Международный договор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:08, реферат

Описание работы

Государства с древних времен определяли свои права и обязанности путем заключения договоров. В результате длительной истории применения договоров в качестве регулятора международных отношений выработались определенные международно-правовые нормы, устанавливающие порядок заключения, действия, действительности, толкования и прекращения действий договоров. Эти нормы в своей совокупности и составили особую отрасль международного права – право международных договоров.1
Договоры заключаются для конкретного и четкого определения взаимных прав и обязанностей сторон договора. Договорная форма закрепления международных отношений обуславливает стабильность международного правопорядка. Значение договоров определяется также и тем, что нет ни одной отрасли международного права, становление и развитие которой не связаны с договорами.

Файлы: 1 файл

Международное право реферат.docx

— 41.55 Кб (Скачать файл)

Полномочия на ведение  переговоров и на подписание международных  договоров РФ предоставляются: в  отношении договоров, заключаемых  от имени Российской Федерации, - Президентом  РФ; в отношении договоров, заключаемых  от имени Российской Федерации, по вопросам, относящимся к ведению Правительства  РФ, а также договоров, заключаемых  от имени Правительства РФ, - Правительством РФ; в отношении договоров межведомственного  характера - федеральным министром, руководителем иного федерального органа исполнительной власти. Министерство иностранных дел РФ выдает специальный  документ, подтверждающий право лица вести переговоры и подписывать  договор, либо, применительно к межведомственным договорам, это делает руководитель ведомства.

Принятие текста договора. Подготовка текста договора осуществляется путем переговоров через обычные  дипломатические каналы, на международных  конференциях и в международных  организациях. Текст принимается  по согласию всех участвующих в его  составлении, а на международной  конференции - большинством в две  трети присутствующих и участвующих  в голосовании, если тем же большинством голосов они не установили иное. В международных организациях тексты договоров принимаются в соответствии с правилами таких организаций (статьи 9 Венских конвенций 1969 и 1986гг.). Принятие текста не налагает на участников юридических обязательств.

Установление аутентичности  текста договора. После того как  текст договора согласован и принят, становится необходимым каким-то образом  зафиксировать, что данный текст  является окончательным и не подлежит изменениям со стороны уполномоченных. Процедура, посредством которой  принятый текст договора объявляется  окончательным, называется установлением  аутентичности текста. Как указывается  в ст. 10 Венской конвенции 1969 года, текст договора становится аутентичным  и окончательным путем процедуры, о которой условились участвующие  в переговорах государства, либо путем подписания ad referundum, парафирования  самого текста или же заключительного  акта конференции, содержащего этот текст. Подписание ad referundum (условное подписание) означает, что такое подписание нуждается  в последующем подтверждении  соответствующим государством или  соответствующей международной  организацией. Парафирование предполагает подписание, как правило, инициалами уполномоченных лиц первой или последней  страницы либо каждой страницы текста договора.8

Выражение согласия договаривающихся сторон на обязательность договора. Последней  стадией заключения международного договора является выражение субъектами международного права согласия на его  обязательность. Государство может  участвовать через своих представителей в процессе выработки текста договора, в установлении аутентичности текста, подписывать заключительный акт  конференции или проголосовать  за резолюцию международной организации, которыми принимается текст договора, но оно не будет связано его положениями, пока не выразит свое согласие на обязательность для него договора. Федеральный закон «О международных договорах РФ» в ст. 6 перечисляет шесть наиболее употребляемых способов выражения такого согласия, при реализации которых договор вступает в силу, приобретает юридическую обязательность: подписание; обмен документами, образующими договор; ратификация; утверждение; принятие; присоединение к договору. Как сказано в статье, могут быть и другие способы, о которых условятся стороны. Однако в российской практике до настоящего времени случаев использования таких способов не встречалось.

Из перечисленных в  Законе способов наиболее распространенным является подписание. При этом следует  различать подписание как способ выражения согласия на обязательность договора и подписание под условием последующей ратификации, принятия, утверждения или одобрения. В  первом случае подписание договора его  участниками влечет за собой его  вступление в силу. Во втором случае вступления в силу не происходит; оно  наступит только при выполнении условия  ратификации, принятия, утверждения  или одобрения. В случае, когда  подписание влечет за собой вступление договора в силу, в его тексте, как правило, прямо указывается, что он вступает в силу со дня  подписания.

Двусторонние договоры подписываются  обычно представителями обоих договаривающихся государств в одном месте и  одновременно. Это, однако, не является обязательным. Многосторонний договор  может подписываться в одном  месте одновременно всеми государствами, которые участвовали в переговорах, но может быть открыт для подписания в течение определенного срока  и в нескольких местах, что чаще встречается, когда подписание не является способом выражения согласия на обязательность договора, а предшествует ратификации, принятию и т.п.

Обмен документами также  является весьма широко используемым способом выражения согласия на обязательность договора. Его основные формы - обмен  нотами или письмами. Обмен нотами осуществляется по линии Министерства иностранных дел РФ. Другие ведомства  нотную переписку не ведут. Как правило, используется форма вербальной ноты, то есть нота составляется от третьего лица. Вербальная нота не подписывается, на ней ставятся печать Министерства и дата отправления. Возможно и использование  личной ноты, составляемой от первого  лица. Однако такая нота адресуется уже не министерству или посольству, а конкретному должностному лицу. Она подписывается лицом, от имени  которого направляется (обычно министром  иностранных дел или его заместителем). На ней ставится дата, но не проставляется  печать.

Ратификация международного договора - это окончательное его  утверждение высшим органом государства. В практике многих государств ратификация  осуществляется главой государства, причем это может быть обусловлено согласием парламента. В России ратификация осуществляется Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона.

Утверждение, принятие международного договора также являются в соответствии со ст. 11 Венской конвенции 1969 года способами  выражения согласия государств на обязательность для них договора. В этом смысле утверждение международного договора необходимо отличать от предварительного (до подписания) одобрения Президентом, Правительством проекта договора, которое  иногда неправильно называют утверждением, а принятие международного договора - от принятия текста договора после  его выработки.

Если государство с  самого начала не было участником договора, оно может присоединиться к нему на условиях, предусмотренных договором. Обычно присоединение применяется  в отношении многосторонних договоров.

Международные договоры вступают в силу для Российской Федерации  в порядке и сроки, предусмотренные  в договоре или согласованные  между договаривающимися сторонами (п. 1 ст. 24 Федерального закона «О международных  договорах РФ»).

Толкование –  выяснение действительного 

смысла и содержания договора.

Известны принципы толкования. Это, прежде всего, то, что договор  должен толковаться добросовестно. Также толковаться текст договора должен в сочетании с преамбулой и приложениями, а также с любыми соглашением, относящимся к договору. При этом во внимание принимается  любой документ, составленный одним  или несколькими участниками  в качестве документа, относящегося к договору. При толковании учитывается  любое последующее соглашение относительно толкования применения договора, последующая  практика применения договора и любые  нормы международного права, которые  применяются между участниками.

Если толкование осуществляется самими участниками договора, то такое  толкование называется аутентичным. Об этом шла речь выше. Можно добавить, что этот вид толкования обладает высшей юридической силой. Наряду с  аутентичным широко используется так  называемое международное толкование, которое осуществляется международными органами. Эта форма толкования может  быть предусмотрена в самом договоре либо согласована его участниками  особо. Так, в Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 года указывается, что ее участники по взаимному  согласию могут обращаться в Международный  Суд ООН в связи с возникновением между ними спора относительно толкования положений Конвенции.9

Органы государства, заключившего договор, очень часто дают толкование договора либо его отдельных положений. Это одностороннее толкование, и, в сущности, оно связывает только то государство, чьи органы в соответствии с внутренним правом имеют право давать такое толкование. Этот вид толкования называется внутригосударственным. Оно может иметь форму заявления, декларации и т.п., которые государства могут делать как при подписании, ратификации, утверждении, принятии или присоединении, так и при применении вступившего в силу международного договора.

Существует и так называемое неофициальное толкование. Оно может  осуществляться научными коллективами, отдельными учеными и т.д.

Толкование осуществляется при помощи специальных способов (приемов), к которым относятся  грамматическое (словесное), логическое, историческое и систематическое  толкование договоров.

В соответствии с п. 1 ст. 31 Федерального закона «О международных  договорах РФ» международные  договоры России подлежат добросовестному  выполнению в соответствии с условиями  самих международных договоров, нормами международного права, Конституцией РФ, Федеральным законом «О международных  договорах РФ», иными актами законодательства РФ. Здесь конкретизируется один из основных принципов международного права - принцип добросовестного  выполнения обязательств, представляющий собой основополагающую норму, юридически обязывающую субъектов международного права добросовестно осуществлять свои международные права и обязанности. Он служит концентрированным выражением юридической природы международного права.

Недействительность  международных договоров

Право договоров исходит  из презумпции действительности договоров. Договор рассматривается как  действительный, за исключением тех  случаев, когда иное установлено  в соответствии с международным  правом. Эта презумпция нашла отражение  и в формулировке принципа “pacta sunt servanda” в Венских конвенциях: “Каждый  действующий договор обязателен для его участников и должен ими  добросовестно выполняться” [1.5-1.6].

Действительность договора имеет два аспекта - процессуальный и материальный. Первый состоит в  правомерности процесса заключения. Материальная действительность состоит  в том, что содержание договора законно  с точки зрения международного права. Поэтому действительным является законно  заключенный договор с правомерным  содержанием. Но есть и еще один аспект. Осуществление договора должно также  протекать в рамках международного права. Если последующая практика применения договора, выражающая согласие участников, приводит к нарушению норм международного права, то возникает вопрос о его  действительности.

Абсолютная недействительность - сравнительно новое явление, вносящее серьезные изменения во все международное  право и характеризующее степень  его развития.

Сегодня недействительность договоров, противоречащих основным принципам  международного права, можно считать  общепризнанной. Она вытекает из ст. 103 Устава ООН, предусматривающей преимущественную силу вытекающих из него обязательств в случае противоречия с обязательствами члена по какому-либо другому международному соглашению. Ст. 53 Венской конвенции установила: “Договор является ничтожным, если в момент заключения он противоречит императивной норме общего международного права” [1.5]. Главное место среди императивных норм занимают основные принципы международного права. Возникновение новой императивной нормы делает недействительными противоречащие ей договоры, которые были заключены до этого. Положения договора, недействительность которого установлена, не имеют юридической силы. Каждый из участников вправе требовать от другого участника восстановить по возможности положение, которое сложилось до осуществления договора.

Прекращение и  приостановление письменных

форм международных  договоров.

Прекращение международного договора означает, что он утратил  свою обязательную силу в отношениях между его участниками и перестал порождать для них права и  обязательства. Приостановление действия международного договора - это перерыв  в действии договора на какой-то период времени. На время приостановления  действия договора участники не могут  пользоваться вытекающими из него правами  и не обязаны выполнять соответствующие  обязательства.

Согласно ст. 37 Федерального закона «О международных договорах  РФ» прекращение (в том числе  денонсация) и приостановление действия международных договоров РФ осуществляются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом, принявшим решение  о согласии на обязательность для  РФ международного договора. Однако есть исключение: Президент вправе принимать, если это вызывается необходимостью, решения о прекращении или  приостановлении действия международных  договоров РФ, согласие на обязательность которых для РФ давалось Правительством. Эта норма учитывает особую роль Президента, на которого согласно Конституции (ст. 86) возложено осуществление руководства  внешней политикой страны.

Предложения о прекращении  или приостановлении действия международных  договоров РФ (порядок их представления  устанавливает ст. 36 Федерального закона «О международных договорах РФ») рассматриваются Государственной  Думой в соответствии с ее регламентом. Принятый Государственной Думой  федеральный закон о прекращении (в том числе о денонсации) или  приостановлении действия международного договора РФ в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. Рассмотрение Государственной Думой  законопроектов о прекращении или  приостановлении действия международных  договоров РФ, а Советом Федерации  принятых ею законов осуществляется в таком же порядке, как и по вопросам ратификации договоров. Федеральный  закон о прекращении (в том  числе о денонсации) или приостановлении  действия международного договора РФ, принятый Федеральным Собранием, направляется в соответствии с Конституцией Президенту для подписания и обнародования.

В п. 4 ст. 37 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» сформулировано право Президента приостанавливать действие международного договора РФ, решение о согласии на обязательность которого для РФ принималось в форме федерального закона. Такое приостановление может  быть осуществлено Президентом в  случаях, требующих принятия безотлагательных мер, с обязательным незамедлительным информированием Совета Федерации  и Государственной Думы и внесением  в Государственную Думу проекта  соответствующего федерального закона.

Информация о работе Международный договор