Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 10:51, контрольная работа
Термин «международное гуманитарное право» сложился в связи с регламентацией средств и способов ведения войны, вооруженных конфликтов. Впервые— в 1950-х годах — был предложен известным швейцарским юристом Жаном Пикте, который определил, что задачей международного гуманитарного права является регулирование военных действий с целью облегчения переносимых страданий. В международно-правовой лексике используются выражения «Право вооруженных конфликтов», «право войны». «чрезвычайное положение», конфликт вооруженных противоборствующих групп».
1. Основные принципы международного гуманитарного права………….3
2. Международная защита раненых и больных в условиях вооруженных конфликтов………………………………………………………………....6
3. Правовой статус военнопленных………………………………………....8
4. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов..13
Список использованной литературы………………………………………..18
СОДЕРЖАНИЕ
Список использованной литературы………………………………………..18
1.ПОНЯТИЕ И
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
Термин «международное гуманитарное право» сложился в связи с регламентацией средств и способов ведения войны, вооруженных конфликтов. Впервые— в 1950-х годах — был предложен известным швейцарским юристом Жаном Пикте, который определил, что задачей международного гуманитарного права является регулирование военных действий с целью облегчения переносимых страданий. В международно-правовой лексике используются выражения «Право вооруженных конфликтов», «право войны». «чрезвычайное положение», конфликт вооруженных противоборствующих групп».
Международное гуманитарное право — совокупность международных конвенционных и обычных норм, составляющих «правила» (законы и обычаи) ведения войны (вооруженного конфликта), регулирующих отношения между воюющими сторонами (государствами), а также между ними, с одной стороны, и нейтральными государствами — с другой, и имеющих своим назначением гуманизацию средств и методов ведения войны.
Предмет правового регулирования международного гуманитарного права — это общественные отношения, складывающиеся между воюющими сторонами в связи с вооруженным конфликтом [1].
Международное гуманитарное право содержит ряд четких практических принципов, отражающих реалии конфликта.
Под принципами понимаются исходные положения, руководящие идеи, которые являются основой международного гуманитарного права, отражают его характерные черты и содержание.
Принципы в международном гуманитарном праве являются правовой основой, на которой базируются конкретные нормы. В то же время, принципы не систематизированы и не закреплены ни в одном международно-правовом документе, а выводятся из ряда конкретных норм.
Принцип гуманности - наиболее обобщенный принцип данной системы правовых норм.
Всеобъемлемость данного принципа проявляется в том, что он распространяется на все поведение воюющих, а не только на запреты, касающиеся ведения войны. Так, статья 13 Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г. требует от воюющих «всегда обращаться гуманно» с военнопленными; Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г. устанавливает обязательство обеспечить раненым и больным необходимый уход, оградить их от ограбления и дурного обращения и т.д. В статье 1 Дополнительного протокола I содержится положение, согласно которому воюющие стороны в своих действиях исходят «из принципов гуманности».
Принцип военной необходимости впервые был сформулирован еще в Санкт-Петербургской декларации об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 г. и устанавливал, что «единственная законная цель, которую должны иметь государства во время войны, состоит в ослаблении военных сил неприятеля» и что для достижения этой цели «достаточно выводить из строя наибольшее, по возможности, число людей».
Этот принцип носит сугубо практический характер. Он исходит из реалий боя и позволяет считать законным применение силы, продиктованное разумными соображениями военного характера, в пределах, необходимых для нанесения поражения противнику. Действия, которые явно не являются необходимыми с военной точки зрения, запрещены.
Принцип соразмерности означает, что при нападении на военные объекты гражданские лица должны быть максимально ограждены от случайных потерь, а гражданские объекты — от случайного ущерба. Случайные потери и ущерб не должны быть чрезмерными по отношению к конкретному и прямому военному преимуществу.
Принцип ограничения воюющих в выборе средств и методов вооруженной борьбы, который устанавливает, что «в случае вооруженного конфликта право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным» (п. 1 ст. 35 Дополнительного протокола I). Этот принцип также впервые был сформулирован в Санкт-Петербургской декларации об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 г.
Средства и способы ведения войны, которые могут причинить излишние страдания и чрезмерные повреждения, запрещены.
Тем самым принцип
ограничения имеет целью
Принцип различия и зашиты покровительствуемых лиц означает, что при любых обстоятельствах следует четко проводить различие между комбатантами и отдельными гражданскими лицами или гражданским населением в целом; а также то, что государство должно как на национальном, так и на международном уровне обеспечить защиту лиц, оказавшихся в его власти.
Следующим принципом этой группы является принцип неприкосновенности лиц, прекративших принимать непосредственное участие в военных действиях (раненые, больные, военнопленные, парламентеры и т.д.).
Данный принцип означает, что:
Принцип добросовестности в отношениях противоборствующих сторон - обычный принцип ведения войны. Военным надлежит проявлять добросовестность, которая необходима также при проведении переговоров с противной стороной и гуманитарными организациями.
Принцип
гуманного обращения и
2.МЕЖДУНАРОДНАЯ
ЗАЩИТА РАНЕНЫХ И БОЛЬНЫХ В
УСЛОВИЯХ ВООРУЖЕННЫХ
Состояние войны служит оправданием для применения насилия против активного противника в целях уничтожения его военного потенциала. Международное гуманитарное право представляет собой систему, в основе которой лежат прежде всего положения, призванные обеспечить защиту и гуманное обращение лицам, которые либо выведены из строя, либо не принимают участие в вооруженном конфликте. Таких лиц называют жертвами воины. В правовых актах, предусматривающих защиту, главным образом имеются в виду раненые, больные.
Более детально международно-правовая конструкция защиты раненых, больных изложена в Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г. (Первая Женевская конвенция), в Женевской конвенции об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море 1949 г. (Вторая Женевская конвенция), в I и II Дополнительных протоколах к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г.
В пункте «а» статьи 8 Дополнительного протокола I содержится определение понятия «раненые и больные», означающее «лиц как военнослужащих, так и гражданских, которые вследствие травмы, болезни или другого физического или психического расстройства или инвалидности нуждаются в медицинской помощи или уходе и которые воздерживаются от любых враждебных действий. Эти слова также относятся к роженицам, новорожденным детям и другим людям, которые могут нуждаться в медицинской помощи или уходе, например беременные женщины или немощные, и которые воздерживаются от любых враждебных действий». Как видно из этого определения, оно основывается на двух критериях: потребности в медицинском уходе и воздержании от любых враждебных действий [5].
В Конвенции об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны от 22 августа 1864 г. закреплялось, что в условиях сухопутной войны санитарные транспорты и полевые госпитали «признавались нейтральными и. пока давали убежище раненым и больным, подлежали как таковые защите и покровительству со стороны всех участников конфликта»; медицинский персонал не только не мог быть захвачен в плен или обстрелян, но и получал «возможность сохранять нейтральный статус, пока выполнял свои обязанности, а также до тех пор.пока на поле боя оставались раненые, которых надлежало подобрать или которым необходимо было оказать помощь»; «раненых и больных комбатантов, к какой бы стороне они ни принадлежали, следовало подбирать и обеспечивать необходимым уходом», а также, что «госпитали, санитарные транспорты и личный состав подразделений, занятых подбором и эвакуацией раненых» получат отличительный знак в виде флага или нарукавной повязки единого образца с изображением «Красного Креста на белом фоне».
Понятием «раненый» или «больной» обозначают как военнослужащих, так и гражданских лиц, а «медицинские формирования» - принадлежащие как военному, так и гражданскому ведомству. Защита распространяется теперь и на человека, и на учреждение и не связывается с их военным или гражданскимстатусом.Так, статья 10 Дополнительного протокола I гласит:
1. Все раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, независимо от того, к какой стороне они принадлежат, пользуются уважением и защитой.
2. При всех обстоятельствах с ними обращаются гуманно и предоставляют им в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход, которых требует их состояние. Между ними не проводится никакого различия по каким бы то ни было соображениям, кроме медицинских». Аналогичные по смыслу и почти совпадающие по форме нормы содержатся в статье 7 Дополнительного протокола II .
Вышеприведенные положения акцентируют внимание на следующих существенных обязательствах государств-участников: уважении, защите, предоставлении медицинской помощи и уходе [4].
3.ПРАВОВОЙ СТАТУС ВОЕННОПЛЕННЫХ
Концепция статуса военнопленных начала формироваться практически одновременно со статусом участников вооруженных конфликтов первоначально в качестве норм обычного международного права.
В 1929 г. была подписана Конвенция об обращении с военнопленными, которая подробно регламентировала принципы и правила, определяющие порядок взятия в плен и содержания в плену лиц из состава вооруженных сил противника. Принципы гуманного отношения к военнопленным были затем закреплены в Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г. Дальнейшее развитие режим военного плена получил в Дополнительных протоколах 1977 г., где были уточнены критерии принципа недискриминации и компетенция органа, во власти которого находятся лица, свобода которых была ограничена в конфликтах немеждународного характера.
Положения Женевской конвенции 1949 г. «Об обращении с военнопленными», Дополнительного протокола I распространяются на всех законных участников международных вооруженных конфликтов, кроме медико-санитарного и духовного персонала, которые не считаются военнопленными, с момента, когда они попадут во власть неприятеля, и вплоть до их окончательного освобождения и репатриации.
Военнопленные — все законные участники международных конфликтов с момента, когда они попадают во власть неприятеля, и вплоть до их окончательного освобождения и репатриации:
Информация о работе Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов