Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 10:20, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование понятия и содержания международных стандартов прав человека.
Задачи курсовой работы заключаются в следующем:
изучить историю становления и развития понятия международно-правовых стандартов прав человека;
охарактеризовать принципы и источники международного права прав человека;
раскрыть содержание международных стандартов прав человека;
а так же исследовать международные правовые акты по правам человека.
1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3
2. ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ, ИСТОЧНИКИ И ПРИНЦИПЫ ПРАВА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА…………………………………………………………...…….5
1. История становления и развития понятия международно-правовых стандартов прав человека………………………………………………5
2. Источники и принципы прав человека………………………………..9
3. Классификация прав и свобод человека……………………………..15
3. ГЛАВА II. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ПРАВ И СВОБОД
ЧЕЛОВЕКА………………………………………………………………..23
1. Международные стандарты прав и свобод человека……………….23
2. Международные правовые акты по правам человека………………29
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...33
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….35
1) Право собственности. Это одно из неотъемлемых, неотчужденных прав человека. Собственность, по определению Гегеля, — это свобода. Он настаивал на признании за лицами абсолютного права частной собственности. Признавая и реализуя на деле право частной собственности, не следует бросаться в крайности. На протяжении длительного времени право собственности заменяло и подменяло собой все социально-экономические права. Считалось, что «священное» право собственности делает недостижимым и невозможным другие социально-экономические права. Время утвердило другую истину. Она заключается в том, что признание права собственности не противоречит признанию и других социально-экономических прав. Более того, они могут проявлять себя в единстве, составляя комплекс экономических и социальных прав.
2) Право на труд. Согласно Пакту об экономических, социальных и культурных правах (ст. 6), право на труд включает «право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается». При этом право на свободный выбор труда предполагает запрещение рабства и принудительного труда. Право каждого человека на труд и защиту от безработицы зафиксировано и в ст. 23 Всеобщей декларации прав человека.
К основным
социальным правам относятся
право на достаточный
1) Право на достаточный жизненный уровень. Во Всеобщей декларации прав человека (ст. 25) записано: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иною случая утраты средств к существованию по независящим от нею обстоятельствам». Пакт об экономических, социальных и культурных правах обязал участвующие в нем государства: а) признавать право каждого на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи и на непрерывное улучшение условий жизни: б) принимать надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая важное значение в этом отношении международного права и международного сотрудничества.
2) Право на здоровье и здоровую окружающую среду. Многочисленные болезни, региональные войны, отсутствие должного внимания со стороны большинства государств усиливают отрицательные тенденции в области здравоохранения. В Беларуси на здоровье людей отрицательное влияние оказали также последствия Чернобыльской катастрофы. В сложившейся ситуации чрезвычайно важно то, что в соответствии с Пактом об экономических, социальных и культурных правах государства «признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психологического здоровья». В числе мер, которые должны быть приняты государством для полного осуществления этого права, — создание условий, обеспечивающих всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни, улучшение внешней среды и гигиены труда. Вместе с тем забота о своем здоровье должна быть не только правом, но и обязанностью каждого человека.
К основным
культурным правам человека
1) Право на образование. В соответствии с положениями Всеобщей декларации прав человека, Пакта об экономических, социальных и культурных правах (ст. 13) полное осуществление этого права предполагает обязательное и бесплатное начальное образование для всех; доступность среднего и профессионально-технического, а высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого; свободу роли гелей выбирать школы для своих детей. Образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и сознания ее достойно на и должно укреплять уважение к правам и свободам. Образование должно дать возможность всем быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами и содействовать работе Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
2) Право на участие в культурной жизни. Согласно Пакту об экономических, социальных и культурных правах (ст. 15) каждый человек имеет право принимать участие в культурной жизни, пользоваться результатами научного прогресса и их практического применения, а также защитой моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных и художественных трудов. Государство обязуется уважать свободу научных исследований и творческой деятельности и принимать меры, необходимые для охраны, развития и распространения достижений науки и культуры. Полноценное участие в культурной жизни и использование результатов научного прогресса возможно лишь при условии эффективной защиты авторских прав и сохранения культурных и научных ценностей. [9 c.14-15]
Глава II. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ПРАВ И СВОБОД
ЧЕЛОВЕКА
Первостепенное значение Международных пактов о правах человека, как и предшествовавшей им Всеобщей декларации прав человека и относящихся к различным периодам конвенций в сфере гуманитарного права, заключается в том, что они, исходя из всемирного опыта и воплощая современные потребности и тенденции социального прогресса, устанавливают общечеловеческие стандарты прав и свобод личности.
Стандарты конституируются в качестве нормативного минимума, определяющего уровень государственной регламентации с допустимыми отступлениями в том или ином государстве в форме его превышения либо конкретизации.
Именно такой смысл стандартов хорошо выражен в ст.19 Устава Международной организации труда, согласно которой конвенции или рекомендации в рамках МОТ не затрагивают «какой-либо закон, судебное решение, обычай или соглашение, которые обеспечивают заинтересованным трудящимся более благоприятные условия, чем те, которые предусматриваются конвенцией или рекомендацией» [10, с. 454]. В одном из официальных изданий МОТ (1995 г.) концепции и рекомендации квалифицируются как минимальные нормы.
Можно обозначить следующие функции стандартов:
- определение перечня прав и свобод, относящихся к категории основных и обязательных для всех государств — участников пактов и других конвенций;
- формулирование главных черт содержания каждого из этих прав (каждой из этих свобод), которые должны получить воплощение в соответствующих конституционных и иных нормативных положениях;
- установление обязательств государств по признанию и обеспечению провозглашаемых прав и введение на международном уровне самых необходимых гарантий, обусловливающих их реальность;
- фиксирование условий пользования правами и свободами, сопряженных с законными ограничениями и даже запретами;
- декларирование и обеспечение права человека на правовую защиту для восстановления нарушенных прав с использованием национальных и международных механизмов.
Оба пакта характеризуются закреплением связи между правовым статусом личности и правом народов на самоопределение, в силу которого они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. В одном аспекте пакты отличаются друг от друга: если в соответствии с Пактом о гражданских и политических правах каждое государство «обязуется уважать и обеспечивать» признаваемые в Пакте права, то согласно Пакту об экономических, социальных и культурных правах каждое государство обязуется «принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление» признаваемых в Пакте прав [10, с. 455].
Следует подчеркнуть, что в международном гуманитарном праве отвергается деление прав и свобод по степени их значимости для человека. Целостный взгляд на проблему четко выражен в тексте Итогового документа Венской встречи СБСЕ 1989 г., где сказано, что « все права и свободы являются существенными для свободного и полного развития» личности, что все права и свободы «имеют первостепенное значение и должны полностью осуществляться всеми надлежащими способами». Эта же мысль выражена в Венской декларации Всемирной конференции по правам человека 1993 г.: «Все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием» [10, с. 456].
Представляет интерес сопоставление международно-правовой и конституционной оценки принудительного труда. Международно-правовые решения содержатся в Пакте о гражданских и политических правах и в ранее принятых конвенциях Международной организации труда - о принудительном труде 1930 г. и об упразднении принудительного труда 1957 г., а также в двух региональных актах — Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г. Согласно п. 3 ст. 8 Пакта «никто не должен принуждаться к принудительному или обязательному труду», но здесь же дается толкование, что термином «принудительный труд» не охватываются: 1) работа или
служба, которую должно выполнять
лицо, находящееся в заключении на
основании законного
Весьма своеобразно отношение международного гуманитарного нрава к праву частной собственности и к праву предпринимательской деятельности. Как это ни парадоксально, но Пакт об экономических, социальных и культурных правах, открывающий перечень правом на труд, вообще умалчивает об этих правах, а Всеобщая декларация прав человека ограничивалась закреплением права каждого человека «владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими». Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (не в основном тексте, а в Протоколе № 1) фиксирует право каждого физического или юридического лица «беспрепятственно пользоваться своим имуществом», оговаривая возможность лишения имущества только «в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права». Признание права собственности и права предпринимательства на уровне международно-правового акта связано с Парижской хартией для новой Европы, принятой в рамках СБСЕ в ноябре 1990 г. Государства-участники подтвердили, что каждый человек имеет право «владеть собственностью единолично или совместно с другими и заниматься предпринимательством».
Принятие государством в соответствии с его конституционными процедурами законодательных, административных и судебных мер в нетях закрепления, обеспечения и защиты прав и свобод человека квалифицируется в пактах и конвенциях как международное обязательство государства.
Пакты и конвенции презюмируют право государства устанавливать определенные ограничения в качестве условий пользования правами и предохранительных мер против неправомерных действий пользователей. Еще Всеобщая декларация прав человека предусмотрела, что «каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности», в связи с чем оговорила возможность устанавливаемых законом ограничений при осуществлении прав и свобод. Формулировка мотива ограничений («с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе») была перенесена с некоторыми модификациями в Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (ст. 9-11, также ст.2 Протокола № 4 к Конвенции), в Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 12, 18-22) и в Конвенцию СНГ о правах и основных свободах человека (ст. 10-12, 22), причем помимо названных в Декларации факторов в ряде случаев указаны и такие, как охрана государственной безопасности, здоровья или нравственности населения.
Наряду с этим в одну из статей Пакта о гражданских и политических правах включены обращенные к государствам требования относительно запрета определенных действий, что также следует оценивать в контексте ограничительных мер. Согласно ст. 20 должны быть запрещены всякая пропаганда войны и всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти как подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию. В этой связи отметим значение Международной концепции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., которая содержит наряду с осуждением конкретные меры государств по запрету, пресечению и преследованию актов расовой дискриминации и ее безусловному устранению.
Эта Конвенция и Концепция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. оказались весьма эффективными в комплексе международных и национальных мер, обеспечивавших прогрессивные сдвиги в Южной Африке, которые завершились упразднением режима апартеида и качественными преобразованиями государственного строя в ЮАР.
Характеристика международно-правовых норм в качестве международных стандартов прав и свобод человека предполагает комплексную оценку правового статуса личности в контексте как конституционных, так и конвенционных предписаний.
Получило распространение суждение, согласно которому права и свободы приобретают качества элементов правового статуса человека только благодаря закреплению в конституции и ином внутригосударственном законодательстве. При таком подходе те права, которые сформулированы исключительно в международных договорах, не признаются субъективными правами граждан государства, в законах которого те или иные права не названы.
Таким образом, правовой статус личности включает в себя права и свободы, провозглашенные в международных договорах, т.е. международно- признанные права и свободы.
Немного истории. Примечательно, но впервые положения о международных договорах были включены в нормативно-правовые акты в США. Оно и понятно, это государство всегда по составу было разнообразным формационным явлением.
Так, Конституция США от 1787 г. определяет, что все международные договоры, принятые наравне с указанной Конституцией и законами США и договоры, которые были и будут заключены от имени США, являются высшим правом страны. А судьи, независимо от их местонахождения, подчинены и обязаны неукоснительно следовать им, даже если эти нормы противоречат законам штата.
Информация о работе Международные стандарты прав и свобод человека