Международный договор как источник международного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Международный договор является основным источником международного права, важным инструментом осуществления внешней функции государств. На основе международных договоров учреждается и функционируют межгосударственные организации. Изменения, которые происходят в праве международных договоров, неизбежно затрагивают остальные отрасли международного права. В силу этого право международных договоров занимает особое место в системе международного права, являясь одной из ведущих ее отраслей. В настоящее время и мире насчитывается более 500 тыс. многосторонних и двухсторонних договоров.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Источники международного права…………………………………………………5
§ 1. Понятие источников международного права ………………………………………….5
§ 2. Виды источников международного права ……………………………………………..7
Глава 2. Международный договор как источник международного права ………………12
§ 1. Стороны в договоре. Заключение договора…………………………………………...12
§ 2. Форма и структура договора…………………………………………………………...19
§ 3. Действие договора. Условия действительности и недействительности договора ...21
§ 4. Прекращение и приостановление действия договора ……………………………….24
Заключение ………………………………………………………………………………….28
Список использованной литературы …………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 91.06 Кб (Скачать файл)

Полномочия должны выдаваться компетентными органами государства  в соответствии с его внутригосударственным правом.17 Например, полномочия на ведение переговоров и на подписание международных договоров Российской Федерации предоставляются:

а) в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, - Президентом, а в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, по вопросам, относящимся к ведению Правительства, - Правительством Российской Федерации. Полномочия на ведение переговоров и на подписание указанных договоров оформляются от имени Президента или Правительства Министерством иностранных дел;

б) в отношении договоров, заключаемых от имени Правительства,  -   Правительством   Российской   Федерации.   Такие   полномочия оформляются Министерством иностранных дел;

 в) в отношении договоров межведомственного характера - федеральным министром, руководителем иного федерального органа исполнительной власти.

Выдача полномочий должностным  лицам международных организаций регулируется внутренним правом каждой организации.

При заключении двусторонних договоров участники  обмениваются полномочиями, а при заключении многосторонних (на специальной конференции или в рамках международной организации) полномочия сдаются в секретариат или специальный комитет по проверке полномочий.

В отличие от государства правоспособность организации индивидуальна. Одна организация может существенно отличаться в этом отношении от другой. С учетом этого Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 года закрепила следующее положение «Правоспособность международной организации заключать договоры регулируется правилами этой организации» (ст. 6). Под правилами понимаются, в частности, учредительные акты организации, принятые в соответствии с ними решения и резолюции, а также устанавливающаяся практика организации (ст. 2). Эти положения учитывают весьма важное обстоятельство – полномочия разных организаций в отношении договоров могут существенно различаться.

Следует отметить, что Венская  конвенция о представительстве  государств в их отношении с международными организациями универсального характера 1975 года содержит положения, отличающиеся от соответствующих положений Венской  конвенции 1969 года. Она закрепила  право принятия текста  договора на конференции или в органе организации  за представителями, уполномоченными  государствами представлять их на конференции  или в организации (п. 2 ст. 7). Конвенция 1975 года предусматривает такое право  лишь за главами государства.

В Венской конвенции 1986 года указано, что лицо считается представляющим международную организацию либо в целях принятии текста договора или установления его аутентичности, либо выражения согласия этой организации  на обязательность для нее договора, если: а) это лицо предъявит соответствующие  полномочия или б) из обязательств доказывает, что намерение заинтересованных государств и международных организаций  заключается в том, чтобы это  лицо рассматривалось как представляющее эту организацию для этих целей  в соответствии с правилами организации  без необходимости предъявления полномочий (п. 3 ст. 7). 

Поскольку учредительные  акты редко содержат эти положения, особое значение имеет соответствующая  практика каждой из них. Обычно считается, что правом представлять организацию без полномочия обладает ее главное должностное лицо, оно же может поручить поручительство своим заместителя.

В определенных случаях право  высшего должностного лица представлять организацию при заключении договора может быть основана на решении ее соответствующего органа. Практика организации  известны случаи делегирования полномочий одним органом другому. Согласно п. 3 ст. 43 Уставу ООН право заключать соглашения по вопросу о вооруженных силах принадлежит Совету Безопасности, но на самом деле такие соглашения заключаются Генеральным секретарем по поручению Совета Безопасности.

Организация не может ссылаться  на то, что ее согласие на обязательность договора было выражено в нарушении  ее правил, как и на основании  недействительности согласия.

Особым случаем является заключение договора организацией с  государством - членам. Они должны быть знакомы с соответствующими правилами организации. Государства – члены участвуют в принятии решений органов организации, касающихся заключения конкретных договоров, и несут соответствующую долю ответственности.18  

Подписание международного договора, в котором имеется положение о том, что он вступает в силу с момента подписания, означает окончательное выражение согласия на его обязательность.

Встречаются международные  договоры, в которых отсутствуют  положения о моменте вступления их в силу. В таких случаях значение имеет контекст, сведения, содержащиеся в полномочиях представителей, и практика применения такого договора, свидетельствующие о намерении его участников рассматривать его в качестве обязательного с определенной даты. Согласно обыкновению и правилам телеологического толкования считается, что представители участников договора, подписывая его и действуя добросовестно и разумно, имели в виду придать договору обязательную юридическую силу.19

При подписании двусторонних международных договоров применяется норма об альтернате (чередовании подписей), означающая, что в экземпляре договора, принадлежащего данному участнику договора, наименование этого участника, подписи его уполномоченных, печати и текст договора на его языке помещаются на первом месте. Для подписи первым считается место под текстом договора с левой стороны (на языках с правосторонним правописанием — с правой стороны). Если подписи ставятся одна под другой, первым местом считается верхнее.

Ратификация международного договора — процедура получения согласия парламентского органа государства на заключение договора.

Ратификация договора имеет внутреннюю и международную  составляющие. Внутренняя составляющая ратификации определяется национальным правом государства, предусматривающим порядок рассмотрения договора представительным органом и форму его согласия на обязательность договора. В Российской Федерации такой формой является закон о ратификации, принимаемый в том же порядке, что и другие законы.20 В ходе ратификации договора недопустимо одностороннее изменение его текста.

Венская конвенция  регулирует международную составляющую ратификации, которая выражается в передаче документа о ратификации (ратификационной грамоты) партнеру в двустороннем договоре в порядке обмена или депонированию документа о ратификации у депозитария при заключении многостороннего договора. Этим актом передачи ратификационной грамоты другому государству-участнику или депозитарию государство окончательно выражает свое согласие на обязательность для него договора. До момента передачи ратификационной грамоты согласие государства на обязательность договора считается не выраженным, а лишь заявленным как намерение.

Содержание ратификационных  грамот определяется обычно-правовой нормой, состоящей в том, что в грамоте указывается орган, ратифицировавший договор, наименование ратифицированного договора, место и дата его подписания. Основная часть грамоты содержит полный текст этого договора, заявлений и оговорок, если таковые были приняты, всех приложений, актов, схем, планов и дополнительных соглашений, составляющих международный договор. В заключительной части грамоты содержится заверительная формула о том, что данный договор будет применяться добросовестно. Здесь же ставится подпись и печать главы государства, скрепляемая подписью министра иностранных дел.21

Вследствие действия нормы Венской конвенции 1969 года, Разрешающей делимость международных договоров,  допускается ратификация части международного договора при условии, что сам договор это допускает и что с этим согласны государства-участники.

Депозитарий — хранитель подлинников многостороннего договора и всех относящихся к нему документов (заявлений, дополнительных соглашений, оговорок, деклараций о присоединении, о денонсации и т. д.), осуществляющий оформление, получение и отправку документов, относящихся к хранимым международным договорам.

Депозитарием  может быть одно или несколько государств, международная организация или ее генеральный секретарь. Если депозитариями назначено несколько государств, они согласовывают свои действия, информируют друг друга о количестве государств, присоединении к договору  иных государств, дате открытия договора для подписания и т. д.

Депозитариями Договора о запрещении испытаний ядерного оружия 1963 года и Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 года назначены правительства СССР (России), США и Великобритании.

Согласно Венской  конвенции 1969 года к функциям депозитария относится: хранение подлинных документов, заверение копий перевод текстов договора на иностранные языки и препровождение их участникам и другим государствам, имеющим право стать участниками договора, информирование о полученных им ратификационных грамотах или документах о присоединении, об уведомлениях и о сообщениях, относящихся к договору.

Если депозитарием является государство, оно не вправе выйти за пределы функций депозитария, вступать в разногласия с другими государствами по политическим вопросам их участия в международном договоре.

Принятие международного договора как способ выражения согласия государства на обязательность договора означает, чаще всего и в зависимости от договоренности, присоединение к договору путем его принятия на условиях, предусмотренных в тексте договора и в случае, если предусматривается именно принятие. В других случаях принятие договора может применяться вместо ратификации в случаях, если договор ратификации не подлежит («подписание ad referendum договора при условии его принятия»).22 Направление контрагентам или депозитарию письменного документа о принятии государством международного договора означает, что соблюдена внутригосударственная процедура, предусмотренная для выражения согласия на обязательность договора, а сама процедура принятия договора устанавливается государством самостоятельно и может быть различной в разных странах. Важно, чтобы контрагентам было сообщено о том, что договор принят в соответствии с законными процедурами. Для универсальных международных договоров обычно предусматривается парламентская процедура принятия, придающая согласию государства надлежащий вес и авторитет. В документе (нота или письмо главы государства или правительства) о принятии договора указывается орган, осуществивший принятие договора.

Утверждение (конфирмация) международного договора означает одобрение международного договора правительством или другим исполнительным государственным ведомством при условии, что заключение данного международного договора отнесено к его компетенции. Обычно документ об утверждении международного договора подписывается министром иностранных дел. Такая подпись снимает всякие сомнения, которые могли бы возникнуть относительно компетенции исполнительного органа, утвердившего международный договор.

Присоединение государства к многостороннему международному договору — способ выражения согласия на обязательность международного договора и одновременно способ заключения международного договора для не участвующего в договоре государства на тех условиях присоединения, которые предусмотрены самим договором. Присоединение к договору возможно и в тех случаях, когда присоединяющееся государство не участвовало в заключение договора, и в тех случаях, когда оно участвовало в согласовании текста договора и подписало его, но не выразило своего согласия на обязательность договора. Присоединение к многостороннему международному договору может происходить в форме ратификации, утверждения, принятия или в иной форме, о которой имеется договоренность.23

Присоединение допускается  к договорам, вступившим и не вступившим в силу. В первом случае договор  станет обязательным для присоединяющегося государства с даты представления депозитарию документов о присоединении к договору. Во втором случае — с даты вступления самого договора в силу, если он соберет предусмотренное в нем количество ратификаций.

Разрешается свободное  присоединение к многосторонним универсальным международным договорам. Такие договоры называются открытыми. Имеется доктрина, согласно которой любое государство вправе присоединиться к любому международному договору универсального характера. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года содержит устаревшую дискриминационную норму, согласно которой участниками этой конвенции могут быть лишь государства — члены ООН.

§ 2. Форма и  структура договора.

Форма договоров. Она выбирается по усмотрению сторон - государств и других субъектов международного права. Международное право не предписывает обязательной формы договора, и она не оказывает влияния на действие договора. Существуют две основные формы: письменная и устная. Доминирующей в международной практике стала письменная форма. Международный договор Российской Федерации означает международное соглашение, заключенное с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме. Соглашение, не зафиксированное ни в каких документах, принято называть джентльменским соглашением.24

Информация о работе Международный договор как источник международного права