Международное усыновление проблемы и решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 18:12, реферат

Описание работы

Вопросы усыновления (удочерения), в особенности усыновления российских детей иностранцами, имеют сейчас большое практическое значение. За последние 12 лет усыновлено и вывезено из России около 65 тысяч детей. Подавляющее большинство усыновлений касается США, значительно меньше - Испании, Франции, Канады, Италии и других стран. При усыновлении с участием иностранного элемента важно правильно применять нормы российского и международного права. Суды испытывают затруднения в связи с необходимостью установления содержания иностранного закона, оценкой документов, составленных за границей. Нередко суды допускают погрешности в установлении юридически значимых обстоятельств и формально относятся к исследованию представленных доказательств, не всегда соблюдается ими "приоритетность" усыновления детей, являющихся российскими гражданами, а также преимущество родственного воспитания.

Файлы: 1 файл

реферат межд.усын.(4).docx

— 45.94 Кб (Скачать файл)


Введение

Вопросы усыновления (удочерения), в особенности усыновления российских детей иностранцами, имеют сейчас большое практическое значение. За последние 12 лет усыновлено и вывезено из России около 65 тысяч детей. Подавляющее большинство усыновлений касается США, значительно меньше - Испании, Франции, Канады, Италии и других стран. При усыновлении с участием иностранного элемента важно правильно применять нормы российского и международного права. Суды испытывают затруднения в связи с необходимостью установления содержания иностранного закона, оценкой документов, составленных за границей. Нередко суды допускают погрешности в установлении юридически значимых обстоятельств и формально относятся к исследованию представленных доказательств, не всегда соблюдается ими "приоритетность" усыновления детей, являющихся российскими гражданами, а также преимущество родственного воспитания. Отмечается неблагополучие и в отношении документов, представляемых российской стороной.

В законодательстве различных  стран регулирование семейных отношений, и в том числе усыновления, имеет свои характерные особенности, обусловленные религиозными, национальными  особенностями, принадлежностью к  той или иной правовой семье. Поэтому  в каждом конкретном случае вопрос о применении права решается в  зависимости от обстоятельств.

В отношениях усыновления  в качестве иностранного элемента выступает  субъект правоотношения – усыновитель  или усыновленный должен являться иностранным  гражданином или лицом без  гражданства.  В На порядок правового регулирования усыновления, в соответствии со ст. 165 СК РФ, влияет место совершения усыновления (на территории России или на территории иностранного государства) и место жительства усыновителя или усыновленного.

  1. Нормы  международного частного права, регулирующих отношения усыновления

Отношения родителей и  детей, порядок и условия усыновления  могут кардинально отличаться в  законодательстве разных государств.

Регулирование усыновления  является, пожалуй, центральным моментом в защите прав детей.

Из того, что иностранным  элементом в отношениях усыновления  является субъект, следует, что основными  коллизионными привязками в области отношений усыновления являются:

а) закон гражданства усыновителя.

б) закон гражданства лица, в отношении которого устанавливается  или отменяется опека или попечительство.

В России усыновление, имеющее  международный характер, регулируется коллизионными нормами, закрепленными  в ст. 165 СК РФ. Согласно данной статье, усыновление считается международным, когда оно осуществляется:

1) Иностранными гражданами  или лицами без гражданства  в отношении ребенка-гражданина  РФ на территории России;

2) Иностранными гражданами  или лицами без гражданства  в отношении ребенка-гражданина  РФ за пределами территории  Российской Федерации;

3) Российскими гражданами  в отношении ребенка, являющегося  иностранным гражданином на территории  Российской Федерации;

4) Российскими гражданами  в отношении ребенка, являющегося  иностранным гражданином на территории  иностранного государства.

С принятием Семейного  Кодекса 1995г. в семейном законодательстве РФ основным коллизионным принципом, применяемым  при усыновлении (или отмене усыновления) иностранными гражданами российских детей  на территории России стал закон гражданства  усыновителя.

В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 165 СК РФ усыновление (в том числе отмена усыновления) на территории России иностранными гражданами ребенка, являющегося российским гражданином, производится в соответствии с законодательством страны гражданства усыновителя (а если это лицо без гражданства - в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства на момент подачи заявления). При усыновлении в России российского ребенка супругами, имеющими разное иностранное гражданство, должны быть, очевидно, соблюдены требования, предусмотренные законодательством как государства, гражданином которого является муж, так и государства, гражданкой которого является жена.

Применение при усыновлении  соответствующего иностранного законодательства обеспечивает в дальнейшем стабильность усыновления в иностранном государстве, так как усыновитель часто  увозит ребенка в свою страну. Законодательство большинства стран использует привязки к личному закону усыновителя  и усыновляемого в сочетании  друг с другом; иногда прямо указывается  на применение и того, и другого  закона (например, в Венгрии). Дети, таким  образом, получают как бы двойную  защиту - и по правилам иностранного законодательства (закона страны гражданства  усыновителя), и по правилам российского  законодательства. Если требования того или иного из этих законов не соблюдены, усыновление не может состояться.

При усыновлении на территории Российской Федерации ребенка-гражданина иностранного государства не требуется  соблюдения определенных статей СК РФ (ст.124-126 и 129-132), как это необходимо, когда речь идет об усыновлении ребенка-гражданина РФ. В этой ситуации необходимо получить согласие законного представителя  ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого ребенок является. Также может  потребоваться согласие на усыновление  и самого усыновляемого в том случае, если это предусмотрено законодательством государства, гражданином которого он является.

 

Особенности семейного права, обусловленные колоритностью народных обычаев, традиций, религий, существенно  затрудняют процесс создания единообразных  норм.

Игнорирование Россией большей  части международных конвенций, принятых в области семейного  права, не умаляет их значимость.

Конвенции представляют собой  унифицированные источники права, регулирующие, в частности международные  отношения усыновления. Наиболее важными  являются следующие конвенции:

- Конвенция ООН о правах  ребенка от 20 ноября 1989 г.,

- Гаагская Конвенция  о защите детей и сотрудничестве  в области межгосударственного  усыновления от 29 мая 1993 г.,

- Европейская конвенция  об усыновлении детей 
от 24 апреля 1967 г.,

-  Конвенция «O гражданских  аспектах международного похищения детей» 1980 г.

 

 

 

  1.  Договоры в области семейного права, заключенные в рамках СНГ

 

 Сотрудничество государств - членов СНГ в области семейного  права направлено на решение  первостепенно важных задач: создание  условий, обеспечивающих сохранение  международных семей, увеличение  числа которых связано с распадом  СССР и появлением новых иностранных  граждан, ранее населявших территорию  единого государства. Общность  интересов бывших советских граждан,  их историческое и социальное  родство позволяют достаточно  эффективно преодолевать проблемы, создавая единообразные правила  регулирования в области семейно-6рачных  отношений. Эти правила создаются  посредством унификации правовых  норм.

В области семейного права  между государствами - членами СНГ  заключено много двусторонних соглашений, одной из сторон которых является Российская Федерация. Наряду с двусторонними  договорами вопросы семейного права  получили закрепление в Конвенции  стран СНГ 1993 г . В ней подробным образом регулируется компетентность учреждений государств-участников по делам об установлении или; отмене опеки и попечительства, порядок назначения опекуна (попечителя), условия передачи опеки или попечительства учреждением одного государства - учреждению другого (ст. 33-36). В связи с этим необходимо заметить, что указанные нормы, не направлены на регулирование гражданских правоотношений в собственном смысле (т.е. отношений, имеющих имущественный характер), а опосредуют выбор права при совершении определенных процедурных мероприятий: например, порядок назначения опекуна. Это связано еще и с тем, что в гражданском законодательстве большинства государств (в том числе и в законодательстве Российской Федерации) наряду с нормами, регулирующими непосредственно имущественные отношения (или личные неимущественные), содержатся нормы, регламентирующие процедуру или порядок совершения определенных действий (в том числе и порядок назначения опекуна или. попечителя).

Несколько норм в Конвенции  стран СНГ 1993 Г. посвящено вопросам усыновления (ст. 37).

В данной Конвенции закрепляются также положения выбора права  в ситуациях, когда усыновитель  и усыновляемый имеют различное  гражданство: для этого дополнительно  необходимо соблюдать требования законодательства государства, гражданином которого является усыновляемый (например, получить согласие законного представителя  и компетентного государственного органа, также согласие самого ребенка, если это вытекает из закона государства, гражданином которого является ребенок).

В случае, если супруги-усыновители  имеют различное гражданство (речь идет об усыновителях - гражданах государств - участников этой Конвенции), необходимо соблюдать условия законодательства гражданства обоих супругов (п. 4 Ст. 37).

Еще одним актом, содержащим нормы об усыновлении, заключенным  в рамках СНГ является Минская  Конвенция о правовой помощи и  правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 
от 22 января 1993 г.). Ст. 37 данной Конвенции посвящена усыновлению и его отмене.

В этой Конвенции опять  же действует принцип гражданства  усыновителя: усыновление или его отмена определяется по законодательству государства, гражданином которого является усыновитель в момент подачи заявления об усыновлении или его отмене (п. 1. ст. 37). По делам об усыновлении или его отмене компетентно учреждение государства, гражданином которого является усыновитель в момент подачи заявления об усыновлении или его отмене (п. 4 ст. 37)

 Если один из супругов-усыновителей  является гражданином одного  государства-участника Конвенции,  а другой - гражданином другого  государства-участника, усыновление или его отмена должны производиться в соответствии с условиями, предусмотренными законодательством обоих государств. В такой ситуации по делам об усыновлении и отмене усыновления компетентно учреждение той страны, на территории которой супруги имеют или имели последнее совместное местожительство или местопребывание(п. 4. ст. 37)

При усыновлении ребенка-гражданина другого государства-члена Конвенции  необходимо также получить согласие законного представителя и компетентного  государственного органа, а также  согласие ребенка, если это требуется  по законодательству государства, гражданином  которого он является (п. 2 ст. 37).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Российское, законодательство, регулирующее порядок усыновления детей иностранными гражданами

 

Начиная с 1997 года, в Российской Федерации уделяется особое внимание вопросам, связанным с международным  усыновлением. Российская Федерация  не ратифицировала в Гаагскую Конвенцию 1993 г, но некоторые нормы этой Конвенции  нашли отражение в действующем  российском законодательстве.

19 сентября 1997 г.  Государственной  Думой было принято постановление  «О неотложных мерах по повышению  государственного контроля за усыновлением», в котором обращено внимание на необходимость такого контроля за соблюдением прав российских детей, усыновляемых иностранцами. В 1998 г. в ст. 165 СК РФ была включена норма о том, что при усыновлении в России детей-граждан РФ иностранными гражданами, состоящими в браке с гражданами РФ, усыновление производится в порядке, установленном для граждан России. Позднее были приняты: Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275), Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей" и Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 654 "О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением"(с изменениями от 2 августа 2007 г., 8 декабря 2008 г.)

 

 

  1. Условия и порядок  усыновления российских детей иностранными гражданами

 

Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления  контроля за условиями их жизни и  воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации в  частности, определяют порядок передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам  Российской Федерации, постоянно проживающим  за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам  или лицам без гражданства. Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей, единственный родитель или оба родителя которых:

- умерли;

- неизвестны, судом признаны безвестно отсутствующими или объявлены умершими;

- признаны судом недееспособными;

- лишены судом родительских прав;

- дали в установленном  порядке согласие на усыновление;

- по причинам, признанным  судом неуважительными, не проживают  более 6 месяцев совместно с  ребенком и уклоняются от его  воспитания и содержания.

Информация о работе Международное усыновление проблемы и решения