисполнимыми
договорами». В последнем случае имеются
в виду договоры, осуществление которых
в силу содержания сформулированных в
них положений требует принятия специальных
актов на национальном уровне. Выбор объекта
деления – нормы либо договоры – зависит
от юридической формы согласования международного
и внутригосударственного права, принятой
в то или ином государстве. С учетом положения
ч.3 ст.15 Закона о международных договорах
применительно к Республике Беларусь
речь должна идти о «самоисполнимых» и
«несамоисполнимых» нормах международных
договоров.
Уже упоминалось о
том, что многие положения Модельного
гражданского кодекса легли в
основу Гражданского кодекса
Республики Беларусь. Кроме того,
значительная часть положений
ГК РБ о купле-продаже была
имплементирована из Конвенции
о договорах международной купли-продажи
товаров 1980г., вступившей в силу
для Республики Беларусь 1 ноября
1990г. В заключение приведем
положение п.1 ст.1093 ГК, в которой
по нашему мнению определено
взаимоположение источников МЧП
по иерархии с учетом неоднозначного
отношения к юридической силе
международных оговоров и их
особого места в системе права
Республики Беларусь: право подлежащее
применению к гражданско-правовым
отношениям с участием иностранных
граждан или иностранных юридических
лиц либо осложненным иным
иностранным элементом, определяется
на основании Конституции Республики
Беларусь, Гражданского кодекса
Республики Беларусь, иных законодательных
актов, международных договоров
Республики Беларусь и не противоречащих
законодательству Республики Беларусь
международных обычаев.
Заметим, что речь
идет о коллизионных нормах, содержащихся
в указанных источниках. Кроме
того, учитывая, что нормы двусторонних
и региональных международных
договоров Республики Беларусь
носят специальный характер по отношению
к соответствующим нормам внутреннего
законодательства, местоположение международных
договоров, на наш взгляд, не совсем логично.
Соотношение международного
частного права с отраслями национального
частного права (НЧП) можно определить
таким образом:
1. Субъектами НЧП выступают
ФЛ и ЮЛ; государства, выступающие
как лица частного права. Это
относится и к МЧП. Его субъектами
могут выступать также международные
межправительственные организации,
выступающие как лица частного
права. Все иностранные лица (ФЛ
и ЮЛ, иностранное государство), предприятия
с иностранными инвестициями, ТНК,
международные юридические лица
являются исключительно субъектами
МЧП.
2.
Объектом регулирования НЧП выступают
негосударственные гражданские
(в широком смысле слова) правоотношения.
Объектом регулирования могут
быть и диагональные (государственно-негосударственные)
отношения гражданско-правового
характера. В МЧП эти отношения
в обязательном порядке отягощены
иностранным элементом.
Метод регулирования в
НЧП — это метод децентрализации
и автономии воли сторон. Способ
его реализации — применение материально-правовых
норм. Это касается и МЧП, но здесь
основным способом реализации общего
метода децентрализации выступает
метод преодоления коллизий —
применение коллизионных норм.
Источниками НЧП выступают
национальное законодательство (прежде
всего); международное право (которое
включено в национальную правовую систему
большинства государств мира); судебная
практика и доктрина; аналогия права
и закона. Перечень источников МЧП
следует дополнить автономией воли
сторон.
Сфера действия НЧП —
национальная территория данного государства.
Это относится и к МЧП, но следует
подчеркнуть существование регионального
МЧП (европейского, латиноамериканского)
и процесс формирования универсального
МЧП.
Ответственность в НЧП (в
том числе и: в международном)
имеет гражданско-правовой (контрактный
или деликтный) характер.
Особый характер и парадоксальность
норм МЧП выражены уже в самом
термине — «внутригосударственное
(национальное) международное частное
право».Но здесь нет ничего абсурдного,
просто речь идет о правовой системе,
предназначенной регулировать непосредственно
международные отношения негосударственного
характера (возникающие в частной
жизни). Парадоксальность норм МЧП выражается
еще и в том, что одним из
его основных источников непосредственно
выступает международное публичное
право, которое играет чрезвычайно
важную роль в формировании национального
МЧП. Принято говорить о двойственном
характере норм и источников МЧП.
Действительно, это, пожалуй, единственная
отрасль национального права, в
которой международное публичное
право выступает как непосредственный
источник и имеет прямое действие.
Именно поэтому к МЧП вполне применимо
определение — «гибрид в юриспруденции».
Соотношение
международного публичного и
международного частного права
выглядит следующим образом:
1. Субъекты международного
публичного права — это прежде
всего государства. Международная
правосубъектность всех остальных
образований (международных организаций;
наций, борющихся за независимость;
государствоподобных образований;
ФЛ и ЮЛ) имеет вторичный характер
и производна от правосубъектности
государства. Все эти лица выступают
в международном общении именно
как лица публичного права.
Перечень субъектов МЧП точно
такой же, но основными субъектами
МЧП являются ФЛ и ЮЛ; государства
и международные организации
(как и другие международные
образования) выступают в МЧП
как лица частного права.
Объект регулирования
международного публичного права —
это межгосударственные (властные)
отношения. Объект регулирования МЧП
- частноправовые (невластные) отношения,