Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 10:51, контрольная работа

Описание работы

Термин «международное гуманитарное право» сложился в связи с регламентацией средств и способов ведения войны, вооруженных конфликтов. Впервые— в 1950-х годах — был предложен известным швейцарским юристом Жаном Пикте, который определил, что задачей международного гуманитарного права является регулирование военных действий с целью облегчения переносимых страданий. В международно-правовой лексике используются выражения «Право вооруженных конфликтов», «право войны». «чрезвычайное положение», конфликт вооруженных противоборствующих групп».

Содержание работы

1. Основные принципы международного гуманитарного права………….3
2. Международная защита раненых и больных в условиях вооруженных конфликтов………………………………………………………………....6
3. Правовой статус военнопленных………………………………………....8
4. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов..13
Список использованной литературы………………………………………..18

Файлы: 1 файл

моя контрольная работа.docx

— 51.31 Кб (Скачать файл)

4)лица из числа населения не оккупированной территории, которые добровольно берутся за оружие для борьбыс вторгающимися войсками неприятеля, не имея времени сформироваться в регулярные воинские подразделения, если они открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны. Взятые в плен лица из числа медицинского персонала наделяются особым статусом: они либо должны осуществлять уход за военнопленными стороны, к которой они принадлежат, либо их должны возвратить этой стороне.

Если возникает  сомнение в том, имеет ли любое  такое лицо статус военнопленного, оно продолжает сохранять такой  статус и пользуется защитой международного гуманитарного права до тех пор, пока его статус не будет определен компетентным судебным органом.

Военнопленные являются пленными государства, а не подразделения или лица, их захвативших. Это означает, что государство отвечает за их безопасность и то, как с ними обращаются. Естественно, отдельные лица также несут ответственность за любое ненадлежащее обращение с военнопленными. В то же время военнопленные должны подчиняться законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах держащей в плену державы.

Военнопленным должна обеспечиваться защита, в частности, от всяких актов насилия, запугивания, оскорблений. Не должно допускаться применение к военнопленным репрессалий. Они имеют право на уважение к их личности и чести. К женщинам следует относиться со всем полагающимся их полу уважением и обращаться с ними во всех случаях не хуже, чем с мужчинами. Таким образом, в соответствии с положением статьи 14 III Женевской конвенции они обладают правом натакую же защиту, как и мужчины. Женщинам-военнопленным обеспечивается защита от физического насилия, в том числе сексуальных домогательств и непристойных действий. В этом  смысле речь идет об общей защите, предоставляемой женщинам-военнопленным.

Военнопленные также  полностью сохраняют свою гражданскую правоспособность, которой они пользовались во время захвата в плен. Однако держащее их в плену государство может ограничить не саму правоспособность военнопленного, а осуществление связанных с нею прав в той степени, в которой этого требуют условия плена.

 Статьи 21-108 III Женевской конвенции подробно регламентируют порядок обращения с военнопленными с момента пленения и до репатриации. В целом IIIЖеневская конвенция содержит четыре группы норм, регулирующих основные стороны жизни военнопленного:

  • начало плена,
  • условия интернирования,
  • -уголовные и дисциплинарные наказания,
  • освобождение и возвращение на родину.

Положения статей 17-20 III Женевской конвенции содержат правовое регулирование начала плена. В случае пленения военнопленный при допросе обязан сообщить только свою фамилию, имя, звание, дату рождения и личный номер или, за неимением такового, другую равнозначную информацию. При частичном умалчивании этих сведений военнопленный может не получить преимуществ, предусмотренных для его истинных звания и положения. Никакие физические или моральные пытки и никакие другие меры принуждения не могут применяться к военнопленным для получения от них каких-либо сведений.


В течение недели после прибытия в лагерь военнопленные  должны получить возможность заполнить карточки-извещения о взятии в плен. Одна из них отправляется родственникам, другая в Центральное агентство по розыску МККК. В карточке содержится сообщение о взятии в плен, о состоянии здоровья военнопленного и указывается его адрес. Такая же процедура предусматривается в случае его перевода в другой лагерь.


Все вещи и предметы личного пользования, за исключением  оружия, воинского снаряжения и военных документов, вещи и предметы обмундирования, питания, знаки различия и государственной принадлежности, имеющие главным образом субъективную ценность, а также предметы личной защиты (металлические каски, противогазы) не могут быть отняты у военнопленного.


Положения III Женевской конвенции касаются не только физических условий содержания военнопленных. Многие статьи посвящены моральным и психологическим условиям их содержания. В статьях 34. 35. 38, 49. 50, 51. 57 регулируются не только религиозная, интеллектуальная деятельность и занятияспортом, но также и виды работ, которые считаются подходящими для того, чтобы военнопленные сохранили чувство собственного достоинства и психическое здоровье. Так, трудоспособные военнопленные с учетом их возраста, пола, звания, а также физических способностей могут быть использованы в качестве рабочей силы. При этом офицеры и приравненные к ним лица ни в коем случае не могут принуждаться к работе. Однако, если они просят дать им подходящую для них работу, то такая возможность им может быть предоставлена [2].

Ни один военнопленный  не может быть использован на работах, угрожающих здоровью или опасных, если он не соглашается на это добровольно. Ни один военнопленный не будет использован на работах, расцениваемых как унизительные для военнослужащего держащей в плену державы. Военнопленные имеют право иметь наличные деньги и получать за выполняемую работу денежную плату, а также послать почтовую карточку семье и Центральному агентству по делам военнопленных; могут получать индивидуальные или коллективные посылки, медикаменты, спортинвентарь и т.п.

Военнопленные должны подчиняться  законам, уставам и приказам, действующим  в вооруженных силах держащей в плену державы. Дисциплинарные взыскания могут быть наложены только начальником лагеря или офицером, назначаемым им, и ни в коем случае не военнопленным.


Дисциплинарные  взыскания ни в коем случае не должны быть бесчеловечными, жестокими или опасными для здоровья и не могут налагаться на срок, превышающий более чем 30 суток.

Военнопленные пользуются покровительством Конвенции даже в случае их осуждения.

Смертный приговор военнопленному в принципе может  быть вынесен за совершение преступлений, карающихся смертной казнью в вооруженных силах держащей в плену Державы. Но поскольку военнопленный не является гражданином этой Державы, не связан долгом верности по отношению к ней и находится в ее власти вследствие обстоятельств, не зависящих от его воли, суд должен принять это во внимание перед вынесением смертного приговора (ст. 100 III Женевской конвенции). Кроме того, согласно статье 76 Дополнительного протокола I во всех случаях, когда это возможно, смертный приговор не должен выноситься беременным женщинам и матерям малолетних детей, от которых такие дети зависят, а если такой приговор вынесен, он не приводится в исполнение. То же самое относится и к пленным, совершившим преступление в возрасте до 18 лет.

Конвенция предусматривает  возможность непосредственной репатриации неизлечимых раненых и больных, умалишенных, и лиц, умственные и физические способности которых навсегда или сильно понизились, а также госпитализации в нейтральных государствах раненых, больных и военнопленных, излечение которых может произойти в течение одного года или они могут быть спасены путем госпитализации в нейтральной стране.

Возрастных ограничений  для предоставления статуса военнопленного не существует, возраст может служить основанием для предоставления специальной защиты. Режим специальной защиты детей-военнопленных предусматривает привилегированное обращение, особый порядок применения мер уголовного наказания, особенности физических и психологических условий интернирования.


В настоящее время  не удается достичь полного исключения участия детей в вооруженных конфликтах. Поэтому если подростки в возрасте от 15 до 18 лет находятся на службе в вооруженных силах вопреки рекомендации международного гуманитарного права, то при вербовке на военную службу следует отдавать предпочтение более старшим возрастам. То же относится к детям, не достигшим 15 лет, которые были призваны или поступили добровольно в вооруженные силы, имеют статус комбатанта и будут при захвате в плен иметь статус военнопленного. Режим специальной защиты детей-военнопленных предусматривает привилегированное обращение, особый порядок применения мер уголовного характера, особенности физических и психологических условий интернирования [1].


 

4.ЗАЩИТА ГРАЖДАНСКОГО  НАСЕЛЕНИЯ В ПЕРИОД ВООРУЖЕННЫХ  КОНФЛИКТОВ

В настоящее время  нормы, предусматривающие защиту гражданского населения, содержатся в Гаагской конвенции  о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г.. Женевской конвенции 1949 г. «О защите гражданского населения во время войны», Дополнительных протоколах 1977 г., Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия 1980 г.

Впервые попытка определения «гражданское население» была предпринята в 1949 г. авторами IV Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны. Определение гражданских лиц было развито и дополнено в Дополнительном протоколе I, в котором указано, что гражданское население и отдельные гражданские лица пользуются общей защитой от опасностей, возникающих в связи с военными операциями.

При этом устанавливается, что гражданское население состоит из всех лиц, являющихся гражданскими лицами, т.е не входят в личный состав вооруженных сил (в том числе регулярных). Из анализа смысла нормы очевидно, что гражданское население - это лица, которые не относятся к категории комбатантов; добровольческих отрядов и ополчения (включая личный состав организованных движений сопротивления –попризнакам комбатантов); а также не относится к категории населения неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно по собственному почину берется за оружие для борьбы с вторгающимися войсками —по признакам комбатантов.


Эти нормы касаются граждан как государств, участвующих  в конфликте, так и других государств, граждан нейтральных государств на территории стороны в конфликте, а также граждан государств, не подписавших Женевские конвенции и Дополнительный протокол I, которые оказались на этой территории [1].


Гражданских лиц  нельзя подвергать нападению. В случае сомнения относительно того, является ли какое-либо лицо гражданским лицом, с ним следует обращаться как с гражданским лицом. Гражданским лицам не разрешается принимать непосредственного участия в боевых действиях, в противномслучае они теряют предоставляемую им защиту от нападения на период их непосредственного участия в боевых действиях.

К гражданским  лицам, следующим за вооруженными силами, относятся военные корреспонденты, поставщики, личный состав рабочих команд или служб, на которые возложено бытовое обслуживание вооруженных сил, и гражданские лица, входящие в экипажи военных самолетов. У этой категории гражданских лиц имеется особое удостоверение личности.

Как и другим категориям покровительствуемых лиц, международное гуманитарное право предусматривает предоставление гражданскому населению и отдельным гражданским лицам как общей, так и специальной правовой защиты от последствий военных действий.

Различие заключается  в том, что общая защита предоставляется всему гражданскому населению и отдельным гражданским лицам независимо от их возраста, пола, расовой и национальной принадлежности, политических или религиозных убеждений.

Общая защита гражданского населения и отдельных гражданских лиц предполагает, что эти лица при любых обстоятельствах имеют право на гуманное обращение, на уважение их личности, чести, семейных прав, религиозных убеждений и обрядов, привычек и обычаев. Стороны в конфликте должны исходить из недопустимости принятия каких-либо мер, которые могут причинить физическое страдание или привести к уничтожению покровительствуемых лиц, находящихся в их власти. В связи с этим запрещаются убийства, пытки, телесные наказания, увечья; медицинские или научные опыты, не связанные с необходимостью лечения покровительствуемых лиц. Кроме того, в статьях 33, 34 IV Женевской конвенции содержится ряд правил, согласно которым воспрещаются:

  • коллективные наказания;
  • террор;
  • ограбление;
  • репрессалии:
  • взятие заложников.

Предоставление режима специальной защиты связано либо с повышенной уязвимостью определенных категорий покровительствуемых лиц (дети, женщины и т.д.) в условиях вооруженного конфликта, либо объясняется их особой ролью в оказании помощи гражданскому населению и обеспечении его выживания в ходе боевых действий (персонал медицинских формирований и организаций гражданской обороны) [2].

С точки зрения объема и целей правовой режим  специальной защиты в сущности аналогичен режиму общей защиты. Отличительная особенность норм, определяющих режим специальной защиты, состоит в том, что онустанавливают, в частности, дополнительные меры, направленные на обеспечение защиты гражданских лиц в условиях вооруженного конфликта и, как правило, подробно регламентирует порядок предоставления такой защиты и условия, при которых она перестает действовать.


Например, в соответствии со статьей 77 Дополнительного протокола I устанавливается специальный режим защиты для детей: «Дети пользуются особым уважением и им обеспечивается защита от любого рода непристойных посягательств.

В соответствии со статьей 38 IV Женевской конвенции положение покровительствуемых лиц из числа иностранцев, оказавшихся на территории находящейся в конфликте стороны, в принципе регулируется правилами, касающимися обращения с иностранцами в мирное время. Дополнительный протокол I ввел несколько новых норм с целью распространить защиту, предоставляемую частью 1 вышеуказанной Конвенции, на лиц, которые до начала военных действий рассматривались как апатриды или беженцы согласно соответствующим международно-правовым актам, принятым заинтересованными сторонами, и национальному законодательству государства, предоставившего убежище, или государства проживания, а также с целью побудить государства способствовать любыми возможными путями воссоединению семей, разъединенных в результате вооруженного конфликта.

Информация о работе Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов