Международно-правовая защита прав человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2015 в 09:30, курсовая работа

Описание работы

Государство понимается в международном праве как единство трех элементов: население, территория, власть. При этом в прошлом население рассматривалось как придаток территории, что сказывалось на его статусе, на правах составляющих его лиц. Под населением понимаются все лица, находящиеся на территории государства, независимо от их правового статуса, т.е. граждане, лица без гражданства, иностранцы, лица, обладающие несколькими гражданствами, и др.

Файлы: 1 файл

Государство понимается в международном праве как единство трех элементов.docx

— 19.06 Кб (Скачать файл)

Международно-правовая защита прав человека.

 

Государство понимается в международном праве как единство трех элементов: население, территория, власть. При этом в прошлом население рассматривалось как придаток территории, что сказывалось на его статусе, на правах составляющих его лиц. Под населением понимаются все лица, находящиеся на территории государства, независимо от их правового статуса, т.е. граждане, лица без гражданства, иностранцы, лица, обладающие несколькими гражданствами, и др.

Наряду с понятием «население» международное право использует понятие «народ». Народ образуют граждане данного государства. Статус населения и народа различен. Все население обладает основными правами, предусмотренными международным правом. Принцип уважения прав человека обязывает государства уважать права человека в отношении всех лиц на его территории. В Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. говорится, что каждое участвующее «государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся на его территории или под его юрисдикцией лицам права, признанные настоящим Пактом ...» (ст. 2). Но только гражданин имеет право принимать участие в ведении государственных дел (ст. 25). Соответственно, правом на самоопределение обладает не население, а народ, что явно следует из Устава ООН и других международных актов. Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право. Каждое государство обязано воздерживаться от каких-либо насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость.

Признание за народом высшего права самостоятельно решать свою судьбу является характерной чертой современного международного права и достижением человеческой цивилизации. Международное право защищает права и интересы народа не только непосредственно, но и через государство. Оно запрещает применение силы или угрозу силой, вмешательство во внутренние дела и др. Остановимся теперь на различных категориях лиц, образующих население государства. Гражданство представляет собой правовую связь чело- века с государством, определяющую взаимные права и обязанности. В приведенном определении подчеркивается наличие взаимных прав и обязанностей у человека и государства. В результате оно принципиально отличается от ранее принятого определения гражданства как принадлежности человека к государству. Новое понимание гражданства нашло отражение в законодательстве и международной практике, включая судебную. В Законе о гражданстве Российской Федерации 2002 г. гражданство РФ определяется как «устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей» (ст. 3). В мировой литературе, законодательстве государств и в международной практике принят термин «гражданство юридического лица». В соответствии с Кодексом о гражданстве Турции термин «гражданин» означает также «все юридические лица или ассоциации, статус которых в качестве таковых основан на находящемся в силе законе Турции». В силу своего статуса гражданин пользуется всеми правами, предусмотренными законом, и несет соответствующие обязательства. Государство обеспечивает права гражданина и контролирует выполнение им своих обязанностей. Находясь за рубежом, гражданин обязан соблюдать определенные законы своего государства, последнее обеспечивает ему дипломатическую защиту. Многие договоры предусматривают предоставление гражданам участвующих государств определенных прав и льгот. В некоторых странах существуют различные виды гражданства. В Нидерландах лица, родившиеся в голландских владениях (т.е. в колониях), обладают статусом голландских подданных в отличие от полноправных граждан, нидерландцев. Аналогичное положение существует и в Великобритании. В некоторых федерациях, например в США, помимо федерального гражданства существует и гражданство субъектов. А в Швейцарии кроме федерального гражданства имеются гражданства кантона и общины. В международном плане существует только федеральное гражданство. Гражданство субъектов Федерации существует и в России. Такое гражданство носит внутригосударственный характер, означая правовую связь человека с соответствующей частью государства. Международного значения оно лишено. Новым институтом является гражданство интеграционного союза государств. Маастрихтский договор об учреждении Европейского союза 1992 г. предусматривает гражданство Союза для граждан государств-членов. Гражданство означает связь с государством. Союз не является даже конфедерацией. Поэтому в данном случае речь идет о гражданстве особого рода. Гражданин Союза обладает правом свободного передвижения и пребывания в пределах территории государств-членов. Он может избирать и быть избранным в местные органы власти. В целом гражданство Союза имеет внутрисоюзное, а не международное значение. В международном плане учитывается лишь гражданство соответствующего государства-члена. По соглашению государств такая защита может предоставляться без всякого союзного гражданства. И в том и в другом случае необходимо получить на это согласие страны пребывания. Эта модель гражданства воспринята Союзом Белоруссии и России. Каждый гражданин участвующих государств «является одновременно гражданином Союза». Гражданин Союза обладает правом на свободное передвижение и постоянное проживание в пределах территории участников. Постоянное проживание в другом государстве дает право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления. Предусмотрено и право на дипломатическую защиту в третьей стране. Существует два основных способа приобретения гражданства – первоначальный и производный. Первый – при- обретение гражданства при рождении (филиация). Второй – приобретение гражданства после рождения (натурализация, укоренение). Право государств в отношении способов приобретения гражданства придерживается различных принципов. Один из них – принцип права крови (jus sanguinis), другой – принцип права почвы (jus soli). В соответствии с первым ребенок приобретает гражданство родителей. В соответствии со вторым гражданство ребенка определяется местом рождения. Каждый из этих принципов имеет свои недостатки. Поэтому получили распространение смешанные системы. Первыми ввели такие системы Великобритания и США.

Довольно часто вопрос о приобретении гражданства возникает при вступлении в брак с иностранцем. В прошлом было принято, что, вступая в брак с иностранцем, женщина утрачивает свое гражданство и приобретает гражданство мужа. В настоящее время все большее число государств становится на позицию равноправия полов и устанавливает, что вступление женщины в брак само по себе не влияет на ее гражданство.При рождении гражданство приобретают автоматически, в силу закона: а) дети, хотя бы один из родителей которых обладает гражданством данного государства. Законодательство государства может предусмотреть исключения для детей, рожденных за рубежом; б) дети, найденные или рожденные на территории государства, если в противном случае они окажутся лицами без гражданства. Что касается натурализации, то здесь установлено самое общее правило в силу того, что проблема имеет серьезное социальное и экономическое значение для европейских государств. Согласно этому правилу, государства должны предусмотреть возможность натурализации для лиц, закон- но и обычно проживающих на их территории. Государства должны облегчить приобретение гражданства для следующих лиц: – супругов их граждан; Международно-правовая защита прав человека 417 – детей, один из родителей которых приобрел их гражданство; – детей, усыновленных одним из граждан; – лиц, родившихся на их территории, а также законно и обычно на ней проживающих; – лиц без гражданства и признанных беженцев, законно и обычно проживающих на их территории (ст. 6). Вопросы утраты, прекращения гражданства решаются внутренним правом государства, и решаются по-разному. Гражданство может быть утрачено лицом по собственной воле или по инициативе государства. В последнем случае говорят о лишении гражданства. Оно может быть автоматическим, т.е. в силу закона, который предусматривает, что при определенных условиях гражданство прекращается, например в случае приобретения другого гражданства, дли- тельного проживания за рубежом, поступления на службу в иностранные вооруженные силы.

Иной вид лишения гражданства состоит в издании специального акта государства, декрета высшего органа или приговора суда. В Швейцарии гражданин в принципе не может быть лишен гражданства. Исключением является случай, когда швейцарец, имея двойное гражданство и проживая за рубежом, нанес значительный ущерб авторитету и интересам Швейцарии. В некоторых государствах такая возможность предусмотрена лишь в отношении натурализованных граждан, т.е. получивших гражданство после рождения (Великобритания и члены Содружества). Это положение является дискриминационным в отношении натурализованных граждан. Конституция России закрепила единство и равенство гражданства независимо от оснований его приобретения (ч. 1 ст. 6). Международное право ограничивает право государства лишать гражданства не очень жестко. Государство не может лишить гражданства только произвольно. На универсальном уровне ряд существенных норм об утрате гражданства содержится в Конвенции о сокращении безгражданства 1961 г. Если закон государства предусматривает утрату гражданства вследствие какого-либо изменения в личном статусе, как-то: вступление в брак или его прекращение, узаконение, признание или усыновление, – такая утрата возможна только при условии приобретения другого гражданства (ст. 5). Это положение воспринято За- коном о гражданстве РФ. Выход из гражданства не допускается, если гражданин России «не имеет иного гражданства в результате выезда, длительного проживания за границей, не регистрации или иной подобной причины, если в результате утраты он станет лицом без гражданства». Конвенция допускает возможность утраты гражданства лицом, длительно проживающим за границей, но устанавливает, что длительным считается проживание не менее семи последовательных лет. Это правило установлено, что- бы по возможности избежать случаев злоупотребления иностранным гражданством, когда его приобретают из соображений той или иной выгоды, не собираясь устанавливать реальную связь с соответствующей страной. Конвенция 1961 г. закрепила общее правило, согласно которому государство не должно лишать лицо гражданства, если в результате этого оно становится лицом без гражданства. Вместе с тем государству предоставлено право делать определенные исключения из этого правила, если оно сделает соответствующую оговорку к Конвенции.

 

 


Информация о работе Международно-правовая защита прав человека