осложненные иностранным
элементом.
Метод регулирования в
международном публичном праве
имеет координационный, согласительный
характер. Это метод согласования
воль государств; метод централизации
и согласованных государственных
предписаний. Основные методы МЧП —
децентрализация и автономия
воли, осуществляемые путем преодоления
коллизий.
4.
Источники международного публичного
права имеют строго международный
характер — это международные
договоры и обычаи, общие принципы
права цивилизованных народов,
резолюции и рекомендации международных
организаций, акты международных
конференций. Основной источник
международного публичного права
— международный договор. Основным
источником МЧП является национальное
законодательство, поскольку МЧП
представляет собой отрасль национального
права.
5.
Сфера действия международного
публичного права имеет глобальный
характер: существует универсальное
(общее) международное право, локальное
и региональное международное
право. МЧП имеет прежде всего
национальную сферу действия
— в каждом государстве существует
свое собственное международное
частное право.
6.
Ответственность в международном
публичном праве имеет международно-правовой
характер и является в первую
очередь ответственностью государств.
Ответственность в МЧП — это гражданско-правовая
ответственность.
3.ОСОБЕННОСТИ ИСТОЧНИКОВ МЧП
В учебной литературе (М.М.
Богуславский, В.Г. Тихиня и др.) указывается
на такую особенность источников МЧП как
двойственность. С одной стороны – это
международные договоры и международные
обычаи, а с другой – акты внутреннего
законодательства. Положение о том, что
вступившие в силу международные договоры
Республики Беларусь являются составной
частью действующего законодательства
не умаляет этой особенности, поскольку
международные договоры не сливаются
с внутренним законодательством, а занимают
особое положение среди актов внутреннего
правотворчества.
Среди прочих особенностей
можно отметить:
- нормы МЧП содержаться
в актах, являющихся источниками
различных отраслей национального
права – гражданского, семейного,
трудового, банковского, гражданского
процессуального и др., что делает
их источником и МЧП. То есть
источники МЧП носят трансотраслевой
характер, что обусловлено предметом
правового регулирования МЧП;
- международные договоры,
регулирующие частноправовые отношения
с иностранным элементом, являются
источниками только МЧП;
- в МЧП на международном
уровне и на национальном отсутствует
единый кодифицированный акт,
содержащий норы МЧП и являющийся
только источником МЧП;
- среди источников МЧП
– акты, содержащие коллизионные
нормы, что не всегда присуще
источникам, относящимся к отраслям
внутреннего права.
Судебная практика является
источником права в странах англо-саксонской
(американской) системы права. В этих
государствах некоторые правовые вопросы,
связанные с иностранным элементом,
регулируются не в законодательном
порядке, а путем применения судебной
практики. Однако в этом случае ведут
речь не о судебной практике, а о
судебном прецеденте. Последний представляет
собой часть судебного решения
по конкретному делу, содержащую правило,
обязательное для всех судов при решении
аналогичных дел.
Судебная практика
как «многократное единообразное
решение судами одной и той
же категории дел» в правовой
системе Республики Беларусь
не признана источником права
в юридическом смысле, т.е. суды
при разрешении спора не уполномочены
осуществлять правотворческую деятельность,
и их решения не содержат
правовых норм. Судебную практику
не следует смешивать с постановлениями
и разъяснениями Пленумов Верховного
суда и Высшего Хозяйственного
суда Республики Беларусь, которые
соответствующими законами уполномочены
лишь рассматривать материалы
обобщения судебной практики
и судебной статистики и давать
судам разъяснения по вопросам
применения законодательства, возникающим
при рассмотрении судебных дел.
Конституционный суд может отменить
либо изменить норму права,
но не создать новую.
Однако в положениях
Закона о нормативных правовых
актах акты Конституционного
суда, постановлениями Пленумов
Верховного суда и Высшего
Хозяйственного суда Республики
Беларусь определены как нормативные
правовые акты, принятые в пределах
их компетенции по регулированию
общественных отношений. Акты
перечисленных выше судебных
инстанций включены также в
перечень источников гражданского
права. По всей видимости, именно
эти положения послужили основанием
того, что Пленум Высшего Хозяйственного
суда в некоторых случаях, давая
разъяснения по вопросам применения
тех или иных правовых норм,
фактически формулирует новые
правила, отличные от тех, которые
закреплены в действующем законодательстве,
в частности в ГК.
М.М. Богуславский также
указывает на то, что судебная практика
не является источником МЧП.
Между тем, В.Г. Тихиня,
ссылаясь на аб.3,п.1,ст.3 ГК рассматривает
судебную практику по гражданским делам
в качестве источника права РБ, что он
также подчеркивает в заключении к соответствующему
тематическому пункту.
По нашему мнению
данный вопрос нужно рассматривать
с таких позиций: если судебная
практика по своему содержанию
отлична от судебного прецедента
стран англо-саксонской (американской)
правовой системы (к которым
Республика Беларусь не относится),
что несомненно, то речь идет
о некоей новой тенденции в
правотворчестве, которая требует
научной идентификации и обоснования,
с учетом конституционно-правового
статуса соответствующих органов
и их реального влияния на
правотворческий процесс.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема источников МЧП
тесно связана с теми проблемами,
которые затрагивают МЧП как
отрасль. Среди ученых отсутствует
единство мнении по вопросу о предмете
МЧП, о его месте в системе
права и т.д. Можно согласиться
с точкой зрения, что МЧП является
частью национальной системы права
того или иного государства. Это
связано не только с тем, что международные
договоры как и акты внутреннего
законодательства являются «продуктом»
воли суверенных субъектов и вводятся
в систему внутреннего законодательства,
но также с тем, что в различных
системах права виды источников МЧП
могут отличаться; одни и те же вопросы
в одних государствах могут быть
отнесены к сфере МЧП, в других
государствах – нет.
Таким образом, частноправовые
отношения с иностранным элементом
регулируются как бы на четырех
уровнях: международно-правовыми
договорами материально-правового
характера; международно-правовыми
договорами, содержащими коллизионные
нормы; внутренним (национальным) законодательством,
содержащими коллизионные нормы
права; внутренним материальным
законодательством.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Богуславский М.М. Международное частное право. М.: Юрист, 2009.
- Богуславский М.М. Международное частное право: 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист,2009.
- Вилкова Н.Г.: Государство и право, 2008.
- Звеков В.П. Международное частное право: 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист,2008.
- Международное право: К. К. Гасанова. — М.: ЮНИТИ ДАНА, Закон и право, 2008.
- Ушаков Н. А. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО. Москва. Юрист. 2000.
- Хужокова И. М. Международное право: 4-е изд., испр. М., 2009.
- Фетюхин М.И. Международное частное право, М.: 2010.
- http://aegnoro.narod.ru/mchp.html
- www.shpora.su