Международно-правовая ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 18:11, контрольная работа

Описание работы

Международно-правовая ответственность – это совокупность правовых отношений, возникающих в современном международном праве в связи с правонарушением, совершенным каким-либо государством или другим субъектом международного права, или в связи с ущербом, причиненным одним государством другим в результате правомерной деятельности. В одних случаях эти правоотношения могут касаться непосредственно только государства-правонарушителя и пострадавшего государства, в других – могут затрагивать права и интересы всего международного сообщества. В науке международного права под международно-правовой ответственностью понимают отрицательные юридические последствия, наступающие для субъекта международного права в результате нарушения им международного обязательства.

Файлы: 1 файл

международное право.docx

— 45.23 Кб (Скачать файл)

Неоднозначны  взгляды  ученых   на   само   определение   международной ответственности.  Одними  она  понимается  как   специфическая   обязанность нарушителя  возместить  причиненный им  ущерб,  другими – как реализация санкций   в   отношении   субъекта,    нарушившего     свои    международные обязательства,  третьими   –   как   комплексное   образование,   включающее одновременно обязанность нарушителя и реализуемые в отношении его санкции. Все эти взгляды в равной  степени пользуются  поддержкой  в международно-правовой доктрине.

Более подробно данную тему я хочу изложить в данном конспекте, выполненном  с использованием различных  форм представления материала.

Вопрос о международно-правовой ответственности государств впервые возник после первой мировой войны, когда в международных отношениях стала укрепляться идея преступности агрессивной войны. Эта идея, пройдя через ряд международно-правовых актов, постепенно превратилась в действующий и уже достаточно действенный принцип международного права. Первые попытки его установления связываются с созданием после первой мировой войны Лиги наций. В преамбуле к статуту этой организации подчеркивается необходимость принять некоторые обязательства по предотвращению войны и "строго соблюдать предписания международного права, признаваемого отныне действительным правилом поведения правительств".   В Статуте отмечалось также обязательство членов Лиги "уважать и охранять против всякого внешнего нападения территориальную целостность и существующую политическую независимость всех членов Лиги".


 

 

 

 

 


 

 

 


 

 

Юрист-международник П.М. Курис полагает, что институт международно-правовой ответственности обусловлен тем, что он является необходимым юридическим средством обеспечения международного права, более того – важнейшим элементом его сущности, одним из его устоев, поскольку право вообще немыслимо без ответственности за нарушение его норм. По этому поводу можно привести еще мнением А. Фердросса, который считает, что отрицание принципа ответственности "привело бы к гибели международного права, так как с отказом от ответственности государств за совершенный неправомерный акт отпали бы также обязательства государств соблюдать нормы международного права".

 



 

 

 

 

Особенности:

1. субъектами  международно-правовой ответственности  могут быть только субъекты  международного права.

2. государство  за свои действия отвечает  всем своим национальным достоянием.

3. государство  несет ответственность за деятельность  своих органов и должностных  лиц даже в случаях, когда  последние превысили свои полномочия, установленные внутригосударственным  правом, или нарушили инструкции, касающиеся их деятельности.

4. поведение  отдельного лица или группы  лиц рассматривается как деяние  государства, если установлено,  что это лицо или группа  лиц фактически действовали от  имени данного государства или  осуществляли прерогативы государственной  власти.

Вывод: таким образом, ответственность в международном праве можно определить как международно-правовой институт, включающий совокупность правовых норм, которые регулируют международные отношения в случае совершения государством или иным субъектом международного права деяний, относящихся к разряду транснациональных и признанных таковыми в международных соглашениях.



 


 


 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Вина государства – это социально-политическое явление, суть которого заключается в осознании государством противоправности своего поведения, в его волевом отношении к результатам этого поведения, выражающемся как в желании их получить, так и в невнимательности к правам других субъектов или пренебрежения этими правами.

Вина, принимаемая в таком смысле, содержится в любом международном правонарушении, однако это не означает, что вина – обязательный составной его  элемент, без доказанности наличия которой невозможна международно-правовая ответственность.

Что касается проблемы вины государства  как элемента общего состава международного правонарушения, то безосновательно  связывать ее с проблемой презумпций в процессе возложения международной  ответственности. При исследовании вопроса о презумпции вины государства  в международном процессе, многие авторы сошлись во мнении, что здесь  неизвестна общая система правовых презумпций. Общий принцип презумпции вины или невиновности отсутствует  и во внутригосударственном праве: в уголовном праве и процессе этот вопрос решается по одному, в гражданском  или административном – по другому.

Комиссия  международного права ООН не включила в ст.3 проекта статей элемента вины государства во избежание сложностей, которые могут возникнуть при  решении вопроса о презумпции вины или невиновности государства, проблемы доказательства вины и, что  особенно важно, при возможных различных  толкованиях самой категории  вины государства в международно-правовой практике. Позиция комиссии в этом вопросе подверглась критике  со стороны правительств различных государств и в литературе.

Однако  отсутствие элемента вины государства  в проекте не означает, что Комиссия международного права рассматривает  ответственность государства за международно-противоправные деяния как  абсолютную. Принцип виновной ответственности  государства в международном  праве учтен в ст. 31 проекта ("Форс-мажор  и непредвиденный случай") и ст. 32 ("Бедствие"). При наличии этих обстоятельств поведение государства  не является выражением воли субъекта права, что, согласно общеправовым закономерностями, свидетельствует об отсутствии его  вины. Международная практика в этой области отличается единством –  подобное невиновное поведение государства  не составляет международно-противоправного  деяния и не влечет за собой никакой ответственности.

Вред  как элемент международного правонарушения – это ущерб, причиняемый защищенным международным правом законным интересам  потерпевших от правонарушения государств или интересам всего международного сообщества в случае совершения международных преступлений. Наличие ущерба законным интересам государства ставит последнее в положение потерпевшего и дает тем самым ему основание предъявлять требования к государству-правонарушителю, а также применять международно-правовые санкции, т. о субъектами международных правоотношений, возникающих в связи с совершением международного правонарушения могут быть только те государства, законным интересам которых нанесен ущерб. Они являются субъектами международных претензий, или, выражаясь языком Международного суда, "могут рассматриваться как имеющие юридический интерес в защите прав". Если противоправное деяние не причиняет ущерба, то и самого интереса как такового не возникает. Кроме того, "в зависимости от характера и объема ущерба, причиненного правонарушением, определяют объем, вид (политическая как правило, сопровождается применением принудительных мер в отношении государства-правонарушителя и сочетается с материальной ответственностью., материальная наступает в случае нарушения государством своих международных обязательств, связанных с причинением материального ущерба) и формы ответственности государства-правонарушителя

(Формы политической ответственности:

Санкции — это принудительные меры, применяемые к государству-нарушителю. Они могут быть применимы международными организациями (универсальными и региональными), например ООН, ИКАО, ОАЕ, группой государств или отдельными организациями. Реторсиями считаются принудительные действия одного государства, направленные против другого государства, нарушившего интересы первого. Реторсия может быть только ответом одного государства на определенные недружественные действия другого государства с целью восстановления нарушенных прав.

К реторсиям относятся:

  • отзыв посла из государства, совершившего недружественный акт;
  • выдворение из страны равного числа дипломатов государства, которое ранее выслало из страны дипломатов первого государства;
  • запрещение въезда в страну или отмена визитов делегаций, в том числе главы государства, и т. д.

Репрессалии (невооруженные) - это правомерные принудительные действия одного государства против другою государства. Репрессалии применяются в ответ на неправомерные действия другого государства с целью восстановления нарушенного права. Они должны быть соразмерными причиненному ущербу и тому принуждению, которое необходимо для получения удовлетворения.

Репрессалии могут выражаться:

  • в приостановлении или разрыве дипломатических отношений;
  • введении эмбарго (запрещения) на ввоз товаров и сырья с территории государства-нарушителя и др.

Репрессалии должны быть прекращены по получении удовлетворения. Сатисфакция (удовлетворение) — это предоставление государством-нарушителем удовлетворения пострадавшему государству за ущерб, причиненный его чести и достоинству.

Сатисфакция может быть выражена в виде:

  • официального принесения извинения;
  • выражения сожаления или сочувствия;
  • заверения в том, что подобные неправомерные акции не будут иметь место в будущем;
  • оказания почестей флагу потерпевшего государства или исполнения его гимна в соответствующей торжественной обстановке и т. д.

Сатисфакция может потребоваться  только в тех случаях, когда реституция или компенсация не обеспечивают полного возмещения.

Сатисфакция не должна носить карательного характера или предусматривать  штрафные санкции. Сатисфакция не должна принимать формы, унизительные для  ответственного государства.

Таким образом, сатисфакция  преследует три цели:

  1. принесение извинений или иное признание неправомерности совершенного деяния;
  2. наказание виновных;
  3. принятие мер к предотвращению повторения нарушения.

Ресторация как форма ответственности предполагает восстановление государством-нарушителем прежнего состояния какого-либо материального объекта (например, восстановление качества и чистоты воды, загрязненной по его вине).

Особой формой политической ответственности государств является приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации (лишение правана представительство в главных органах, права на получение помощи и обслуживаниеи др.), и как крайняя мера исключение из международной организации. Например, за агрессию против Финляндии СССР был исключен из Лиги Наций в 1940 г.

 

Формы материальной ответственности:

Репарации представляют собой возмещение материального ущерба в денежном выражении, товарами, услугами. Объем и вид репараций, как правило, применяются на основе международных договоров. Сумма репараций обычно значительно меньше объема ущерба, причиненного войной. Например, по решению Крымской конференции 1945 г. репарации с Германии составили всего 20 млрд долл., что даже несопоставимо с нанесенным Советскому Союзу ущербом в целом.

Реституция — это восстановление положения, которое существовало до совершения противоправного деяния. Одной из форм реституции является возврат в натуре имущества, неправомерно изъятого и вывезенного воюющим государством с территории противника. Например, в соответствии со ст. 75 Мирного договора между союзными державами и Италией от 10 февраля 1947 г. Италия обязалась вернуть «в возможно кратчайший срок имущество, вывезенное с территории любой из стран Объединенных Наций.

Субституция — это разновидность реституции. Она представляет собой замену неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества, зданий, транспортных средств, художественных ценностей, личного имущества и т. п.)", а также характер и объем международных претензий.

Установление ущерба следует  считать необходимым элементом  состава международного правонарушения, и состоит оно в установлении того, подлежат ли защите соответствующих  норм международного права интересы, которым был причинен ущерб. В зависимости от природы ущерба, причиненного международным правонарушением, его подразделяют на два основных вида: материальный ущерб – различные имущественные потери, начиная от территориальных потерь и кончая упущенной выгодой;

           нематериальный ущерб – начиная от различных форм ограничения государственного суверенитета и кончая уроном чести и престижа государства.

Однако  часто ущерб причиняется и  в смешанной форме. Нет оснований  выделять ущерб, причиненный иностранным  физическим и юридическим лицам, ибо они не являются субъектами международного права. Такой ущерб приобретает  международно-правовую значимость только в отношения государства с  государством, т. е. только тогда, когда  нарушены законные интересы государства гражданства этих лиц. Международную значимость ущерб, причиненный иностранцам, приобретает лишь в случае использования механизма дипломатической защиты.

Информация о работе Международно-правовая ответственность