Международное усыновление проблемы и решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 18:12, реферат

Описание работы

Вопросы усыновления (удочерения), в особенности усыновления российских детей иностранцами, имеют сейчас большое практическое значение. За последние 12 лет усыновлено и вывезено из России около 65 тысяч детей. Подавляющее большинство усыновлений касается США, значительно меньше - Испании, Франции, Канады, Италии и других стран. При усыновлении с участием иностранного элемента важно правильно применять нормы российского и международного права. Суды испытывают затруднения в связи с необходимостью установления содержания иностранного закона, оценкой документов, составленных за границей. Нередко суды допускают погрешности в установлении юридически значимых обстоятельств и формально относятся к исследованию представленных доказательств, не всегда соблюдается ими "приоритетность" усыновления детей, являющихся российскими гражданами, а также преимущество родственного воспитания.

Файлы: 1 файл

реферат межд.усын.(4).docx

— 45.94 Кб (Скачать файл)

Усыновление найденного (подкинутого) ребенка, родители которого неизвестны, может быть осуществлено в установленном  законодательством Российской Федерации  порядке при наличии соответствующего акта, выданного органами внутренних дел или органами опеки и попечительства.

Кроме того, данные правила  регулируют контроль за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, и постановку на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства.

Правила запрещают посредническую деятельность по усыновлению детей. К таковой относится любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, в том числе сбор, передача, размещение в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети Интернет) и распространение иным образом сведений о ребенке, фото- и видеосъемка детей и проведение дополнительной медицинской экспертизы усыновляемого ребенка.

Усыновления иностранцами российских детей производится судом по месту  жительства усыновляемого ребенка. В соответствии с Правилами иностранным  гражданам при усыновлении ребенка - гражданина РФ, но проживающего за пределами  РФ, необходимо получить предварительное  разрешение на усыновление соответствующего органа исполнительной власти, на территории которого ребенок или его родители проживали до выезда за пределы территории РФ.

Кандидаты в усыновители  обязаны лично:

 ознакомиться с ребенком  и установить с ним контакт;

ознакомиться с документами  усыновляемого ребенка;

подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским  заключением о состоянии здоровья ребенка (п.12)

Усыновление или удочерение (в том числе и его отмена) российских детей, осуществляемые в  России иностранными гражданами или  лицами без гражданства, определяются законом гражданства усыновителя  или законом постоянного места  жительства для лиц без гражданства. Дополнительно при усыновлении  российских детей на территории Российской Федерации должны соблюдаться соответствующие  положения СК РФ 1995 г., определяющие материально-правовые условия усыновления (обеспечение интересов ребенка, соблюдение судебного порядка усыновления  и др.).

При усыновлении в России российскими гражданами ребенка, являющегося  иностранным гражданином, необходимо получить согласие законного представителя  и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а в отдельных случаях, предусмотренных  иностранным законодательством, - и  согласие самого ребенка. В случае, если усыновление производится иностранными гражданами или лицами без гражданства, состоящими в браке с гражданами РФ, усыновление производится в порядке, установленном для граждан РФ (п. 4 ст. 165 СК РФ).

Усыновление ребенка, являющегося  гражданином Российской Федерации  и проживающего за пределами России, произведенное в соответствии с  законом гражданства усыновителя, признается в России действительным. При этом одним из условий для  признания иностранного усыновления  действительным является получение  разрешения на усыновление от компетентных органов Российской Федерации.

Порядок передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление  иностранным гражданам регламентируется, как уже ранее отмечалось, Правилами  передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации. Согласно СТ. 24 Правил усыновление российских детей иностранцами допускается только при соблюдении двух условий:

1) если не представляется  возможным передать детей на  воспитание в семьи граждан  РФ, постоянно проживающих в России;

2) невозможно передать  детей на усыновление родственникам  независимо от гражданства и  места жительства последних. Разъяснение  отдельных положений, затрагивающих  вопросы усыновления, дается в  постановлении Пленума Верховного  суда Российской Федерации 40 применении  судами законодательства при  разрешении споров, связанных с  воспитанием детей. от 27 мая 1998 г .1.

В Постановлении Пленума  Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. значительное внимание уделено вопросам порядка  усыновления с участием иностранцев. Так, Пленум указал: "Суду необходимо тщательно исследовать заключение компетентного органа государства  о возможности заявителей быть усыновителями  с целью установления отсутствия каких-либо препятствий для данного  лица быть усыновителем (в частности, не имеется ли препятствий в связи  с разницей в возрасте усыновителя  и усыновляемого; если заявление  об усыновлении подано одиноким лицом, то не является ли это обстоятельство по законодательству соответствующего государства препятствием к усыновлению  ребенка и т.п.)" (п. "е" ст. 14).

При решении вопроса об усыновлении ребенка иностранными гражданами российские суды часто ограничиваются применением абз. 2 п. 1 ст. 165 СК РФ, то есть ссылаются только на российское право. Сведения об иностранном законодательстве, определяющем возможность быть усыновителем, суды черпают только из представленных заявителями заключений органов их государства (такие заключения представляются заявителями в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 271 ГПК РФ). Поэтому для суда очень важно убедиться, что документ выдан органом, компетентным выдавать подобные документы. Пленум Верховного Суда РФ указал на необходимость проверять, предоставлены ли этой организации полномочия составлять такие заключения от имени компетентного органа соответствующего государства (п. "в" ст. 14).

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Этапы усыновления детей-граждан РФ иностранными гражданами

 

Специальное регулирование  существует на всех трех этапах процедуры  усыновления российских детей иностранными гражданами:

- подготовительном (подготовка  потенциального усыновителя, регистрация  его в качестве кандидата в  усыновители и подбор ребенка  для усыновления);

- судебном (рассмотрение  заявления об усыновлении конкретного  ребенка и вынесение судебного  решения);

- постсудебном (регистрация усыновления, постановка усыновленного ребенка на учет, последующий контроль за осуществлением усыновления и процессом адаптации ребенка в семье усыновителей).

Первый этап – подготовительный - в случае, когда потенциальный  усыновитель - проживающий за границей иностранец, начинается с подачи лицом, желающим усыновить российского  ребенка, ходатайства в компетентные органы своего государства (в США - в  службу иммиграции и натурализации, во Франции - в службу социальной помощи детству и т.д.). Эти органы после  соответствующей проверки утверждают кандидатуру усыновителя. В то же время в России осуществляется подбор ребенка. Банк данных о детях создан в соответствии с Федеральным  законом от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О  государственном банке данных о  детях, оставшихся без попечения  родителей". Принято также Постановление  Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217 "О государственном банке  данных о детях, оставшихся без попечения  родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием". Банк данных содержит информацию о детях, оставшихся без попечения родителей и не устроенных органами опеки и попечительства на воспитание в семьи по месту фактического нахождения таких детей, а также информацию о гражданах, намеревающихся взять детей на воспитание в свои семьи и обратившихся за соответствующей информацией к региональному или федеральному оператору (Министерство образования и науки РФ или органы исполнительной власти субъектов РФ).

Иностранный гражданин, желающий усыновить ребенка, подает письменное заявление об этом с просьбой ознакомить его с находящимися в банке  сведениями о детях. Для обеспечения соблюдения приоритета российских граждан, желающих усыновить ребенка, закон (п. 4 ст. 124 СК РФ) устанавливает, что усыновление детей иностранцами допускается только в случаях, если не представилось возможным передать этих детей на воспитание (имеется в виду усыновление, опека, попечительство, приемная семья или иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные законами субъектов РФ) в семьи российских граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, или на усыновление родственникам детей независимо от места жительства и гражданства этих родственников. Данные ограничения соответствуют положениям ст. 21 Конвенции о правах ребенка, которой признано, что усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком только тогда, когда ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая в состоянии была бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным.

Дети могут быть переданы на усыновление иностранцам, не являющимся родственниками детей, по истечении  шести месяцев со дня поступления  сведений о таких детях в федеральный  банк данных.

Второй этап - судебное усыновление - регулируется положениями гл. 29 ГПК  РФ и гл. 19 СК РФ.

Специально установлена  подсудность таких дел - заявление  об усыновлении постоянно проживающие  за границей российские граждане, иностранные  граждане или лица без гражданства, желающие усыновить российского  ребенка, подают соответственно в областной  или другой суд "второго звена" по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка (ч. 2 ст. 269 ГПК РФ).

Родовая подсудность определена здесь иначе, чем при усыновлении  в обычных случаях, когда заявления  подаются в районный суд по месту  жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка (ч. 1 ст. 269 ГПК  РФ). В связи с упоминавшимся выше правилом абз. 3 п. 1 ст. 165 СК РФ, согласно которому усыновление в России российских детей иностранцами, состоящими в браке с российскими гражданами, производится в порядке, установленном кодексом для российских граждан, в судебной практике возник вопрос о подсудности упомянутых в этом абзаце дел об усыновлении. Пленум Верховного Суда РФ в названном выше постановлении от 20 апреля 2006 г., исходя из того, что подсудность в данном случае должна определяться нормами ГПК РФ, разъяснил, что иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе в случаях, когда они постоянно проживают на территории России, должны подавать заявления об усыновлении в суды "второго звена", "поскольку частью 2 статьи 269 ГПК РФ для названных лиц не предусмотрена возможность изменения родовой подсудности дел об усыновлении в зависимости от их места жительства. Если данные лица состоят в браке с гражданами Российской Федерации, с которыми постоянно проживают на территории Российской Федерации, и желают усыновить (удочерить) пасынка (падчерицу), являющегося гражданином Российской Федерации, либо желают совместно с мужем (женой) усыновить иного ребенка - гражданина Российской Федерации, то учитывая, что ГПК РФ не устанавливает специальной подсудности таких дел, она определяется исходя из общих правил. Поскольку одним из усыновителей является иностранный гражданин либо лицо без гражданства, эти дела также подсудны соответственно верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа по месту жительства ребенка (часть 2 статьи 269 ГПК РФ)" (п. 1 Постановления).

Вопрос о родовой подсудности  возникает и применительно к  делам об отмене усыновления российских детей иностранцами или российскими  гражданами, постоянно проживающими за границей (в законе этот вопрос прямо  не урегулирован). Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 20 апреля 2006 г. разъяснил, что такие дела должны рассматриваться теми же судами, которые  в соответствии с ч. 2 ст. 269 ГПК  РФ компетентны по соответствующим  делам об усыновлении, т.е. судами "второго  звена" (п. 20 постановления).

Некоторые особенности имеют  процедура рассмотрения дел об усыновлении  и требования к оформлению документов. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении  от 20 апреля 2006 г. рекомендовал судам  уже при подготовке дела к судебному  разбирательству истребовать от органа опеки и попечительства:

- документы, подтверждающие  невозможность передачи ребенка  на воспитание в семью граждан  Российской Федерации или на  усыновление родственникам ребенка  независимо от гражданства и  места жительства этих родственников;

- документ, подтверждающий  наличие сведений об усыновляемом  ребенке в федеральном банке  данных о детях, оставшихся  без попечения родителей;

- документы, содержащие  информацию о принятых органами  опеки и попечительства, региональным  и федеральным оператором мерах  по устройству (оказанию содействия  в устройстве) ребенка, оставшегося  без попечения родителей, на  воспитание в семьи граждан  Российской Федерации, постоянно  проживающих на территории Российской  Федерации (п. 7 ч. 2 ст. 272 ГПК РФ, ст. 6 Федерального закона "О государственном  банке данных о детях, оставшихся  без попечения родителей").

Эти документы суд исследует  с целью установления, с какого времени сведения о ребенке находились в федеральном банке данных о  детях, правильно ли были указаны  сведения о ребенке, предлагался  ли он на воспитание в семьи российских граждан, проживающих в России, либо на усыновление его родственникам и, если предлагался, то по каким причинам указанные лица отказались от принятия ребенка на воспитание в семью. Суд вправе допросить в качестве свидетелей родственников ребенка и других лиц.

После вынесения судебного  решения и в течение трех дней со дня вступления его в законную силу суд направляет выписку из решения  в орган записи актов гражданского состояния для государственной  регистрации усыновления. Регистрация  усыновления производится в соответствии с правилами Федерального закона "Об актах гражданского состояния".

3 этап – постановка  на учет. После выезда ребенка  - гражданина РФ в государство  гражданства усыновителя он ставится  на учет в консульском учреждении  РФ в соответствующем государстве. 29 марта 2000 г. Правительством России  утверждены Правила постановки  на учет консульскими учреждениями  Российской Федерации детей, являющихся  гражданами Российской Федерации  и усыновленных иностранными  гражданами или лицами без  гражданства. На консулов возложена  гарантированная Конституцией РФ (ч. 2 ст. 61) защита прав и законных  интересов детей, являющихся гражданами  РФ и усыновленных иностранными  гражданами.

Информация о работе Международное усыновление проблемы и решения