Международное финансовое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 18:22, реферат

Описание работы

Целью работы являются следующие аспекты:
1) Дать понятие международной финансовой системы;
2) Выделить ее объект, предмет и виды, а также систему и принципы;
3) Показать соотношение с международной нормативной системой;
4) Рассказать точки зрения на международное финансовое право;
5) Показать роль международных организаций в финансовой системе;

Содержание работы

Введение
1. Понятие международной финансовой системы
2. Предмет, объект и виды МФО
3. Соотношение МФС с международной нормативной системой
4. Точки зрения на международное финансовое право
5. Система и принципы МФП
6. Международные организации в МФС
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ФП реферат.docx

— 51.12 Кб (Скачать файл)

Следовательно, в общую  часть МФП можно включить нормы и институты, касающиеся «лиц и вещей», т.е. закрепляющие:

- правовое положение субъектов  МФП;

- статус операторов МФО (например, «международное банковское право»; имеется в виду «международное публичное банковское право»);

- правовой режим финансовых  ресурсов (и некоторые другие).

В особенную часть МФП  входят следующие институты:

- «международное платежное право» (или: «международное платежно-расчетное право»);

- «международное валютное право»; «международное кредитное право»;

- право международной  финансовой помощи;

- институт международных  финансовых услуг;

- «международное долговое  право»;

- институт, регулирующий борьбу с отмыванием «грязных денег» (и другие).

В международной финансовой системе прослеживается тенденция  создания региональных платежных, валютных союзов. Соответственно в составе  МФП можно выделить институт, регулирующий интеграционные процессы и связи  в финансовой сфере.

МФП очень тесно переплетается  с международным инвестиционным правом. Между этими двумя подотраслями МЭП имеются общие институты/субинституты, например институт, регулирующий транснациональное движение инвестиций в финансовой форме.8

Принципы  МФП:

«Структуродержащим» компонентом системы МФП являются его принципы. Специальные («подотраслевые») принципы МФП - это наиболее общие нормы, обладающие всеобщим признанием и высокой юридической силой. Принципы МФП вытекают из общих принципов МП и специальных принципов МЭП.

Принципы МФП закрепляют основные права и обязанности  субъектов МП в международной  финансовой системе, служат основой  для создания других норм, обеспечивают единство системы МФП, помогают восполнять пробелы и т.п. По сути, каждый принцип  является одновременно своеобразным международно-правовым институтом/субинститутом, поскольку содержит в себе (в свернутом виде) нормы, раскрывающие, детализирующие принцип.

В российской правовой литературе нет единства подходов к составу  и содержанию принципов МФП. Думается, что можно говорить о существовании  в МФП (аналогично в МП в целом  и, соответственно, в МЭП в частности) двух категорий принципов:

- принципов, имеющих материальное  или процессуальное содержание (наполнение);

- принципов, выполняющих  роль метода сопоставления и  уравнивания условий, предоставляемых  одним субъектом МП другому субъекту МП, его «лицам и вещам».

К первой категории относятся  следующие принципы МФП, имеющие  конвенционную или обычно-правовую природу:

- принцип государственного  суверенитета в отношении национальных  финансов и финансовой системы;

- принцип свободы участия  частных лиц на международном  валютном рынке в соответствии  с национальным законодательством;

- принцип равновесия платежных  балансов;

- принцип свободы выбора  валютного курса под контролем  МВФ;

- принцип запрета на  использование девальвации (смены  валютного курса) в качестве  средства конкурентной борьбы  на товарных рынках;

- принцип свободы выбора  платежно-расчетных систем в двусторонних  отношениях при ненанесении ущерба международной финансовой системе;

- принцип возврата (погашения)  государственных внешних долгов;

- принцип льготного кредитования  развивающихся стран;

- принцип совместных действий  по недопущению финансовых кризисов (в том числе путем взаимодействия  с МВФ);

- принцип оказания финансовой  помощи в случае финансового  кризиса;

- принцип гарантирования  в отношении финансовых рисков  и др.

Набор указанных принципов  представляется достаточно произвольным. Он может быть скорректирован или  расширен. Безусловно, в содержании каждого из таких принципов возникают и будут возникать (и легализовываться) определенные исключения, которые сами по себе могут быть принципами.

Ко второй категории принципов  относятся так называемые принципы-стандарты, которые помогают, в частности, уравнивать внутригосударственные правовые режимы или условия «вхождения» иностранных лиц и вещей в «чужую правовую среду». Тем самым все эти принципы «служат» одному «богу» - равноправию, недискриминации.

Данные принципы не имеют  собственного содержательного наполнения. Они могут быть применены («приложимы») к любой сфере международного сотрудничества. Субъекты МП в силу обычая или международного договора используют указанные принципы в разных сочетаниях применительно к различным (широким или узким) сферам правоотношений.

В круг таких принципов  включаются:

- принцип недискриминации (в МФП он приобретает форму принципа недискриминации в МФО; например, недискриминации при предоставлении кредитов, недискриминации при освобождении от двойного налогообложения);

- принцип предоставления  режима наиболее благоприятствуемой  нации;

- принцип предоставления  национального режима;

- принцип преференций; 

- принцип взаимности.9

 

 

 

 

Международные организации  в МФС

Важную роль в обеспечении  правопорядка в мировой финансовой (и экономической) системе играют международные финансовые организации.

Можно даже утверждать, что  метод регулирования при помощи международных организаций, метод  многостороннего регулирования  в международной финансовой системе  оказался наиболее востребованным.

Международные (межправительственные/межгосударственные) финансовые организации являются субъектами МП и, соответственно, международного финансового права (МФП).

Следует сразу же подчеркнуть: международные финансовые организации - понятие условное. Под международной  финансовой организацией понимается такая  организация, которая наделена ее участниками  компетенцией осуществлять деятельность в валютно-финансовой сфере, в той или иной степени задействована в функционировании международной финансовой системы.

Другими словами, международной  финансовой организацией можно считать  практически любую международную  организацию, присутствие которой  в международной финансовой системе  заметно. Существует множество классификаций  МФО - в зависимости от различных  критериев.

По критерию «углубленности в финансовую проблематику» можно разделить международные организации на две категории:

а) организации, у которых  финансовая сторона деятельности не является главной, преобладающей, а  является технической, вспомогательной; финансовая сторона лишь обслуживает  основную деятельность такой международной  организации (ООН);

б) организации, у которых  финансовая сторона деятельности является главной (МВФ) или преобладающей. Именно такие организации можно отнести  к разряду МФО.

По критерию количественного  состава МФО можно подразделить на:

- универсальные (МВФ, МБРР);

- многосторонние (или условно  универсальные);

- региональные (ограниченного состава) или межрегиональные;

- двусторонние.

По компетенции МФО  делятся на:

- МФО специальной финансовой  компетенции; МФО с компетенцией  в сфере валютных, или долговых, или расчетных, или «противоотмывочных»отношений и т.п. Отдельные подгруппы составляют международные банки, фонды;

- широкой (или смешанной)  компетенции, в том числе общефинансовые; сюда можно отнести МФО, которые действуют по двум или более направлениям, несут две (и более) функции в международной финансовой системе.

По степени участия  государств в МФО все такого рода организации можно подразделить на:

- межгосударственные/межправительственные (публичные);

- неправительственные.

По степени участия  в процессах интеграции и сотрудничества МФО подразделяются на:

- МФО интеграционного  характера (являющиеся основой/опорой  финансовой стороны интеграции). Такие МФО являются основой  платежных и валютных союзов;

- МФО координационного  характера (нацеленные, главным образом,  на координацию различных аспектов  сотрудничества).

По организационному (институциональному) началу МФО делятся на:

- собственно организации;

- параорганизации.

Можно было бы также выделить такое явление, которое условно обозначается как «группы интересов». Как правило, это неоформленные образования, носящие политический характер. «Группы интересов» могут быть глобальными («Большая восьмерка»), локальными и др. Они могут быть автономными, а могут существовать в рамках международных организаций. Словом, «группы интересов» - это, если использовать известный термин, «мягкие организации».

Приведенные классификации  помогают понять природу той или  иной международной финансовой организации, ее роль и место в международной  финансовой системе.

Наиболее заметной и значимой международной финансовой организацией в настоящее время является, конечно  же, Международный валютный фонд (МВФ).10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Развитие экономического сотрудничества между государствами  привело к разветвлению различных  по своему содержанию видов хозяйственных  связей. В частности, за последние  годы значительно расширились межгосударственные финансовые, кредитные и валютные отношения. Являясь одной из форм экономического, научно-технического и культурного сотрудничества между  государствами, эти отношения вместе с тем имеют специфические  особенности. Учет этих особенностей позволяет  объединить указанные отношения  в одну группу международных финансовых отношений и выявить специфику  их международно-правового регулирования.

В XX в., в особенности после  второй мировой войны, в связи  с развитием международного обмена, а также расширением и дифференциацией  форм сотрудничества разных стран в  политической, экономической и культурной областях возникла необходимость дальнейшего  расширения международных финансовых отношений. Появились многочисленные международные организации, члены  которых – суверенные государства  – принимают на себя определенные финансовые обязательства. Были созданы  специализированные международные  финансовые организации (Международный  валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.). Такие организации получают и  предоставляют международные займы.

Специфические особенности  международных финансовых отношений, предопределенные, прежде всего, характером объекта этих отношений и целями их возникновения, требуют специальных  норм их правового регулирования, существенно  отличающихся от норм, регулирующих иные виды международных отношений. Во всех исследованиях, в которых прямо  или косвенно затрагиваются проблемы финансовых отношений между государствами, авторы указывают на особенности норм правового регулирования этих отношений.

Развитие международных  финансовых отношений обусловило развитие международного финансового права, что не могло не привлечь внимания науки международного финансового  права. В настоящее время необходимо описать и систематизировать  международные финансовые отношения, подвергнуть их анализу, с целью  обобщить практику и установить общие  принципы, на которые опираются эти  отношения. Проблематика международного финансового права заинтересовала представителей как науки международного права, так и науки финансового права.

Наука международного финансового  права исследует одноименную  отрасль права, историю возникновения  и развития данной отрасли права, вопросы, связанные с возникновением и прекращением международных финансовых отношений, анализирует их содержание, изучает предпосылки того или  иного их формирования, а также  их политические, социальные и экономические  последствия в зависимости от формирования содержания рассматриваемых  отношений.

Формирование международного финансового права как части (отрасль, подотрасль) международного публичного права опирается на принципы международного права, а также на общие положения национального финансового права. Развивать международное финансовое право исключительно в недрах международного права бесперспективно, научный анализ норм международного финансового права требует знания инструментария как международного, так и финансового права.

Исследование проблем  международного финансового права  может дать положительные результаты для практики лишь в том случае, если оно будет опираться на основы международного права и их проявление в межгосударственных финансовых отношениях, а также на основы национального  финансового права.

Я считаю, что выполненная  работа отражает цели, поставленные передо мной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Воронов Л. К., Давыдова Л. А. и др. «Финансовое право» М., 2002г.
  2. Лисовский В.И. Сущность и система международного финансового права // Советский ежегодник международного права, 2004-2005. М.: Наука, 2006.
  3. Международное публичное право. Под. ред. К.А. Бекяшева. М.: Проспект, 2003.
  4. Международное право. Под. ред. В.И. Кузнецова. М.: Юрист, 2001.
  5. Петрова Г.В. Взаимодействие норм российского финансового законодательства с международно-правовыми финансовыми нормами // Финансовый бизнес. 2009. №10.
  6. Ровинский Е.А. Международные финансовые отношения и их правовое регулирование // Советское государство и право. 2005. №2.
  7. Шумилов В.М. Концепция глобальной правовой системы // Юрист-международник - International Lawyer. 2003. N 3.
  8. Шумилов В.М. Международное финансовое право. М., 2005.

Информация о работе Международное финансовое право