Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 12:05, курсовая работа
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена возникновением новых угроз, которые представляют опасность для мира и международной безопасности. Исторический опыт XX в. показывает, что самые чудовищные зверства и жестокости совершались во время войн и вооруженных конфликтов. Научно-технический прогресс и связанное с ним совершенствование вооружений, растущий размах военных столкновений к середине прошлого столетия поставили под угрозу само существование человеческой цивилизации. Несмотря на то, что угроза мировой войны и глобального уничтожения в настоящее время не столь велика, в мире насчитывается одновременно более 20 военных столкновений как международного, так и внутригосударственного характера.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ……5
1.1 Понятие международного преступления…………………………………………5
1.2 Объективные и субъективные признаки международного преступления……..7
ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА….12
2.1 Общая характеристика международных преступлений против человечества..12
2.2 Геноцид в системе преступлений против человечества………………………..15
ГЛАВА 3. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В БЕЛОРУССКОМ УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ……………………………23
3.1 Общая характеристика преступления против безопасности человечества согласно Уголовному кодексу Республики Беларусь………………………………23
3.2 Анализ составов преступлений против безопасности человечества по белорусскому уголовному законодательству……………………………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………...38
Отметим еще
одно важное обстоятельство. Во внутреннем
уголовном праве субъект
Если рассмотреть
с этой точки зрения положение
в международном праве, то возникающие
при международных
В случае совершения международных преступлений органами государства, с точки зрения международного права, это преступное поведение – поведение самого государства. Поэтому можно сказать, что в таких случаях органы и само государство совершают одни и те же составы преступлений, являются их субъектами и возникающей вследствие этого международной ответственности.
Другое дело, когда преступные акты совершаются физическими лицами, а государство не принимает мер по их предотвращению. В данном случае субъектами преступлений выступают физические лица, а субъектами преступлений – как сами эти лица, так и государство.
В случае международных преступлений, носящих обширный и продолжительный характер, если даже они и совершаются физическими лицами, не имеющими формального отношения к государственному аппарату, сам факт их допущения последним или его органами свидетельствует фактически о соучастии государства в этих преступлений.
С объективной стороны международное преступление характеризуется несколькими признаками. Это процесс совершения общественно опасного и противоправного посягательства на охраняемые законом интересы в пространстве и времени, начинающегося с преступного действия (бездействия и кончающегося наступлением вредных последствий.
Можно выделить три главных компонента, из которых складывается объективная сторона: общественно опасное действие (бездействие субъекта); вредное последствие; причинная связь между ними.
Поскольку всякое преступление совершается в пространстве и времени, существенные характеристики его объективной стороны – это способ, место, время и обстановка совершения преступления.
Все эти
компоненты и характеристики
объективной стороны присущи
международному преступлению, но
здесь они обладают
Объективная сторона международных преступлений представляет собой не одно действие и даже не серию действий одного лица (продолжаемое преступление), а сложную и разветвленную деятельность многих лиц и организаций, осуществляемую подчас на протяжении нескольких лет и даже десятилетий.
Иначе выглядит применительно к международным преступлениям и такой признак как способы совершения преступления, из которых невозможно выделить какой-то один способ его совершения, так как используются различные методы и подходы, в своей совокупности приводящие к намеченным результатам.
Международные преступления могут быть совершены и путем преступного бездействия. Главным образом это относится к противоправному поведению должностных лиц, которые должны были и могли выполнить какие-то действия, но не совершили их.
Международные преступления могут быть продолжительными и длящимися. Таковы, например, издевательства фашистов над военнопленными в период Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. или акты разбоя среди мирного населения.
Следующий элемент объективной стороны – вредные последствия (те же трагические события второй мировой войны, унесшей свыше 50 млн. человеческих жизней, но еще более катастрофическими могут быть последствия ядерной войны и даже такие международные преступления как геноцид, апартеид, расовая дискриминация, посягательства на окружающую среду способны причинить огромный материальный, нравственный, социальный вред. При этом следует принять во внимание, как непосредственный ущерб, так и вред, более отдаленный во времени).
Если говорить о субъективной стороне международного преступления, этим понятием обозначается психологическое отношение субъекта к своим общественно-опасным действиям и их последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности. К субъективной стороне (в качестве факультативных элементов) относятся также цель и мотив преступления.
Субъективная сторона международного преступления, отражая интересы и намерения субъекта, служит внутренним источником поведения, направляет и регулирует объективную сторону поступка.
В нормах международного
права форма вины (умысел, неосторожность)
обычно не упоминается. Однако сама природа
большинства международных
Еще один компонент
– волевой элемент. Он отражает
различную степень
Необходимо добавить, что существенные особенности присущи вине как признаку правонарушения, совершенного не физическим лицом, а государством. Вина государства есть не психологическое, как для человека, а социально-политическое и правовое понятие. Это неправомерно реализуемая воля государства-правонарушителя, проявляющаяся в противоправных деяниях его органов.
Эти соображения не исключают, а, напротив, предполагают выявление и психологической вины (в смысле субъективной стороны преступления) тех конкретных групп и физических лиц, которые инспирировали и реализовали международное преступление.
Таким образом, напрашивается вывод, что обстановка совершения международных преступлений имеет не только географическое, но и политическое значение и содержание. Она должна в полной мере учитываться при анализе и оценке опасности совершенного преступления, его тяжести, степени вины субъектов, приниматься во внимание при назначении наказания и решении других вопросов уголовной ответственности.
Итак, международные преступления представляют собой особо опасные для человеческой цивилизации нарушения принципов и норм международного права. Из них наибольшую опасность представляют уголовно наказуемые деяния должностных лиц, реализующих на практике преступную политику государств. Наряду с последними, несущими за эти преступления международную политическую и материальную ответственность, их субъектами становятся руководители государств, высшие должностные лица и другие исполнители преступной политики.
Впервые перечень международных преступлений был сформулирован в Уставе Международного военного трибунала 1945 г., где они были подразделены на три группы: преступления против мира, военные преступления, преступления против человечности.
В соответствии с предписаниями международного права ответственность за международные преступления закрепляется в национальном уголовном законодательстве государств.
ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
2.1 Общая характеристика международных преступлений против человечества
История развития
современной цивилизации
В данном случае общепризнанный принцип международного сотрудничества является прочной материальной основой, что особенно важно при реализации системы мер по противодействию международным преступлениям [12, с. 171].
В условиях сегодняшней действительности увеличивается число преступлений, признаваемых странами мира международными, в результате которых наступают тягчайшие последствия для жизни на земле. Все это вызывает особое беспокойство мирового сообщества.
Учитывая повышенную опасность для мирового сообщества международных преступлений в общей системе норм, регулирующих отношения между государствами, Устав ООН и Декларация о принципах международного права закрепили важнейшие международно-правовые принципы: отказ от угрозы силой и использования силы в международных отношениях; разрешение споров мирными средствами; невмешательство во внутренние дела других государств; обязанность сотрудничать в соответствии с Уставом; равноправие и самоопределение народов; суверенное равенство всех государств; добросовестное выполнение международных обязательств.
Руководствуясь
сформулированными в
Исходя из того что международные преступления посягают на интересы всего мирового сообщества, они должны относиться к юрисдикции международного уголовного суда.
Предполагается,
что противодействие
Международные преступления как преступления физических лиц получили современное наименование как преступления против мира и безопасности человечества. Источником норм об ответственности за эти преступления является Устав Международного военного трибунала (Нюрнбергского), созданного для процесса по делу главных военных преступников, виновных в развязывании второй мировой войны. В нем были сформулированы как основания уголовной ответственности за преступления против мира и человечности и военные преступления, так и конкретное содержание указанных трех разновидностей уголовно-правовых запретов (ст. 6). На первое место среди этих преступлений были поставлены преступления против мира, то есть планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений или участие в общем плане или заговоре, направленных на осуществление любого из вышеуказанных действий. К военным преступлениям были отнесены деяния, являющиеся нарушением законов и обычаев войны, выражающиеся в убийствах, истязаниях или уводе в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории, в убийствах или истязаниях военнопленных или лиц, находящихся на море, в убийствах заложников, грабеже общественной или частной собственности; бессмысленном разрушении городов или деревень; разорении, не оправданном военной необходимостью, и других преступлениях. Устав трибунала для Югославии дополняет и конкретизирует этот перечень, включая в него биологические эксперименты, принуждение военнопленного или гражданского лица служить в вооруженных силах неприятеля, взятие гражданских лиц в качестве заложников и даже лишение военнопленного или гражданского лица прав на нормальное судопроизводство. Все это взято из Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 г. Запрещен также захват, разрушение или умышленное повреждение культурных, благотворительных, учебных, художественных и научных учреждений, исторических памятников, художественных и научных произведений [23, с. 12].
Преступления против человечности — это убийства, истребление, порабощение, ссылки и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены. Указанная классификация была воспроизведена и в Уставе Токийского международного военного трибунала (1946 г.).
После Нюрнбергского и Токийского процессов в рамках ООН продолжалась работа по развитию нормативной базы, необходимой для борьбы с преступлениями против мира и человечества. В этих целях еще в 1947 году в Резолюции 177 Генеральная Ассамблея ООН поручила Комиссии международного права сформулировать принципы международного права, признанные в Уставе Нюрнбергского трибунала (а также и в его приговоре) и составить проект Кодекса о преступлениях против мира и безопасности человечества. К вопросу о работе над этим проектом Генеральная Ассамблея возвращалась неоднократно. В 1991 году на своей XLIII сессии Комиссия международного права в предварительном порядке приняла в первом чтении проект этого Кодекса. Однако судя по обсуждению этого проекта и работе Комиссии по его доработке, его принятие — дело не близкого будущего.
Основные преступления против мира и безопасности человечества (включая военные преступления, геноцид и преступления против человечности, а кроме того, перечень был дополнен уставами трибуналов для Югославии и Руанды включением в него таких преступлений как пытки, заключение в тюрьму, изнасилование, а также терроризм) вошли в юрисдикцию Международного трибунала, учрежденного Резолюцией Совета Безопасности ООН от 22 февраля 1993 г. для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии, а также Международного трибунала по Руанде, учрежденного Резолюцией Совета Безопасности ООН от 8 ноября 1994 г. для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за такие преступления, совершенные на территории соседних государств. Кроме того, 17 июля 1998 г. на Римской дипломатической конференции ООН по учреждению Международного уголовного суда был принят Статут Международного уголовного суда как постоянного судебного органа, призванного осуществлять правосудие в отношении таких преступлений против мира и безопасности человечества, как геноцид, преступления против человечности, военные преступления и преступление агрессии.