Международные преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена возникновением новых угроз, которые представляют опасность для мира и международной безопасности. Исторический опыт XX в. показывает, что самые чудовищные зверства и жестокости совершались во время войн и вооруженных конфликтов. Научно-технический прогресс и связанное с ним совершенствование вооружений, растущий размах военных столкновений к середине прошлого столетия поставили под угрозу само существование человеческой цивилизации. Несмотря на то, что угроза мировой войны и глобального уничтожения в настоящее время не столь велика, в мире насчитывается одновременно более 20 военных столкновений как международного, так и внутригосударственного характера.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ……5
1.1 Понятие международного преступления…………………………………………5
1.2 Объективные и субъективные признаки международного преступления……..7

ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА….12
2.1 Общая характеристика международных преступлений против человечества..12
2.2 Геноцид в системе преступлений против человечества………………………..15

ГЛАВА 3. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В БЕЛОРУССКОМ УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ……………………………23
3.1 Общая характеристика преступления против безопасности человечества согласно Уголовному кодексу Республики Беларусь………………………………23
3.2 Анализ составов преступлений против безопасности человечества по белорусскому уголовному законодательству……………………………………….25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………...38

Файлы: 1 файл

МПП.doc

— 224.50 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….3

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ  И ПРИЗНАКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ……5

1.1 Понятие международного  преступления…………………………………………5

1.2 Объективные  и субъективные признаки международного  преступления……..7

 

ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА….12

2.1 Общая характеристика  международных преступлений против  человечества..12

2.2 Геноцид в  системе преступлений против  человечества………………………..15

 

ГЛАВА 3. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В  БЕЛОРУССКОМ УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ……………………………23

3.1 Общая характеристика  преступления против безопасности  человечества согласно Уголовному  кодексу Республики Беларусь………………………………23

3.2 Анализ составов  преступлений против безопасности  человечества по белорусскому уголовному законодательству……………………………………….25

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………35

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………...38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

Актуальность  выбранной темы курсовой работы обусловлена возникновением новых угроз, которые представляют опасность для мира и международной безопасности. Исторический опыт XX в. показывает, что самые чудовищные зверства и жестокости совершались во время войн и вооруженных конфликтов. Научно-технический прогресс и связанное с ним совершенствование вооружений, растущий размах военных столкновений к середине прошлого столетия поставили под угрозу само существование человеческой цивилизации. Несмотря на то, что угроза мировой войны и глобального уничтожения в настоящее время не столь велика, в мире насчитывается одновременно более 20 военных столкновений как международного, так и внутригосударственного характера. И практически все они сопровождаются совершением самых тяжких преступлений, доказательством чего служит деятельность учрежденных Советом Безопасности ООН Международных трибуналов по бывшей Югославии и по Руанде.

Со второй половины XIX в. в  доктрине международного права считается  общепризнанным существование преступных деяний, связанных с нарушением законов  и обычаев ведения войны, за совершение которых международное право возлагает на виновных лиц уголовную ответственность. События Первой и Второй мировых войн и стремление мирового сообщества предотвратить повторение гуманитарной катастрофы, ассоциируемой с деяниями нацистов, заставили государства сформулировать нормы, запрещающие подобные деяния и предусматривающие ответственность за их совершение.

Важнейшими событиями в плане формирования источниковой базы международного права, устанавливающей ответственность за совершение преступлений против человечества, стало принятие Устава Нюрнбергского Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран и Римского Статута Международного уголовного суда от 17 июля 1998г., вступившего в силу летом 2002 г.

В настоящее время в  теории развивается новая концепция  понимания международного уголовного права как самостоятельной отрасли, устанавливающей материально-правовые основания признания того или  иного деяния преступным. К числу  таких деяний, безусловно, относятся преступления против мира и безопасности человечества.

Таким образом, объектом данного исследования являются правоотношения, возникающие в связи с привлечением к ответственности за международные преступления против мира и безопасности человечества.

Предметом исследования являются нормы международного и белорусского законодательства, регулирующие ответственность за международные преступления против безопасности человечества.

Целью исследования является всестороннее изучение и анализ вопросов, связанных с ответственностью за международные преступления против человечества; анализ проблемных аспектов, связанных с такой ответственностью, и разработка предложений по их разрешению.

Поставленная  цель может быть реализована посредством  решения следующих задач:

- дать понятие  международного преступления и  выявить его объективные и  субъективные признаки;

- дать общую характеристику международных преступлений против человечества;

- исследовать  ответственность за конкретные  виды международных преступлений  против человечества;

- проанализировать  преступление геноцид и ответственность  за него в международном уголовном  праве как наиболее тяжкое  преступление против человечества;

- охарактеризовать  особенности ответственности за  преступления против безопасности  человечества по белорусскому уголовному законодательству.

Методологической  основой исследования послужили  такие методы исследования, как: специально-юридический, сравнительно-правовой, исторический и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта.

Теоретическую основу курсовой работы составляют труды ученых: Р.А. Елисеева, Н.А. Захарова, С.В. Зуева, А.Г. Авдейко, А.П. Войтовича, Б.В. Волженкина, В.П. Коняхина, А.Н. Королева, А.Н. Кривоносова, И.И. Лукашук, А.Г. Кибальника и др.

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ

 

1.1 Понятие международного  преступления

 

Ранее, в дореволюционной литературе международными преступлениями считались такие как несоблюдение трактатов, стремление одних государств к порабощению других и всемирному владычеству, нападение без объявления войны и без достаточного повода (Н.М. Коркунов, Ф. Мартенс, Л.А. Камаровский, В.А. Ульяницкий) [24, с. 50].

Согласно современной  доктрине, международное уголовное  право является комплексной отраслью, включающей материальные и процессуальные нормы. Эти нормы относятся либо к международному публичному праву, либо к международному частному (уголовному) праву и, наконец, к национальному уголовному праву [31, с. 63].

Международные правонарушения с середины ХХ века подразделяются на международные деликты и международные преступления.

К последним относятся  особо опасные деликты, которые  нарушают основополагающие принципы и  нормы международного права, имеющие  жизненно важное значение для всего  международного сообщества. Международными преступлениями считаются акты агрессии, насильственное установление или сохранение колониального господства, геноцид, апартеид.

Исходя из такого разграничения, в современном международном уголовном праве принято различать обычные деликты, международные преступления и преступления международного характера. Здесь различные не только субъекты преступления и объекты посягательства, но и способы и формы ответственности.

Если государство нарушает свое договорное обязательство перед  другими государствами в этой области, то оно совершает не международное преступление, а обычное международное правонарушение – обычный деликт.

Преступления, совершаемые  индивидами не в качестве должностных  лиц государства, а в качестве частных лиц, с которыми государства  ведут совместную борьбу принято считать преступлениями международного характера.

Что касается международных преступлений, то они совершаются как государством, так и физическими лицами одновременно и нарушают международные обязательства, столь основополагающие для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что их нарушение рассматривается международным сообществом в целом как преступление [24, с. 10-11].

Немало изменений  в концепцию международных преступлений внесли нормы, сформулированные после Первой мировой войны. Это ограничение обращения к войне Статутом Лиги Наций и ее запрещение Парижским пактом 1928 г., Лондонские конвенции 1933 г. об определении понятия агрессии и ряд других актов.

 Важнейшее  значение для прогрессивного  развития принципа международно-правовой ответственности государств имело принятие Устава ООН, который уполномочивает Совет Безопасности давать рекомендации или принимать решения о принудительных действиях в отношении угрозы миру, актов агрессии или других нарушений мира [24, с. 53].

Устав Нюрнбергского  трибунала подразделил международные  преступления на преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности (ст. 6 Устава). Именно эти преступления, направленные против мира и безопасности народов, являются международными в строгом значении этого термина.

Такое понимание  международного преступления, по существу, проходит через весь Устав ООН. Первостепенная задача ООН – «поддерживать международный  мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления агрессии или других нарушений мира» [24, с. 54].

Такое определение  методологически важно, поскольку  благодаря ему борьба с международными преступлениями попадает в сферу  компетенции Совета Безопасности ООН, который несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и действует от имени всех членов организации (п. 1 ст. 24 Устава ООН).

Таким образом, на базе международно-правовой практики и развития теоретических представлений постепенно сформировалось общее понятие международного преступления, имеющего особую общественную опасность для международного правопорядка.

Критерий общественной опасности международного преступления превращается в один из специфических принципов института международно-правовой ответственности. В качестве такового он способствует выделению международных преступлений в особую категорию. Очень важным проявлением принципа социальной опасности действий физических лиц за совершение международных преступлений является то, что порядок возложения ответственности за эти деяния может не соответствовать принципам и нормам, характерным для внутреннего уголовного права.

Ущерб от совершения международных преступлений, наносимых  международному правопорядку, несоизмерим с ущербом от обычных правонарушений и имеет принципиально иной характер, связанный с сознательным и вызывающим нежеланием подчиняться предписаниям международного права, что делает правомерным применение в случае их совершения более тяжелых форм ответственности.

 

1.2 Объективные  и субъективные признаки международного  преступления

 

Субъекты международных  преступлений – это государства, их органы, транснациональные корпорации, а также физические, частные или должностные лица, конкретно совершающие эти преступления. Обоснуем это определение.

Один из основных принципов международного права  – принцип суверенного равенства  государств, а субъектами правоотношений, вытекающих из юридического факта международных  преступлений, остаются именно государства-нарушители. Государства, совершившие международные преступления, не могут претендовать на полное равенство в общении с другими государствами. Ограничение суверенитета – основное юридическое следствие их преступного поведения.

В настоящее  время общепризнанно, что в связи с повышенной общественной  опасностью международных преступлений субъектами претензий к делинквенту могут быть не только непосредственно пострадавшие государства, но и практически все участники международного общения, все международное сообщество – т.е. все государства и международные организации.

Л.Н. Галенская пишет, что субъектами международных преступлений «могут быть как государства, так и отдельные органы государства, организации и даже физические лица» [19, с. 135].

Необходимо отметить, что утверждение принципа индивидуальной ответственности за международные преступления – важнейшие тезисы Нюрнбергского процесса. В результате возникновения принципиально новой концепции международных преступлений институт международно-правовой ответственности сегодня значительно отличается от тех цивилистических воззрений, которые существовали раньше.

Трибунал в  Нюрнберге в своем приговоре  подчеркнул, что «международное право  налагает долг и обязанности на отдельных  лиц, так же как и на государства».

В Конвенциях 1948 и 1973 гг. говорится о наказании  физических лиц соответственно за преступления геноцида и апартеида, и в то же время Комиссия международного права  приняла ст. 19 проекта Статей об ответственности государств, где эти преступления рассматриваются как деяния государств.

Таким образом, анализ международно-правовых документов позволяет сделать вывод о  том, что субъекты международных  преступлений, как и в случае других международных правонарушений, – это, прежде всего государства, а также физические лица, выступающие от его имени и конкретно осуществляющие эти преступления (ст. 3, 5 проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества).

А.И. Полторак и Л.И. Савинский подчеркивают, что опыт вооруженных конфликтов свидетельствует о том, что с каждой новой войной возрастает число нарушений, носящих именно государственно организованный характер [24, с. 57]. Государство выступает в таких случаях субъектом военных преступлений с самого начала и несет ответственность за осуществление соответствующих составов преступлений. Несут ответственность и государственные деятели, непосредственно организовавшие или принимавшие решение об агрессивном использовании оружия массового поражения. (Например, в случае ядерной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки в качестве организаторов выступали президент США и высшие американские военачальники).

Информация о работе Международные преступления